Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е Течение и терапия • неврозов 3 страница




Механизмы защиты от тревоги, описанные в качестве особенности невротических характеров, в меньшей степени обнаруживаются и в повседневной жизни. Наиболее ярким примером является, вероятно, спорт (323). Контр-фобические феномены распространены и в произведениях искусства, когда художник не стремится избавиться от тревоги, а, напротив, изображает то, чего боится, в целях отсроченного овладения своими чувствами. Конечно, схожие феномены встречаются и в области науки. Некоторые ис-


следователи посвящают себя области знаний, фактически замещающей объект, на который они проецируют свою тревогу. И, наконец, вообще можно утверждать, что все умения, служащие предметом особой гордости людей, попадают в ту же категорию (435).

Механизмы защиты от тревоги, укореняясь в характере, часто претерпевают вторичную систематизацию. Тогда раскрытие систем характерных установок, направленных на борьбу с тревогой, только первый шаг в психоанализе, но не собственно психоанализ, как, по-видимому, считают некоторые авторы (820, 821). При правильности первых действий у пациента возникают тревожные переживания или появляются соматические эквиваленты тревоги. Затем должен последовать анализ происхождения тревоги, ее природы и устранение динамических формирований, которые создали тревогу и ее поддерживают.

Джонс использовал выражение «тревожный характер », чтобы описать тех, кто склонен реагировать тревогой на любой стимул и поэтому во всех своих отношениях вынужден защищаться от тревоги (896).

Рационализация и идеализация

инстинктивных побуждений

При некоторых условиях отношение к пугающим в других обстоятельствах инстинктивным переживаниям становится терпимым. Механизм рационализации уже упоминался, но еще не обсуждался в деталях. Этот механизм состоит в том, что эмоциональные отношения допускаются при условии, что они оправдываются как разумные. Пациент находит ту или иную причину, объясняющую, почему он ведет себя определенным образом, и таким путем избегает осознания, что на самом деле им движут инстинктивные побуждения. Агрессивное поведение часто санкционируется при условии, что оно рассматривается как благородное. Сходное положение справедливо для сексуальных отношений. Эго, боящееся своих побуждений, пытается отстаивать их и способно предаваться им, пока сохраняется вера в их оправданность (805, 868, 1084).

Вероятно, существуют разные типы рационализации. Один из них может быть обозначен как «идеализация» (696). Представление об осуществлении идеала повышает самоуважение эго. Это представление позволяет выражать посредством идеализируемых действий инстинкты, которые в других условиях обычно подавляются. Каждый раз при


следовании требованиям идеала эго снова предается раннему чувству всемогущества. В приподнятом настроении ослабляется оценивание реальности и побуждений, и инстинктивные побуждения не подвергаются обычной цензуре (1237). Поэтому при эмоциональном подъеме, интоксикации, удовлетворенности собой увеличивается вероятность ошибочной интерпретации реальности. Многие явно неразумные вспышки инстинктивной активности происходят при завышенной самооценке, что особенно очевидно в маниакальных состояниях. Иногда прославление инстинктивной активности заходит настолько далеко, что кажется, словно в состоянии радостного возбуждения функции суперэго узурпированы неким вторичным эго-идеалом, приветствующим проявления инстинктов (840). Такая двойственность идеалов может корениться в первоначальном разделении родительских фигур на «хорошие» и «плохие» (1238). Сходным образом примитивные племена рассматривают тотемные празднества не в качестве бунта против божества, а как религиозный обряд, исполнение божественного предписания. Подобные перверсии идеалов, допускающие инстинктивные выражения, наблюдаются в разной форме.

Журнал «Нью-Йоркер» опубликовал карикатуру, на которой профессор Фрейд грозит пальцем молодой пациентке, говоря: «Безобразие, безобразие! Вы опять видели безобидный сон».

Родственный феномен представляет собой продажность суперэго (37): любой «хорошийпоступок»санкционирует последующий «плохой поступок». Очень возможно, что в подобных случаях действует именно механизм идеализации. Бурная радость, вызванная хорошим поступком, нарушает функцию суждения в отношении плохого поступка.

Рационализация имеет место не только в отношении инстинктивных влечений, когда позволяется удовлетворение, которое в других обстоятельствах не было бы разрешено, но также в отношении других чуждых эго феноменов. Защитные отношения и сопротивления, которые, по-видимому, иррациональны, поскольку их реальные цели бессознательны, часто рационализируются посредством навязывания им других вторичных целей. Таким путем часто рационализируются даже разные невротические симптомы.

Кроме рационализации, существует также механизм, который можно обозначить как «морализация», имеется в


виду тенденция интерпретировать события в соответствии с этическими стандартами, даже при их вопиющем противоречии этим стандартам.

Другие условия толерантности,

или защиты от инстинктивных побуждений

В иных случаях активность инстинктов просто изолируется. Она допускается до тех пор, пока существуют определенные гарантии от ее распространения на остальную личность.

В обсуждении механизма изоляции приводились примеры (с. 206). Очень часто встречается распределение между разными объектами любви и ненависти, изначально предназначенной одному индивиду. Те, у кого в характере возобладал этот механизм, в конечном счете, доходят до разделения всех людей и предметов на полностью антитетические категории (710). Другой пример составляет изоляция нежности и чувственности, когда чувственность испытывается только к объектам, с которыми отсутствует эмоциональная близость (572). В современных культурных условиях проституция предоставляет мужчинам хорошую возможность для такой изоляции.

Существуют даже индивиды, чей страх перед бесконтрольностью ид настолько велик и возникает столь преждевременно, что они не переносят напряжения и не способны ждать. Само ожидание переживается ими как травмирующее событие, от которого необходимо защищаться всеми возможными средствами. При любом возбуждении они ищут скорее не удовлетворения, а окончания невыносимого возбуждения. Таким образом, выясняется, что противоположность понятий «удовлетворение инстинктов » и «защита от инстинктов » только относительна.

Индивиды этого типа всегда спешат, если даже в запасе много времени. Они имеют сходство с «травмофиличес-кими» личностями (с. 701).

Часто трудности управления инстинктивными побуждениями ограничиваются отдельными эмоциями, частными инстинктами, или побуждениями, возникающими в определенных эрогенных зонах. Реактивно-добрые индивиды не способны переносить садизм, но могут проявлять его при определенных обстоятельствах; реактивно-мужественные индивиды иррациональны относительно трусости, бес-


совестные индивиды — относительно стыдливости, стыдливые индивиды — относительно эксгибиционизма.

Анальные черты характера

Корреляция черт характера с определенными эротическими особенностями впервые установлена представителями психоаналитической характерологии (563), этот феномен весьма хорошо изучен. Исследованы процессы смещения от первоначальной цели инстинкта к поведенческим паттернам эго, соотношение сублимации и реактивных образований.

Типичный анальный характер обсуждался в главе о ком-пульсивном неврозе (с. 363). Анальные инстинкты под влиянием социальных конфликтов вокруг тренинга чистоплотности, изменяя цель или объект, инкорпорируются в эго. Вместо анально-эротических инстинктов формируются черты анального характера. Это доказывается тем фактом, что при психоанализе конфликтов, вследствие которых развились защитные установки, эти установки после преодоления интерполированной тревоги снова трансформируются в исходные инстинкты (21, 134, 593, 832, 883, 1022, 1143, 1634).

Преобладание в настоящее время анальных характеров и «стремление стать богатым» представляют особо благодатную область для исследования взаимодействия социальных факторов и структуры инстинктов (434). Это взаимодействие имеет много тонких обрамлений. Понимание того, что деньги бессознательно уравниваются с фекалиями, иногда приводит к ошибочному толкованию института денег как созданного в целях удовлетворения анально-эротических инстинктов (1321). На самом деле деньги служат весьма рациональной цели. Выводить действительную функцию денег из анально-эротического злоупотребления деньгами столь же нелепо, как делать вывод по сексуальному значению ходьбы для истерика, что ходьба служит в большей мере сексуальному наслаждению, чем является средством передвижения (1197). Было бы неправильно утверждать, что анально-эротические влечения создают функцию денег, скорее, фактическая функция денег оказывает влияние на развитие анального эротизма. Инстинктивные идеи «сохранения» становятся связанными с денежными вопросами или развиваются в желание обогащения только под влиянием особых социальных условий (434). Социальные условия во многом определяют важность и относительную выраженность инстинк-


тивных идей сохранения. Социальные институты влияют на структуру инстинктов посредством соблазнов и фрустраций, формируя желания и антипатии. Сама структура инстинктов, особенно распределение либидо между ге-нитальностью и прегенитальностью, зависит от социальных факторов. Индивидуальные структуры, созданные социальными институтами, несомненно, помогают сохранить эти институты.

Каждый психический феномен представляет результат взаимодействия биологической структуры и среды. Социальные институты оказывают решающее влияние в качестве факторов среды на нынешнее поколение. Собственно биологическая структура возникла на основании взаимодействия более ранних структур и более раннего опыта. Но каким образом возникли сами социальные институты? Не посредством ли, в конечном счете, стремления человеческих существ удовлетворить свои нужды? Несомненно, таким путем. Однако система отношений между индивидами стала внешней реальностью, относительно независимой от индивидов, она формирует структуру индивидов, которые своим поведением снова изменяют социальные институты. Все это составляет исторически непрерывный процесс.

Оральные черты характера

Абрахам (24) и Гловер (680, 681) подробно изучили влияние орального эротизма на нормальный и патологический склад характера. Картина не настолько ясна, как в случае анального характера. Различие приписывается трем факторам. Прежде всего, намного больше оральных элементов, чем анальных сохраняют эротическую активность в период зрелости. Во-вторых, при психоанализе очень трудно обнаружить конфигурацию орального характера без позднейших анальных привнесений. В-третьих, многие элементы, которые впоследствии совершенно разграничены, на оральной стадии развития интегрированы.

Анальный эротизм важен в формировании характера, поскольку в период тренинга чистоплотности дети впервые отказываются от непосредственного удовлетворения, чтобы угодить своим объектам. В более ранний период орального эротизма дети знакомятся с объектами и учатся устанавливать с ними отношения. Особенности этого процесса составляют основу всего последующего отношения к реальности. Все негативные и позитивные акценты на взятии


и получении указывают на оральное происхождение. Чрезмерное оральное удовлетворение порождает самоуверенность и оптимизм, сохраняющиеся на всю жизнь, если фрустрация, следующая за этим удовлетворением, не породит мстительность, сопряженную с непрерывными претензиями (24, 681, 933). С другой стороны, оральная депривация детерминирует пессимистическую (депрессивную) или садистскую (возместительно-требовательную) установку (104, 106). Если индивид остается фиксированным на оральных желаниях, он вообще не склонен заботиться о себе, а предпочитает, чтобы о нем заботились другие. В соответствии с противоположными целями на двух этапах орального эротизма эта потребность в заботе может выражаться посредством крайней пассивности или очень активного орально-садистского поведения.

Рассмотрим случай с несколькими оральными фиксациями. Пациента кормили грудью до полутора лет, пока он жил у своей слабоумной бабушки, всячески баловавшей его. Затем его неожиданно забрали, и он стал жить у чрезмерно строгого отца. В результате у пациента сформировался характер с одним преобладающим мотивом: получить возмещение от отца, лишившего его орального удовлетворения. Терпя неудачу, пациент прибегал к принуждению. Он ничем не занимался, жил на деньги отца и тем не менее упорно считал себя обделенным отцовской заботой. Конфликт между тенденциями реагировать на разочарование насильственными мерами (брать силой то, что не приходит само собой) и подобострастно подчиняться — весьма характерен для оральных фиксаций.

Орально-садистские тенденции в характере часто принимают оттенок вампиризма. Индивиды этого типа просят и требуют очень многого, они не оставляют свой объект, «присасываясь к нему.

Прилипчивость многих шизофреников к их объектам подразумевает, что в период доминирования оральной сферы страх утраты объекта был очень силен. Этот страх и стал причиной «присасывания».

В поведении индивидов с оральными характерами часто присутствуют признаки идентификации с объектом, в чьей поддержке испытывается необходимость. Некоторые индивиды ведут себя во всех объектных отношениях, как кормящие матери. Они всегда щедры и осыпают каждого подарками и благодеяниями, в благоприятных условиях в


стиле подлинного альтруизма, в неблагоприятных условиях в очень надоедливой манере. Их отношение к окружающим имеет значение магического жеста: «Поскольку я одариваю вас любовью, рассчитываю на взаимность.

Порой эта потребность «сделать других счастливыми» очень мучительна для окружающих, что указывает на ее исходную амбивалентность. Таковы и некоторые психотерапевты, кто хочет вылечить своих пациентов, «одаривая их любовью».

Другие индивиды вовсе не отличаются щедростью и никому ничего не дают. Это отношение прослеживается к идентификации с фрустрирующей матерью и представляет собой месть: «Поскольку я не получил желаемого, не буду исполнять ничьи желания ».

Бенглер показал, что некоторые случаи задержки эякуляции соответствуют этой модели. Пенис пациента символизирует грудь, и пациенты бессознательно отказываются кормить своих сексуальных партнеров (108, 110). Задержка эякуляции может, однако, выражать и анальную тенденцию к задерживанию.

Уже несколько раз упоминалось о том, что лица с оральным характером в поддержании самоуважения зависят от объектов. Они нуждаются в «снабжении» извне не только в целях орально-эротического удовлетворения, но и для поддержания самоуважения.

Подчеркнутая щедрость и скупость могут объясняться конфликтами вокруг орального эротизма. У некоторых индивидов проявление рецептивных нужд совершенно очевидно. Неспособные позаботиться о себе, они просят об опеке иногда требовательным, иногда молящим тоном.

Требовательный тон часто превалирует у индивидов, не способных достичь удовлетворения беспокоящих их оральных нужд. Каждый подарок лишь увеличивает их требования и желания. Они не скромны, наподобие жены рыбака из сказки о «Рыбаке и рыбке». Молящий тон превалирует у индивидов, которые удовлетворены, когда с них снимается любая ответственность и они окружены заботой. Они «скромны», довольствуются немногим и готовы пожертвовать амбициями и комфортом, если таким путем можно обрести необходимую заботу и любовь.

Иные особы подавляют подобные желания и в утрированной форме отказываются отягощать окружающих, они


не принимают никаких подарков и не способны о чем-либо попросить. Люди нередко испытывают потребность в зависимости, но притворяются независимыми. Бессознательное стремление к пассивности получает сверхкомпенсацию за счет крайней активности и мужественного поведения. Современное отношение к мужественности способствует ее имитации, однако подлежащая оральная пассивность выдает себя разными способами.

Один из них, согласно Александеру (43), язва желудка (с. 321-322).

Щедрые индивиды порой выдают свою исходную скупость, и, напротив, те, кто отличается скупостью, становятся при некоторых обстоятельствах необычайно щедрыми. Вариации обусловливаются соотношением сублимации и реактивного образования в представительстве оральных влечений в характере (706).

Зрелище младшего брата или сестры у материнской груди часто превращается в подлежащий фактор, связывающий зависть и ревность с оральным эротизмом (358, 1492).

Пациентка с выраженным оральным характером воспроизводила смутное вуалирующее воспоминание: в раннем детстве мужчина унизил ее, схватив за груди. Она понимала, что в действительности этого не могло случиться, но именно о таком факте свидетельствовало ее воспоминание. Поскольку пациентка отличалась «мстительным» вариантом женского кастрационного комплекса и постоянно испытывала садистские устремления, якобы направленные на расправу с насильником, мы предположили, что в вуалирующем воспоминании перепутаны эротические зоны. Разгадка пришла неожиданным путем. Оказалось, что сама пациентка цеплялась за материнскую грудь, когда мать кормила ее младшего брата. Позднее сексуальные домогательства мужчин воспринимались ею как унижение, потому что воскрешали болезненные переживания на руках матери, отвергнувшей и высмеявшей ее.

Кроме того, в характере отражаются многие непосредственно эротические способы использования рта в целях наслаждения (в отношениях к пище, выпивке, курению, поцелуям); эти эротические удовольствия могут замещаться сублимацией и реактивными образованиями (1468). Симптомы, выражающие конфликты вокруг орально-эротических побуждений, преодолеваются посредством реактивных образований в структуре характера, сохраняющихся и после


исчезновения симптомов. Например, речевые затруднения давно преодолены, но среди оральных черт характера наблюдается говорливость, неугомонность, склонность к упрямому молчанию.

Посредством смещения составляющих голода в ментальную сферу оральной чертой характера может стать любопытство, присвоившее себе всю исходную оральную прожорливость (249, 461, 1059, 1405). Средства утоления любопытства, в особенности чтение как замещение питания, по-видимому, специфически символизируют орально-садистскую инкорпорацию чуждых объектов, иногда даже фекалий. Психоанализ нарушений чтения, как правило, раскрывает конфликты этого рода (124, 1512). Связывание представлений о разглядывании и питании может обусловливаться важным инцидентом в онтогенезе, таким как наблюдение за кормлением младшего ребенка. Обычно чтению сопутствуют сильное любопытство и порывистое жадное смотрение, которые можно признать замещением пожирания.

Такое «оральное» использование глаз репрезентирует регрессию визуального восприятия к целям инкорпорации, вообще-то некогда связанным с ранним восприятием (430) (с. 59-61). Вера Смидт представила отличный отчет о способах, которыми оральные побуждения через инстинктивные и сублимационные промежуточные «звенья» любопытства эволюционируют в стремление развивать интеллект и познавать (1404, 1405).

Как и в случае связи анально-социальных конфликтов с анально-эротическими влечениями, сущность отношений между социальной зависимостью и оральным эротизмом не вполне ясна (921). Но эти отношения имеют очень большое значение. Биологической основой социальной зависимости является тот факт, что человеческое дитя рождается более беспомощным, чем другие млекопитающие, и требует сочувствия и заботы взрослых. Каждый человек обладает смутным воспоминанием о сильных, даже всемогущих существах, от чьей помощи и защиты он некогда зависел. Позднее эго обучается активно овладевать миром. Но пассивно-оральная установка как наследие младенчества продолжает присутствовать. Достаточно взрослому человеку попасть под давление природных или социальных сил, когда он беспомощен, как ребенок, и снова возникает потребность в могущественной защите, имевшей место в дет-


стве. Тогда происходит регрессия к оральности. Многие социальные институты используют биологически предопределенное устремление. Они обещают желанную помощь при соблюдении некоторых условий. Условия сильно различаются в разных культурах. Но общая формула: «Если проявишь послушание, получишь защиту », — тезис всех богов, совпадающий с требованием всех земных авторитетов. Конечно, существуют большие различия между всемогущим Богом, современным предпринимателем и матерью, кормящей ребенка, но именно сходство между ними объясняет психологическую действенность авторитета (436, 651).

Уретральные черты характера

На отношение уретрального эротизма к честолюбию впервые указал Джонс (881), а впоследствии Кориат (290) и Хитшман (794). Психоаналитический опыт показывает, что в период уретрального эротизма преобладающей идеей у детей становится соперничество относительно мочеиспускания. Связь уретрального эротизма с честолюбием и склонностью к соперничеству согласуется с отношением обоих черт к чувству стыда (с. 100-101, 184-186). Уретрально-эротическая амбиция может конденсироваться с особенностями, происходящими из оральных источников. Под влиянием комплекса кастрации эта амбиция может смещаться в анальную область, особенно у девочек из-за тщетности уретрального соперничества.

Пациент с выраженным уретральным характером испытывал сильные страдания по типу морального мазохизма из-за несчастного брака, он не был способен использовать многие свои таланты и возможности. Вскоре стало понятно, что вся его жизнь — искупление неизвестной вины. Проблема восходила к инфантильной сексуальности и концентрировалась вокруг чувства стыда по поводу энуреза, который сохранялся после десятилетнего возраста. Подавленное честолюбие пациента указывало на интенсивность уретрального эротизма: его эксгибиционизм по поводу маленьких достижений (значительные достижения он отвергал) бессознательно означал гордость умением контролировать мочевой пузырь. Осознание чувства вины спровоцировало депрессию, и в результате пациент много плакал. До проведения психоанализа в течение десятилетий он не позволял себе разрядки, закрывая глаза на свою судьбу. Релаксация представлялась показателем прогресса, и побуждение не стесняясь пре-


даваться рыданиям поощрялось. Со временем оказалось, что пациент злоупотребляет своим положением. Рыдания в присутствие аналитика явно доставляли ему мазохистское наслаждение. Вскоре он стал проливать слезы не только по поводу своих жизненных неурядиц, а вообще сделался сентиментальным и плакал даже при мысли о «хорошем поступке». Следует добавить, что его моральный мазохизм во многом имел характер искупительной фантазии. Пациент продолжал свой несчастный брак ради бедняжки жены и выбрал профессию, дававшую возможность помогать бедным людям. Другими словами, он был «хорошим человеком», который вынужден плакать из-за своего «благородства». Это побуждало его обращаться с окружающими таким образом, как он хотел бы, чтобы обращались с ним. В своей основной фантазии пациент играл роль Синдереллы, сильно страдавшей, поскольку ее не понимали, но однажды понятой Прекрасным принцем и освобожденной им от страданий. Сновидения и фантазии позволили раскрыть, что, будучи ребенком, пациент представлял «понимание» как разновидность поглаживания. В детстве он страдал рахитом и был так долго прикован к постели, что почувствовал себя обузой для семьи. Его невроз был реакцией на попытки справиться с накопившейся агрессией посредством трансформации упрямой Синдереллы в искупающего Христа. Он попытался осуществить материализацию своего пассивного желания, имевшего следующее содержание: «Если мое страдание достаточно, Спаситель придет ко мне и погладит меня. Тогда мне будет позволено плакать, плакать и плакать». На этом этапе психоанализа пациент завел интрижку с девушкой, которую жалел, реагировал он преждевременной эякуляцией. Психоанализ нового симптома подтвердил раннюю интерпретацию. Плач пациента символизировал мочеиспускание. Бедного ребенка гладили, пока он не обмачивал постель. Позволительные и благосклонные действия приводили скорее к релаксации, чем к чувству вины или позору. Не оставалось больше сомнений относительно бессознательной репрезентации «бедного ребенка», которая подтвердилась и сновидением. Это был собственный пенис пациента. Уретральная фиксация пациента носила пассивно-фаллический характер и выражала желание прикосновения к его гениталиям. Пациент хотел, чтобы его бедную маленькую Синдереллу (пенис) гладили, пока она не увлажнится.

Уретральная амбиция создает разнообразные вторичные конфликты. Успех, который является целью честолю-


бивого поведения, в связи с эдиповым комплексом может бессознательно приобретать значение убийства отца и поэтому воспрещаться. Честолюбивое поведение в связи с комплексом кастрации может приобретать значение успокоительного отвержения идеи собственной кастрирован-ности. В то же время страх кастрации способен блокировать любую активность, само мероприятие, задуманное как успокоительное относительно кастрации, порой индуцирует «кастрацию. Пациенты вновь принимают пассивно-рецептивные установки и вступают в те же конфликты вокруг зависимости, что и обладатели оральных характеров.

Не всякое честолюбие основывается на уретральном эротизме. Иногда честолюбие отражает другие конфликты периода детства, как в случаях двух пациентов, имевших очень честолюбивых матерей, чьи амбиции в отношении сынов отражали недовольство мужьями. Честолюбие пациентов первоначально было результатом идентификации с матерью. Амбиции демонстрировали все конфликты и амбивалентность фиксации на матери. На глубинном уровне пациенты воспринимали притязания своих матерей как предложение убить отца и стать их мужем, заторможенная амбиция выражала эдипов комплекс.

Характер и комплекс кастрации

Тесная связь уретрального эротизма и комплекса кастрации позволяет понять, почему роль уретрального эротизма в формировании характера нельзя изолировать от способов, которыми на формирование характера влияет комплекс кастрации (36). Все утверждения относительно черт характера, направленных на преодоление тревоги, остаются в силе и в отношении борьбы со страхом кастрации. Весьма часто встречаются контрфобические установки. Дети любят изображать кастрированность, притворяясь, например, слепыми или хромыми. Скромность взрослых нередко явление того же порядка. Они пытаются таким образом справиться с идеей кастрации. Наслаждение состоит в следующем: а) кастрация притворная, а не настоящая; б) «кастрация » держится под контролем; в) быть кастрированным означает быть девушкой (женоподобность).

Пациент, боявшийся своего деспотичного отца и одновременно испытывавший женоподобный восторг перед ним, любил играть на станциях метро в следующую игру-Он держал руки на рельсах, воображая, что поезд отре-


зает их. В действительности он отдергивал руки задолго до прихода поезда, но фантазировал, что делает это в самый последний момент. Для него руки были почти отрезаны, но он держал ситуацию под контролем. У пациента были также другие грезы: о гигантах и гигантских машинах, угрожавших уничтожить людей, но все же удерживаемых под контролем. И снова, в грезах конденсировались пассивные гомосексуальные фантазии с заверениями от связанного с ними страха кастрации.

Интересно, что впоследствии все объектные отношения пациента управлялись игрой того же типа: он «играл» в провоцирование опасности, но никогда Не шел на реальный риск.

Воздействие на формирование характера чувства стыда, связанного с идеей собственной кастрированности, заслуживает специального рассмотрения.

У каждой маленькой девочки возникает зависть к пе-нисугно последующее развитие этой зависти сильно различается. Если зависть не слишком интенсивна и не подавляется, она частично или полностью рассеивается, некоторые ее составляющие различным путем сублимируются или определяют индивидуальные особенности сексуального поведения. Если зависть интенсивна или подавляется в раннем возрасте, она играет решающую роль в генезисе патологических черт характера и женских неврозов. Абрахам различал две характерных разработки зависти к пенису: по типу осуществления желания и мстительному типу. В первом варианте женщина хочет играть мужскую роль, она преисполнена фантазиями об обладании пенисом или его обретении. Во втором варианте на переднем плане желание отомстить счастливчику-мужчине, осуществив его кастрацию (20, 887, 1618). Часто эти женщины считают половой акт унизительным для одного или другого партнера. Их цель — унизить мужчину перед тем, как они сами будут унижены. Месть может пониматься как проявление мужественности («Я покажу тебе, что могу быть столь же мужественной, как и ты») или как проявление женственности («Поскольку ты презираешь меня, я заставлю тебя восхищаться мной »). Ввиду направленности мстительных побуждений, скорее против мужчин вообще, чем против конкретного мужчины, и в силу Постоянной неудовлетворенности этих побуждений, «гиперсексуальность » женщин часто детерминируется агрессивными компонентами (1204). Воображая себя прости-


туткой, женщина находит выражение обеим идеям: униженности и мщения за это (617).

Хейуард провел сравнительный анализ двух женских характеров, чтобы выяснить детерминацию их специфического развития (755). Вероятно, «мстительные женщины» переживают шок, узнав о пенисе в анально-садистскую фазу развития, обычно от брата или другого мальчика. У женщин, завидующим обладателям пениса по типу осуществления желания, зависть возникает на пике фаллической фазы, обычно при переживаниях, связанных с отцом или другими взрослыми мужчинами. Тем не менее различия между этими двумя характерами не следует принимать слишком серьезно. Многие женщины испытывают оба типа переживаний одновременно или поочередно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...