И опасность личности преступника
Исторически советская криминология развилась из уголовного права, а представление о личности преступника сложилось в 60-х годах, на определенном этапе развития криминологии, прежде всего на основе того, какой аспект личности преступника доминирует в уголовно-правовой науке. При всем многообразии видов уголовных правонарушений с позиций уголовного права преступник — это человек, виновно (т.е. сознательно) совершающий преступление. Представление о преступнике как о человеке, сознательно, по собственной воле, по своему решению совершающем преступление, существенно и неизбежно для уголовного права, так как служит субъективным основанием уголовной ответственности. Представление о преступлении как об акте сознательного поведения, как результате выбора лицом противоправного варианта поведения — принципиальная исходная предпосылка уголовно-правовой модели личности преступника. Если свободного выбора варианта поведения у лица не было, если оно (по объективным или субъективным основаниям) не было в состоянии руководить своими действиями, нет уголовной ответственности и наказания. Такого рода представление о личности преступника — неотъемлемая и необходимая предпосылка действия системы уголовной юстиции, принципиальная основа уголовного права. С позиций уголовного права, далее, преступник — не просто лицо, сознательно принимающее решение, а лицо, сознательно принимающее
решение совершить преступление, т.е. посягнуть на охраняемое законом благо, добиться выгоды незаконным путем, либо вообще совершить поступок, исходя из собственных интересов и вопреки интересам других лиц, общества в целом.
Следовательно, в центре уголовно-правового представления о личности преступника лежит определение противоправного акта как результата решения, принятого после взвешивания выгоды, которая может быть получена в результате противоправного варианта поведения, и ее сравнения с риском невыгодных последствий в случае изобличения и наказания. Уголовно-правовые концепции общего и специального предупреждения — прямое следствие этого рода представления о правонарушителе. Угроза наказанием должна создавать противовес желанию незаконного завладения охраняемыми благами. Следовательно, с позиций уголовного права преступление не просто проявление «свободной» воли, но проявление «злой» воли, так как преступление — акт сознательного достижения собственной выгоды путем причинения ущерба, вреда («зла») охраняемым интересам[191]. Итак, преступник — это, во-первых, лицо, обладающее свободой выбора линии поведения (свободой воли) и, во-вторых, совершающее этот выбор из эгоистических интересов, сознательно принимающее отрицательное решение. Именно поэтому он и должен быть наказан, и цель наказания — повлиять на сознание человека таким образом, чтобы впредь он принимал только правильные решения, воздерживался от совершения преступлений. Такова основная цель уголовно-правового наказания. И именно на подобного рода предпосылках основывались предложения об изучении личности преступника в науке уголовного права. В последующем, однако, развитие криминологии все более настоятельно требовало изучение личности преступника с иных — не уголовно-правовых, а криминологических позиций. Это означало необходимость пересмотра исходных принципов такого изучения, его задач. Вместо обоснования ответственности и индивидуализации наказания задачей подобного исследования должно было стать выявление закономерностей, детерминирующих противоправное поведение, с тем чтобы, воздействуя на эти закономерности, можно было бы добиваться предупреждения преступности.
Этой цели, однако, не соответствует представление о личности преступника, сформулированное в теории уголовного права (субъект преступления). Верно отмечается, что «состав преступления является юридической основой важнейших криминологических понятий, в том числе и личности преступника, которая не существует без состава преступления, поскольку признаки последнего, относящиеся к субъекту, являются обязательной частью личности преступника»[192].
Вместе с тем положения уголовного права, относящиеся к субъекту преступления, исчерпываются указанием на необходимость учета для уголовной ответственности факта вменяемости субъекта, т.е. его способности к сознательному, волевому акту. Именно решение совершить преступление, сознательно принятое лицом, составляет субъективное основание его ответственности. Криминология не может удовлетвориться такого рода представлением о личности преступника. По существу криминологическое изучение личности преступника может быть начато только с того момента, когда исследователь поставит задачу выявления тех объективных факторов, которые вызвали к жизни, детерминировали преступное намерение. Уголовно-правовая модель личности преступника (т.е. указание на принятое преступником решение совершить преступление как на внутреннюю причину преступления) имеет, однако, определенное распространение и в криминологии. Отчасти это объясняется исторически, т.е. тем обстоятельством, что наиболее очевидным описанием механизма преступного действия было именно описание преступления, содержащееся в уголовном законе, где его движущими силами являются предвидение последствий преступного акта, желание (или сознательное допущение) их наступления, т.е. воля и сознание. «Индивид стоит перед выбором между желаемым и должным», и преступление будет совершено в случае, если «в борьбе этих двух начал (должного и желаемого) перевес окажется на стороне последнего». Преступник сознательно, умышленно «игнорирует общественный интерес, предпочитая ему партикулярно-личностную потребность и решаясь на антиобщественный поступок»[193]. Исходил из подобных же взглядов и автор настоящей работы, писавший, что преступник «свободно, по своей воле» выбирает преступный вариант поведения[194].
Такой подход к объяснению преступного поведения устойчиво проявляется в криминологической литературе. Кажется очевидным, что конкретное преступление выражает волю, стремления, взгляды преступника, его психологическую установку на совершение преступления. Но принимать эту кажущуюся очевидность за объективную реальность, объясняющую механизм преступного поведения — значит пока что не очень далеко продвинуться по пути его научного объяснения. Желание во что бы то ни стало соединить исходный принцип уголовного права (свободная воля) с детерминистическим объяснением преступного поведения приводит иногда к явным недоразумениям.
Так, в ряде случаев[195] цитируются следующие слова Ф. Энгельса: «Человек только в том случае несет полную ответственность за свои поступки, если он совершил их, обладая полной свободой воли»[196]. Такая цитата может создать впечатление, что Ф. Энгельс разделял концепцию «полной свободы воли». Это впечатление, впрочем, быстро рассеивается, если цитату из работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» привести полностью, без сокращения. Выше Ф. Энгельс говорит, что капиталистическое производство уничтожило все исконные, сохранившиеся от прошлого отношения; на место унаследованных обычаев, исторического права оно поставило куплю и продажу, «свободный» договор. Слово «свободный» поставлено Ф. Энгельсом в кавычки не случайно. Далее Ф. Энгельс пишет: «Но заключать договоры могут люди, которые в состоянии свободно располагать своей личностью, поступками и имуществом и равноправны по отношению друг к другу. Создание таких „свободных“ и „равных“ людей именно и было одним из главнейших дел капиталистического производства». Здесь вновь не случайны кавычки. И вот полностью цитата, о которой идет речь. «Хотя это вначале происходило еще только полусознательно и вдобавок облекалось в религиозную оболочку, все же со времени лютеранской и кальвинистской реформации было твердо установлено положение, что человек только в том случае несет полную ответственность за свои поступки, если он совершил их, обладая полной свободой воли, и что нравственным долгом является сопротивление всякому принуждению к безнравственному поступку»[197]. Из этих слов Ф. Энгельса вытекает, что «полная свобода воли» — это сознательное или полусознательное, облеченное в религиозную оболочку представление о человеке, прямо связанное с экономически детерминированной конструкцией «свободы договора» в капиталистическом обществе, это продукт и содержание протестантской этики. Но это уж никак не собственное представление Ф. Энгельса о сущности человеческой личности.
Очень важно, далее, учитывать тот контекст работы Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», в рамках которого содержатся также часто цитируемые слова Ф. Энгельса о том, что «в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели». Обычно цитата здесь обрывается[198]. Между тем следующая же фраза имеет принципиальный характер. «Но как ни важно это различие для исторического исследования, — особенно отдельных эпох и событий, — пишет Ф. Энгельс, — оно нисколько не изменяет того факта, что ход истории подчиняется внутренним общим законам». И далее следуют
известные положения исторического материализма о взаимном столкновении индивидуальных стремлений, выглядящем случайным, произвольным. «Но где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы»[199]. Весь пафос слов Ф. Энгельса в том, чтобы показать, как за «намерением», «желанием», «целью» отдельных людей скрываются «исторические причины, которые в головах действующих людей принимают форму данных побуждений». Он отмечает далее, что «в исторической области старый материализм изменяет самому себе, считая действующие там идеальные побудительные силы последними причинами событий, вместо того, чтобы исследовать, что за ними кроется, каковы побудительные силы этих побудительных сил»[200]. Иными словами, задача научного исследования того, что представляется в качестве «идеальных побудительных сил» (сознание, воля, стремление), — это задача установления детерминирующих эти силы объективных закономерностей.
И наконец, еще один пример важности учета контекста, в рамках которого содержатся те или иные высказывания основоположников марксизма-ленинизма о проблеме детерминизма и свободы воли. Так, иногда цитируются слова Ф. Энгельса о том, что все побудительные силы, вызывающие действие человека, «неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения его воли». Важно, однако, и здесь привести соответствующее положение целиком. «Итак, несомненно, что, по крайней мере в новейшей истории, государство, политический строй, является подчиненным, а гражданское общество, царство экономических отношений, — решающим элементом. По старому взгляду на государство, разделявшемуся и Гегелем, оно считалось, наоборот, определяющим, а гражданское общество — определяемым элементом. Видимость этому соответствует, — писал Ф. Энгельс. — Подобно тому, как у отдельного человека, для того чтобы он стал действовать, все побудительные силы, вызывающие его действия, неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения его воли, точно так же и все потребности гражданского общества — независимо от того, какой класс в данное время господствует, — неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Это — формальная сторона дела, которая сама собой разумеется. Но, спрашивается, — говорит далее Ф. Энгельс, — каково же содержание этой только формальной воли, — все равно, отдельного лица или целого государства, откуда это содержание берется и почему желают именно этого, а не чего-либо другого?» Затем Ф. Энгельс обосновывает принципиальное положение о том, что «государственная воля» определяется «потребностями гражданского общества, господством того или другого класса,
а в последнем счете — развитием производительных сил и отношений обмена»[201]. Говоря о «побуждениях воли отдельного человека», важно не упускать из виду, что эти побуждения (воля, намерение) лишь «по видимости» выступают «определяющим элементом». Это всего лишь «формальная сторона дела». И отнюдь не из нее самой (не из воли) можно вывести представление о реальных побудительных силах поведения. И на вопрос «почему желают именно этого, а не чего-либо другого» криминологи могут ответить, лишь обратившись к той объективной социальной реальности, которая единственно лишь и наполняет реальным содержанием волю и намерение лица. Не случайно исследование реальных процессов, детерминирующих поведение, применительно к проблемам криминологии все чаще заставляет приходить к выводу, что «с точки зрения организации эффективной борьбы с преступностью мало указать, что лицо „захотело“ совершить преступление, надо выяснить, почему оно „захотело“ и почему именно этот вариант поведения оказался предпочтительным»[202]. В.Н. Кудрявцев отмечает, что «конечно, можно условиться считать решимость совершить то или иное действие непосредственной (ближайшей) причиной соответствующего поступка. Однако это ничего не дает ни для теории криминологии, ни для практики»[203]. Представление об акте принятия решения как о движущей силе поведения воспроизводится в криминологической литературе в виде указания на то, что «решение о преступном поведении есть относительно устойчивый акт выбора варианта поведения, имеющий для индивида особую значимость... Что же касается решения, то оно занимает центральное место в механизме преступного поведения»[204]. Показательно, однако, что, по мнению О.Л. Дубовик, «принявший решение о совершении преступления обладает повышенной опасностью по сравнению с индивидом, только формирующим для себя мотивы и цели поведения; он находится в повышенной готовности к преступлению»[205]. Так свободная воля преступника становится опасной волей, и эта опасность предполагается существующей до совершения преступления. Здесь есть, по-видимому, своя закономерность логико-познавательного характера, которую важно иметь в виду. Перенесение уголовно-правовой модели личности преступника в криминологию приводит по меньшей мере к трем последствиям: 1) предполагается, что преступник обладает свободной волей; 2) эта воля особого (злого, порочного, опасного) характера; 3) сам преступник поэтому качественно, содержательно отличается от всех остальных людей, это опасная личность. «Ведь преступное поведе-
ние, — пишет Н.С. Лейкина, — качественно отличается от поведения подавляющего большинства членов нашего общества. Преступника характеризует общественная опасность его действий...»[206] В.Д. Филимонов пишет: «Преступника выделяет из числа других людей совершенное им преступление. Оно является показателем существования определенных отрицательных свойств его личности». Преступники — это «определенный тип людей», причем «основным свойством, определяющим специфику личности преступника, является ее общественная опасность»[207]. А.Б. Сахаров отмечал, что «стойкая антисоциальная установка, проявившаяся в устойчивом антиобщественном поведении, определяет повышенную опасность субъекта»[208]. Подобного же взгляда придерживался и автор настоящей работы, утверждавший, что наличие у рецидивистов антисоциальной установки «свидетельствует о степени опасности преступника»[209]. Также и в учебнике «Криминология» говорится о совокупности признаков, определяющих «качественное различие между личностью преступника и непреступника»[210]. Что же, однако, конкретно представляет собой это предполагаемое особое качество личности преступника? Что такое «общественная опасность личности»? В.Д. Филимонов пишет, что «общественная опасность личности преступника представляет собой сравнительно устойчивую угрозу совершения лицом преступления»[211]. Б.В. Волженкин исходил из того, что «преступление как общественно опасный акт виновного поведения субъекта является следствием и проявлением антисоциальных качеств личности, ее общественной опасности. Последние выступают как причина, которая во взаимодействии с обстоятельствами, характеризующими конкретную ситуацию, порождает преступление»[212]. Пытаясь, однако, определить понятие «личность преступника» через категорию «общественная опасность», мы впадаем в неразрешимое противоречие. О личности преступника, как это понятно, можно говорить в случае, когда налицо обвинительный приговор суда. Однако если под общественной опасностью понимать «угрозу наступления опасных для общества последствий», то таковая («угроза») всегда должна существовать до совершения преступления (всякая опасность — это всегда потенция, а не реальность, ибо, если опасность реализована, налицо вред, а не опасность причинения вреда).
Значит, общественная опасность личности как будто бы должна существовать всегда до акта действия, который есть результат наличия этой опасности (т.е. в этой ситуации — до совершения преступления — есть опасность личности, но нет личности преступника, ибо преступление, еще не совершено). После совершения преступления появляется категория «личности преступника», но зато опасности как состояния, предшествовавшего совершению данного преступления и предопределившего это преступление, уже нет: она воплотилась в данном действии. Иными словами, есть личность преступника, но нет опасности личности — она реализована в акте преступления. Но, может быть, опасность личности преступника заключается в угрозе совершения повторного преступления? Но тогда получается, что: а) общественная опасность личности отсутствует перед совершением первого преступления (не совершил — не опасен), но существует перед совершением второго; б) поскольку для большинства осужденных преступление — единственный эпизод в их жизни, то получается, что личность большинства преступников, поскольку они повторно преступлений не совершают, общественной опасностью не характеризуется. Об уязвимости концепции «опасность личности преступника» свидетельствуют и результаты многочисленных попыток создания своего рода «обобщенного портрета» такой личности. Эти попытки всякий раз приводили криминологию к совокупности некоторых специфических характеристик — половозрастных, образовательных и т.п. Такой «обобщенный портрет» более или менее точно указывал, из каких групп или слоев населения чаще всего рекрутируются преступники, но не раскрывал специфических отличий личности преступника от личности законопослушного гражданина[213]. Конечно, выявление наиболее «криминогенных» групп населения представляет определенный теоретический и практический интерес. Если, однако, принять во внимание незначительный удельный вес преступников в каждой из таких групп, то придется признать, что имеющиеся «обобщенные портреты» отнюдь не доказывают существования специфической «опасности личности преступника». Еще большие трудности возникают, когда, исходя из представления об общественной опасности личности преступника как об «объективно существующем явлении», пытаются указать на признаки, по которым можно судить о наличии или отсутствии такого рода явления. В.Д. Филимонов относит к «криминологическим критериям общественной опасности личности преступника» такие, например, как «устные и письменные высказывания лица», совершение лицом в прошлом «дисциплинарных и административных проступков». По мнению этого автора, опасно лицо, которое «не осознало свою вину, не раскаялось», «выражает одобрительное отношение
к антиобщественному поведению других лиц», а также его алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и т.д.[214] Характерно, однако, что все эти критерии характеризуют, как пишет В.Д. Филимонов, «общественную опасность личности». Именно «личности», личности вообще, а не «личности преступника» (слово «преступник» им в этом случае опускается). Это и понятно, так как опасность — это состояние до совершения преступления, т.е. преступника в юридическом (единственно возможном) смысле слова еще нет — преступление только возможно, но еще не совершено. Из изложенного вытекает, что якобы: а) можно констатировать опасность личности до совершения преступления, т.е. опасность личности того, кто не совершил преступления; б) высказывания определенного рода, совершение проступков и отсутствие раскаяния в них, а также пьянство и т.д. — показатели подобного рода опасности личности. По нашему мнению, такие положения малодоказательны. Каких-либо данных о прямой корреляции между высказываниями и реальным поведением (даже преступным) не существует. Большинство тех, кто подвергается наказанию за административные проступки (даже если они и не раскаиваются), так же как и большинство тех, кто злоупотребляет алкоголем, преступниками все же не становятся. Между тем «факт совершения преступления является основанием для качественно новой (весьма существенной) социальной оценки личности как личности преступника»[215]. Но если критерием общественной опасности личности являются тяжесть и характер совершенного лицом преступления, то существуют ли вообще отдельно опасность личности преступника и отдельно опасность преступления? Если опасность личности мыслима помимо преступления, то неясно, в чем она выражается (высказывания и проступки такой роли играть не могут). Если же только в преступлении выражается постулируемая опасность личности, то не придется ли говорить именно и только лишь об опасности преступления? Как ставит вопрос А.Б. Сахаров, только наличие такой структуры «нравственно-психологических свойств и особенностей личности, которая в соответствующей ситуации ориентирует человека на выбор антиобщественного варианта поведения и фактически приводит к такому выбору, характеризуя тем самым его общественную опасность, дает все основания выделить подобную личность как качественно отличную от законопослушных граждан. Без этого учение о личности преступника, — полагает он, — теряет всякий смысл»[216]. Мы попытаемся далее показать, что наличие подобной «структуры» не только не доказано, но и недоказуемо, а потому вполне может оказаться, что, действительно, учение о личности преступ-
ника, ориентирующееся на поиски такой структуры, теряет всякий смысл. Рассмотрение проблемы свободной воли в связи с характеристикой личности преступника позволяет констатировать наличие определенных особенностей познавательного и социально-практического характера, вытекающих из подобной постановки вопроса. 1. Сама по себе констатация наличия у преступника свободной воли практически ничего не прибавляет к объяснению особенностей его личности (строго говоря, сама по себе свобода означает прежде всего отсутствие ограничений, препятствий). 2. В этой связи, как мы видели, возникает конструкция «опасности личности», превращающая свободную волю преступника в опасную волю. 3. Конкретизировать эту опасность явно не удается (отрицательные высказывания и административно наказуемые проступки). Если же показателем опасности личности служит только лишь опасность преступления, то на поверку именно эта последняя (опасность деяния) лишает всякого смысла конструкцию опасности личности. 4. Социально-практическое значение этой конструкции личности преступника проявляется двояко: во-первых, применительно к проблемам уголовного права и, во-вторых, в связи с проблемами криминологического характера. В первом случае речь идет о соотношении уголовно наказуемого деяния и свойств личности преступника при определении оснований и пределов уголовной ответственности. Во втором — о проблемах предупреждения преступлений. Основополагающим принципом советского уголовного права, важнейшей гарантией законности и справедливости применения уголовного наказания является принцип ответственности лишь за конкретное общественно опасное, противоправное и виновно совершенное деяние — действие или бездействие. Отсюда вытекает важность учета тех социально-практических последствий, к которым ведет теоретическая конструкция опасности личности преступника в ее уголовно-правовом аспекте. Не меньшее значение имеет и криминологический аспект этой конструкции. Если источники преступного действия — воля лица его усмотрение, то единственным средством предупреждения преступления с его стороны является убеждение либо запугивание, устрашение. Эффективность того и другого более чем сомнительна, так как «история и такая наука как статистика с исчерпывающей очевидностью доказывают, что со времени Каина мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием»[217]. Если же исходить из представления о наличии опасности личности как некой объективной реальности независимо от того, совершило лицо преступление или еще нет, — тогда ситуация действительно становится опасной. Возникает опасность для режима законности, а с социально-практическими последствиями подобной теоретической конструкции не мог бы согласиться, разумеется, никто из советских криминологов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|