Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики




ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет»

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра общей психологии и истории психологии

 

Утверждаю

проректор по учебной работе

_________________А.И. Ковалева

«_____» ___________________2011

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Психодиагностика»

ОПД. Ф. 09

для студентов очной, очно-заочной форм обучения

по специальности 030301.65 «Психология»

 

Москва 2011

 

Психодиагностика: учебно-методический комплекс. – М: Изд. Московского гуманитарного университета, 2011. – 91 с.

Учебно-методический комплекс подготовлен в рамках программы курса «Психодиагностика», составленной в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и стандарта Московского гуманитарного университета по специальности «Психология».

 

 

Автор-составитель:

Белашева Христина Валерьевна, канд. псих. наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии

 

Рецензенты:

Черемошкина Л. В., доктор психологических наук, профессор МГППУ;

Олейник Ю. Н., канд. псих. наук, доцент, декан факультета психологии и социальной работы МосГУ

 

 

Обсуждено

на заседании кафедры общей психологии и истории психологии, протокол № 7, 15.03.2011

ОДОБРЕНО

методическим советом факультета психологии и социальной работы, протокол № 2 от 15. 03. 2011 г.

 

 

Содержание:  
I. Программа дисциплины    
  1. Паспорт дисциплины    
  2. Аннотация дисциплины    
    2.1 Требования Государственного образовательного стандарта ВПО по дисциплине «Психодиагностика» для специальности «Психология»    
    2.2 Цели и задачи дисциплины    
    2.3 Требования к уровню подготовки студента по данной дисциплине    
    2.4 Связь с предшествующими дисциплинами    
    2.5 Связь с последующими дисциплинами    
  3. Учебный тематический план    
  4. Содержание дисциплины    
  Раздел 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики    
  Тема 1 Общее содержание и назначение психодиагностики как науки    
  Тема 2 Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины    
  Тема 3 Основные диагностические процедуры и их классификация    
  Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики    
  Тема 1 Психометрические требования к психодиагностическим методикам    
  Тема 2 Стандартизация теста    
  Тема 3 Основные этапы конструирования теста    
  Тема 4 Статистический анализ экспериментальных данных    
  Тема 5 Компьютерная психодиагностика      
  Раздел 3. Диагностика когнитивной сферы    
  Тема 1 Диагностика внимания и сенсомоторных реакций    
  Тема 2 Диагностика ощущений и восприятия    
  Тема 3 Психодиагностика памяти и мнемических способностей    
  Тема 4 Психодиагностика мышления    
  Тема 5 Диагностика интеллекта, умственного развития, общих и специальных способностей    
  Тема 6 Диагностика креативности и творческого потенциала личности    
  Тема 7 Одаренность и проблемы ее диагностики      
  Раздел 4. Психодиагностика личностных особенностей    
  Тема 1 Комплексные (типологические) личностные опросники    
  Тема 2 Проективные методы изучения личности    
  Тема 3 Психодиагностика темперамента и психодинамических свойств личности    
  Тема 4 Методы диагностики психических состояний    
  Тема 5 Психодиагностика мотивационной сферы личности    
  Тема 6 Психодиагностика самосознания личности    
  Тема 7 Психодиагностика эмоционально-волевой сферы личности    
  Тема 8 Диагностика особенностей межличностных отношений и общения    
  Раздел 5. Возрастная психодиагностика    
  Тема 1 Диагностика психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве    
  Тема 2 Диагностика готовности к школе    
  Тема 3 Диагностика познавательных процессов и уровня развития в младшем школьном возрасте    
  Тема 4 Диагностика познавательных процессов и личности в среднем, старшем школьном и юношеском возрасте    
  Тема 5 Психодиагностика зрелой личности    
  Тема 6 Специфика психологической диагностики пожилых людей      
  Раздел 6. Специальные области психодиагностики    
  Тема 1 Диагностика детей с аномальным психическим развитием  
  Тема 2 Клиническая психодиагностика    
  Раздел 7. Практические аспекты психодиагностики    
  Тема 1 Области практического использования психодиагностики    
  Тема 2 Профессионально-этические аспекты психодиагностики    
  Тема 3 Особенности психодиагностического исследования и обследования    
  5. Планы семинарских и практических занятий по дисциплине    
  6. Основные определения понятий по дисциплине «Психодиагностика» (глоссарий)    
II. Контроль качества освоения дисциплины «психодиагностика»    
  1. Материалы к промежуточному и итоговому контролю    
    1.1 Примерная тематика рефератов    
    1.2 Темы контрольных работ для студентов очно-заочной формы обучения    
    1.3 Примерная тематика курсовых работ    
    1.4 Перечень вопросов к экзамену    
  2. Тематика заданий аналитического характера для самостоятельной проработки    
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по дисциплине «Психодиагностика»    
  1. Методические указания преподавателю    
  2. Методические указания студентам    
    2.1 Методические указания к семинарским, практическим занятиям    
    2.2 Методические рекомендации по подготовке рефератов    
    2.3 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ    
    2.4 Методические рекомендации по подготовке курсовых работ    
IV. Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «психодиагностика»    
  1. Решение психодиагностических ситуаций    
  2. Тестовый контроль    
V. Учебно-методическое и информационное обеспечение по дисциплине психодиагностика      
  1. Основная, дополнительная литература и методические пособия    
  2. Интернет-ресурсы и электронно-программное обеспечение    
VI. Материально-техническое обеспечение дисциплины    
Приложение    
                 

I. Программа дисциплины

Паспорт дисциплины

Психодиагностика - ОПД.Ф.09

Специальность: 030301.65 Психология

Квалификация специалиста: «Психолог. Преподаватель психологии»

Курс: 3, 4

Семестр: 5, 6

Форма обучения: очная, очно-заочная

Общая трудоемкость: 300 часов.

Аудиторная нагрузка: 240

Итоговый контроль: зачет, экзамен.

 

2. Аннотация дисциплины

2.1 Требования Государственного образовательного стандарта ВПО по дисциплине «Психодиагностика» для специальности «Психология»

Индекс Наименование дисциплины и ее основные разделы Всего часов
ОПД.Ф.09   Психодиагностика: принципы, сфера применения, классификация методик, дифференциальная психометрика, валидность, надежность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы, методы диагностики интеллекта, личности, психических функций и психических состояний; стандартизованные и нестандартизованные личностные методики; проективные, рисуночные методики; психосемантические методы; проведение и интерпретация 8-10 универсальных методик исследования личности и интеллекта: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела (16 PF), методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики; методы постановки психологического диагноза.  

2.2 Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов научных представлений о психодиагностике как особой отрасли психологической науки, связывающей теорию и практику, прикладных и инструментальных аспектах психодиагностики практической области знаний психологии, а также проблемах современной психодиагностики, идентифицируя функции психодиагностики в профессиональной деятельности психолога.

Задачи дисциплины:

Ø ознакомление студентов с методологическими и теоретическими основами психодиагностики, с современными тенденциями развития психодиагностики;

Ø обеспечение освоения студентами психометрических (измерительно-статистических) основ психодиагностики, включая методы проверки надежности, валидности, репрезентативности и достоверности психодиагностических методик;

Ø ознакомление студентов с современными методами и методиками диагностики личности и когнитивного развития;

Ø формирование у студентов умений и навыков постановки и решения психодиагностических задач, включающих полный цикл диагностической работы, начиная с постановки цели, выбора соответствующих методик и заканчивая постановкой психологического диагноза;

Ø формирование у студентов знаний о профессионально-этических нормах в работе психолога-диагноста.

Курс «Психодиагностика» содействует более полному и глубокому усвоению курса психологии и является первой попыткой овладения профессиональным мастерством. Дисциплина является базовой профессионального цикла основной образовательной программы по специальности «Психология».

 

2.3 Требования к уровню подготовки студента по данной дисциплине

Студенты, завершившие изучение данного курса должны:

Иметь представление:

· о ключевых направлениях и этапах развития психодиагностики;

· об основных подходах и концепциях, областей применения и использования психодиагностических методик;

· о нормативном профессионально-этическом кодексе психодиагноста;

· о функциональных возможностях диагностических методик, используемых в психологической практике.

Знать:

· теоретико-методологические основы психодиагностики;

· принципы построения психодиагностических методик;

· специфику и особенности диагностируемых свойств, процессов и состояний;

· закономерности психодиагностического процесса и значимые характеристики многообразного инструментария психодиагностики.

Уметь:

· планировать и реализовывать этапы проведения психодиагностического обследования;

· различать научные и псевдонаучные подходы в интерпретации и анализе результатов;

· применять операционально-психометрические процедуры, направленные на проверку объективности психодиагностических методик.

Владеть:

· основными методами обработки, анализа и интерпретации результатов;

· принципами и навыками написания квалифицированного психологического заключения.

 

2.4 Связь с предшествующими дисциплинами

Психодиагностика как важнейшая отрасль психологии является интегрирующим образованием общепсихологических исследований и области переноса профессиональных навыков психолога.

Теоретико-методологические основы психодиагностики регламентируются соответствующими областями психологической науки: общая психология, дифференциальная психология, психология личности, психология развития и возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, психология труда, клиническая психология и психофизиология. Методические и измерительно-инструментальные средства психодиагностики основаны на следующих дисциплинах: экспериментальная психология, общий психологический практикум, математические методы психологии.

 

2.5 Связь с последующими дисциплинами

Актуальность запросов психологической практики реализуется посредством теоретической и методической базы в области психодиагностики. Формирование совокупности специализированных средств, которые реализуются во всех направлениях психодиагностики – практической и исследовательской – определяются актуальностью запросов медицины, правосудия, образования и т.д. Во всех прикладных и практико-ориентированных дисциплинах психологии психодиагностический инструментарий находит свое применение.


3. Учебно-тематический план

Очная форма обучения

 

Наименование темы Всего часов Лекции Семинары/практические занятия   Самостоятельная работа
Раздел 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики
1. Общее содержание и назначение психодиагностики как науки     -/-  
2. Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины     -/-  
3. Основные диагностические процедуры и их классификация     -/-  
Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики
1. Психометрические требования к психодиагностическим методикам     2/-  
2. Стандартизация теста   - -/-  
3. Основные этапы конструирования теста     -/2  
4. Статистический анализ экспериментальных данных     -/-  
5. Компьютерная психодиагностика     -/-  
Раздел 3. Диагностика когнитивной сферы
1. Диагностика внимания и сенсомоторных реакций     -/2 -
2. Диагностика ощущений и восприятия     -/-  
3. Психодиагностика памяти и мнемических свойств     -/2  
4. Психодиагностика мышления     -/2  
5. Диагностика интеллекта, умственного развития, общих и специальных способностей     -/4  
6. Диагностика креативности и творческого потенциала личности     -/2  
7. Одаренность и проблемы ее диагностики     -/-  
Раздел 4. Психодиагностика личностных особенностей
1. Комплексные личностные опросники     -/4  
2. Проективные методы изучения личности     -/4  
3. Психодиагностика темперамента и психодиманических свойств личности   - -/2  
4. Методы диагностики психических состояний   - -/2  
5. Психодиагностика потребностно-мотивационной сферы личности   - -/2  
6. Психодиагностика самосознания личности   - -/2  
7. Психодиагностика эмоционально-волевой сферы личности     -/2  
8. Диагностика особенностей межличностных взаимодействий и общения     -/2  
Раздел 5. Возрастная психодиагностика
1. Диагностика психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве     -/-  
2. Диагностика готовности к школе     2/-  
3. Диагностика познавательных процессов и уровня психического развития в младшем школьном возрасте     -/-  
4. Диагностика познавательных процессов, личности в среднем, старшем школьном и юношеском возрасте     -/-  
5. Психодиагностика зрелой личности     -/-  
6. Специфика диагностики пожилого возраста     -/-  
Раздел 6. Специальные области психодиагностики
1. Диагностика детей с особенностями в развитии     -/-  
2. Клиническая психодиагностика     -/2  
Раздел 7. Практические аспекты психодиагностики
1. Области практического использования психодиагностики   - -/-  
2. Профессионально-этические аспекты психодиагностики     -/-  
3. Особенности психодиагностического исследования и обследования     -/-  
Итого:        
               

 

 

Очно-заочная форма обучения

 

Наименование темы Всего часов Лекции Семинары/практические занятия   Самостоятельная работа
Раздел 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики
1. Общее содержание и назначение психодиагностики как науки     -/-  
2. Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины     -/-  
3. Основные диагностические процедуры и их классификация     -/-  
Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики
1. Психометрические требования к психодиагностическим методикам     -/2  
2. Стандартизация теста   - -/-  
3. Основные этапы конструирования теста     -/2  
4. Статистический анализ экспериментальных данных   - -/-  
5. Компьютерная психодиагностика   - -/-  
Раздел 3. Диагностика когнитивной сферы
1. Диагностика внимания и сенсомоторных реакций   - -/2  
2. Диагностика ощущений и восприятия   - -/2  
3. Психодиагностика памяти и мнемических свойств   - -/2  
4. Психодиагностика мышления   - -/2  
5. Диагностика интеллекта, умственного развития, общих и специальных способностей     -/4  
6. Диагностика креативности и творческого потенциала личности   - -/2  
7. Одаренность и проблемы ее диагностики   - -/-  
Раздел 4. Психодиагностика личностных особенностей
1. Комплексные личностные опросники     -/4  
2. Проективные методы изучения личности     -/6  
3. Психодиагностика темперамента и психодиманических свойств личности   - -/2  
4. Методы диагностики психических состояний   - -/2  
5. Психодиагностика потребностно-мотивационной сферы личности   - -/2  
6. Психодиагностика самосознания личности   - -/2  
7. Психодиагностика эмоционально-волевой сферы личности     -/2  
8. Диагностика особенностей межличностных взаимодействий и общения     -/2  
Раздел 5. Возрастная психодиагностика
1. Диагностика психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве   - -/-  
2. Диагностика готовности к школе     -/2  
3. Диагностика познавательных процессов и уровня психического развития в младшем школьном возрасте   - -/2  
4. Диагностика познавательных процессов, личности в среднем, старшем школьном и юношеском возрасте     -/2  
5. Психодиагностика зрелой личности   - -/2  
6. Специфика диагностики пожилого возраста   - -/-  
Раздел 6. Специальные области психодиагностики
1. Диагностика детей с особенностями в развитии   - -/-  
2. Клиническая психодиагностика     -/2  
Раздел 7. Практические аспекты психодиагностики
1. Области практического использования психодиагностики   - -/-  
2. Профессионально-этические аспекты психодиагностики   - -/-  
3. Особенности психодиагностического исследования и обследования   - -/2  
Итого:        
               

 

 


Содержание курса

 

Раздел 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики

Тема 1. Общее содержание и назначение психодиагностики как науки

Научные подходы к пониманию дисциплины. Место психодиагностики в ряде других психологических дисциплин. Принципы психодиагностики.

 

Тема 2. История психодиагностики

Ненаучные основы психодиагностики. Исторические предпосылки возникновения психологического тестирования. Первые практические и теоретические исследования в области тестирования. Возникновение и развитие различных направлений в психодиагностике. Хронология и особенности развития зарубежной психодиагностики 20 века. Трудности и объективная сущность психодиагностики в дореволюционной России и в СССР. Современное состояние психологического тестирования и психодиагностики.

 

Тема 3. Основные диагностические процедуры и их классификация

Классификация психодиагностических методов и их характеристика. Объективное тестирование, личностные опросники, психосемантические методы, проективная техника. Понятие методики, теста и их место в иерархии методов. Контент-анализ. Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Социометрический метод. Беседа, интервью и опрос. Ролевая игра. Диагностический обучающий эксперимент.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...