Преступное поведение: проблема 6 глава
Фрейдизм внес нечто новое в тезис о прирожденном преступнике. Если Ломброзо считал, что только небольшая часть людей рождается таковыми, то исходной позицией Фрейда явилось положение о том, что все без исключения люди рождаются преступниками (хотя большинство ими не становятся). Поистине Фрейд не льстил человечеству, формулируя свою теорию, хотя основа ее вовсе не криминология и главной ее темой является психопатология повседневной, обыденной жизни, объяснение всех вообще видов поведения людей (и даже развития общества), а не только (и не главным образом) объяснение преступного поведения. Современные фрейдистские концепции исходят из положения о решающей роли врожденных, инстинктивных черт и свойств личности в этиологии преступного поведения. Для наиболее распространенных антропологических концепций преступности социальные влияния вторичны, они способны лишь на то, чтобы сдерживать, обуздывать — с большей или меньшей степенью успеха — рвущиеся наружу бессознательные инстинкты или влечения. «Преступность — это частичная цена приручения дикого от природы зверя», — говорит английский социолог Э. Гловер. «Преступность, —
пишет он, — представляет собой один из результатов конфликта между примитивными инстинктами, которыми наделен каждый человек, и альтруистическим кодексом, устанавливаемым зрелым обществом либо в своих собственных интересах, либо в соответствии со своими моральными предрассудками»[124]. Фрейдизм исходит как из данного из положения о том, что всякий совершенно нормальный ребенок является, как пишет Гловер, «эгоцентричным, жадным, нечистоплотным, склонным к насилию, к разрушению», не наделенным поначалу какими-либо моральными чувствами существом. Социологи-фрейдисты утверждают, что насильственные преступления, совершаемые некоторыми взрослыми лицами, служат проявлением неприрученных чувств, присущих каждому ребенку. «В действительности, — пишет Гловер, — если судить по социальным стандартам мира взрослых, каждый ребенок — это практически преступник»[125].
Для понимания сущности фрейдизма важно подчеркнуть, что для Фрейда и его последователей бóльшая часть психики человека — это сфера бессознательного (или подсознательного). Одна из функций бессознательного — контроль над теми импульсами, которые могли бы помешать нормальному процессу развития личности и ее приспособления к среде[126]. Такой контроль выполняется при помощи ряда психологических механизмов. В целом они образуют как бы подсознательную цензуру. Эта цензура вступает в действие тогда, когда примитивные инстинкты вызывают у лица чувство беспокойства, бессознательное чувство вины. Чувство вины связано с угрозой, которой примитивные импульсы подвергают кодекс поведения лица, его представление о самом себе, его идеальное Я. Для фрейдистов сознание — вовсе не главный регулятор морального и этического поведения. Мораль и социальное поведение в соответствии с этим зависят главным образом от гладкого функционирования бессознательных контрольных механизмов, закладываемых в человеческую психику в процессе его возмужания, роста и воспитания. К числу таких механизмов относится механизм подавления, когда возникший примитивный импульс подавляется в сфере бессознательного и вследствие этого никак не осознается. Другим подобным механизмом является механизм проекции, когда возникающее в подсознании чувство вины (само возникшее как результат конфликта между примитивным инстинктом и идеальным Я) как бы переносится (тоже на подсознательном уровне) на других
лиц, на общество и т.д., оно как бы проецируется вовне, собственные переживания бессознательно приписываются другим. Следующий психологический механизм, позволяющий, по мнению фрейдистов, справляться с примитивными влечениями, — механизм замещения, подмены примитивного, первобытного инстинкта иным влечением — более высокого, социально приемлемого порядка. Наконец, к числу таких механизмов относится механизм символизации, когда, например, подавленное влечение к одному объекту, лицу переносится на иные объекты, обладание которыми как бы символизирует владение недоступным объектом. В этом случае действительный объект посягательства важен для лица не сам по себе, а как символ первоначально подавленного влечения. Разумеется, символизация также идет, по Фрейду, на подсознательном уровне, она не осознается самим лицом[127]. Некоторые преступления, по мнению социологов-фрейдистов, — это результат возникновения чувства беспокойства, ищущего выхода в агрессивном поведении. Само чувство беспокойства (конечно, неосознаваемое лицом) — результат так называемого стресса — психического перенапряжения. И чувство вины, и беспокойство приводят, по утверждению, фрейдистов, к взрывам насилия, часто бессмысленным, насильственным действиям, подлинный источник которых скрыт в сфере бессознательного. Для фрейдистов отклонения в поведении — результат указанных конфликтов, имевших место, как правило, в прошлом, в детстве. Эти конфликты не осознаются лицом, и, чтобы исправить поведение человека, говорят фрейдисты, надо перевести этот бессознательный конфликт в сферу сознания, объяснить его лицу, помочь ему рационализировать (понять, сознательно воспринять) этот конфликт. Осознав его, рационализировав свои переживания, лицо якобы способно исправить свое поведение. С этим обстоятельством связана суть психоаналитического метода выявления в результате бесед с лицом тех условий его детства, которые привели к описанным переживаниям (принцип ретроспекции). Для психоаналитика характерно сведение «любого психического явления непосредственно как к источнику к впечатлениям детства. Детские впечатления, детский опыт, оказывая влияние на поведение, остаются качественно неизменными. На них не влияет трансформирующее воздействие внешней среды»[128]. Для того чтобы освободить лицо от
конфликтных подсознательных переживаний, психоаналитики прибегают как к индивидуальной, так и к групповой терапии. Ее важным элементом является, наряду с упоминавшимся приемом рационализации, так называемое отреагирование. При этом лицо искусственно становится в условия, приблизительно схожие с теми, которые в прошлом вызвали психический конфликт, для чего используются так называемые психодрамы, т.е. разыгрываются указанные ситуации под руководством и под наблюдением врача-психиатра. Считается, что, пережив вновь в искусственно воссозданных условиях травмировавшую человека ситуацию, он тем самым отреагирует на нее, освободится от создавшегося в его психике комплекса и окажется способным выправить свое поведение. Как отмечает американский криминолог Ф. Хартунг, за последние шесть десятилетий в правоведении и социологии отмечается явление, которое он обозначает как «постоянно растущая респектабельность иррационализма»[129]. В течение этих лет все новые и новые разновидности поведения людей классифицировались как иррациональные. Соответственно уменьшалось количество тех вариантов поведения, которые относились к числу подконтрольных разуму. Такое развитие сопровождалось усиленными нападками на концепцию разумности человеческого поведения и попытками ликвидировать понятие вины, заменив его понятием невиновного поведения[130]. Этот достаточно далеко зашедший процесс Э. Хилгард — президент Американской ассоциации психологов — охарактеризовал как «наш отход от разума». Он писал: «Современная психология... разрушила этот образ человека (как разумного существа), привлекая внимание к бессознательным и иррациональным силам в нем, так что его притязания на разумность являются неосновательными, а его интеллектом на самом деле распоряжаются слепые импульсы, либо наследуемые из прошлого, либо заложенные в нем с детства»[131].
Всякие нарушения нормы в поведении человека, в том числе и выразившиеся в совершении преступления, — проявления душевного заболевания той или иной степени, психической ненормальности — таково мнение влиятельной группы американских психологов и психиатров. Так, У. Уайт — один из наиболее выдающихся, по мнению Хартунга, американских психиатров — рассматривает преступление в качестве акта, детерминированного подсознанием. Человек рождается преступником, а его последующая жизнь — это лишь необходимое подавление разрушительных влечений, опасных для общества. Преступлением, по мнению Уайта, «является такое поведение, которое по тем или иным причинам ускользнуло из-под контроля индивидуума или общества, того контроля, который заложен в структуру Супер-эго в форме верований, традиций, обычаев
и прочего»[132]. Преступники для Уайта — это те, у кого вследствие «дефектов развития или болезни или по иным причинам более или менее повреждены способности соответствовать трудным требованиям, предъявляемым к ним сложными социальными группами, и кто вследствие этого имеет тенденцию опуститься до уровня более примитивных, простых, прямых способов реагирования на эти требования, тех способов, которые, вследствие их неблагоприятного для общества характера и тенденции к разрушению уз, связывающих общество воедино, рассматриваются в качестве преступных и подлежащих наказанию»[133]. Возникающее в обществе требование возмездия и наказания носит, по Уайту, также характер иррациональной эмоции, для объяснения которой он привлекает фрейдистскую конструкцию реактивной формации (reaction formation). Большинство актов преступного поведения, полагает он, во многом совпадают с желаниями, устремлениями среднего человека. Вследствие близости между преступным актом и желаниями обычных людей возникает опасность, что эти желания могут активизироваться и, быть может, претвориться в соответствующие действия. С другой стороны, средний человек чувствует, что не должен поддаваться этим устремлениям, не должен совершать указанных действий, и именно поэтому он негодует на фактор, способствующий активизации его собственных подавляемых желаний. Свое негодование он обращает на источник этих неприятных ощущений, т.е. на преступника. Активизация порицаемых желаний означает, пишет Уайт, что «мы должны весьма определенно и интенсивно применять усилия, чтобы контролировать эти желания. Это очень беспокоящий нас процесс, и мы негодуем по поводу лица, которое усилило в нас это неприятное беспокойство. А отсюда понятно, как средний человек обращает свою ненависть против лица, которое в данном случае нащупало слабый пункт в его собственной защите»[134].
Американский криминолог У. Бромберг в книге «Преступление и разум, очерк психиатрической криминологии» — утверждает, что каждый человек одержим подсознательными преступными импульсами. Он постулирует наличие антисоциальных импульсов, которые скрыты в глубине психики каждого. Мы воздерживаемся от действий на основе этих импульсов вследствие наличия «могущественных сил внутри нас — совести и в равной мере могущественных институтов нашей социальной структуры: морали, религии, закона и таких установок, как „чувство приличия“». «Преступник же — это, человек, у которого контролирующие силы никогда не находились в собственном распоряжении либо потому, что бессознательные им-
пульсы были слишком сильны, либо его совесть (супер-эго) была слишком слаба...»[135] Американский психиатр К. Меннингер утверждает, что преступники — это люди, страдающие душевным заболеванием. Последнее столетие психотиков (душевнобольных) изучали и лечили, а преступников наказывали. Однако и место преступников — не в тюрьме, а в больнице. Он отрицает в этой связи концепцию отправления правосудия, которая должна составлять существо юридической деятельности. Меннингер задал вопрос, повторяемый с тех пор многими психиатрами Америки: «Должны ли юристы все еще продолжать торжественно применять средневековые бессмыслицы (глупости — stupidities) во имя „установленных прецедентов“, „публичной политики“ и других словесных архаизмов?»[136] Он писал: «Психиатр ни в малейшей степени не заинтересован в правосудии и, возможно, даже сомневается в его существовании»[137]. Психиатр из США П. Роуч пишет: «Все люди начинают жизнь в качестве существ, наделенных антисоциальными инстинктами и инстинктами самозащиты. Наше воспитание детей преследует цель модифицировать инстинкты для достижения цели группового конформизма и обеспечения взаимной безопасности... Явления преступности или душевного заболевания представляют собой доказательства либо несовершенства, либо слома внутреннего контроля... И преступность, и душевное заболевание могут с полным основанием рассматриваться в качестве результатов в основе своей совпадающих конфликтов, не разрешенных в пределах, очерченных групповыми нормами»[138]. Для Роуча и преступление, и душевная болезнь — процессы, отражающие разлад психического контроля и «высвобождение скрытых антисоциальных влечений, присущих всем людям»[139]. Его статья, где он излагает эти взгляды, так и называется — «Преступность и душевные заболевания — две стороны одной медали». П. Роуч пишет, что «многие преступники принуждены повторять свои преступные действия для того, чтобы сохранить свой разум, и многие послушные закону граждане сходят с ума потому, что избегали совершения преступления»[140]. Американские криминологи М. Гуттмахер и Х. Вейхофен утверждают, что «в будущем, когда значительное число преступников будет тщательно изучено психиатрами», многие рецидивисты, совершающие не столь тяжкие преступления, — такие, как кражи
со взломом и автомобильные кражи, «окажутся, без сомнения, жертвами патологических импульсов»[141]. Если точка зрения этих авторов когда-либо будет воспринята практикой, то общее число деяний, которые из разряда преступлений придется перевести в разряд действий, совершенных душевнобольными и невменяемыми лицами, будет достаточно серьезным, если учесть, что, согласно данным американской уголовной статистики, примерно полтора миллиона ненасильственных преступлений ежегодно в США совершаются рецидивистами. К их числу относятся кражи со взломом (бэрглэри), кражи на сумму 50 долл. и более, кражи автомашин. Они составляют около 85% всех серьезных преступлений. Если к их числу присоединить грабежи, то в таком случае доля рецидивистов, совершающих подобные преступления (одержимых неодолимым импульсом), поднимается до 90%[142]. До полной замены судьи врачом-психиатром, процесса установления вины и судебного приговора — врачебным освидетельствованием и актом психиатрической экспертизы, правда, еще далеко. Однако следующие данные, касающиеся практики органов уголовной юстиции округа Колумбия (США), показывают весьма любопытную тенденцию. Начиная с 1 июля 1955 г. те, кто оправдан судом в связи с их невменяемостью, автоматически и в обязательном порядке направляются для помещения в закрытое учреждение для душевнобольных (госпиталь Святой Елизаветы)[143]. Согласно введенному в уголовный процесс правилу в случае, если либо защитой, либо обвинением были представлены какие-либо доказательства того, что подсудимый страдает душевным заболеванием или имеет умственные дефекты, и на судебном заседании эти данные не были опровергнуты и не было доказано, что подсудимый умственно здоров, то выносится оправдательный приговор, содержащий указание о помещении подсудимого в госпиталь без определения срока действия этого приговора. Это создает реальную угрозу нарушения гарантий прав личности. В заявлении, сделанном на заседании комиссии конгресса по конституционным правам юристами, практикующими в округе Колумбия, говорится, что применение этого правила на практике приводит к тому, что «в случае, когда индивидуум оправдан как действовавший в состоянии невменяемости, отсутствует исследование того, является ли он к настоящему времени невменяемым или страдающим душевным заболеванием. Не исследуется, является ли он в настоящее время социально опасным. Не исследуется, нуждается ли он в помещении в закрытое учреждение; его оправдание в связи с невменяемостью не основывается на убедительных данных о наличии душевного заболевания во время совершения преступления»[144].
Характерны следующие данные. До принятия в 1954 г. так называемого правила Дурхэма[145] менее 1% лиц, судимых в округе Колумбия, были оправданы вследствие невменяемости. В 1957 г. их уже было 1,5%, а в 1959 г. невменяемыми были признаны 6,7, а в 1960 г. — 8,7% подсудимых. Однако уже за первые шесть месяцев 1961 г. этот процент вырос до 14,2, а к февралю этого года достиг 25. Четвертая часть всех лиц, представших перед судом, были признаны невиновными вследствие их невменяемости[146]. Важно отметить при этом, что принудительное помещение таких лиц в закрытое лечебное учреждение вовсе не зависит от степени тяжести совершенного ими общественно опасного деяния. В 1925 г. Д. Стифен, 16-летний подросток, совершил кражу в лавке сладостей на сумму 5 долл. Приговор суда — 10 лет лишения свободы (защитника Стифен, как несовершеннолетний, на суде не имел). Отбывая наказание, он в результате, как выразился журнал «Тайм», опубликовавший историю Стифена, трагической ошибки был признан умственно отсталым, а к концу срока заключения — душевнобольным с преступными наклонностями. На основании этого решения Стифена продержали в заключении еще 24 года. В 1960 г. он вышел на свободу, а затем предъявил иск о возмещении ему вреда, причиненного незаконным лишением свободы. Стифен, пробывший в изоляции от общества 35 лет, выиграл это дело. Судья, удовлетворивший иск Стифена, заявил: «Общество наклеило на него ярлык неполноценного человека, поместило в клетку с действительно неполноценными людьми, довело до умственного расстройства, а затем использовало это расстройство в качестве одного из оснований, чтобы содержать его неопределенное время в учреждении, где мало или вообще нет средств для настоящего лечения душевных заболеваний»[147]. Упоминавшиеся юристы округа Колумбия, комментируя дело «Линча против Оверхолстера», свидетельствуют, что «в округе Колумбия существует уникальная для всей нации ситуация. Защита на базе констатации душевного заболевания может быть навязана противящемуся этому и сознающему происходящее подсудимому. Роли сторон (по делу Линча) изменились, и роль защитника, так же как и роль обвинителя, обратилась в свою противоположность, что выглядело почти как сцена из «Алисы в Стране чудес». Доказательства того, что подсудимый невиновен вследствие невменяемости, представлял не сам подсудимый, а обвинитель. На основе этих данных суд вынес оправдательный приговор в связи с невменяемостью подсудимого и приказал направить его в госпиталь душевнобольных для содержания в нем подсудимого либо вплоть до его удостоверенного выздоровления, либо при отсутствии в будущем опасности такого лица для общества или для самого себя»[148].
Дело Линча (обвиненного в том, что он присвоил 100 долл. в банке, где он работал, и не смог вернуть их в течение 5 дней) показательно в одном, очень важном отношении. В силу судебного прецедента этот случай уполномочивает органы государственного обвинения на применение — вопреки воле подсудимого, полностью способного решать свои дела, — защиты на базе констатации его невменяемости независимо от характера предъявленного обвинения. По мнению юристов округа Колумбия, пожизненное заключение угрожает гражданину, попавшему в суд за правонарушение, не более опасное, чем нарушение правил движения. Применение судом правила Дурхэма означает, что такое решение может быть принято судом не только при наличии психоза (психического заболевания, связанного с серьезным расстройством высшей нервной деятельности), но и при наличии любого рода умственной недостаточности. Можно представить себе ситуацию, говорится далее в докладе юристов округа Колумбия, когда «честный психиатр» предоставит суду доказательства того, что нарушение правил уличного движения есть результат «стресса, связанного с душевной неуравновешенностью», поддающейся установлению средствами психоанализа. Кто из нас, спрашивают эти юристы, смог бы благополучно пройти такое исследование и не угодить в госпиталь? «Мы указываем со всей решительностью, — заключают они, — что если доктрина дела Линча возобладает в силу законодательного закрепления, то принудительная госпитализация бросит зловещую тень на свободу граждан Америки»[149]. Фрейдизм разрушил грань, отделявшую норму от патологии в оценке душевного состояния людей. В работе «Концепции современной психиатрии» Х. Салливен пишет, что понятие душевного расстройства «включает в себя безграничное море людских расстройств и тревог». Он определяет понятие душевного расстройства как состояние человека, у которого либо нарушены отношения с другими людьми, либо они являются неадекватными. Согласно его концепции душевное расстройство включает в себя как случаи внезапного забвения имени человека, которого вы должны представить другим, так и случаи хронических психических расстройств. По мнению Ф. Хартунга, эта концепция означает наличие в такой стране, как США, «мириадов» людей с умственными расстройствами[150]. Для Б. Холлингсхеда и Ф. Редлиха «душевное заболевание — понятие социальное; иными словами, то, что лечит психиатр или сможет лечить, должно рассматриваться в качестве душевного заболевания». Эти авторы подчеркивают, что «обычные концептуальные схемы заболеваний не применимы к душевным заболеваниям»[151]. Затем они излагают свою концепцию. Они констатируют, что практически применение психиатрических методов связано с классовым положением (статусом) лица, к которому эти методы приме-
няются. Они рассматривают социальный, классовый статус лица в качестве независимой переменной[152], а диагноз психического заболевания и предписываемые психиатром методы — в качестве зависимой, производной переменной. С этим заявлением стоит сопоставить тот факт, что американские психиатры, по свидетельству Ф. Хартунга, обнаруживают «непропорционально большое число душевнобольных в низших классах и весьма малое — в высшем классе»[153]. Припомним далее, что социологическое определение умственного расстройства основывается на констатировании нарушений нормы во взаимодействии человека с окружающими. И сопоставим с этим положением тот факт, что именно психиатр — человек, в условиях сегодняшней Америки, как правило, полностью разделяющий нормы господствующих классов, — призван решать, нарушена ли в поведении того или иного лица норма. Нетрудно заключить отсюда, что за отклонения от нормы в такой ситуации будет принято все то, что противоречит господствующим социальным нормам и стандартам. Иными словами, в условиях отсутствия научно обоснованного понятия нормального поведения то, что выдается за всеобщую норму, оказывается не более чем проекцией нормативов той социальной группы, слоя, класса, в рамки которых включено лицо, призванное оценивать поведение, делить его на нормальное и отклоняющееся от нормы. И здесь дело, конечно, не в каком-то сознательном злодействе или желании услужить. Чаще всего выступающий в такой роли психиатр может быть искренен в своих убеждениях. Все дело в том, что содержание устанавливаемого им в подобных случаях диагноза (при столь произвольных, размытых границах между нормой и патологией) зависит не только (или даже не столько) от социально-классового статуса исследуемого лица, сколько от статуса самого психиатра. Не требуется особых пояснений для характеристики той тенденции, к которой ведет подобного рода практика в обществе классовых антагонизмов. По мнению американского психиатра Т. Заза, «концепция психических заболеваний выполняет в современном мире ту же социальную функцию, что и концепция колдовства в средние века», причем «вера в психические заболевания и социальные действия, к которым она ведет, имеют то же моральное значение и вызывают те же социальные последствия, что и вера в колдовство и социальные последствия, вызванные этой верой»[154]. Между тем, как констатирует Ф. Хартунг, «нет ни эмпирической, ни логической почвы для вывода о том, что психология современного уголовного закона должна быть заменена психиатрией, признающей, что она не в состоянии установить душевные заболевания, служащие причиной преступности, что она не знает, как вылечить душевнобольного, и в условиях, при которых психиатры
не желают принять на себя ответственность, решать, когда „душевнобольного“ следует освободить из заключения. Эти именно вопросы имеют решающее значение, поскольку от них зависит жизнь, свобода и собственность несчетного числа людей»[155]. Для оценки психоанализа, получившего широкое распространение в капиталистических странах и чрезвычайно широко применяемого в отношении правонарушителей, следует учесть, что отрицание психоаналитического подхода не означает, что сама проблема объяснения иррациональных элементов в поведении перестает существовать и нет реальной необходимости ее научного решения. Проблема бессознательного в психике человека, роль бессознательных душевных процессов в поведении — серьезное и актуально направление в современной психологии и психиатрии. «Проблема „бессознательного“ входит сегодня в контекст общего учения о мозге», а учет функций бессознательного важен потому, что без этого «мы ни одного по существу приспособительного акта понять до конца не можем»[156]. И если в теории психоанализа эта проблема решается идеалистически, то это, во-первых не значит, что проблема надуманна или сама по себе порочна. Дело заключается в диалектико-материалистической ее разработке. В этом направлении лежит перспектива подлинно научного исследования роли бессознательных процессов в поведении человека, тем более что за многие прошедшие годы подобного рода разработка не велась[157]. Неверно было бы отождествлять учение о бессознательных процессах человеческой психики только лишь с учением З. Фрейда о психоанализе. Существование бессознательных элементов психики отмечалось еще философами Древней Греции и Индии. Свое научное признание она получила в трудах Лейбница, Фейхнера, Гумбольдта и других. Советский психолог Ф.В. Бассин дает подробный анализ развития идей бессознательного немецким психологом Вунтом[158]. Ф.В. Бассин отмечает, что Фрейду удалось существенно углубить представление о бессознательном и сформулировать чрезвычайно важное определение реально существующего феномена отщепления (психической диссоциации)[159]. Так, в системе психоаналитической терапии принципиальное значение придается осознанию лицом определенного переживания, вытесненного из сферы сознания в бессознательную область. Такого рода вытеснение, происходящее независимо от воли лица, превращает это неосознаваемое переживание в патогенное. Цель психотерапии — перевести это подавленное переживание в сферу сознания, помочь лицу осознать его и тем самым достичь
психотерапевтического эффекта. Ценность этого положения теории психоанализа отмечалась еще И.П. Павловым[160]. Ф.В. Бассин подчеркивает, что феномен отщепления можно наблюдать при так называемых импульсивных поступках. В этом случае субъект помнит, что он их совершил, но вместе с тем эти действия недостаточно хорошо соотносятся субъектом (в момент их совершения) с ожидаемыми последствиями. В случаях же более крайних («патологический аффект») субъект совершает действия, почти или вовсе не отражающиеся в его сознании[161]. Как отмечает этот автор, «даже наиболее строгие критики психоаналитической концепции никогда не отрицали, что привлечение этой концепцией внимания к трудно вообразимой сложности аффективной жизни человека, к проблеме отчетливо переживаемых и скрытых влечений, к конфликтам, возникающим между различными мотивами, к трагическим подчас противоречиям между сферой „желаемого“ и „должного“ является сильной стороной и заслугой фрейдизма»[162]. Вместе с тем современная материалистическая психология с полным основанием и весьма доказательно опровергает ту сторону фрейдизма, которая предопределила его современное вырождение в разновидность реакционной социальной философии. К числу подобного рода положений относится, в частности, постулат фрейдизма о якобы вечном и абсолютном антагонизме между сознанием и сферой подсознательного, связанный с присущими человеку атавистическими инстинктами, неосознаваемыми примитивными влечениями, слегка прикрытыми тонким налетом цивилизации. Такое одностороннее представление явно противоречит всем объективным исследованиям высшей нервной деятельности. Экспериментально доказано существование между сознанием и бессознательным взаимодействий, «носящих характер как функционального антагонизма, так и функциональной синергии»[163]. Однако именно возведение в абсолют одной из сторон отмеченного взаимодействия способствовало трансформации фрейдизма в реакционную, аморальную социологическую догму. Этому также способствовали определенные социально-экономические факторы. В конце XIX — начале ХХ в. возникает «общество массового потребления» с его культом материального успеха, с возведением гедонистского принципа «наслаждение прежде всего и во что бы то ни стало» в ранг основных жизненных устремлений господствующих классов буржуазного общества. По мнению американского психиатра Г. Элленбергера, теория психоанализа была приспособлена для того, чтобы «снабдить философией потребительское общество»[164].
Пророческие слова И.П. Павлова о том, что «Фрейд может только с большим или меньшим блеском и интуицией гадать о внутренних состояниях человека. Он может, пожалуй, сам стать основателем новой религии»[165], оправдались полностью. По мнению многих объективных исследователей фрейдизма, эта теория в ее нынешнем виде лишена научного характера. Знаменательным, в частности, является тот факт, что научные открытия, сделанные в области физики, химии, биологии в одно время с появлением психоанализа, вошли органически в состав соответствующих наук. Между тем до настоящего времени даже в западных странах подавляющее большинство представителей экспериментальной психологии отказываются признать научную значимость теорий Фрейда. Научные дисциплины отличаются своей специфической методологией и своим ясно очерченным предметом. Между тем психоанализ вторгается и в философию, социологию, историю и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|