И предупреждение преступлений
Наиболее простым и широко распространенным объяснением психологического аспекта процесса социализации, благодаря которому лицо не встает на преступный путь, служит представление о том, что люди не совершают преступлений потому, что они предвидят и взвешивают для себя благоприятные и неблагоприятные по-
следствия своих действий. При этом они убеждаются, что уголовное наказание за совершенное преступление — весьма тяжкое последствие. Поэтому они приходят к выводу, что совершение преступления — дело для них невозможное, оно нецелесообразно. На таком понимании мотивов человеческого поведения строится и известная уголовно-правовая концепция общего предупреждения. Она сводится к тому, что путем наказания одного преступника в сознании других граждан создается психологический барьер, препятствующий реализации ими преступного намерения. Суть этой конструкции в том, что сдерживающий психологический момент якобы находится перед умственным взором человека и относится к будущему времени («если я совершу преступление, то буду наказан»). Поставим, однако, вопрос следующим образом: если каждое из преступлений будет на 100% влечь за собой достаточно суровое наказание и все будут знать об этом, прекратятся ли преступления, исчезнет ли преступность? Общепредупредительное воздействие наказания имеет реальную важность для борьбы с преступностью. Следует, однако, указать на объективную ограниченность реального социального эффекта концепции общего предупреждения. При этом мы исходим из представления о невозможности регулирования поведения людей в обществе только на основе принципа целесообразности, на расчете степени риска, связанного с тем или иным вариантом поведения.
В подавляющем большинстве случаев люди воздерживаются от совершения преступлений вовсе не потому, что боятся наказания. Многие вообще достаточно смутно представляют себе конкретные размеры наказания, предусмотренного законом за то или иное преступление, и большинство, не задумываясь, пропускает множество ситуаций, в которых, с точки зрения соотношения последствий, степени риска и т.д., казалось бы, прямой расчет отступить от закона. С другой стороны, около 25-30% от общего числа лиц, совершающих преступления, совершают их во второй, третий и более раз (рецидивисты), причем уже после того, как они сами убеждались — и часто неоднократно — в том, что преступность в целом не самое целесообразное направление деятельности, а их осведомленность об уголовном наказании значительно превосходит представления лиц, ни разу не совершавших преступления. Принцип, согласно которому поведение производно от выбора, зависящего от свойства ожидаемых результатов, от оценки того результата, который наступит в будущем, не может, однако, полностью объяснить тот сложный комплексный процесс, каким является процесс социализации, т.е. включения человека в систему данных общественных связей и отношений. Страх и выгода, удовольствие и неприятность, наслаждение и страдание хотя и объясняют многие поступки людей, но далеко не все из них. Поведение, базирующееся на основе усвоения наиболее эффективных, ближе всего ведущих к цели и потому наиболее целесообразных действий, — реальная и весьма важная модель человеческого
поведения. Отсюда понятен весьма распространенный тезис о том, что противоправное поведение лица будет тем устойчивее, чем больше удовлетворительных для преступника результатов оно ему приносит, и наоборот, чем невыгодней для лица результаты противоправных актов, тем более данный преступник будет склонен отказаться в будущем от их совершения.
Научение по принципу оценки эффективности результата действия основано на том, что закрепляются, усваиваются субъектом те действия, которые (в силу их полезности, эффективности) за данный отрезок времени повторяются в поведении чаще, чем действия бесполезные, неэффективные. Частота повторяемости тех или иных действий — существенный фактор их усвоения в рамках модели оперантного (эффективного) поведения[315]. Этому положению прямо противоречит тот факт, что подавляющее большинство людей не совершают вообще преступлений вовсе не потому, что, попробовав тот или другой вариант поведения (противоправного и непротивоправного) и убедившись в неэффективности преступного поведения, они все менее прибегают к нему, в силу чего в их поведении возрастает частота правомерных поступков и правомерное поведение закрепляется в их поведении. Следовательно, модель оперантного поведения, основывающегося на результатах процессов научения, сама по себе полностью не объясняет факта соблюдения законов большинством членов общества. Вследствие изложенного необходимо проанализировать другой важный аспект поведения. С этой целью следует обратить принципиальное внимание на ранний период формирования личности, на ту социальную тренировку, через которую проходит всякий человек в процессе роста, возмужания, становления его личности. Известно, что процесс этот начинается достаточно рано. С самого рождения человек включается в общественную среду. Он должен усвоить поэтому не только то, что устраивает его, не только такие формы поведения, которые полезны, выгодны ему лично, но и такие, которые требуют от него социальная среда, семья и т.д. Эти формы поведения часто могут не совпадать, противоречить тому, что выгодно и полезно, что эффективно, с точки зрения самого человека. Эти действия (или скорее воздержание от определенных действий) могут вступать в противоречие с принципом наибольшей эффективности, целесообразности данного поступка с позиций самого субъекта. Так, целесообразно с позиций ребенка взять, например, для еды то, что лежит ближе к нему, а не то, что ему полагается в
данное время. Удобнее удовлетворить возникшее желание любого рода тут же, на месте, как только оно возникло, но здесь ему предъявляется требование сдержать себя, потерпеть, дождаться нужного времени и места и т.д. Используя метод проб и ошибок, человек быстро обучается повторять именно те действия, за которыми следует устраивающий его результат, и не склонен повторять действий, не влекущих за собой удовлетворительных последствий. Однако (и это принципиально) есть такие способы поведения, которые субъект должен усвоить не столько потому, что он их желает, выбирает, предпочитает, сколько потому, что социальная среда, общество, в котором он живет, требуют этого от него. Он должен сдерживать свои желания, он должен поступать не так, как он предпочитает, а как это полагается. Такой аспект или вид поведения формируется вследствие того, что подкрепляющий фактор сопровождает то, что предшествует действию, а именно тот стимул (или раздражитель), который воздействует на субъекта и вызывает с его стороны реакцию в виде действия, акта поведения. Поэтому такой тип поведения обозначается в качестве ответного, реактивного. В экспериментальной психологии такой тип поведения называется респондентным. В этом последнем случае мы принимаем в расчет уже не два элемента — действие и результат, как при эффективном поведении, а три элемента: стимул действия (или раздражитель), действие и достигнутый результат. Важно при этом, что и действие, и достигаемый результат представляют собой именно реакцию (ответ) на действие стимула (раздражителя). Причем если оперантное (эффективное) поведение усваивается методом проб и ошибок в результате установления ассоциативной связи между действием и характером достигнутого результата, то респондентное (реактивное) поведение усваивается путем установления ассоциативной связи между самим стимулом к действию (раздражителем) и подкрепляющим этот стимул фактором. Разумеется, — и это очень важно — подкрепляющий фактор может как усиливать действие стимула или раздражителя, так и смягчать, гасить или даже парализовать, блокировать эффект подобного раздражителя.
Такова схема поведения респондентного типа. Здесь поведение усваивается не в результате проб и ошибок и отбора наиболее эффективных способов поведения. Реактивное, или респондентное, поведение есть результат возникновения ассоциативной связи между различными, но близкими между собой по времени, параллельно действующими и одновременно влияющими на субъект стимулами, раздражителями, которые предшествуют действию, вызывают это действие к жизни. Установление такой связи или ассоциации между различными стимулами ведет к тому, что со временем проявление действия только одного из таких стимулов вызывает у субъекта реакцию совершенно такую же, как если бы на него по-прежнему воздействовали оба параллельных стимула. В результате образования у субъекта указанной связи по прошествии определенного
времени один из стимулов принимает на себя свойства другого, становится его заменой. Теперь после образования ассоциативной связи второй стимул в состоянии вызвать ту же реакцию, которую до этого вызывал замещенный им стимул. Итак, респондентное поведение, во-первых, реакция на определенный раздражитель или стимул. Во-вторых, если действие одного раздражителя или стимула, вызывающего определенную реакцию, сопровождается иным, отличающимся от первого стимулом, который на первых порах безразличен для субъекта, не вызывает с его стороны реакции, то с течением времени в связи с их одновременным воздействием на субъекта они начинают ассоциироваться между собой, а затем второй или другой стимул, до того времени безразличный для лица, теперь уже вызывает у него ту же самую реакцию, которую с самого начала воздействия вызывал только первый стимул. Допустим, у подростка возникает импульс к совершению неодобряемого поступка, и он совершает его (в обиде и раздражении по поводу какого-либо запрета грубит или замахивается на своего воспитателя рукой). Скорее всего следствием этого поступка будет резкое проявление неодобрения (строгий окрик, выговор и т.д.), которое причиняет неприятные ощущения, вызывает отрицательную эмоцию. Такая быстрая последовательность событий (фактор времени здесь принципиально важен) ведет не только к прекращению проступка, но и к образованию определенного побочного, но очень важного результата, а именно то побуждение, которое привело к совершению неодобряемого поступка, после некоторого числа повторений начинает ассоциироваться с причиненными одновременно человеку неприятными ощущениями.
Ассоциация возникает со временем именно между побуждением к действию, намерением совершить порицаемый поступок — с одной стороны (стимул одного рода) и неприятными для человека, ощущениями, эмоциями — с другой (стимул или раздражитель другого рода). После определенного числа повторений этих событий (возникновение импульса к действию, сопровождаемое немедленными неприятными последствиями этого действия) связь между этими событиями становится настолько прочной, что возникающий импульс к действию сам по себе уже может вести к возникновению не зависящей, от воли человека автоматической реакции, которая блокирует действие этого импульса, препятствует ему развиться в действие. При возникновении подобной ситуации человек вновь может ощутить обиду, огорчиться, эмоционально возбудиться по поводу отказа в выполнении своего желания, но он уже не совершает того, что было пресечено ранее, импульс совершить неодобряемый поступок погашен привитой уже реакцией (ассоциативная связь выступает в качестве блокирующей реакции). Конечно, такой отказ от совершения проступка можно истолковать как результат предвидения человеком возможных последствий своих действий. Однако правильным будет другое истолкование такого поведения: в подобном
случае поведение определяется не предвидением грозящих последствий, а невольным возникновением той неприятной, тревожной реакции, того переживания, которое было в прошлом как результат совершения неодобряемого поступка. Вновь подчеркнем, что теперь уже эта реакция, это переживание по ассоциации возникает сразу же, параллельно с возникновением импульса к запрещенному действию. Поэтому такая реакция и в состоянии также сразу, помимо воли субъекта блокировать указанный импульс, она препятствует воплощению этого импульса в неодобряемом поступке. Следовательно, не будущая цель руководит поведением, не сам по себе мотив направляет его, а лишь предшествующий опыт, предшествующее воздействие условных стимулов, сопровождавших соответствующие акты поведения, — таков реальный механизм поведения. История формирования личности — это по существу история беспрерывно действовавших на индивида социальных подкрепителей. Если эти подкрепители эффективны (т.е. их воздействие увеличивает вероятность проявления в будущем соответствующих актов), а сами по себе эти акты воплощают социально одобряемые нормы поведения, формируется хорошо социализированная личность. Если социальные подкрепители (внимание, поощрение, чувство привязанности) сопровождали по преимуществу акты поведения, принятые в данной социальной микросреде, но противоречащие нормам права и морали в целом, то налицо формирование личности, чье поведение характеризуется высокой степенью вероятности совершения антисоциальных, противоправных действий. Стимул, который ведет к причинению неприятных, нежелательных, болезненных ощущений, обозначается как отвращающий (или аверсивный). Поведение, которое ведет к устранению, прекращению действия отвращающего стимула, является одним из видов контролируемого поведения. Поведение, ведущее к прекращению воздействия на индивида аверсивного стимула, подкрепляется именно этим результатом, т.е. прекращением действия такого стимула. В силу этого негативные подкрепители, прекращающие нежелательное воздействие, оказав однажды (или несколько раз) свое воздействие на поведение, приобретают контролирующую силу, так как в поведении индивида повышается вероятность совершения именно таких актов поведения, которые бы обеспечивали прекращение воздействия на индивида аверсивных стимулов. Реакция (действие), закрепившаяся в поведении как результат того, что подобные действия в прошлом опыте индивида приводили к прекращению действия аверсивного стимула, обозначается как реакция избегания. Следовательно, роль подкрепления, т.е. фактора, реально формирующего поведение, аверсивный стимул играет не в момент (и не вследствие) своего воздействия на индивида, а в момент (и вследствие) прекращения своего действия. Это очень важная особенность контролирующей функции отвращающего стимула. В связи с тем что формирующее воздействие на поведение оказывает не само по себе введение в ситуацию отвращающего стиму-
ла, а именно прекращение его воздействия, то закрепляется в поведении именно тот его вид, который предшествует прекращению воздействия аверсивного стимула, ведет к его устранению из ситуации. Типичным видом такого поведения и служит реакция избегания[316]. Аверсивный стимул может носить как безусловный характер (причинение боли, например), так и условный, приобретенный характер. К числу последних относятся, например, такие отвращающие стимулы социально-психологического характера, как насмешки, оскорбления, угрозы и т.д. В результате воздействия таких аверсивных стимулов в поведении индивида закрепляются поведенческие акты, ведущие к прекращению, устранению этого воздействия. Так, подросток может совершить насильственный или иной противозаконный акт для того, чтобы доказать свою храбрость и прекратить насмешки над ним со стороны друзей и т.д. Сама по себе оценка определенных действий в общественной морали, праве как постыдных, нечестных, жестоких, недостойных также выполняет роль аверсивных стимулов, формируя, закрепляя такого рода поведение, которое заключается в прекращении, уклонении от совершения противоправных действий, оцениваемых подобным образом. Реакция избегания может выражаться как в социально порицаемом, так и в социально положительном поведении. В первом случае (с антисоциальной группой) имеет место стремление избежать насмешек со стороны членов своей группы, прекратить их воздействие путем совершения противозаконного акта. Во втором — избежать воздействия социально обусловленных отрицательных моральных, правовых оценок соответствующих действий путем уклонения от такого акта. Но в первом случае — негативное подкрепление, т.е. прекращение воздействия аверсивных стимулов, служит инструментом контроля над поведением субъекта со стороны членов антисоциальной группы, ведущего к закреплению антисоциального поведения, так как прекращение насмешек (негативный подкрепляющий фактор) оказывается связанным с совершением именно подобного рода действий (совершил хулиганский поступок — завоевал «авторитет»). Во втором случае реакция избегания выступает в форме социально одобряемого поведения, так как подкрепляющий фактор связан с прекращением, отказом от совершения антисоциального акта на его ранних стадиях (такой отказ — социально положительное действие). Следовательно, разбираемый нами социально-психологический механизм контролирования поведения может приобретать различ-
ную направленность в зависимости от социального контекста, в рамках которого он действует, от содержания ценностей, идеалов, нормативов соответствующей социокультурной среды, следовательно, от характера процесса социализации индивида. Наряду с изложенной формой контролируемого поведения (реакция избегания) существуют формы поведения, которые также связаны с действием аверсивных стимулов, однако в этих случаях индивид меняет свое поведение еще до того, как эти стимулы окажут на него свое воздействие. Такая форма поведения, которая ведет к своевременному уклонению от воздействия подобных стимулов, — также важная форма контролируемого поведения, т.е. наряду с реакцией избегания (аверсивный стимул начал оказывать воздействие) существует также реакция уклонения (аверсивный стимул еще не оказал своего воздействия). Эта последняя реакция (уклонения) производна от ранее имевшихся в опыте индивида сочетаний определенных отвращающих стимулов с теми индикаторами, факторами, чертами ситуации, в рамках которых действовал ранее тот или иной аверсивный стимул (например, красный свет светофора, угроза уголовным наказанием, возможность осуждения со стороны друзей, опасение насмешек и т.д.). Реакция уклонения есть результат воздействия на индивида этих вторичных, производных стимулов, человек реагирует на эти условные стимулы потому, что в прошлом опыте индивида подобные же индикаторы сопровождались реальным воздействием на него соответствующего аверсивного стимула (авария, осуждение, насмешка и т.д.). Реакция уклонения может устраниться из поведения, если подобного рода условные стимулы, играющие роль дискриминирующих стимулов, о которых говорилось ранее, не получают более в опыте индивида подкрепления (например, бездействие охранительных органов может лишить фигуру милиционера свойства вызывать реакцию уклонения). В этой ситуации индивид может совершить тот акт, от выполнения которого он ранее уклонялся. Но если следствием такого акта вновь будет воздействие отвращающего стимула, то устраненная реакция уклонения проявится вновь и станет еще более устойчивой, так как воздействие нерегулярных подкрепителей в случае, если реакция ранее уже была выработана, ведет к особой устойчивости проявления подкрепляемых действий. И реакция избегания, и реакция уклонения, следовательно, результат сочетания стимулов, обусловивших данное действие негативных подкрепителей. То, что мы понимаем под подкрепителями, — это определенное воздействие среды на организм, это раздражитель или стимул, но он отличен от стимула к определенному действию. Отличие заключается в том, что он вызывает реакцию иного рода по сравнению со стимулом, влекущим данное действие, он не связан до поры до времени с этим действием, он не оказывает на него влияния, он просто сопровождает стимул, влекущий указанное действие.
В нашем примере с реакцией избегания стимулом к действию явилось побуждение совершить запрещенный поступок. Побуждение ведет к совершению самого поступка. Сопровождающее этот поступок воздействие (санкция со стороны окружающих, со стороны воспитателя) является стимулом (или подкреплением) иного рода. Между этими разнородными стимулами образовалась ассоциативная связь. Ранее стимул первого рода (импульс к немедленному выполнению желания) вел автоматически к возникновению соответствующей ему реакции в виде желания замахнуться рукой на воспитателя (назовем эту реакцию реакцией первого рода). Сопровождает эту реакцию стимул второго рода (неодобрение, санкция со стороны воспитателя), вызывающий соответствующую ему реакцию второго рода (тягостное переживание, отрицательная эмоция). Этот стимул второго рода действует сразу же, близко по времени, параллельно с еще не угасшим стимулом первого рода. Со временем они ассоциируются между собой, и стимул первого рода (импульс к немедленному выполнению желания) как бы берет на себя роль, функцию стимула второго рода (роль санкции со стороны воспитателя). Теперь уже сам по себе импульс к выполнению желания ведет к одновременному возникновению противоположной ему, тормозящей его эмоциональной реакции, которую ранее вызывало порицание, неодобрение со стороны воспитателя. Это приводит также к тому, что в подобной ситуации нет уже надобности в реальном проявлении неодобрения, порицания, санкции. Ее роль взял на себя сам стимул первого рода. Он сам по себе уже способен блокировать упомянутую реакцию первого рода, ибо в нем одновременно воплотилось желание и неодобрение, побуждение к действию и тормоз к его совершению. Побуждение совершить запрещенный поступок теперь само по себе уже влечет возникновение тягостного, неприятного, тревожного ощущения, эмоций, тормозящих это побуждение. Возникает реакция избегания. Что происходит, когда человек попадает в ситуацию, в которой он испытывает сильное побуждение совершить запрещенный поступок? Возможно, он попытается осуществить свое намерение. Но, едва приступив к этому, он ощутит возникновение неприятных, тревожных, беспокойных эмоций, связанных с привитой ему ранее в подобных ситуациях блокирующей реакцией. Если такая реакция достаточно сильна, если обусловливание было успешным, он не совершит запрещенный поступок. Если же она недостаточно интенсивна, то, преодолевая неприятные психологические ощущения, он все же может его совершить. В этом случае, следовательно, акт поведения будет являться производной функцией, зависящей от силы влечения, побуждения и устойчивости противостоящей этому блокирующей реакции. Респондентная (реактивная) и оперантная модели поведения могут не совпадать и даже противоречить друг другу, но обе они в равной мере необходимы для достижения правильного взаимодействия субъекта со средой. Оперантное поведение можно определить
как поведение, ориентированное на потребности субъекта. Поведение респондентное можно определить как поведение, отражающее реальности данной среды, ситуации, в рамках которой действует субъект, зависящее от требований, предъявляемых к нему этой средой. Такого рода поведение прививается средой, воспитанием, — это необходимо для общества, хотя и не всегда это удобно, выгодно приносит удовлетворение самому субъекту. Принцип выгоды, удовольствия (оперантное поведение) противопоставляется, таким образом, принципу реальности (респондентное поведение). Эмоции страха, переживания, связанные с ощущением стыда, не доставляют удовольствия, но, возникая непроизвольно в качестве условной реакции, привитой воспитанием, корректируют (разумеется, с разной степенью надежности) поведение человека в обществе. Если в ходе оперантного обусловливания субъект формирует черты своего собственного индивидуального опыта, то респондентное обусловливание ведет к усвоению индивидом опыта социального, т.е. той совокупности норм, стандартов поведения, в которых воплощен исторически конкретный опыт общественной, совместной жизни людей, без усвоения которого были бы невозможны какие-либо формы человеческого общежития. Только в единстве индивидуального и социального опыта проявляется адекватное развитие личности, нормальное сочетание личного и общественного, потребностей и долга в сознании и поведении человека. Для большей наглядности приведенные выше положения о механизме поведения могут быть представлены в виде схемы 1. Следовательно, респондентное поведение: 1) необходимо для общества, является неизбежным условием социального общежития; 2) ориентировано на социальную среду, отражает ее характер и особенности; 3) базируется на принципе удовлетворения реальных объективных требований общества (принцип реальности); 4) ведет к усвоению индивидом социального опыта; 5) формируется в процессе респондентного обусловливания. Ясно, что поведение, обусловленное социальными требованиями, столь же необходимо для субъекта, как и поведение оперантное (эффективное, ведущее к удовлетворению потребности субъекта кратчайшим путем). В ходе социального обусловливания в психике человека вырабатывается, следовательно, определенная эмоциональная реакция, вследствие которой он непроизвольно, автоматически уклоняется от социально не одобряемого действия. Принципиально важно при этом, что такого рода эмоциональная реакция проявляет свое действие еще до того, как у человека окончательно сформируется антисоциальное намерение. Не случайно для большинства людей в обществе даже не возникает вопроса о выборе преступного или непреступного способа поведения. Образовавшаяся у них в процес-
се социализации установка личности ведёт к тому, что они просто не принимают в расчёт потенциальные возможности для совершения преступления, даже если такие возможности и возникают на их пути. Привитая человеку в ходе указанного процесса эмоциональная реакция заблаговременно (хотя, конечно, с разной степенью надёжности) блокирует возникновение преступного намерения. С другой стороны, недостаточное функционирование механизма социального обусловливания поведения человека ведёт к тому, что поведение лица всё более и более носит антиобщественный характер, у него утрачиваются навыки социально обусловленного сдерживания.
Характерно, что преступники-рецидивисты каждое следующее преступление совершают более сознательно, с бóльшим риском и в то же время в состоянии эмоционального безразличия. Их жизненная стабилизация постоянно ухудшается как с материальной, так и с личной точки зрения. Они все чаще совершают преступления ради самого преступления и все меньше — для материальной выгоды. Материальный расчет, корысть — это элементы психологического механизма, ориентированного на оценку будущего результата действия (расчет степени риска). С ним связана и устрашающая роль наказания. Этот механизм, как видим, играет все меньшую роль в преступном поведении рецидивиста (соответственно уменьшается устрашающий эффект наказания). Одновременно растет эмоциональное безразличие, а следовательно, окончательно деградирует тот элемент воспитания, недостаток которого особенно часто обусловливает недостатки всего процесса социализации. Наказание, следовательно, не выправляет, а углубляет этот недостаток, если оно не преследует задачи ресоциализации преступника. Изложенное позволяет прийти к некоторым выводам. 1. Расчет только на устрашающую, сдерживающую силу наказания в борьбе с преступностью был бы недальновидным и неэффективным. Хорошо социализированный человек не совершает преступлений вовсе не из страха перед грозящим наказанием, а в результате успешной социализации. Неудовлетворительная же социализация, недостатки этого процесса означают, что в поведении индивида возрастает вероятность проявления актов поведения, противоречащих социальным и правовым нормам. Поведение любого рода — результат предшествующих и наличных воздействий среды. Будущее не руководит поведением. Поведение формируется и детерминируется прошедшим и настоящим социальным опытом. Не случайно даже угроза применения высшей меры наказания (будущее) не оказывает решающего предупредительного воздействия. 2. Но если преступление связано с недостатками процесса социализации, то наказание эффективно в той мере, в которой оно способно восполнить указанные недостатки. Причем лишения, страдания, связанные с исполнением наказания, оказываются совершенно неэффективными с точки зрения их психологического воздействия на дальнейшее поведение человека. Более того, суровое наказание, причиняющее лишения, страдания, притупляет в целом эмоциональную восприимчивость лица. Стыд (как и страх) все более теряет свою психологическую основу, ибо притупляется эмоциональная сфера в целом, а потому слабеет и возможность устранить из поведения преступника социально опасные привычки и наклонности, которые сами явились результатом неудач в осуществлении процесса его социализации.
* * * Для криминологии большое значение имеет исследование социально-психологического механизма воздействия наказания на противоправное поведение. Многочисленные криминологические исследования семей несовершеннолетних правонарушителей свидетельствуют о том, что в этих семьях относительно часты случаи физического наказания детей по сравнению с благополучными семьями, где такое наказание родителями почти не практикуется[317]. Наказание, т.е. причинение субъекту неприятных последствий, не ограничивается сферой уголовного права. Наказание, как известно, применяется и в рамках административной и дисциплинарной ответственности, и в сфере морали. При всем различии эти меры воздействия на индивида объединяет ряд обстоятельств: они представляют собой реакцию на нарушение определенных норм (правил, установлений); призваны изменить определенный вид поведения, по поводу которого они применяются; такого рода изменения в поведении различные виды наказаний должны обеспечить путем причинения неприятных субъекту последствий, т.е. наказание есть вид аверсивного (отвращающего) стимула. В зависимости от вида таких воздействий меняются субъекты, применяющие подобные меры. Так, если государство, его судебные органы применяют уголовные наказания, родители — иногда физическое наказание либо порицание, выговор, запрет, лишение какого-либо удовольствия, то социальные группы применяют моральное осуждение, неодобрение, насмешку в отношении лица, чье поведение нарушает какие-либо групповые нормы, и т.д. Но во всех этих случаях сохраняется общая социально-психологическая посылка, согласно которой причинение неприятных последствий должно заставить индивида изменить свое поведение в соответствии с требованиями либо норм права, либо норм морали, либо иных социальных норм. Социально-психологические последствия наказания (понимаемого именно в таком, максимально широком смысле, т.е. как совокупность любого вида негативных воздействий на индивида) разделяются на две большие группы. К первой из них относятся первичные, т.е. ближайшие, непосредственные результаты применения, наказания. Ко второй — многочисленные (и наиболее существенные) последствия, более отдаленные во времени, т.е. последствия вторичного характера. С рассматриваемых позиций наказание как будто призвано выполнять функцию, противоположную той функции, которую в формировании осуждаемого поведения выполняли различного рода подкрепления. Если подкрепления формируют определенные тенден-
ции в поведении, то наказание, как антипод подкрепления, должно было бы их разрушать. Непосредственный, ближайший эффект применения наказания достаточно ясен: оно прекращает (пресекает) тот вид поведения, в связи с которым наказание было применено. Однако для того, чтобы разобраться в характере отдаленных, вторичных последствий применения наказания, необходимо принять во внимание важную особенность механизма поведения, а именно если подкрепитель формирует его, то само по себе отсутствие факторов, подкрепляющих данные действия, ведет к снижению степени вероятности их совершения, а затем и к постепенному устранению этих действий. Итак, если определенные виды поведения не получают более подкреплений, формировавших их ранее, то количество таких актов начинает постепенно уменьшаться. Что же произойдет, если сразу же после прекращения воздействия на поведение подкрепляющих факторов ввести в ситуацию еще и отвращающий стимул (т.е. наказывать за совершение таких действий)? Резонно было бы ожидать, что в этом случае процесс устранения соответствующих актов поведения будет еще более интенсивным, т.е. количество актов поведения, которые не только не подкрепляются, но и влекут наказание, будет значительно меньшим, чем в первом случае, когда поведение такого рода просто не подкрепляется. Соответствующие эксперименты, однако, показывают, что если сразу после применения наказания соответствующие акты поведения резко снижают частоту своего проявления, то после прекращения воздействия наказанием они с неизбежностью возникают вновь, и в конечном итоге общее число актов поведения во втором случае (в случае применения наказания) становится равным тому числу актов поведения, которые устранялись из поведения без наказания, а лишь в результате устранения подкреплений. Отсюда неизбежен вывод о том, что результатом применения наказания является временное прекращение соответствующих актов поведения, но не снижение их общего количества. Даже в случае сурового и продолжительного наказания уровень актов поведения, в связи с которыми наказание применялось, вновь возрастает в случае его прекращения, и по истечении некоторого времени этот уровень восстанавливается так, как если бы наказание не применялось вообще. Следовательно, представление о том, что наказание — антипод подкрепления, что наказание способно разрушить, устранить то, что сформировано подкреплением, не находит подтверждения. В чем же тогда, кроме временного прекращения соответствующего действия, эффект наказания? Для ответа на этот вопрос необходимо принять во внимание обрисованное выше различие, существующее между двумя видами подкрепителей, формирующими поведение: позитивными и негативными. Позитивным является такой подкрепитель (или стимул), воздействие которого закрепляет, усиливает соответствующий вид поведения. Негативным подкрепителем (или стимулом) является подкрепитель, устраняющий воздействие аверсивного стимула, что
оказывает закрепляющее влияние на поведение[318]. Следовательно, оба эти стимула решают общую задачу закрепления в поведении действий определенного вида. В свете этих положений можно определить и социально-психологическую характеристику наказания. Так, с позиций социальной психологии наказание заключается либо в устранении воздействия на человека позитивного социально-психологического подкрепления, либо в оказании на него воздействия аверсивным социально-психологическим стимулом. В результате воздействия условного отвращающего стимула у человека формируются действия, несовместимые с теми осуждаемыми актами, которые послужили основанием для наказания. Эти новые действия должны быть достаточно интенсивными, чтобы вытеснить осуждаемые акты из поведения (так, страх вытесняет гнев и т.д.). Роль таких аверсивных стимулов выполняют не только безусловные стимулы, например причинение боли, но и условные, т.е. словесные оценки, угрозы и т.д. Возникая
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|