Структурный функционализм в криминологии
Механистический материализм исходил из влияния на преступность материальных, физических факторов, данных от природы, в одном ряду с социальными и социокультурными факторами. Реальные изменения в состоянии и уровне преступности опрокинули упрощенные конструкции механистического материализма в криминологии. Значило ли это, что объективные условия бытия людей, прежде всего в их материальном выражении, не влияют на преступность? Или, быть может, они влияют, лишь преломляясь через факторы иного, нематериального характера? Но что же это за факторы и не являются ли они простой суммой объективных воль, сознаний, стремлений отдельных индивидов? В чем скрыта детерминация человеческого поведения, в том числе преступного? В субъективном мире индивида или в материальных факторах окружающей его среды? И если механический материализм показал свою ограниченность, а подчас и несостоятельность в объяснении преступности, не означает ли это принципиальной невозможности ее причинного объяснения, неизбежности возврата к пониманию преступности как результата совокупной злой воли преступников? На повестку дня, следовательно, встал вопрос о природе культурных ценностей и идеалов как детерминант социального поведения. На вопрос о том, могут ли феномены культуры быть приравнены к природным явлениям, механистические материалисты отвечали утвердительно. Идеалисты же, отрицали в принципе возможность детерминистического подхода к изучению феноменов человеческой культуры, утверждали первичность духовного мира. Вскрыть специфику детерминации социального поведения, не сводимую ни к механистическому материализму, ни к субъективному идеализму, стремился известный французский социолог Э. Дюркгейм[393]. При этом он исходил из следующих положений:
1) законы природы и общества характеризуются единством — нет двух миров, совершенно несхожих по характеру своих законов; 2) тем не менее общественный мир обладает по сравнению с природным весьма существенной спецификой, игнорирование которой и оказалось уязвимым местом механистического материализма; 3) общественные феномены, как и природные явления, познаваемы строго научными методами;
4) принцип детерминизма действует и в сфере общественной жизни, однако, чтобы раскрыть его специфику, необходимо подойти к социальным явлениям, во-первых, как к реальности, как к объективно существующим феноменам, и во-вторых, как к феноменам особого рода, присущим только человеческому обществу. Значит, не в сфере физических, материальных явлений, с одной стороны, не в сознании индивидов — с другой, следует отыскивать причины социальных явлений, в том числе преступности. Социальное (преступность) следует выводить из социального же, и только из него. Социальное существует реально и объективно, как и естественное, природное. Принципиальным для социологического метода Дюркгейма является его утверждение о том, что «социальные явления должны изучаться как вещи, т.е. как внешние по отношению к индивиду реальности. Для нас, — писал он, — это столь оспариваемое положение является основным»[394]. Объективность (т.е. независимость от сознания людей), реальность социальных явлений — необходимое условие для того, чтобы социология могла считать себя самостоятельной наукой. Социология требует только признания того, что социальные явления подчинены закону причинности, утверждал Дюркгейм. Объективно существующие социальные явления Дюркгейм именовал «социальными фактами». Что же это такое? Прежде всего это образы мыслей, действий и чувствований, находящиеся вне индивида и воздействующие на его поведение.
Это положение нуждается в особом разъяснении. Разве возможно, чтобы мысли, действия и чувства человека — продукт его воли, разума и эмоций — отделились от него и стали существовать вне индивида и, более того, служить силой, принуждающей его к тому или иному образу действий? Дюркгейм доказывал, что «коллективные мысли и наклонности» иного происхождения, чем индивидуальные, и что у первых существуют такие черты, которых нет у вторых. Он утверждал, что коллективные наклонности имеют свое особое бытие: они настолько же реальны, насколько реальны силы космические, хотя они и имеют различную природу; они влияют на индивида также извне. Социальные факты — не словесные сущности, а реальности sui generis (особого рода), которые можно измерять, сравнивать по величине так, как это делают по отношению к интенсивности электрических токов или источников света. Возможно ли, чтобы то, что в каждом отдельном случае было продуктом деятельности индивида, в целом становилось чем-то другим, отличным от составляющих его частей? Не являются ли коллективные чувства, мысли, представления простой суммой того, чем обладает каждый человек в отдельности? Нет, это не так — утверждал и стремился доказать Дюркгейм. Над индивидом стоит высшая реальность — коллектив, при этом группа, образованная из ассоциированных индивидов, — реальность
совершенно иного рода, чем каждый индивид, взятый отдельно. Отсюда следует, что коллективные состояния существуют в группе раньше, чем коснутся индивида как такового и сложатся в нем в новую форму чисто внутреннего психического состояния. Правила о том, как надо и как не надо себя вести, что более ценно и важно в жизни, а что менее существенно, чего следует желать и к чему стремиться, даже то, как следует одеваться и причесываться (мода), чувство патриотизма, подъем общественного настроения или его падение, чувство неверия или общая вера — все эти социальные факты, по Дюркгейму, существуют объективно и реально в обществе, обладают определенной независимостью от людей (от тех самых людей, в сознании которых они возникают), и более того, эти коллективные представления повелительным образом влияют на поведение людей.
«Группа думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то не поймут ничего из того, что происходит в группе»[395]. И.С. Кон отмечает, что «эта критика индивидуалистической социологии в общем виде правильна»[396]. Как отмечал Э.В. Ильенков, «общественное сознание вовсе не есть просто многократно повторенное индивидуальное сознание, точно так же как общественный организм вообще не есть многократно повторенный человеческий организм. Оно представляет собой исторически сложившуюся и исторически развивающуюся систему совершенно независимых от индивидуальных капризов, сознания и воли объективных представлений, форм и схем „объективного духа“, „коллективного разума“ человечества (непосредственно „народа“ с его своеобразной духовной культурой)»[397]. Между взглядами, настроениями и представлениями отдельных людей, отмечал Дюркгейм, а также взглядами, идеями, настроениями и представлениями, существующими в коллективе, в обществе, есть качественная разница. Так, общественная мораль всегда строже, бескомпромиссней, интенсивней, чем индивидуальная мораль каждого в отдельности члена этого общества. Она более устойчива и постоянна. Она диктует людям правила поведения, детерминирует это поведение. И.С. Кон пишет, что «методологически Дюркгейм выступает как натуралист и объективист. Он подчеркивает, что социальные факты, в том числе общественные представления, нужно рассматривать объективно, как вещи, находящиеся вне сознания. Это правильная, плодотворная установка»[398]. Проанализировав определения социальных фактов, предложенных Э. Дюркгеймом, Е.В. Осипова выделяет четыре класса, или группы, таких фактов[399]:
1. Общие идеи и чувства (традиции, верования, язык и т.д.) — то, что накапливается веками и передается от поколения к поколению.
2. Верования, убеждения, формулирующие строго определенные правила поведения, нормы морали, обеспечивающие функцию приспособления индивидов друг к другу в целях выживания. 3. Нормы права также являются социальным фактом, однако только в том случае, если они согласуются с духом культуры. Только поддержанные моральными нормами, нормы права могут действовать эффективно, в противном случае они неэффективны и не составляют социального факта. 4. Феномены экономического характера, прежде всего мотивация экономической деятельности (экономический интерес, дух конкуренции). Свою концепцию Дюркгейм не только сформулировал теоретически, но и применил ее для подробного анализа такого социального явления, как убийства и самоубийства. Исследовав статистику самоубийств, состав лиц, добровольно лишающих себя жизни, он установил, что, как и число преступлений, число самоубийств из года в год остается постоянным для разных стран и разных групп населения, и даже более постоянным, чем число рождений и смертей. Дюркгейм изучил индивидуальные условия, которым обычно приписывается роль причин самоубийств. Он установил, что иногда люди, лишающие себя жизни, страдают от семейных огорчений, от оскорбленного самолюбия, иногда они удручены бедностью и болезнью, иногда их мучают укоры совести и т.д. Однако статистически им было доказано, что эти индивидуальные особенности не в состоянии объяснить социального процента самоубийств, ибо с переменой указанных личных обстоятельств этот процент не меняется — в целом по стране он остается тем же. Он доказал, что процент самоубийств летом выше чем зимой, у мужчин он выше, чем у женщин, в городах выше, чем в сельской местности. Проследив статистически, он последовательно отверг связь самоубийств с душевными заболеваниями, неврастенией, алкоголизмом, отверг влияния расы самоубийцы, климата, температуры. Однако он убедительно доказал наличие связи между самоубийством и характерными чертами социальных групп, к которым принадлежат самоубийцы. Он нашел, что среди протестантов самоубийц больше, чем среди католиков, одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, чаще, чем имеющие детей, и т.д. Статистически подтвердилось, что «индивиды, жизнь которых особенно тяжела, не принадлежат к числу людей, убивающих себя особенно часто. Скорее, наоборот, избыток удобств жизни вооружает человека против самого себя. Те классы общества легче расстаются с жизнью, которым свободней и легче живется»[400].
Что же в таком случае толкает людей на самоубийство прежде всего? Ответ Дюркгейма таков: это наличие или отсутствие между людьми, живущими в обществе, социальной сплоченности, солидарности — одного из самых важных для Дюркгейма социальных фактов, повелительно влияющих на поведение людей. Чем выше уровень социальной сплоченности, тем ниже процент определенных видов самоубийств и преступлений, и наоборот, с ослаблением социальной сплоченности растут самоубийства и преступления.
Как отмечает И.С. Кон, свою типологию самоубийств Дюркгейм выводит поэтому не из индивидуальных мотивов, а из специфических состояний общественного сознания, объясняющих характер взаимоотношений индивида и социальной группы[401]. Важный социальный факт, имеющий серьезное значение дня объяснения социальных причин преступности, — это наличие или отсутствие того отрицательного общественного явления, которое Дюркгейм обозначил термином «аномия» (anomi). Этот термин наиболее точно можно было бы перевести словом «безнормативность». Обосновывая решающую роль фактора социальной сплоченности, он пишет о том, что эгоистическое «самоубийство является результатом того, что общество не сохранило достаточной цельности во всех своих частях, чтобы удержать всех членов под своей властью. Если этот разряд самоубийств слишком усилился, это значит, что и то состояние общества, которым оно вызывается, чересчур усилилось, что слишком много членов слишком полно ускользают из-под власти расстроенного и ослабевшего общества. А поэтому единственное средство помочь злу, — приходит он к выводу, — это сделать социальные группы снова достаточно сплоченными, чтобы они крепче держали индивида и чтобы индивид крепче держался за них. Нужно, чтобы он сильнее чувствовал свою солидарность с коллективным существом, которое предшествует ему по времени, которое переживет его, которое окружает его со всех сторон. При этом условии... жизнь снова приобретает смысл в его глазах...»[402]. Это положение согласуется с убеждением Дюркгейма в том, что главной силой общественной жизни являются коллективные представления, идеалы, обеспечивающие солидарность, сплоченность социальной группы. Формулируя принципиально важное для него понятие социальной аномии, подхваченное и развитое в работах современных американских криминологов, Дюркгейм прежде всего констатировал, что в известном смысле бедность предохраняет от самоубийств (в бедной по сравнению с Францией Испании в 10 раз меньше самоубийств, чем во Франции). Вместе с тем периоды, во время которых благосостояние страны повышается, оказывают на самоубийство такое же действие, как экономические бедствия. Отсюда — вывод Дюркгейма: всякое нарушение равновесия даже при условии, что следствием его будет увеличение благосостояния и подъем жизненных сил, толкает, по его мнению, к самоубийству или преступ-
лению. Каждый раз, когда социальное тело терпит крупные изменения, вызванные внезапным скачком роста или неожиданной катастрофой, люди начинают убивать себя с большей легкостью. Чем это объясняется? — спрашивает Дюркгейм. — Каким образом то, что считается улучшением жизни, может отнять ее?[403] Отвечая на этот вопрос, Дюркгейм и формулирует сущность социальной аномии, именно здесь он, как правильно отмечает И.С. Кон, «первым подошел к самоубийству как социальной проблеме, связав рост числа самоубийств с морально-политическим кризисом капиталистического общества»[404]. К этому следует добавить, что концепция социальной аномии имеет прямое и непосредственное отношение и к проблеме причин преступности в современных капиталистических странах. Как писал Дюркгейм, «существует... определенная сфера социальной жизни, в которой аномия является хроническим явлением; мы говорим о коммерческом и промышленном мире»[405]. Свой анализ явлений социальной аномии Дюркгейм начинает с констатации положения о том, что всякое живое существо может жить, а тем более чувствовать себя счастливым только при том условии, что его потребности находят свое достаточное удовлетворение. Важным условием при этом является равновесие между стремлениями (их границами, пределами) и степенью удовлетворения этих стремлений. При этом потребности органические (в пище и т.д.) могут найти свое ограничение в физических свойствах самого организма. Но человек — существо социальное, и стремление к благополучию, комфорту и роскоши, как полагает Дюркгейм, не находит себе естественных ограничений ни в органическом, ни в психическом строении человека. Границы этих чисто человеческих, социальных потребностей могут быть только социальными, т.е. установлены обществом. Потребности индивидуума, полагал он, в принципе безграничны, и только общество может определить рамки желаний индивидуума. Человеческие страсти, утверждал Дюркгейм, должны иметь предел. Только в этом случае можно говорить о гармонии между стремлениями и потребностями человека, и только тогда последние могут быть удовлетворены (ибо, понятно, безграничные потребности именно потому и не могут быть полностью удовлетворены, что они не имеют границ). Но так как внутри индивида нет никакого сдерживающего начала, то оно должно исходить от какой-либо внешней силы. «Духовные потребности нуждаются в каком-нибудь регулирующем начале, играющем по отношению к ним ту же роль, какую организм выполняет в сфере физических потребностей. Эта регулирующая сила, конечно, должна быть, в свою очередь, морального характера»[406].
Однако только общество, полагал Дюркгейм, способно играть эту умеряющую роль. Лишь общество обладает той моральной силой, которая возвышается над индивидуумом и превосходство которой он вынужден признать. Дюркгейм полагал, что, как общее правило, в моральном сознании общества можно найти смутное понимание относительной ценности различных социальных функций и того вознаграждения, которого достойна каждая из них. Если субъект дисциплинирован и признает над собой коллективный авторитет, т.е. обладает здоровой моральной конструкцией, то он чувствует сам, что требования его не должны подниматься выше определенного уровня. Индивидуальные стремления заключены в этом случае в определенные рамки и имеют определенную цель. «Каждый, по крайней мере в общем, примиряется со своим положением и стремится только к тому, на что он может с полным правом надеяться, как на нормальную награду за свою деятельность»[407]. Ошибается тот, полагал Дюркгейм, кто утверждает, что человеческая деятельность может быть освобождена от всякой узды. Эта узда по природе своей не физического, а морального, т.е. социального, свойства. Поскольку сдерживающая регламентация имеет своей целью ограничивать индивидуальные страсти, постольку источником своим она должна иметь начало, возвышающееся над индивидами. Однако в момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, — общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. В этих условиях, пока социальные силы, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, относительная ценность их не поддается учету и, следовательно, на некоторое время всякая регламентация оказывается несостоятельной. Никто не знает в точности, что можно, а чего нельзя, на что можно обоснованно претендовать, а на что претензии являются чрезмерными. При этом «общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем фактом, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее»[408]. Дюркгейм считал состояние аномии характерным для современного ему буржуазного общества, в котором «фактически промышленность, вместо того чтобы служить средством к достижению высшей цели, уже сделалась сама по себе центром конечных стремлений как индивидуумов, так и общества. В силу этого индивидуальные аппетиты разрастаются беспредельно и выходят из-под влияния какого бы то ни было сдерживающего их авторитета. Этот апофеоз материального благополучия их осветил и поставил, так сказать, над всяким человеческим законом». Он доказывает, что «в промыш-
ленном мире кризис и состояние аномии суть явления не только постоянные, но и, можно даже сказать, нормальные. Алчные вожделения охватывают людей всех слоев и не могут найти себе определенной точки приложения»[409]. Состояние аномии Дюркгейм рассматривает как проявление социальной дезорганизации общества и как основную социальную причину самоубийств и преступности, в частности определенных разновидностей умышленных убийств. Вскрывая морально-психологическую дезорганизацию буржуазного общества, Дюркгейм предлагал излечить его путем социальных реформ, путем укрепления коллективных представлений (в том числе и о пределах устремлений, нормах желаемого), путем повышения уровня социальной солидарности в рамках прежде всего профессиональных групп — корпораций, лиц, объединяемых совместной профессией. Он не надеялся ни на распадающуюся буржуазную семью, ни на буржуазное государство. Он хотел бы спасти капитализм вопреки ему самому, создав в его недрах некую органическую солидарность. Он пытался изменить то, что неразрывно связано с сущностью капитализма, не затрагивая этой сущности. «Органическая солидарность Дюркгейма не что иное, как идеализированная картина капиталистического общества, заменившего феодальное внеэкономическое принуждение дисциплиной голода, завуалированной добровольным договором „свободных“ индивидов»[410]. Социологическая концепция Дюркгейма, показывая некоторые отрицательные стороны капитализма, служит вместе с тем целям того же самого вуалирования классовых антагонизмов буржуазного общества. Предположения о том, что с аномией и порождаемой ею преступностью можно покончить в рамках капитализма, восстановив солидарность на основе гармонии между способностями каждого индивида и его положением, выглядит явной утопией. Подводя итог анализу взглядов Дюркгейма, И.С. Кон пишет, что его «акцент на объективных методах исследования, стремление сочетать общую теорию с конкретно-социологическим исследованием, несомненно, имели прогрессивное значение. Но теория Дюркгейма оставалась идеалистической. На место абстрактного психологизма Дюркгейм поставил не менее абстрактный социологизм, сделав демиургом исторического процесса „коллективные представления“»[411]. Тем не менее Дюркгейм — представитель того направления в социологии конца XIX — начала ХХ в., для сторонников которого характерно, по словам Б.Д. Парыгина, «признание принципа социальной обусловленности общественной психологии», причем этот принцип «получает наиболее широкое развитие в трудах Э. Дюркгейма, который говорит о социальной детерминированности психических функций», решительно порывая с биологическими концепциями. «Работы данного направления, — писал Б.Д. Парыгин, —
сыграли прогрессивную роль в развитии социально-психологической мысли»[412]. Важно подчеркнуть, далее, что «методология Дюркгейма включала также и такие принципы, которые наряду с некоторыми его теоретическими положениями стали достоянием другой ведущей школы современной буржуазной социологии — структурного функционализма»[413]. Идеи структурного функционализма оказали влияние и на объяснение преступности, воплотившись в ряде конкретных криминологических теорий. Социолог Б. Малиновский отмечал, что функциональный анализ «стремится объяснить антропологические факты на всех уровнях их развития с помощью их функций, с помощью выявления той роли, которую они играют в системе культуры в целом, с помощью анализа способа, посредством которого они связаны друг с другом в данной системе... Функциональное рассмотрение культуры настаивает поэтому на принципе, согласно которому в каждом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея или верование выполняют некоторую жизненную функцию, должны решать некоторую задачу, представляют собой неотъемлемую часть в рамках действующего целого»[414]. По Малиновскому, все основные социальные институты связаны в конечном итоге с первичными биологическими потребностями человека, а потому, как характеризует это положение функционализма Э. Нагель, «функциональное объяснение социального факта должно выявить значение этого факта для сохранения существования того или иного института, показав его функции в удовлетворении первичных потребностей человека»[415]. Наличие, постоянное сохранение в обществе какого-либо социального факта, культурного явления невозможно без признания того, что это явление выполняет определенную социальную функцию, служит формой либо регулятивной, либо адаптационной (приспособительной) реакции на общественные процессы, явления, институты и т.д. По мнению Р. Мертона, «центральная идея функционализма, выраженная в практике объяснения фактов путем установления их значения для больших структур, частью которых они являются, может быть найдена по существу во всех науках о человеке: в биологии, в физиологии, психологии, экономике и юриспруденции, антропологии и социологии»[416]. Рассмотрение и критический анализ структурно-функционального метода не входит в нашу задачу. Применительно к проблеме выявления социального смысла и значения современных американ-
ских криминологических теорий нам важно обрисовать положения этого метода, касающиеся так называемых явных и латентных (скрытых) функций исследуемого социального явления или процесса. Само по себе понятие «функция», центральное для указанного метода, достаточно разнообразно и противоречиво. Э. Нагель насчитывает пять значений, которые имеет это понятие в современных социологических исследованиях: 1. Функция как выражение зависимости или взаимозависимости между двумя или более переменными факторами. Так, Э. Дюркгейм утверждал, как мы отмечали, что количество самоубийств (и убийств) в данной общине является функцией социальной сплоченности этой общины. 2. Под функцией понимается совокупность процессов, происходящих в рамках объекта исследования (например, функционирование органов юстиции). 3. Понятие функции применяется для обозначения жизненно важных для определенной социальной системы, определяющих процессов, осуществляемых всей системой в целом. 4. Под функцией также понимают обычно ожидаемый результат какого-либо социального действия, процесса, явления. 5. Наконец, словом «функция» обозначают совокупность всех, т.е. ожидаемых, как и всех иных последствий действия, процесса, явления[417]. Как отмечает Е.В. Осипова, «исследование причинности приближает социологию к естественным наукам; исследование понятия функции более тесно связывает ее с науками общественными»[418]. Вводя понятие явных и латентных (скрытых) функций, Р. Мертон исходит из того, что такое разграничение функций имеет целью исключить смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями, предотвратить смешение понятий «мотив» и «функция», помочь разграничению целей и реально достигаемых результатов. Он отмечает, что «в основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка»[419]. Выявлению латентных функций при проведении социологических исследований Р. Мертон придает весьма важное значение. Так, учет различия между явными и латентными функциями может помочь в социологическом объяснении социальных действий, продолжающих существовать в обществе даже и тогда, когда явно поставленные перед этими действиями цели вообще не осуществ-
ляются. Здесь будет резонным предположение о том, что такие действия не просто «пережиток», «предрассудок», а скорее всего выполняют определенные, вполне реальные (хотя и скрытые, т.е. неосознаваемые) латентные функции. По мнению Р. Мертона, различие между явными и скрытыми функциями направляет внимание на теоретически плодотворные области исследования. Так, выявление явных функций определенного социального действия, факта хотя и важно, но еще не ведет к приращению социологического знания, здесь цель исследования известна, она заранее определена практикой, анализ и оценка исследуемого явления ограничены заранее поставленной целью исследования. Но когда социолог направляет свое внимание на скрытые, неосознаваемые функции, то он вступает в область, которая является наиболее обещающей для теоретического развития социологии. «Мы полагаем, — пишет он, — что специфический интеллектуальный вклад социолога состоит прежде всего в изучении непреднамеренных последствий (к которым относятся скрытые функции) социальной практики, так же как и в изучении ожидаемых последствий (среди которых находятся явные функции)»[420]. Применение понятия «латентная функция» в качестве метода обнаружения неосознанных сторон и последствий определенных социальных явлений связано также с тем, что такие последствия (именно в силу их неосознанного характера) не находят, как правило, отражения в обыденном сознании. Открытия в этой области представляют собой, следовательно, и большие отклонения от знаний социальной жизни, основанных на «здравом смысле». «В той мере, в которой латентные функции более или менее отклоняются от открыто провозглашаемых явных функций, исследование, обнаруживающее латентные функции, очень часто приводит к парадоксальным выводам», к тому, что исследователем будет подмечено «парадоксальное, ироническое, сатирическое» в изучаемом социальном явлении или процессе[421]. Таким образом, структурно-функциональный анализ представляет собой метод объяснения социальных фактов с помощью выявления их функций, вскрытия той объективной роли, которую эти факты играют в общественной жизни, показывая при этом, каким образом исследуемые явления взаимодействуют друг с другом и с обществом в целом. Цель структурно-функционального анализа — объяснение изучаемых фактов путем установления их значения для больших социальных структур, частью которых эти факты являются. Структурно-функциональный анализ исходит из положения о том, что наличие и постоянное сохранение в обществе какого-либо социального факта невозможно без признания того, что, раз данные факты постоянно существуют в обществе, они выполняют определенную социальную функцию, служат формой для адаптивной (приспособительной) либо регулятивной реакции соответствующих лиц на указанные общественные процессы.
Исходя из центрального постулата функционального анализа, согласно которому то, что постоянно существует в обществе, воплощает определенную социальную функцию, был поставлен вопрос о том, какую функцию в таком случае выполняют преступление и наказание. К началу ХХ в. стало очевидным, что наиболее интенсивно преступность растет в тех странах, в которых бурно развивается капиталистическое производство, происходит индустриализация, развиваются города, где нарастают и ускоряются социальные перемены. Отождествляя развитие капитализма с социальным прогрессом, Дюркгейм выдвинул и отстаивал тезис, согласно которому социальная функция преступности заключается в том, что ее существование (в определенных пределах) есть проявление условий, необходимых для социального развития и изменения общества. Преступность — один из факторов общественного здоровья, неотъемлемая часть всех здоровых обществ[422], констатировал он, утверждая, что «преступность не только предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен, но в некоторых случаях прямо подготавливает эти изменения»[423]. Чтобы был возможен прогресс, полагал он необходимы отклонения от норм и установленных правил, если же это невозможно, то не будет преступности, но и не будет развития и изменения в общественной жизни. «Итак, — заключил он, — преступность необходима; она прочно связана с основными условиям любой социальной жизни и именно в силу этого полезна, поскольку те условия, частью которых она является, сами неотделимы о нормальной эволюции морали и права»[424]. Ненормальны лишь чрезмерная преступность либо ее слишком низкий уровень. В первом случае обществу грозит распад, во втором — застой в социальном развитии. Нормально также и применение уголовного наказания, служащего для обеспечения центральной социальной функции — наглядно демонстрировать значение определенных социальных ценностей, служить цели объединения людей в обществе вокруг этих ценностей. Функциональный подход к объяснению преступности в современном обществе наиболее ярко воплотился в криминологических концепциях таких социологов, как Р. Мертон, Т. Селлин и др. Социологическая теория причин преступности в современном американском обществе, сформулированная Р. Мертоном, противопоставляется концепциям, которые приписывают «неудовлетворительное функционирование социальной структуры прежде всего тем повелительным биологическим влечениям человека, которые недостаточно сдерживаются социальным контролем», т.е. фрейдистским и неофрейдистским концепциям в криминологии. Он задается при этом целью выяснить, что именно влияет на возникновение
такого рода ситуации, в которой нарушение социальных норм представляет собой нормальную реакцию людей. На место фрейдистского понимания преступности как следствия первородного греха он выдвигает конструкцию, где преступность — следствие «социально порожденного греха»[425]. Мертон прямо обращается к анализу культурной основы современного американского общества. При этом положение Дюркгейма о том, что современное капиталистическое общество настолько предано достижению цели материального успеха (коммерческого и индустриального прогресса), что оно возбуждает неограниченные вожделения и в то же время не в состоянии контролировать формы, в которых это вожделение выражается, — эта концепция оказалась полностью применимой к Соединенным Штатам Америки. Мертон стремился при этом обеспечить последовательный систематический подход к изучению социокультурных источников отклоняющегося от нормы поведения. В качестве строительного материала для своей теории Мертон использует два капитальных понятия: аномия[426] и социальная структура общества, при этом первое выступает как производное, как следствие процессов, происходящих в рамках социальной структуры. Аномия, по Мертону, мыслима в двух измерениях: во-первых, состояние аномии может характеризовать общество, в котором нормативные стандарты поведения, а также существующие в нем убеждения либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют; во-вторых, состояние аномии может быть применимо и к отдельному лицу, если оно социально дезориентировано, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от общества. Следовательно, термин «аномия» призван был обозначать не само по себе отклонение от нормы в поведении, а тем более и не само правонарушение, а скорее подоплеку такого поведения, почву, на которой могут развиться антисоциальные проявления. Понятие социальной структуры, по Мертону, не сводится к классовой структуре общества, хотя Мертон в ряде случаев говорит о классовой структуре современного американского общества. Складывается социальная структура из двух фаз — тех основных, наиболее существенных целей, которые ставят перед собой социальные группы общества либо которые ставятся перед ними жизнью, — так называемые «жизненные устремления группы» (первая фаза социальной структуры). Ее вторая фаза — это те средства, которые употребляются в ходе достижения указанных целей для удовлетворения жизненных устремлений социальных групп общества. Мертон подчеркивает при этом, что определенные аспекты социальной структуры могут породить противоправное и антисоциальное пове-
дение именно вследствие различия в значениях, придаваемых, с одной стороны, целям, а, с другой — нормам, регулирующим их достижение, т.е. средствам. Сами эти средства также двояки: их можно подразделить на предписываемые (законные) средства и на средства, наиболее эффективные наиболее успешные, ведущие к результату кратчайшим путем. Для концепции Мертона чрезвычайно важно указание на то, что законность и эффективность вовсе не обязательно совпадают применительно к избираемым средствам (то, что законно, вовсе не обязательно наиболее эффективно, и наоборот). Следующее исходное положение заключается в том, что в принципе господствующее в данном обществе отношение к целям, стоящим перед его членами, и средствам, избираемым для их достижения, может быть неодинаковым. Так, все внимание может быть перенесено на цели, а характером средств можно полностью пренебречь, и наоборот. Мертон выдвигает здесь свой центральный тезис о том, что нарушение равновесия между средствами и целями как фазами социальной структуры служит основанием для возникновения состояния аномии. Случай, когда все внимание уделяется достижению цели, а характер избираемых средств полностью игнорируется, является центральн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|