О субъективных причинах преступлений
Существует тенденция выведения преступного поведения не только из свободной воли и опасной личности преступника, но и из иных элементов психики человека, которые, как предполагается, влияют на возникновение намерения совершить преступление. Это объяснение связано с указанием на определенное состояние психики личности, предшествующее совершению преступления, оно исходит из предположения о наличии специфически криминогенных состояний этой психики (пережитки в сознании, эгоистические устремления, цинизм, низменные побуждения и т.д.). При этом предполагается, что такие категории реально существуют, реально характеризуют личность преступника. Принципиально, однако, то обстоятельство, что единственным доказательством существования в действительности такого состояния личности является лишь факт совершения лицом преступления. В результате то, что представляет собой характеристику деяния (действий поступков), начинает выдаваться за характеристику состояния воли, сознания и т.д. Совершено хулиганство. Причина его — хулиганские мотивы. Совершена кража. Причина ее — корыстные мотивы. В этих и подобных им случаях происходит по существу лишь удвоение указанных характеристик. То, что характеризует действие, переносится на предполагаемые состояния личности, якобы вызывающие к жизни соответствующие этим состояниям поступки. Перенесение характеристики деяния на предшествующее этому деянию предполагаемое состояние личности осуществляется чисто умозрительно. Причина преступления — умысел (решение). Причина умысла — мотив (корыстный, низменный и т.д.). Причина мотива — интерес (эгоистический). Причина интереса — потребность (низменная). Причина потребности — свойства личности (отрицательные). При такого рода перенесении дело сводится к тому, что к известным психологическим категориям (мотивы, интересы, потребности, установки) всего лишь прибавляются эпитеты, характеристики криминологического характера (антисоциальный, хулиганский, корыстный и т.д.), однако углубление знания при этом не достигается. Так, например, утверждается, что «человек может развить одни потребности за счет других. Иногда они приобретают извращенный, гипертрофированный, уродливый характер и, следовательно, придают императивный характер психической деятельности (проще говоря, очень хочется удовлетворить потребность. — А. Я.). Наибольшее значение среди таких потребностей имеют жадность, страсть к накопительству, наркомания, алкоголизм, разврат и т.д.»[218].
Как отмечает Ф. Энгельс, ограниченность домарксова материализма в трактовке истории заключалась, в частности, в том, что, пытаясь объяснить действия исторических личностей, этот материа-
лизм «судил обо всем по мотивам действий, делил исторических деятелей на честных и бесчестных и находил, что честные, как правило, оказывались в дураках, а бесчестные торжествовали»[219]. Далее Ф. Энгельс призывает не ограничиваться характеристиками подобного рода, а идти к движущим причинам действий, поступков людей. Деление людей на честных (сознательных, воспитанных и т.д.) и нечестных (несознательных, плохо воспитанных) без обращения к реальным движущим причинам их поступков, их деятельности мало что дает для научного объяснения как социально положительного, так и противоправного поведения. Такого рода понимание механизма преступного поведения связано с представлением о том, что в самой личности преступника, рассматриваемой изолированно от его поведения, обязательно содержатся специфические (отрицательные) качества и свойства, вызывающие антиобщественное поведение.
Применение криминологических характеристик в виде эпитетов, заменяющих объяснение явления, налицо и в случае, когда отрицательные или положительные (с позиций уголовного права, морали и т.д.) оценки даются либо чертам, либо определенным потребностям личности. Эти стремления объясняются представлением о том, что, во-первых, источник поступков, действий человека заключен в нем самом (свойства личности), во-вторых, раз действия такого человека отрицательные (преступные, антисоциальные, аморальные), то и вызвавший их к жизни источник также имеет отрицательный характер (преступный, антисоциальный, аморальный). Классификация психологических черт личности, имеющая целью выделить те или иные психологические черты в качестве неблагоприятных, способствующих преступным проявлениям, часто сводится к описательному перечислению каких-то свойств данного человека (активный или пассивный, дружелюбный или агрессивный и т.д.). Сами такие определения, которые даются, например, тому или иному свойству темперамента, характера, уже несут в себе оценочную нагрузку. Когда мы говорим о человеке, что он мрачный, малообщительный или, наоборот, веселый, жизнерадостный и т.д., то мы не просто констатируем какое-то объективное свойство (как, например, его вес, рост и т.д.), а сообщаем тем самым именно нашу субъективную оценку, нашу позицию по отношению к тому человеку, о котором мы так говорим. Сказать о человеке, что его вес равен 60 кг, — значит объективно констатировать реальный факт, не давая этому какой-либо оценки. Но сказать о человеке, что он отзывчивый или, наоборот, бессердечный, — значит не просто констатировать то или иное его реальное свойство, а дать нашу оценку его личности, отразить нашу позицию (т.е. позицию исследователя, в данном случае — криминолога).
Давно известно, что наши мнения о людях характеризуют не столько тех, кого мы характеризуем, сколько нас самих, наше к ним отношение, нашу позицию, нашу оценку их личности. В этом кардинальное свойство подобного рода описаний оценочного плана. Отделить в такой характеристике реальные, подлинные свойства лица от свойств и качеств психологии того, кто дает оценку, принципиально невозможно. Когда в оценке психологических свойств конкретного человека констатируется, что он человек «горячий, страстный, порывистый и неуравновешенный, склонный к аффектам, бурным эмоциям и быстрым сменам настроения», то это значит одно: для данного исследователя, в данной ситуации он представляется таким — и не более того.
А.А. Зворыкин критикует тех, кто «под понятием личность понимает... те черты, благодаря которым человек выделяется в обществе», кто судит о человеке «по функциям, которые он выполняет, по степени влияния или по впечатлению, которое он производит на других людей. В этом случае личность может быть определена как „,агрессивная“, “покорная“, „жестокая“, это всегда будет мнение людей, окружающих данного индивида»[220]. Объективная, познавательная ценность таких определений невелика. Они не объясняют предмет (личность). Они лишь его описывают в субъективных, и в этом смысле произвольных, терминах. Психолог А.Ф. Лазурский[221] квалифицировал личность по следующим трем уровням: низший, средний и высший. За основу классификации им брались природные психологические возможности человека, а также особенности его приспособления к социальной действительности. Каждый из трех уровней подразделен им на «чистые типы», «смешанные» и «извращенные». Извращенные типы низшего уровня — это «пассивный тип», равнодушный, внушаемый и т.д. Сюда же он относит «расчетливых эгоистов». Все они, по его мысли, скорее могут, стать преступниками корыстного характера, в то время как «аффективно-извращенный» и «активно-извращенный» типы более склонны к скандалам, хулиганству или даже убийству. Психиатр А.С. Петрова[222] делила всех людей на две основные группы — примитивы и непримитивы, что полностью совпадает с бытовыми понятиями «культурный — некультурный», «развитый — неразвитый» и т.д. Внутри каждой группы выделялись ее отдельные типы: конкретно-эмоциональный, аффективно-абстрактный, интеллектуально-волевой.
А.Г. Ковалев, критически рассмотрев и отвергнув подобную классификацию как абстрактную и формальную, отметил, что в приведенных случаях «личность рассматривается вне конкретно-исторических условий жизни, отбрасываются содержание личности, ее моральные представления и понятия, привычки. Выхолощенная
таким образом личность, — приходит он к выводу, — не является жизненной, и теория не может служить практике»[223]. Сам А.Г. Ковалев в качестве критериев определения основных типов личности преступников берет «степень криминальной зараженности личности правонарушителя». С этой позиции он говорит о существовании «глобального преступного типа» с «полной преступной зараженностью», с одной стороны, и о «парциальном» типе с «частичной криминальной зараженностью» — с другой. Но и эта классификация уязвима для критики. Она в общем совпадает с доступным для простого обозрения явно оценочным делением людей на хороших и плохих, на совсем испорченных и частично испорченных и т.д. При этом в данном случае используются два допущения, истинность которых далеко не очевидна: а) имеется некоторое состояние «криминальной зараженности», т.е. особого «преступного состояния личности», которое может быть присуще человеку независимо от места, времени, ситуации, его социальных связей и отношений и т.д.; б) эта зараженность варьируется по степени, причем возможно наличие «тотальной криминальной зараженности» (так сказать, «стопроцентный преступник»). Оба эти допущения не доказаны, они основаны на прямой аналогии с физическими заболеваниями организма и несут на себе отзвук понятий, принятых в сфере обыденного сознания. Имеются также попытки дать оценку тем или иным свойствам личности, используя для целей криминологии предложенное И.П. Павловым деление по типам высшей нервной деятельности. Однако экспериментальные данные приводят психологов к выводу о неверности и здесь оценочного подхода к свойствам, характеризующим тот или иной тип высшей нервной деятельности. «Мы категорически возражаем, — пишут Б.М. Теплов и В.О. Небылицын, — против «оценочного» подхода к изучению свойств нервной системы, когда одно проявление данного параметра (например, сила нервной системы) объявляется „хорошим“, а другое (например, слабость нервной системы) — „плохим“ качеством». Эти психологи обоснованно подчеркивают, что «такая точка зрения социально вредна, а биологически бесплодна, так как, с одной стороны, ведет к ничем не оправданным пессимистическим заключениям, в частности педагогического характера, а с другой — не может объяснить факта самого сохранения особей с „плохими“ качествами (например, слабого типа нервной системы) в ходе биологической эволюции»[224].
Разновидностью поиска некоего внутреннего источника преступного поведения является предлагаемое в ряде случаев деление потребностей человека на две различные категории: элементарные, органические (они же примитивные, эгоистические или даже антисоциальные) и интеллектуальные (они же нравственные, моральные).
При этом предполагается, что потребности первого рода могут приходить в столкновение с потребностями второго, высшего порядка. «Часто низменные потребности (корысть, стяжательство, нажива) преобладают над духовными, характеризующимися, в свою очередь, крайней узостью, односторонностью, антиобщественной направленностью»[225]. По существу, в рассматриваемом случае параллельно развиваются, часто смешиваясь друг с другом, две линии градации потребностной сферы: деление потребностей на (а) органические (т.е. биологические, физиологические потребности) и (б) интеллектуальные (т.е. психологические, духовные потребности) — первая градация. Вторая — оценочная, т.е. биологическим потребностям отводится роль нехороших потребностей (эгоистические, антисоциальные), а интеллектуальные, духовные потребности оцениваются в качестве хороших (моральных, нравственных потребностей). Именно при таком подходе, как отмечает О.Г. Дробницкий, мораль выступает как «область требований к человеку, таких требований, которые являются выражением его сущностной, «подлинной» природы в отличие от наличных побуждений и склонностей, каковые могут и неадекватно выражать его «истинную» природу. Нравственная проблема с этой точки зрения состоит в просвещении, в том, чтобы разум господствовал под непосредственными чувствами, чтобы человек руководствовался своими подлинными интересами и подавлял в себе «извращенные» «ложные» стремления[226]. Дело, однако, заключается в том, что «естественные и благоприобретенные влечения и потребности столь же являются причиной и антисоциальных действий»[227]. А.И. Титаренко отмечает, что до сих пор сохраняются «некоторые идеи или положения как устойчивая инерция мышления, постоянно поддерживаемая иллюзиями обыденного сознания», к числу которых относится и «старая страдальческая мысль о том, что основное предназначение морали — обуздание в человеке порочности (нередко «животной»)»[228]. Действительно, распространенным, например, является истолкование убийства («зверское» преступление) как результата победы зверя в человеке над его человеческим началом (сознанием, совестью). Здесь выявляется существенная для социальных наук познавательная закономерность, опасность вольного или невольного искажения познавательного процесса. Эта опасность тем более реальна, что подчас и сам исследователь не во всех случаях может ее осознавать. Известно, насколько велика в повседневной жизни роль метафор. Менее известны те опасности, которые связаны с употреблением
метафор в научно-теоретическом мышлении. Применяя метафору, мы, как правило, осознаем ее как таковую, т.е. как образное выражение — и не более (все понимают, что «корень» или «источник» нельзя понимать буквально). Возьмем, однако, другое образное выражение, о котором мы упоминали, «зверское» преступление. Здесь возникает опасность отвлечься от условного употребления термина «зверское» (это метафора) и предположить аналогию между зверем и преступником. Это соскальзывание от метафоры к аналогии, подобию — первый шаг по пути познавательного искажения, которое можно обозначить как трансформацию метафор. Следующий шаг по пути трансформации метафоры — это переход от аналогии к гомологии. Гомология предполагает не просто подобие объектов, как при аналогии, но их соответствие как по структуре, так и по происхождению. Так завершается путь познавательного искажения. От метафоры («зверское» преступление как образное выражение) — к аналогии (преступники подобны зверям), от аналогии — к гомологии (преступники как по происхождению, т.е. прирожденным свойствам, так и по структуре личности отличаются от остальных людей по присущим им биологическим признакам, т.е. признакам, общим для человека и для животных). И вот уже не в художественном произведении, а в научной работе появляется, например, утверждение о том, что у преступников имеется особая «генетическая детерминанта», и именно с этим связывается «важное значение данных генетики для некоторых аспектов проблемы преступности, необходимость укрепления контактов криминологии и генетики»[229]. Образное выражение, метафора трансформирована в обобщенную, объясняющую категорию криминологического характера. Такого рода перенос смысла конкретного понятия на уровень обобщенной содержательной характеристики постоянно наблюдается в истории науки. Так, М.М. Ковалевский отмечал, что в ходе развития науки об обществе «старинные уподобления общества и организма постепенно перешли в утверждения их полного единства»[230]. Еще Платон называл государство огромным человеком. Однако у Аристотеля эта метафора Платона носит характер не поэтической фикции, а действительной аналогии. Если Аристотель все же признавал эту аналогию именно только лишь сопоставлением, то в органической теории Спенсера, о которой говорилось выше, речь идет уже о параллелизме. Современник Ковалевского социолог Лилиенфельд доводит эти поиски сходства между обществом и организмом человека до конца, говоря, что общество не только похоже на живой организм, но есть живой организм. Итак, заключает Ковалевский, «в целом историческое развитие органической теории может быть представлено в следующем виде. У Платона она является
метафорой, у Аристотеля — аналогией, у Спенсера — параллелизмом, у Лилиенфельда — абсолютным тождеством»[231]. Подобная же трансформация метафоры из образного выражения в объясняющую концепцию произошла, как отмечает английский социолог М. Малкей, в эволюционной теории Ч. Дарвина. Речь идет о категории «естественный отбор», почерпнутой Дарвином из практики селекционеров («искусственный отбор»). И в результате, хотя Дарвин открыто заявлял, что «естественный отбор» был лишь метафорой для обозначения действий объективных, безличных законов природы, многие затем восприняли это выражение буквально. Дело в том, что метафора естественного отбора подразумевает наличие какого-то агента, осуществляющего этот отбор. В результате теория Ч. Дарвина оказалась уязвима для ее теологической трактовки. «Бог стал видеться как „более мудрое существо“, которое спроектировало законы природы таким образом, чтобы обеспечить наиболее выгодное приспособление биологических форм». Таким оказалось познавательное последствие употребления Ч. Дарвином, по выражению М. Малкея, «волюнтаристской терминологии»[232]. Подчас в криминологии то, что первоначально рождается как художественное, образное сравнение преступника с животным (зверем), затем меняет свое обличье «поэтической фикции» и заносится в разряд объясняющих категорий, в том числе и таких, как генетика и криминология. Но как только мы попытаемся выявить и описать в объективных, научных терминах и доказать статистически это преобладание животного, примитивного (биологического) в преступниках по сравнению с теми, кто преступлений не совершает, — мы сразу же убеждаемся в тщетности таких попыток. Биологической предрасположенности к преступлению (либо к ведению образцового образа жизни) не существует, ибо не из сферы биологии, а из области социальной жизни берется само понятие преступного и непреступного, именно по социальным (а не биологическим) законам возникают преступность и преступники. Отнесение биологических потребностей к низшим, примитивным, а потому и отрицательным в социальном плане, вообще деление потребностей на высшие и низшие, на плохие и хорошие отражает всего лишь господствующую систему ценностей — саму по себе социально производную и условную. В таком делении отражается априорное отнесение биологического (телесного, плотского) к нежелательному, отрицательному (примитивному) и противопоставление этому нравственного, морального, духовного в человеке как единственно желаемого, положительного. Цепь предположений типа: биологические потребности низшие, аморальные или антисоциальные, они же основа преступления — несет на себе явный отпечаток ценностно-ориентированного, оценочного подхода. Таким же подходом характеризуется и вторая, параллельная цепь рассуждений, а именно: духовные, интеллектуаль-
ные потребности — высшие, моральные потребности, они же основа социально полезного поведения. Отнесение биологического в человеке к одному сорту потребностей (причем низшему сорту, ибо эти потребности надо строго контролировать, а если надо — подавлять их), а психологического (интеллектуального) — к другому, высшему сорту потребностей ведет неизбежно и к выводу о том, что преступность — результат победы биологического начала в человеке над его духовной частью. Это весьма устойчивое представление вновь и вновь воспроизводится в работах, посвященных проблеме изучения личности преступника. Однако все доступные, статистически достоверные данные прямо противоречат этому представлению. Известно, что уровень преступности в городах, например, устойчиво и значительно выше уровня преступности в деревне, хотя, разумеется, именно в городе выше в среднем интеллектуальный уровень населения (в смысле грамотности, обилия средств массовой информации и культурно-массовых учреждений). Подразделение потребностей на примитивные, низшие, отрицательные, с одной стороны, и высшие, нравственные, так сказать хорошие по самой своей сути, — с другой, весьма произвольно. Вряд ли можно разрывать и противопоставлять друг другу потребности материального характера (низшие потребности) и духовные потребности (высшие потребности). Ведь не бесплотный аскетизм и победа духовного над телесным — идеал коммунистического воспитания. В самой по себе сексуальной потребности, например, нет ничего социально порицаемого. А вот способы, избираемые для удовлетворения потребностей в условиях социального общежития, действительно, могут либо согласовываться с правилами социалистической морали, либо расходиться с ними. В книге «Механизм преступного поведения» говорится применительно к преступнику о наличии у лиц подобной категории либо «деформированных», либо «извращенных» потребностей. В их числе — «приобретение авторитета у товарищей», «хулиганские побуждения» и т.д. (кстати, «потребности» и «побуждения» — понятия различные). Кроме того, есть еще и «квазипотребности» (употребление спиртных напитков). Единственной характеристикой этих категорий является указание на то, что это те потребности, «содержание которых социально порицается». Сразу видно, что это не характеристика самих потребностей, а, скорее, характеристика тех, кто дает им оценку, их ценностных предпочтений — и не больше. Трудно поэтому отделаться от впечатления, что во всех случаях имеет место всего лишь употребление метафор отрицательного, оценочного характера[233]. Таким образом, типичной чертой многих представлений о личности преступника является рассмотрение определенных характеристик личности человека (или их совокупности) в качестве движущей силы
(непосредственной причины) источника противоправного поведения. При этом подчеркивается социальная обусловленность этих непосредственных причин, однако «пункт» управления поведением человека помещается в него самого, поведение так или иначе выводится по преимуществу из характеристики личности человека (взглядов, мотивов, потребностей, склонностей, установок и т.д.). Самым элементарным источником такого представления, как известно, было (и остается) доступное всем наблюдение за поведением людей — и прежде всего ясно видимое различие между живым и мертвым человеком. Религиозная концепция души была первым донаучным объяснением внутреннего источника причины жизни и деятельности человека. Затем категория «душа» была заменена категорией «сознание» как категорией субъективной, доступной лишь самонаблюдению, как некое «общее качество всех сознаваемых явлений» и как «сознание наличия этих явлений, как бы сопереживание своей психической деятельности»[234]. Донаучный период развития многих отраслей знания также характеризовался стремлением отыскать источник изменений предметов, вещей в свойствах самих этих объектов (так, процесс горения объяснялся наличием в некоторых веществах флогистона и т.д.). С развитием научного подхода неизменно оказывалось, что причины изменений и превращений в исследуемых объектах лежат за пределами этих объектов, что падающий камень, например, ускоряет падение не в силу своих внутренних свойств, а подчиняясь воздействующим на него извне силам тяготения, и т.д. Объяснение изменений и превращений, происходящих с объектами, с позиций их внутренних свойств обладает одной важной особенностью: как правило, внутренние свойства объектов не поддаются наблюдению (именно потому, что они внутри объекта). Это создает потенциальную возможность приписывать этим внутренним свойствам определенные характеристики без достаточных оснований. Более того, в такой ситуации создается возможность утверждать о наличии такого рода внутренних свойств без опасения быть уличенным в противоречиях. Внутренние свойства легко приписать объекту, но трудно опровергнуть. Переносимый на поведение, этот принцип (принцип внутренних причин) приводит к ряду существенных последствий познавательного, эпистемологического характера. Так, например, можно попытаться указать на состояние и активность нервной системы как на внутреннюю причину поведения человека. Представление о том, что состояние и активность нервной системы служат причиной поведения, содержится в общественном и индивидуальном сознании в качестве повседневных, обыденных представлений (категории здравого смысла). «У него не выдержали нервы», он «нервный человек» — эти и подобные выражения исходят из стихийно бытующего представления о том, что процессы, протекающие в нервной системе человека, — причина его поведения.
«Например, из языка реальной жизни, из его недифференцированной массы совершенно явно тянутся и переходят в язык исследования посылки и допущения относительно его объектов, различные предметные смыслы и операции, истоки происхождения и механизм которых вообще неведомы и которые предстают непосредственно как действительность: „демон меня искушает“, „мозг мыслит“, „в моей голове родилась мысль“ и т.д. и т.п.»[235] Вульгарно-материалистическое представление о том, что «мыслит мозг», воспроизводится и в научной литературе, где встречается, например, утверждение о том, что «психические элементы, входящие в мотивационный процесс, „записаны“ в нервных клетках мозга человека в виде определенных белковых образований»[236]. Но, как отмечал Э.В. Ильенков, «все дело в том, что мыслит не мозг, а с помощью мозга индивид, вплетенный в сеть общественных отношений... Мозг — это лишь материальный, анатомо-физиологический орган этой работы, то бишь духовного труда. Продуктом же этой специальной работы как раз и оказывается „идеальное“ (имеются в виду продукты духовной культуры. — А. Я.), а вовсе не материальные изменения внутри мозга... Мыслит человек с помощью мозга, но продукт этой работы — вовсе не материальные сдвиги в системе „церебральных структур“, а сдвиги в системе духовной культуры, в ее формах и структурах, в системе схем и образов внешнего мира»[237]. «Не спрашивай, что внутри твоей головы, а спрашивай, внутри чего твоя голова», — так озаглавили свою статью о проблемах познания американские психологи[238]. В самой по себе характеристике химических или электрических процессов, протекающих в нервной ткани и доступных объективному наблюдению, не содержится каких-либо характеристик, позволяющих именно из них вывести свойства, содержательную характеристику того или иного акта поведения. «Ненависть и жажда разрушения — не функциональные свойства мозга, а элементы, введенные посредством сенсорной информации в реактивность нервной системы; они зарождаются не в человеке, а в его окружении»[239]. Действительно, активность нервной системы предшествует поведению, однако состояние нервной системы, непосредственно предшествующее поведенческому акту, в свою очередь, вызвано к жизни состоянием, предшествующим и вызывающим к жизни это ближайшее к акту действия состояние нервной системы и т.д., так что в конечном итоге цепь причинности неизбежно выходит за пределы организма, за пределы его нервной системы. А то, что является внешним по отношению к организму и воздействует на него
извне, это и есть та наблюдаемая социальная реальность, изучив которую, мы можем объяснить причины поведения, а следовательно, будем в состоянии предсказывать и регулировать его. Можно, далее, попытаться указать на внутренние психологические явления как на причину поведения. В обыденном представлении внутренние психические явления (ум, воля и т.д.) также часто фигурируют как движущий источник, причина, направляющая поведение. Такого рода смысл часто придается таким понятиям, как характер, темперамент, настроение, взгляды, намерение и т.д. Так, принято, например, говорить: «он сдержал себя усилием воли», «так поступить ему не позволил характер», «он ведет себя так потому, что у него натура такая», «у него вспыльчивый нрав», «он поступил разумно», т.е. так, как ему «велел разум», и т.д. Характерно, что во всех подобного рода представлениях происходит (часто неосознаваемое) раздвоение человека на внешнего и внутреннего. Воля, разум, натура выглядят при этом активным агентом, управляющим поведением человека изнутри. Человек раздваивается. Возникает представление о механизме поведения, который складывается из двух человеческих сущностей — внутреннего человека, который управляет поведением, и внешнего человека, который исполняет приказы внутреннего. Внутренний человек хочет — внешний человек поступает. Внутренний человек рассердился, вспылил — внешний человек дерется. Внутренний человек пожелал денег — внешний совершил кражу и т.д. Между тем «если обращаться к личности как к целому, невозможно выделить какой-нибудь один определенный „центр“, из которого осуществлялось бы управление всей системой»[240]. Идея внутренних сущностей, управляющих поведением человека, — стихийное представление, столь же древнее, как само человечество[241]. Как пишет М.Г. Ярошевский: «Психология долгое время относила управление за счет далее неразложимой сущности — души (или сознания и воли как бестелесных агентов). Но, начиная с Сеченова, все определенней утверждается новый подход, выраженный в стремлении понять психическую регуляцию поведения без обращения к загадочным бестелесным агентам»[242]. Обращение к «загадочным бестелесным агентам» до сих пор, однако, проявляется в попытках объяснить противоправное поведение. Преступление объясняется преступными наклонностями, низменными побуждениями, эгоизмом, корыстью, злым умыслом и т.д. Наклонности, побуждения, взгляды — эти действительно «загадочные бестелесные агенты» привлекаются в криминологию единственно из вполне оправданного стремления объяснить причину преступного поведения. Все богатство словарного фонда, эпитетов,
образных выражений, разумеется отрицательного, порицающего характера, может быть легко применено в этом случае[243]. В ходе такого процесса характеристика действия, причину которого сводят к определенному внутреннему состоянию, переносится на само это внутреннее состояние (причина корыстного поступка — корысть, причина агрессивного поведения — агрессивность и т.д.). При этом никаких других доказательств существования подобного рода внутренних состояний, якобы управляющих поведением, кроме самого акта поведения, в подобных случаях не имеется, а «конечной инстанцией управления поведением оказывается все та же непостижимая, ни из чего не выводимая сила воли, веками служившая главной цитаделью индетерминизма и волюнтаризма»[244]. Наклонности, побуждения не относятся к объективным, познаваемым категориям, это не факты объективного мира — мира реальных явлений, предметов, вещей и т.д. Между тем применяемые подобным образом понятия начинают выглядеть именно как обозначение неких реальных объектов. Агрессивность — это процесс, склонность — также процесс, проявляющийся в актах соответствующего поведения, т.е. в объективных, реальных, наблюдаемых и познаваемых фактах. Однако употребляемые в указанном выше смысле «агрессивность», «склонность» приобретают вид самостоятельных, якобы самих по себе существующих объектов. Одно и то же событие может быть описано двумя разными способами. Про человека, постоянно совершающего акты насилия, можно сказать: «он ведет себя агрессивно» либо «у него агрессивные наклонности». В обоих случаях описываются по существу одни и те же действия. Но во втором случае возникает одно дополнительное обстоятельство, а именно создается впечатление, что налицо объяснение причины подобных действий («наклонности»). Это обстоятельство далеко не безобидно. В силу своего свойства создавать видимость объяснения причин поведения, такого рода формулировки могут либо воспрепятствовать отысканию действительных причин соответствующего поведения, либо направить такие исследования по бесперспективному пути бесконечных поисков загадочных «бестелесных агентов». Практика отыскания внутри человека того, что объясняет его поведение, уводит исследователя в сторону от выявления подлинных причин противоправного поведения. Эти причины лежат вне личности человека, они заключены либо в наличном социальном окружении, либо в тех вариантах социального окружения, в тех элементах индивидуального опыта, которые составляют историю развития, формирования человека. Эти причины носят характер объективных, познаваемых реальностей, доступных научному наблюдению и анализу. Они чрезвычайно сложны и разнообразны, их взаимодействия носят комплекс-
ный характер, но, не выявляя их, невозможно продвинуться по пути научного познания закономерностей противоправного поведения. Познание закономерностей подобного рода поведения требует в соответствии с этим применения в криминологии объективного метода исследований. В свою очередь, использование объективного метода связано с выработкой понятий, обеспечивающих в совокупности независимость исследователя «от внутрипсихологического языка индивидуального сознания, от ненаучных догадок относительно того, как этот „субъект вспомнил, что“, „подумал, что“, „захотел, чтобы“ и т.п.»[245]. Именно объективный метод познания способен выявить реальные воздействия окружающего мира на поведение. Эти воздействия окружающего мира на поведение человека носят вероятностный характер. Пытаясь представить себе, совершит ли кражу определенный человек, мы располагаем всего двумя противоположными вариантами: либо кража будет совершена, либо нет. Но для научного изучения принципиально важна именно степень вероятности наступления данного события, степень вероятности совершения противоправного поступка. Понятие степени вероятности доступно для научного анализа и обладает безусловной прогностической ценностью. Оценить степень вероятности совершения лицом определенного поступка — такова цель исследования поведения. Степень вероятности совершения поступка может при этом простираться от практической уверенности в том, что, например, кража данным субъектом будет совершена, до практически максимальной убежденности в том, что такой поступок совершен не будет. Отчего же зависит степень вероятности совершения определенного поступка, можно ли уменьшить или увеличить степень вероятности его совершения? Допустим для наглядности примера, что речь идет о вероятности того, что человек украдет пищу. Если кто-либо будет заинтересован в том, чтобы увеличить до максимума вероятность совершения такого поступка, то, принудив субъекта к длительному голоданию, он тем самым реально увеличит вероятность кражи пищи. Или, с другой стороны, обеспечив максимальное насыщение организма человека, можно свести вероятность того, что пища будет украдена, практически к нулю. Объективные данные, причинно связанные с актом поведения, — единственный источник сведений, позволяющих объяснить поведение, предсказать вероятность его проявления. В случае, когда мы собираемся осуществить предсказание вероятного поведения, необходимо получить как можно больше подобного рода сведений. Для того чтобы как предсказание поведения, так и его регулирование было наиболее эффективно, необходимо не просто выявлять объективные данные, но и стремиться к их точному выражению и оценке. Подобного рода данные могут быть, конечно, весьма разнообразны. Человек, даже голодный, может не совершить кражу либо в силу своих убеждений, либо из боязни и т.д. Но эти возможности
не зачеркивают принципиальной важности выявления объективных, воздействовавших на индивида ранее и воздействующих сейчас влияний. Они просто говорят о том, что в расчет должны быть приняты и те предшествующие данной ситуации события, которые ранее формировали поведение чело<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|