Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е Течение и терапия • неврозов 1 страница




Глава XX

НАРУШЕНИЯ ХАРАКТЕРА________

Основы развития

психоаналитической характерологии

Без знания того, что такое «личность », невозможно понять, каким образом невротические установки и симптомы входят в личностную структуру.

Когда психоанализ рассматривается в историческом аспекте, становится понятным, что психоаналитическая характерология является самой молодой его ветвью. На этапе зарождения психоанализа исследовались невротические симптомы, т. е. феномены, чуждые эго и не вписывающиеся в характер как привычный модус поведения. Бессознательные феномены подверглись изучению и получили объяснение раньше, чем феномены сознания. Проникновение во вселенную бессознательных влечений и их иррациональных проявлений предшествовало рассмотрению сознательных психических переживаний. Именно тогда удалось понять, что не только необычные и неожиданные ментальные состояния, но и обыкновенные любовь, ненависть и действия в разных ситуациях детерминируются на бессознательном уровне. Обычное волеизъявление и нарушение воли детерминируются сходным образом.

Развитию «эго-психологии» в психоанализе способствовали два фактора. Во-первых, необходимость анализировать сопротивление, т. е. действие защитных сил эго в процессе психоаналитического лечения. Если, например, пациент не следовал основному правилу психоанализа, возникала необходимость не только влиять на это неразумное поведение посредством внушения, но и анализировать сопротивление подобно симптому. Чтобы пациент осознал свое сопротивление и причины пренебрежения основным правилом психоанализа, обычно использовались ассоциации, воспоминания, поступки и сновидения. Обнаружилось,


что, даже при отсутствии у пациента страха в период лечения, он некогда боялся (стыдился, испытывал отвращение, чувство вины) определенных инстинктивных переживаний. Этот страх по-прежнему действовал на бессознательном уровне, поэтому и возникала защита против высказываний, связанных с соответствующим опытом. Выяснилось, что установки такого рода служат целям защиты не только при психоаналитическом лечении, те же самые поведенческие паттерны выполняют защитную роль в обыденной жизни. Так впервые возник «психоанализ характера », а именно анализ предназначения и происхождения некоторых установок как форм защиты (1269, 1271).

Вторая причина развития эго-психологии состояла в интересном феномене изменения за последние десятилетия клинической картины неврозов. В классических неврозах интегрированная личность неожиданно теряла равновесие из-за неадекватных действий и побуждений. При лечении современных неврозов приходится иметь дело не с личностью, целостной до некоего инцидента, а скорее с личностью, надломленной, уродливой или, во всяком случае, настолько вовлеченной в болезнь, что трудно провести границу между ней и собственно симптомом. Вместо явных невротиков все чаще встречаются индивиды с неопределенными расстройствами. Иногда такие пациенты страдают намного меньше, чем окружающие их люди. Формула невроза как состояния, в котором нечто отвергнутое прорывается в чуждой эго форме, больше не верна, поскольку эта форма часто не является чуждой. Выработка защиты иногда более очевидна, чем ее неудача.

Выяснение причины изменения неврозов представило бы увлекательное занятие. Но эта задача не входит в компетенцию аналитика. Можно только предположить, в чем заключается решение проблемы. Способы, которыми эго допускает, отвергает и модифицирует инстинктивные побуждения, зависят от социального обучения. В последние десятилетия мораль и просвещение относительно инстинктов сильно изменились. В классической истерии задействован собственно механизм вытеснения, предполагающий простой запрет на обсуждение нежелательных влечений. Противоречивость современной невротической личности соответствует непоследовательности современного просвещения. Изменение картины неврозов отражает изменения моральных устоев общества. Чтобы разобраться в вопросах психопатологии, необходимы социологичес-


кие исследования перемен в общественной жизни за последние десятилетия.

Характер человека социально детерминирован. Окружение способствует специфическим фрустрациям, блокирует одни реакции на эти фрустрации и облегчает другие, предлагает определенные пути разрешения конфликтов между инстинктивными потребностями и страхом последующих фрустраций, даже создает желания посредством формирования специфичных идеалов. Разные общества, подчеркивая разные ценности и используя разные системы просвещения, порождают разные аномалии. Современное нестабильное общество, по-видимому, характеризуется конфликтами между идеалами индивидуальной независимости (возникшими в процессе подъема капитализма) и регрессивными устремлениями к пассивной зависимости (из-за беспомощности индивида в обеспечении безопасности и удовлетворения, а также вследствие образовательных мероприятий, отражающих авторитарные влияния) (с. 755— 756). Эго современных невротиков ограждено защитой. Психоанализ должен адаптироваться к новому объекту, и в этом решающая причина зарождения интереса к характерологическим проблемам.

Вводные замечания

о патологических чертах характера

Некоторые невротические свойства характера на первый взгляд представляются приспособлением к неврозу, попыткой извлечь пользу из невротического состояния. Между такими свойствами и первоначальными симптомами существует реципрокное отношение. Черты характера этого рода являются вторичной разработкой невротических симптомов, встречающихся главным образом при тревожной истерии в детском возрасте. Невротический характер, сформировавшийся подобным путем, служит защитой от последующих симптомов, но может быть и основой, на которой возникают новые невротические симптомы.

Первоначально невроз представляет собой нарушение приспособления, нечто происходящее независимо от эго и помимо его воли. Невроз вовсе не является спланированным, активным приспособлением, как считают некоторые авторы, не учитывающие инстинктивную природу невротических феноменов (820, 821). На самом деле предприни-


маются вторичные попытки приспособления, направленные на ликвидацию изначального нарушения и предотвращение последующих расстройств. Эти попытки ограничивают свободу и гибкость эго. В предшествующих главах конструкции подобного рода встречались как укорененные в характере паттерны избежания «опасных» ситуаций, а также контрфобические установки на преодоление страхов. Аналогичные конструкции имеются и у компульсив-ных невротиков, реактивные образования предназначены для подавления первоначальных инстинктивных побуждений.

Такие паттерны представляют собой ригидные, раз и навсегда установившиеся образования. Острое противоборство с инстинктивными побуждениями избегается благодаря ограничению гибкости эго, которое «затвердевает » в целях защиты от нежелательной внешней и внутренней стимуляции. В крайних случаях ригидность тотальна. В менее экстремальных случаях сохраняется относительная эластичность: ригидное поведение проявляется при беспокойстве, а в условиях покоя и наслаждения наступает частичная релаксация. Но всех этих пациентов в большей или меньшей степени ограничивают их защитные меры. Они попусту расходуют энергию на постоянные контркатекси-сы и из-за ограничений становятся неспособны к полноценной дифференциации, поэтому реагируют на внешние стимулы только определенными паттернами, жертвуя живостью и эластичностью. Вместо живого конфликта между побуждениями и защитой у них обнаруживаются застывшие остатки прежних конфликтов. Эти образцы поведения, заданные ограниченным эго, не обязательно переживаются как чуждые. Пациент может сознательно соглашаться с ними и даже не осознавать их.

Однажды Фрейд писал: «Эго всегда может избежать разрыва любой из его связей посредством собственной деформации, жертвуя своим единством и в длительной перспективе даже подвергаясь серьезному разрушению. Таким образом, нелогичность, эксцентричность и чудачества человечества попадают в категорию, схожую с сексуальными перверсиями, так как при их допущении не расходуется энергия на вытеснение » (611). Поскольку эксцентричность схожа с реактивным образованием и требует расхода энергии, было бы точнее сказать, что ее формирование соответствует единичному акту вытеснения, тогда впоследствии отпадает необходимость в отдельных актах вытеснения,


потребляющих больше энергии, и уменьшаются тревожные переживания (433). В этом смысле каждый человек слегка эксцентричен, при патологическом характере эксцентричность превалирует.

По мнению Фромма, Фрейд показал, каким образом происходит вытеснение «плохих» побуждений (сексуальных и агрессивных), но не оценил, что современное просвещение, тревожный отец и социальные факторы заставляют ребенка вытеснять и «хорошие» побуждения (653). Замечание не вполне справедливо. Фрейд подчеркивал, что эффективность психоанализа заключается в высвобождении положительного потенциала индивида, заблокированного вытеснением (596). И все-таки Фромм имел в виду достоверные факты. Перманентный тип вытеснения, навсегда изменяя личность и вызывая ее «затвердение, препятствует развитию эго. Любая патологическая черта характера непременно уменьшает реальные возможности индивида.

Что такое характер?

В разделе «эго-психология » предмет психоанализа не отличается от других направлений психологии, но подход к предмету иной, соответствующий пониманию бессознательных влечений. Разобраться в аппарате, имеющем функцию организации, направления и при необходимости подавления, можно только зная материал, с которым приходится обходиться подобным образом. Изначально инстинкты у всех одинаковы. Изучая индивидуальные различия эго как продукта взаимодействия бессознательных инстинктивных потребностей и среды, психоанализ способен разобраться в различиях между человеческими существами с каузальной и генетической точек зрения. Не только бессознательные желания, но также эго и его поведенческие паттерны представляют собой результат взаимодействия влечений и тормозящих сил.

Концепция характера имеет явно больший масштаб, чем «модусы защиты, укорененные в характере ». Эго не только защищает организм от внешних и внутренних стимулов, блокируя его реакции, но также фильтрует и организует стимулы и побуждения, позволяя одним побуждениям находить прямое выражение, а другим — проявляться в несколько измененной форме. Кроме того, эго организует позитивные действия в динамическом и экономическом


аспектах, находит способы сочетания разных задач с целью нахождения удовлетворительного решения. Все это составляет характер.

Таким образом, многие свойства характера нельзя отнести к защитам. Но ни одно из свойств характера не свободно от влияния инстинктивных конфликтов. Не существует приспособления вне запросов индивида к внешнему миру. «Эго-установки и инстинктивные потребности не только соразмерны, но психоаналитическая характерология в состоянии показать, каким образом среда превращает инстинктивные потребности в эго-установки.

Данное описание характера почти идентично предшествующему описанию эго (с. 34).

Характер как привычный способ гармонизации внутренних потребностей и внешнего мира составляет функцию постоянной, организованной и интегрированной части личности, которой является эго. На самом деле эго определяется как часть организма, регулирующая коммуникацию между инстинктивными потребностями и внешним миром. Вопрос о характере, следовательно, сводится к вопросу, когда и каким образом эго приобретает качества, обеспечивающие приспособление к требованиям инстинктивных влечений и внешнего мира, а позднее к требованиям суперэго.

Под названием «принцип множественной функции» Вельдер описал кардинальную закономерность эго-психо-логии (1551). Эта закономерность выражается в тенденции организма к инертности, т. е. склонности достигать максимального эффекта при минимальных усилиях. Среди возможных действий обычно выбирается такое, которое позволяет достигать удовлетворения одновременно из нескольких источников. Действие, выполняющее требование внешнего мира, может одновременно удовлетворять инстинктивную потребность и суперэго. Способ согласования разных задач — характерная особенность каждой личности. Таким образом, привычные модусы приспособления эго к внешнему миру, ид и суперэго, а также специфические типы сочетания этих модусов составляют характер.

Здесь уместно процитировать Радо: «Возможно, индивидуальные элементы в модусе оперирования синтетической функции однажды окажутся сутью того, что в психоанализе получит название «характер эго» (1232).

Термин «характер » выделяет привычную форму реагирования, ее относительное постоянство. Совершенно раз-


ные стимулы могут вызывать сходные реакции, а одинаковые стимулы — различные реакции. Например, оскорбление вызывает у одних людей озлобленность, у других — пассивное смирение.

Предварительно отметим, что относительное постоянство реагирования зависит от ряда факторов: отчасти от унаследованной конституции эго, отчасти от природы инстинктов, против которых направлена защита, в большинстве же случаев к особой установке индивид принуждается внешним миром (с. 675-677).

Как и в других областях психоанализа, патологические особенности характера были изучены раньше, чем нормальные. И снова «фиксация » и «регрессия — основные понятия этой патологии. Если эго не полностью развито или отступило к ранним стадиям развития, привычный способ реагирования, названный характером, тоже будет архаичным. Многие патологические отношения проясняются благодаря пониманию ранних стадий развития эго. Развитие эго характеризуется следующими понятиями: оральность, анальность, генитальность; отсутствие объектов, инкорпорация (идентификация), пассивные предтечи любви (амбивалентные объектные отношения), любовь; принцип удовольствия, принцип реальности; первые признаки сознания в чувствовании напряжения и релаксации, инкорпорация как самый примитивный вид перцепции, перцепция, управляемая инстинктивными потребностями, объективная перцепция; суждения, различающие напрягающую и расслабляющую стимуляции, суждения, направляемые желаниями и тревогами, объективные суждения; некоординированная двигательная разрядка, «всемогущество» движений, целенаправленные действия; галлюцинации, осуществляющие желания, магическое мышление, осуществляющее желания, объективное мышление; всемогущество, проекция всемогущества, тенденция к соучастию во всемогуществе, контроль самоуважения посредством нарциссического удовлетворения, независимая регуляция самоуважения с помощью суперэго.

Примитивное регулирование стимуляции пассивно-рецептивным поведением, укорененным в длительной зависимости человеческого дитя, постепенно сменяется активностью. Но память о прошлом позволяет вновь устремляться к раннему рецептивному поведению взамен активности. Любая неудача, безнадежная ситуация или снижение самоуважения способны мобилизовать это устремление.


Во многих ситуациях индивид стоит перед альтернативой: быть активным и независимым, расплачиваясь чувством одиночества и незащищенности, или «быть связанным» и пользоваться защитой, расплачиваясь утратой независимости (653). В силу социальных причин современное просвещение усиливает выраженность данного конфликта. Это составляет психологическую основу многих социальных и культурных проблем.

Позднейшее усложнение структуры эго, возникновение суперэго тоже имеют решающее значение в формировании свойств характера. Что индивид понимает под «хорошим » и «плохим », существенно для его характеристики. Сходным образом важно, относится ли он серьезно к призывам своей совести, подчиняется совести или бунтует против нее. Структура суперэго, его сила и способ, которым эго реагирует на суперэго, зависят, во-первых, от действительного поведения родителей, во-вторых, от инстинктивных реакций ребенка на родителей, в свою очередь зависящих от наследственности и предшествующего опыта. Вопрос не только в том, каковы родители, формирование суперэго обусловлено также другими факторами. Существенно, какие из родительских установок ребенок усваивает, имитирует ли он положительное поведение или запретные установки, в какой стадии развития все это происходит, сливается ли остальное эго с частью эго, измененной идентификацией, или остается в оппозиции.

Суперэго несет из поколения в поколение не только содержание хорошего и плохого, но и собственно идею добра и зла, превалирующее отношение к этой идее, а также принятие или отвержение авторитета, который требует послушания и обещает взять под защиту при условии послушания. В суперэго отражаются не только родители индивида, но и общество с его требованиями.

Культурные влияния общества на структуру характера юноши никоим образом не ограничиваются суперэго. Строение суперэго отчасти повторяет строение самого эго. Эго играет роль «посредника» между организмом и окружающей средой и соответственно различается в разной среде, представляя в значительной степени смешение ранних идентификаций. Таким образом, природа эго варьирует в зависимости от свойств идентификационных моделей.


Оценка форм и идейного содержания суперэго в аспекте формирования характера приводит к попыткам объяснить эмпирические различия в характерах мужчин и женщин на основании различий в строении мужского и женского суперэго. Фрейд высказал мысль, что черты характера, за которые женщин обычно критикуют и упрекают, сравнивая их с мужчинами (недостаток чувства справедливости, склонность не подчиняться жизненной необходимости и руководствоваться любовью или враждебностью), во многом обусловлены особенностями строения женского суперэго (617). Согласно Саксу, фрустрация эдиповых желаний у девочек вызывает частичную регрессию к оральности и попытки сохранить привязанность к отцу посредством оральной инкорпорации. Только если эта инкорпорация утрачивает либидное значение и «десексуа-лизируется », формируется подлинное суперэго (1333). Однако половые различия в строении суперэго, наверняка, неодинаковы в разных культурных условиях, поскольку в зависимости от социальных факторов разнятся средства и содержание воспитания мальчиков и девочек, что отражается в их характере (655).

Помимо строения суперэго, на характере сказываются формирование и модификация идеалов в зрелом возрасте. В одних случаях особы, служащие в качестве моделей, или определенные идеи «интроецируются в суперэго » тем же образом, как эдиповы объекты в детстве, в других случаях поздние «эго-идеалы », по-видимому, занимают в структуре личности всего лишь периферическое место. Приспособление вновь интроецированного объекта к суперэго может вызвать осложнения (603).

Классификация черт характера

В целом характер отражает развитие индивида в онтогенезе. Поверхностные наслоения характера, как правило, представляют собой недавние приобретения. Однако это не всегда так. Регрессии и прорывы бессознательного материала осложняют картину. Порядок, в котором наслоения открываются в психоанализе, во многом может отличаться от временной последовательности их образования, аналогично тому, как относительная глубина геологических пластов не соответствует их историческому возрасту.


Свойства характера представляют собой компромиссы между инстинктивными побуждениями и силами эго, которые пытаются направить, организовать или заблокировать эти побуждения. Некоторые свойства настолько явно позволяют инстинктивное удовлетворение, что их предназначение понятно и без психоанализа. Но большинство свойств предназначено для овладения инстинктивными побуждениями, даже для их отрицания и подавления, т. е. служат защите от угрозы инстинктов.

Это различие можно использовать в классификации черт характера. Согласно динамическому критерию, черты характера подразделяются на подавляющие изначальные побуждения и служащие их разрядке. Фрейд утверждал: «Черты характера или подменяют исходные побуждения, являясь их сублимацией, или служат реактивными образования против них» (563). Таким образом, в психоаналитической характерологии принято проводить различие между чертами характера, в которых (возможно, после изменения цели и объекта) изначальная инстинктивная энергия свободно разряжается, и чертами характера защитного типа, в которых изначальные инстинктивные установки, противоположные манифестируемым установкам, держатся под контролем контркатек-тическими средствами. В первом случае черты характера можно назвать «сублимативными», во втором случае — «реактивными» (см. диаграмму о сублимации и реактивном образовании, с. 201).

Относительное преобладание одной или другой категории черт обычно имеет решающее значение для личности.

Сублимативные черты характера

Эго может успешно замещать первоначальное влечение не просто более приемлемым влечением, а таким, которое совместимо с эго, поддается управлению и сдерживанию по отношению к цели. Эго тогда выстраивает для инстинктивного потока канал, а не плотину. В ранних публикациях Фрейд имел в виду этот вид защиты, когда противопоставлял «успешное вытеснение» безуспешному вытеснению, которое обнаруживается в патогенезе неврозов (589). Эти «успешные » механизмы не представляют интереса для исследователей неврозов (589), но крайне важны в изучении характера. Трансформация реактивных черт в истинные


черты «сублимативного типа » — главная задача психоанализа характера.

Психоаналитическое знание об «успешном вытеснении » все еще находится в начальной стадии. Отношение между сублимацией и вытеснением, а также условия, которые способствуют успешной сублимации уже обсуждались (с. 187-191). Наиболее глубоко изученный феномен этого типа — становление суперэго путем идентификации с объектами эдипова комплекса (608). Очень возможно, что все сублимации осуществляются посредством идентичных или сходных с идентификацией механизмов.

Условия образования черт реактивного типа известны намного лучше, чем условия образования сублимативных черт. Можно только утверждать, что отсутствие условий, способствующих развитию реактивных черт, — главная предпосылка сублимации. Обстоятельства, которые препятствуют примитивным прегенитальным желаниям, не должны быть насильственными и слишком неожиданными, но достаточными, чтобы изменить влечение, не вызывая чрезмерно сильный отпор. Необходимы окружающие условия, которые благоприятствуют «замещающей» сублимации, обеспечивая модели и предлагая пути выхода из конфликтов. Вероятно, многие сублимативные черты укоренены в более ранних стадиях развития, чем реактивные черты.

Реактивные черты характера

Реактивные черты характера можно подразделить на установки избежания (фобические установки) и оппозиции (реактивные образования). Все они выдаются одним или несколькими путями: обычной усталостью или общей заторможенностью, обусловленными экономическим обеднением, ригидностью, прорывами побуждений в действиях и сновидениях. Таким образом, все реактивные черты ограничивают гибкость индивида, так как он утрачивает способность и к полному удовлетворению, и к сублимации.

Привычные защитные установки опять же можно подразделить: у одних они проявляются только в определенных ситуациях, у других сравнительно постоянны, будто инстинктивный соблазн перманентен. В защитных целях такие индивиды постоянно грубы или вежливы, испытывают аффективную опустошенность или всегда готовы пори-


цать других. Их установки неспецифичны и распространяются на каждого. Подобные отношения можно обозначить как «характерные защиты» в более узком смысле. В психоанализе крайне необходимо, чтобы личность вначале преодолела ригидность этих отношений, поскольку они патогенным образом связывают энергию. Даже когда существует доказательство борьбы между инстинктом и защитой в Других аспектах, очень важно, чтобы аналитик направил внимание на ригидные защиты (433, 438).

Если психоанализ успешно мобилизует старые конфликты, инфантильные инстинкты проявляются не сразу. Сначала у пациента возникает тревога, и только анализ этой тревоги выносит на поверхность инстинктивные побуждения. Между исходным побуждением и конечной установкой расположен «слой » тревоги. На самом деле многие патологические паттерны поведения сформировались в качестве защиты от тревоги, в младенчестве тревожная истерия зачастую преодолевается реактивным поведением.

В психоанализе реактивных черт характера, как и в психоанализе компульсивных симптомов, нередко возникают разные вегетативные и гормональные соматические расстройства. Дальнейший анализ выявляет, что эти симптомы являются эквивалентами тревоги, интерполированными между исходным побуждением и конечной установкой.

Характер, имеющий преимущественно реактивную природу, непродуктивен. Поведенческие паттерны таких индивидов выражают преграждающий контркатексис, но в эти паттерны часто примешиваются и особенности отвергнутых побуждений, которые снова прорываются. Можно считать, что индивиды описанного склада обладают «реактивным характером» (1013). Характер составляют не только реактивные образования против исходных потребностей, но также реактивные образования против реактивных образований.

Крайний пример реактивных характеров представляют собой аскеты, всю жизнь они проводят в борьбе с инстинктивными потребностями. Встречаются индивиды, которые почти не позволяют себе втягиваться в любую деятельность, потому что всякая активность имеет для них инстинктивное значение. Некоторые эксцентрики посвящают жизнь борьбе с особым злом, на бессознательном уровне представляющем для них собственные инстинктивные потреб-


ности. Другие типы этой категории уже описаны в главах, посвященных торможению поведения (с. 675).

Ригидность реактивных черт ярко проявляется у так называемых трудяг, кому необходимо постоянно трудиться, чтобы избавиться от чувства нестерпимого внутреннего напряжения. Один из пациентов Райха метко назвал себя роботом (1272). Понятно, почему работа при этих условиях не слишком эффективна. В данной связи следует упомянуть «воскресные неврозы» (484). Пациенты становятся невротиками по воскресеньям, потому что в рабочие дни они избегают невроза посредством реактивного труда. Такие люди не ищут спасения в фантазии от каких-то соблазнов и наказаний объективного мира, скорее, убегая от инстинктивных фантазий, они взаимодействуют с реальностью реактивным образом.

Несмотря на всю ригидность реактивных черт, прорыв исходных побуждений продолжает представлять опасность.

Если пожарник совершает поджоги, чтобы тушить пожар, он выдает, что его интерес к борьбе с огнем вовсе не сублимативного типа.

То же самое можно сказать об убежденном вегетарианце, многие годы находившемся на переднем крае вегетарианского движения, который при изменении обстоятельств сменил свою профессию и стал мясником.

Реактивное поведение обнаруживается не только в установках, направленных против инстинктивных побуждений, но также в конфликтах вокруг самоуважения. Многие высокомерные люди на самом деле борются с осознанием собственной неполноценности. Другие, кто презирает себя за незначительность, тщательно скрывают глубоко укорененное высокомерие (1263). Многие амбиции выражают потребность противостоять чувству неполноценности; чрезмерная активность может скрывать желание бездействовать. Однако достаточно часто подобные попытки терпят неудачу, и выступают устремления глубинного уровня.

Нередко компромисс между внешним стремлением к независимости и глубинной пассивностью выражается в идее, что временная пассивность необходима для достижения независимости в будущем. Такие люди в фантазиях о будущем могут наслаждаться независимостью и одновременно в реальности довольствоваться пассивнос-

? П m..........


тью. Эта симультанность — одно из эмоциональных преимуществ детства, мальчик подчиняется мужественному отцу с целью самому стать мужественным в будущем. Тенденция сохранять такой счастливый компромисс — одна из причин того, почему невротики бессознательно заинтересованы оставаться детьми или подростками.

Можно выделить два основных типа реактивного характера: «фригидный» и «гиперэмоциональный». При фригидном характере возникает «фобия чувств» и избежание чувств вообще, взамен развивается холодный интеллект. При гиперэмоциональном характере против пугающих эмоций в качестве реактивного образования возникают контрэмоции, которые производят фальшивое и театральное впечатление. Но, как правило, контр-эмоции содержат больше подлинных эмоций, чем представляется пациенту. Интенсивность подавления подлинных эмоций такова, что происходит энергетическая запруда личности, и в результате даже рациональная деятельность приобретает эмоциональную окраску. Если лица с первым типом характера оказывают сопротивление психоанализу путем его интеллектуализации, то лица со вторым типом характера продуцируют много эмоционального материала, но им недостает отстранения и релаксации, чтобы объективно отнестись к этому материалу.

Райх сравнил черты реактивного характера с доспехами, надетыми на эго в целях защиты как от инстинктов, так и от внешних опасностей (1271, 1274, 1279). Панцирный характер формируется, когда во внешней среде длительное время имеются препятствия удовлетворению инстинктивных потребностей, и «черпает свои силы и право на существование из текущих конфликтов» (1275). Чтобы допустить коммуникацию, панцирь следует представить перфорированным. В реактивном характере перфораций очень мало, а материал вокруг них не эластичен.

Поскольку амбивалентность — предпосылка реактивных образований, их тем меньше, чем больше сексуальная зрелость индивида. Таким образом, реактивные характеры в основном совпадают с «прегенитальными характерами », которые будут обсуждаться ниже.

Первичность гениталий привносит еще одно преимущество в формирование характера, независимо от преодоления амбивалентности. Способность достигать оргазма — предпосылка преодоления энергетической запруды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...