Раздел 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики
ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет»
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра общей психологии и истории психологии
Утверждаю
проректор по учебной работе
_________________А.И. Ковалева
«_____» ___________________2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Психодиагностика»
ОПД. Ф. 09
для студентов очной, очно-заочной форм обучения
по специальности 030301.65 «Психология»
Москва 2011
Психодиагностика: учебно-методический комплекс. – М: Изд. Московского гуманитарного университета, 2011. – 91 с.
Учебно-методический комплекс подготовлен в рамках программы курса «Психодиагностика», составленной в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и стандарта Московского гуманитарного университета по специальности «Психология».
Автор-составитель:
Белашева Христина Валерьевна, канд. псих. наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии
Рецензенты:
Черемошкина Л. В., доктор психологических наук, профессор МГППУ;
Олейник Ю. Н., канд. псих. наук, доцент, декан факультета психологии и социальной работы МосГУ
Обсуждено
на заседании кафедры общей психологии и истории психологии, протокол № 7, 15.03.2011
ОДОБРЕНО
методическим советом факультета психологии и социальной работы, протокол № 2 от 15. 03. 2011 г.
Содержание:
| |
I.
| Программа дисциплины
|
| |
| 1.
| Паспорт дисциплины
|
| |
| 2.
| Аннотация дисциплины
|
| |
| | 2.1
| Требования Государственного образовательного стандарта ВПО по дисциплине «Психодиагностика» для специальности «Психология»
|
| |
| | 2.2
| Цели и задачи дисциплины
|
| |
| | 2.3
| Требования к уровню подготовки студента по данной дисциплине
|
| |
| | 2.4
| Связь с предшествующими дисциплинами
|
| |
| | 2.5
| Связь с последующими дисциплинами
|
| |
| 3.
| Учебный тематический план
|
| |
| 4.
| Содержание дисциплины
|
| |
| Раздел 1.
| Теоретико-методологические основы психодиагностики
|
| |
| Тема 1
| Общее содержание и назначение психодиагностики как науки
|
| |
| Тема 2
| Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины
|
| |
| Тема 3
| Основные диагностические процедуры и их классификация
|
| |
| Раздел 2.
|
Психометрические основы психодиагностики
|
| |
| Тема 1
| Психометрические требования к психодиагностическим методикам
|
| |
| Тема 2
| Стандартизация теста
|
| |
| Тема 3
| Основные этапы конструирования теста
|
| |
| Тема 4
| Статистический анализ экспериментальных данных
|
| |
| Тема 5
| Компьютерная психодиагностика
|
| |
| Раздел 3.
| Диагностика когнитивной сферы
|
| |
| Тема 1
| Диагностика внимания и сенсомоторных реакций
|
| |
| Тема 2
| Диагностика ощущений и восприятия
|
| |
| Тема 3
| Психодиагностика памяти и мнемических способностей
|
| |
| Тема 4
| Психодиагностика мышления
|
| |
| Тема 5
| Диагностика интеллекта, умственного развития, общих и специальных способностей
|
| |
| Тема 6
| Диагностика креативности и творческого потенциала личности
|
| |
| Тема 7
| Одаренность и проблемы ее диагностики
|
| |
| Раздел 4.
| Психодиагностика личностных особенностей
|
| |
| Тема 1
| Комплексные (типологические) личностные опросники
|
| |
| Тема 2
| Проективные методы изучения личности
|
| |
| Тема 3
| Психодиагностика темперамента и психодинамических свойств личности
|
| |
| Тема 4
| Методы диагностики психических состояний
|
| |
| Тема 5
| Психодиагностика мотивационной сферы личности
|
| |
| Тема 6
| Психодиагностика самосознания личности
|
| |
| Тема 7
| Психодиагностика эмоционально-волевой сферы личности
|
| |
| Тема 8
| Диагностика особенностей межличностных отношений и общения
|
| |
| Раздел 5.
| Возрастная психодиагностика
|
| |
| Тема 1
| Диагностика психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве
|
| |
| Тема 2
| Диагностика готовности к школе
|
| |
| Тема 3
| Диагностика познавательных процессов и уровня развития в младшем школьном возрасте
|
| |
| Тема 4
| Диагностика познавательных процессов и личности в среднем, старшем школьном и юношеском возрасте
|
| |
| Тема 5
| Психодиагностика зрелой личности
|
| |
| Тема 6
| Специфика психологической диагностики пожилых людей
|
| |
| Раздел 6.
| Специальные области психодиагностики
|
| |
| Тема 1
| Диагностика детей с аномальным психическим развитием
|
|
| Тема 2
| Клиническая психодиагностика
|
|
| Раздел 7.
| Практические аспекты психодиагностики
|
| |
| Тема 1
| Области практического использования психодиагностики
|
| |
| Тема 2
| Профессионально-этические аспекты психодиагностики
|
| |
| Тема 3
| Особенности психодиагностического исследования и обследования
|
| |
| 5.
| Планы семинарских и практических занятий по дисциплине
|
| |
| 6.
| Основные определения понятий по дисциплине
«Психодиагностика» (глоссарий)
|
| |
II.
| Контроль качества освоения дисциплины «психодиагностика»
|
| |
| 1.
| Материалы к промежуточному и итоговому контролю
|
| |
| | 1.1
| Примерная тематика рефератов
|
| |
| | 1.2
| Темы контрольных работ для студентов очно-заочной формы обучения
|
| |
| | 1.3
| Примерная тематика курсовых работ
|
| |
| | 1.4
| Перечень вопросов к экзамену
|
| |
| 2.
| Тематика заданий аналитического характера для самостоятельной проработки
|
| |
III.
| МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по дисциплине «Психодиагностика»
|
| |
| 1.
| Методические указания преподавателю
|
| |
| 2.
| Методические указания студентам
|
| |
| | 2.1
| Методические указания к семинарским, практическим занятиям
|
| |
| | 2.2
| Методические рекомендации по подготовке рефератов
|
| |
| | 2.3
| Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
|
| |
| | 2.4
| Методические рекомендации по подготовке курсовых работ
|
| |
IV.
| Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «психодиагностика»
|
| |
| 1.
| Решение психодиагностических ситуаций
|
| |
| 2.
| Тестовый контроль
|
| |
V.
| Учебно-методическое и информационное обеспечение по дисциплине психодиагностика
|
| |
| 1.
| Основная, дополнительная литература и методические пособия
|
| |
| 2.
| Интернет-ресурсы и электронно-программное обеспечение
|
| |
VI.
| Материально-техническое обеспечение дисциплины
|
| |
Приложение
|
| |
| | | | | | | | |
I. Программа дисциплины
Паспорт дисциплины
Психодиагностика - ОПД.Ф.09
Специальность: 030301.65 Психология
Квалификация специалиста: «Психолог. Преподаватель психологии»
Курс: 3, 4
Семестр: 5, 6
Форма обучения: очная, очно-заочная
Общая трудоемкость: 300 часов.
Аудиторная нагрузка: 240
Итоговый контроль: зачет, экзамен.
2. Аннотация дисциплины
2.1 Требования Государственного образовательного стандарта ВПО по дисциплине «Психодиагностика» для специальности «Психология»
Индекс
| Наименование дисциплины и ее основные разделы
| Всего часов
|
ОПД.Ф.09
| Психодиагностика: принципы, сфера применения, классификация методик, дифференциальная психометрика, валидность, надежность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы, методы диагностики интеллекта, личности, психических функций и психических состояний; стандартизованные и нестандартизованные личностные методики; проективные, рисуночные методики; психосемантические методы; проведение и интерпретация 8-10 универсальных методик исследования личности и интеллекта: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела (16 PF), методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики; методы постановки психологического диагноза.
|
|
2.2 Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – формирование у студентов научных представлений о психодиагностике как особой отрасли психологической науки, связывающей теорию и практику, прикладных и инструментальных аспектах психодиагностики практической области знаний психологии, а также проблемах современной психодиагностики, идентифицируя функции психодиагностики в профессиональной деятельности психолога.
Задачи дисциплины:
Ø ознакомление студентов с методологическими и теоретическими основами психодиагностики, с современными тенденциями развития психодиагностики;
Ø обеспечение освоения студентами психометрических (измерительно-статистических) основ психодиагностики, включая методы проверки надежности, валидности, репрезентативности и достоверности психодиагностических методик;
Ø ознакомление студентов с современными методами и методиками диагностики личности и когнитивного развития;
Ø формирование у студентов умений и навыков постановки и решения психодиагностических задач, включающих полный цикл диагностической работы, начиная с постановки цели, выбора соответствующих методик и заканчивая постановкой психологического диагноза;
Ø формирование у студентов знаний о профессионально-этических нормах в работе психолога-диагноста.
Курс «Психодиагностика» содействует более полному и глубокому усвоению курса психологии и является первой попыткой овладения профессиональным мастерством. Дисциплина является базовой профессионального цикла основной образовательной программы по специальности «Психология».
2.3 Требования к уровню подготовки студента по данной дисциплине
Студенты, завершившие изучение данного курса должны:
Иметь представление:
· о ключевых направлениях и этапах развития психодиагностики;
· об основных подходах и концепциях, областей применения и использования психодиагностических методик;
· о нормативном профессионально-этическом кодексе психодиагноста;
· о функциональных возможностях диагностических методик, используемых в психологической практике.
Знать:
· теоретико-методологические основы психодиагностики;
· принципы построения психодиагностических методик;
· специфику и особенности диагностируемых свойств, процессов и состояний;
· закономерности психодиагностического процесса и значимые характеристики многообразного инструментария психодиагностики.
Уметь:
· планировать и реализовывать этапы проведения психодиагностического обследования;
· различать научные и псевдонаучные подходы в интерпретации и анализе результатов;
· применять операционально-психометрические процедуры, направленные на проверку объективности психодиагностических методик.
Владеть:
· основными методами обработки, анализа и интерпретации результатов;
· принципами и навыками написания квалифицированного психологического заключения.
2.4 Связь с предшествующими дисциплинами
Психодиагностика как важнейшая отрасль психологии является интегрирующим образованием общепсихологических исследований и области переноса профессиональных навыков психолога.
Теоретико-методологические основы психодиагностики регламентируются соответствующими областями психологической науки: общая психология, дифференциальная психология, психология личности, психология развития и возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, психология труда, клиническая психология и психофизиология. Методические и измерительно-инструментальные средства психодиагностики основаны на следующих дисциплинах: экспериментальная психология, общий психологический практикум, математические методы психологии.
2.5 Связь с последующими дисциплинами
Актуальность запросов психологической практики реализуется посредством теоретической и методической базы в области психодиагностики. Формирование совокупности специализированных средств, которые реализуются во всех направлениях психодиагностики – практической и исследовательской – определяются актуальностью запросов медицины, правосудия, образования и т.д. Во всех прикладных и практико-ориентированных дисциплинах психологии психодиагностический инструментарий находит свое применение.
3. Учебно-тематический план
Очная форма обучения
№
| Наименование темы
| Всего часов
| Лекции
| Семинары/практические занятия
| Самостоятельная работа
|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики
|
1.
| Общее содержание и назначение психодиагностики как науки
|
|
| -/-
|
|
2.
| Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины
|
|
| -/-
|
|
3.
| Основные диагностические процедуры и их классификация
|
|
| -/-
|
|
Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики
|
1.
| Психометрические требования к психодиагностическим методикам
|
|
| 2/-
|
|
2.
| Стандартизация теста
|
| -
| -/-
|
|
3.
| Основные этапы конструирования теста
|
|
| -/2
|
|
4.
| Статистический анализ экспериментальных данных
|
|
| -/-
|
|
5.
| Компьютерная психодиагностика
|
|
| -/-
|
|
Раздел 3. Диагностика когнитивной сферы
|
1.
| Диагностика внимания и сенсомоторных реакций
|
|
| -/2
| -
|
2.
| Диагностика ощущений и восприятия
|
|
| -/-
|
|
3.
| Психодиагностика памяти и мнемических свойств
|
|
| -/2
|
|
4.
| Психодиагностика мышления
|
|
| -/2
|
|
5.
| Диагностика интеллекта, умственного развития, общих и специальных способностей
|
|
| -/4
|
|
6.
| Диагностика креативности и творческого потенциала личности
|
|
| -/2
|
|
7.
| Одаренность и проблемы ее диагностики
|
|
| -/-
|
|
Раздел 4. Психодиагностика личностных особенностей
|
1.
| Комплексные личностные опросники
|
|
| -/4
|
|
2.
| Проективные методы изучения личности
|
|
| -/4
|
|
3.
| Психодиагностика темперамента и психодиманических свойств личности
|
| -
| -/2
|
|
4.
| Методы диагностики психических состояний
|
| -
| -/2
|
|
5.
| Психодиагностика потребностно-мотивационной сферы личности
|
| -
| -/2
|
|
6.
| Психодиагностика самосознания личности
|
| -
| -/2
|
|
7.
| Психодиагностика эмоционально-волевой сферы личности
|
|
| -/2
|
|
8.
| Диагностика особенностей межличностных взаимодействий и общения
|
|
| -/2
|
|
Раздел 5. Возрастная психодиагностика
|
1.
| Диагностика психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве
|
|
| -/-
|
|
2.
| Диагностика готовности к школе
|
|
| 2/-
|
|
3.
| Диагностика познавательных процессов и уровня психического развития в младшем школьном возрасте
|
|
| -/-
|
|
4.
| Диагностика познавательных процессов, личности в среднем, старшем школьном и юношеском возрасте
|
|
| -/-
|
|
5.
| Психодиагностика зрелой личности
|
|
| -/-
|
|
6.
| Специфика диагностики пожилого возраста
|
|
| -/-
|
|
Раздел 6. Специальные области психодиагностики
|
1.
| Диагностика детей с особенностями в развитии
|
|
| -/-
|
|
2.
| Клиническая психодиагностика
|
|
| -/2
|
|
Раздел 7. Практические аспекты психодиагностики
|
1.
| Области практического использования психодиагностики
|
| -
| -/-
|
|
2.
| Профессионально-этические аспекты психодиагностики
|
|
| -/-
|
|
3.
| Особенности психодиагностического исследования и обследования
|
|
| -/-
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
| | | | | | | |
Очно-заочная форма обучения
№
| Наименование темы
| Всего часов
| Лекции
| Семинары/практические занятия
| Самостоятельная работа
|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики
|
1.
| Общее содержание и назначение психодиагностики как науки
|
|
| -/-
|
|
2.
| Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины
|
|
| -/-
|
|
3.
| Основные диагностические процедуры и их классификация
|
|
| -/-
|
|
Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики
|
1.
| Психометрические требования к психодиагностическим методикам
|
|
| -/2
|
|
2.
| Стандартизация теста
|
| -
| -/-
|
|
3.
| Основные этапы конструирования теста
|
|
| -/2
|
|
4.
| Статистический анализ экспериментальных данных
|
| -
| -/-
|
|
5.
| Компьютерная психодиагностика
|
| -
| -/-
|
|
Раздел 3. Диагностика когнитивной сферы
|
1.
| Диагностика внимания и сенсомоторных реакций
|
| -
| -/2
|
|
2.
| Диагностика ощущений и восприятия
|
| -
| -/2
|
|
3.
| Психодиагностика памяти и мнемических свойств
|
| -
| -/2
|
|
4.
| Психодиагностика мышления
|
| -
| -/2
|
|
5.
| Диагностика интеллекта, умственного развития, общих и специальных способностей
|
|
| -/4
|
|
6.
| Диагностика креативности и творческого потенциала личности
|
| -
| -/2
|
|
7.
| Одаренность и проблемы ее диагностики
|
| -
| -/-
|
|
Раздел 4. Психодиагностика личностных особенностей
|
1.
| Комплексные личностные опросники
|
|
| -/4
|
|
2.
| Проективные методы изучения личности
|
|
| -/6
|
|
3.
| Психодиагностика темперамента и психодиманических свойств личности
|
| -
| -/2
|
|
4.
| Методы диагностики психических состояний
|
| -
| -/2
|
|
5.
| Психодиагностика потребностно-мотивационной сферы личности
|
| -
| -/2
|
|
6.
| Психодиагностика самосознания личности
|
| -
| -/2
|
|
7.
| Психодиагностика эмоционально-волевой сферы личности
|
|
| -/2
|
|
8.
| Диагностика особенностей межличностных взаимодействий и общения
|
|
| -/2
|
|
Раздел 5. Возрастная психодиагностика
|
1.
| Диагностика психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве
|
| -
| -/-
|
|
2.
| Диагностика готовности к школе
|
|
| -/2
|
|
3.
| Диагностика познавательных процессов и уровня психического развития в младшем школьном возрасте
|
| -
| -/2
|
|
4.
| Диагностика познавательных процессов, личности в среднем, старшем школьном и юношеском возрасте
|
|
| -/2
|
|
5.
| Психодиагностика зрелой личности
|
| -
| -/2
|
|
6.
| Специфика диагностики пожилого возраста
|
| -
| -/-
|
|
Раздел 6. Специальные области психодиагностики
|
1.
| Диагностика детей с особенностями в развитии
|
| -
| -/-
|
|
2.
| Клиническая психодиагностика
|
|
| -/2
|
|
Раздел 7. Практические аспекты психодиагностики
|
1.
| Области практического использования психодиагностики
|
| -
| -/-
|
|
2.
| Профессионально-этические аспекты психодиагностики
|
| -
| -/-
|
|
3.
| Особенности психодиагностического исследования и обследования
|
| -
| -/2
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
| | | | | | | |
Содержание курса
Раздел 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики
Тема 1. Общее содержание и назначение психодиагностики как науки
Научные подходы к пониманию дисциплины. Место психодиагностики в ряде других психологических дисциплин. Принципы психодиагностики.
Тема 2. История психодиагностики
Ненаучные основы психодиагностики. Исторические предпосылки возникновения психологического тестирования. Первые практические и теоретические исследования в области тестирования. Возникновение и развитие различных направлений в психодиагностике. Хронология и особенности развития зарубежной психодиагностики 20 века. Трудности и объективная сущность психодиагностики в дореволюционной России и в СССР. Современное состояние психологического тестирования и психодиагностики.
Тема 3. Основные диагностические процедуры и их классификация
Классификация психодиагностических методов и их характеристика. Объективное тестирование, личностные опросники, психосемантические методы, проективная техника. Понятие методики, теста и их место в иерархии методов. Контент-анализ. Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Социометрический метод. Беседа, интервью и опрос. Ролевая игра. Диагностический обучающий эксперимент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: