Роль криминологической теории
В ряду социальных наук криминология занимает особое положение. Объектом ее изучения является то, что господствующим правом и моралью рассматривается как отрицательное, опасное, вредное. Криминология должна изучать, описывать и объяснять то, что признается крайне нежелательным для данного общества, что говорит о его недостатках, отрицательных чертах. В определенных социальных условиях возникает в связи с этим коллизия между тем, что желательно, что должно быть, с одной стороны, и тем, что существует на самом деле, — с другой.
Отсюда возникает и дилемма: либо направлять усилия теоретического мышления в сторону отыскания того, что соответствует желаемому, провозглашаемому, устраняя тем самым из рассмотрения все, что этому противоречит, либо направлять острие критического анализа и познания на объективную реальность, какова бы она ни была. В первом случае отмеченное противоречие снимается лишь мнимо, в теоретическом воображении, во втором — появляется возможность реального его преодоления путем преобразования социальной действительности. Для криминологической теории картина усложняется тем существенным обстоятельством, что в обществе, разделенном на антагонистические классы, часто то, что желательно для господствующего класса, нежелательно, а подчас и гибельно для общества в целом. В такой ситуации криминология встает перед выбором: либо служить делу оправдания существующих порядков, каковыми бы они ни были, быть орудием их апологии, либо, напротив, стать одним из средств социальной критики, внести свой вклад в дело развития и прогрессивного переустройства общества. Социальные функции криминологической теории зависят прежде всего от конкретных исторических условий развития общества, социального бытия индивидов, классового характера общества, его политической структуры, господствующей идеологии, морали и права и непосредственно от связанных с ними специфических закономерностей логико-познавательного, гносеологического характера. История общества и криминология, ее познавательные проблемы тесно связаны между собой; как тесно связаны между собой логика событий (логика истории) и логика идей (логика науки). Разумеется, связь эта не лежит на поверхности и вскрытие ее — одна из существенных научно-теоретических проблем.
Во всех ли случаях и всякое ли общество хочет услышать о себе правду? Во всех ли случаях и в каком объеме сама криминология в состоянии познать и сообщить ее? История развития криминологических теорий, рассмотренная в тесной связи с соответствующей этим теориям социальной практикой, позволяет сделать некоторые выводы. Опыт истории и здесь подтверждает известную марксистскую истину о том, что передовые, прогрессивные классы общества, выражая в рамках классовой идеологии объективные закономерности исторического развития и будучи заинтересованы в период своего подъема в критическом осмыслении социальной реальности, решительно отбрасывают в этот период устаревшие идеи, развенчивают мифы уходящей эпохи, и в том числе мифы о преступности и преступниках. Исчерпав свою прогрессивную роль, господствующие классы антагонистического общества затем, в свою очередь, отходят, от реальности, место критиков занимают апологеты, и новые мифы вновь застилают истину. Лишь идеология пролетариата как единственного последовательно революционного класса, нашедшая свое научное воплощение в историческом и диалектическом материализме, создает прочную
теоретическую основу для постоянного адекватного постижения социальных процессов и явлений. Социально-критическая функция криминологии в условиях социалистического общества воплощается в принципиальном раскрытии тех реальных социальных противоречий неантагонистического характера, которые связаны с существованием преступности. «В социалистическом обществе, которое преодолело антагонистическую форму исторического прогресса, социальная организация открывает практически безграничные просторы для нравственного совершенствования и творчества людей. Конечно, поскольку здесь имеют место неантагонистические противоречия различных видов и уровней, перед социализмом также стоит проблема критического отношения к социальной практике»[440].
Указанные положения приобретают своеобразные особенности в сфере познавательных закономерностей криминологии. Делая объектом своего изучения преступление и преступников, эта наука не просто исследует (выявляет, описывает, анализирует) определенные факты и явления, а, будучи наукой о преступности, заносит объекты своего изучения в социально негативную (отрицательную, порицаемую) категорию, т.е. оценивает их. На этом пути криминологию подстерегают многие логико-познавательные опасности, подчас неосознаваемые заблуждения, способные притупить и даже исказить ее подлинную социально-критическую направленность. Часть из таких искажений связана с познавательной, а часть — с оценочной функцией криминологического знания. Криминология познает объективную действительность, социальную реальность. «Вопрос о фактах действительности, о принципах их фиксирования, отбора и анализа принадлежит к числу фундаментальных вопросов методологии науки. Факты действительности — это та объективная основа, которую отражают факты науки»[441]. При всем разнообразии характеристик социальной среды три вида объектов обращают на себя внимание исследователя: 1) материальные предметы, вещи; 2) люди, живущие и действующие в данных социальных условиях; 3) «нравственные императивы и идеи правосознания, то бишь „вещи“, имеющие принудительное значение для любой психики и силу ограничивать ее индивидуальные капризы»[442]. Слово «вещи» здесь взято в кавычки не случайно. К подобного рода «вещам» относятся также «всеобщие нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей, а далее и правовые установления, формы государственно-политической организации жизни, ритуально узаконенные схемы деятельности во всех ее сферах, обязательные для всех правила жизни»[443].
Две важные черты характеризуют приведенные здесь «вещи» или, точнее, социальные факты.
Во-первых, они существуют столь же объективно, сколь объективны окружающие человека предметы и явления материального, чувственно воспринимаемого мира. В данном случае перед нами «идеальное», существующее вне сознания отдельных индивидов, перед нами «совершенно объективная, от их сознания и воли никак не зависящая действительность особого рода, невидимая, не осязаемая, чувственно не воспринимаемая»[444]. Социальные факты, следовательно, — элемент объективной реальности. Как и материальные факты (материальные условия социального бытия), они детерминируют индивидуальное поведение. Во-вторых, это элементы объективной реальности особого рода, относительно самостоятельные, принципиально отличающиеся от материальных форм общественного бытия. «От того, что исторически устоявшиеся стереотипы общественного сознания со стихийной силой навязываются как извне действующая сила индивидуальному сознанию и активно формируют личное сознание по своему образу и подобию, они никак не становятся материальными формами, формами общественного бытия. Они были и остаются формами общественного сознания, то есть всецело идеальными формами»[445]. Игнорирование существенного различия между материальными и социальными фактами, недооценка специфики этих последних, приписывание социальным фактам свойств материальных фактов — словом, сведение (редукция) социального к материальному ведет к возникновению в криминологической теории специфического логико-познавательного искажения, аберрации. Это искажение выражается в так называемом овеществлении, реификации (от лат. res — вещь) социальных процессов, явлений, категорий, в том числе таких, как преступность и личность преступника. Между тем, как отмечает норвежский криминолог Н. Кристи, «преступление не есть „вещь“. Преступление есть концепция, применяемая в определенных социальных ситуациях, где это возможно и где ее применение служит интересам одной или нескольких сторон»[446].
Как отмечает американский социолог Д. Силверман, «одной из традиционных слабостей социологического анализа является реификация человеческих институтов, то есть подход к ним с точки зрения здравого смысла как к фактам, объектам, вещам», однако, «рассмотрение социально организуемых категорий как „внешних“ объектов, подобных физическим, характерно для обыденного мышления»[447]. Такие понятия, как преступление, преступность, личность преступника, как мы попытались показать выше, без сомнения, относятся к числу подобного рода социально организуемых категорий. Реификация криминологических категорий ведет к определенным последствиям познавательного и социально-практического ха-
рактера. Соблазн представить себе объекты социального характера в виде чувственно осязаемых вещей, предметов, т.е. овеществить, реифицировать такие объекты, велик. Он вырастает (часто неосознанно) из повседневного опыта, из категорий здравого смысла, в целом оправдывающих себя в индивидуально-практической деятельности. Так, здравый смысл подсказывает нам, что: а) вещи занимают вполне определенное, фиксированное место в пространстве; б) вещь имеет ясные, конкретные, вполне определенные очертания, границы, пределы; в) вещь существует в принципе отдельно, самостоятельно от других вещей и предметов; г) вещи могут воздействовать одна на другую, передавать движение и т.д. таким образом, что одна вещь выступает как причина, а другая — как ее следствие; д) вещь обладает определенным однозначным качеством, свойством, в каждой вещи есть то, что делает ее такой, какова она есть, и именно этим данная вещь существенно, содержательно отличается от других вещей и предметов; е) вещь, конечно, не изменяется в зависимости от нашего к ней отношения, от нашей оценки, она существует совершенно независимо от нас; ж) и наконец, вещью можно манипулировать — изменять, усовершенствовать, создавать, разрушать, ликвидировать и т.д., оставляя при этом другие вещи в неизменном состоянии. Реификация означает «превращение в вещь» (это превращение имеет место, конечно, не в реальной действительности, а в сознании познающего субъекта). Реификация выражается в тенденции рассматривать социально обусловленные действия так, как если бы эти действия обладали собственной «естественной природой» и протекали бы в обществе по присущим им собственным законам.
В основе подобных представлений лежит раскрытый К. Марксом феномен товарного фетишизма, т.е. овеществления социальных категорий (таких, как стоимость, товар т.д.), обусловленных капиталистическим способом производства. Однако порождаемые в этих условиях стереотипы собственного сознания (и теоретического мышления) способны оказывать свое влияние и независимо от некогда породивших их конкретных социально-экономических условий. В криминологии реификация понятий проявляется в концепции «естественного преступления», согласно которой люди совершают в действительности якобы такие действия, которые преступны по самой своей сути всегда и везде, они неизменны по природе, их преступное качество заключено в них самих, и оно может быть также объективно выявлено и констатировано, как любое свойство любого материального объекта. Именно «естественные преступления», как предполагается, образуют ядро, основное содержание любой преступности. Несмотря на явное противоречие исторической действительности, такое представление весьма устойчиво, оно отражается и в теории, но главным образом опирается на достаточно распространенные стихийные стереотипы мышления. Именно поэтому представляется таким естественным, изучая преступность, попытаться выявить и описать конкретные очертания,
границы и пределы преступности в данном обществе как объективно существующей, качественно определенной, локализованной в определенной сфере социального пространства совокупности преступлений; изучая личность преступников, выделить, описать, изучить особые, специфически преступные качества и свойства и реализовать их в организме, психике, в структуре личности преступников, а самих преступников выделить в особую, качественно отличную категорию или группу («породу», «класс») людей. Здесь, однако, начинаются серьезные познавательные трудности: оказывается, что исходная основа для выявления объема и пределов преступности — уголовная статистика — существенно отличается от статистики, фиксирующей, например, состояние погоды или природных явлений. В основе этого различия лежит принципиальная особенность социального факта, отличающая его от факта материального. Преступление становится фактом только тогда, когда: а) произошло изменение в социальной реальности, состоялось определенное событие; б) это событие воспринято и оценено в качестве преступления (дождь, ясная погода в такой содержательной оценке не нуждаются). Именно поэтому, если для описания погоды достаточно измерить уровень осадков и температуру воздуха, то для описания насильственной преступности, например, недостаточно просто подсчитать число лиц, лишенных жизни. Здесь дополнительно следует учесть, что именно, какие виды лишения жизни и при каких условиях закон считает убийством, кто, как и каким образом оценивает конкретные ситуации такого рода как соответствующие (или не соответствующие) дефиниции закона, кто, как и в каких условиях собирает подобные данные и т.д. В этом смысле можно сказать, что материальный факт становится таковым, а не каким-либо иным тут же, в момент объективного изменения в состоянии материального мира. Социальный акт становится таковым, а не иным только тогда, когда объективные изменение реальности, определенное событие получают свою характеристику, качественную определенность извне, от социальных структур (группы, класса, а если речь идет о преступлении — государства и права). И лишь обретя таким образом свою социальную природу, данное событие становится фактом социального мира. Для того чтобы приобрести общественное значение, т.е. значение социального факта, изменение объективной реальности должно быть включено в цикл функционирования социальной информации, стать фактом общественного сознания, т.е. быть воспринято, оценено этим сознанием, стать его частью, а следовательно, в определенной мере изменить состояние общественного сознания. Только через это изменение социальные факты могут влиять на поведение людей в соответствующей области социальной действительности. С другой стороны, то, что не стало достоянием общественного сознания (то, что неизвестно, а потому и не оценено, не стало объектом внимания людей и предметом социального реагирования),
т.е. то, что не включено в информационную структуру общества не становится социальным фактом, а потому и безразлично для поведения людей. Дело, однако, заключается в том, что включение материального факта (события объективной реальности) в цикл социальной информации — процесс, во многом зависящий от социально-политической структуры и организации конкретного общества, от характера господствующих классов, слоев и социальных институтов. С этим связана, конечно, потенциальная возможность — в определенных социальных условиях — манипулирования информационным аспектом социальных фактов. Причем дело здесь в основном не в сознательной подтасовке или сокрытии информации. Главное заключается в том, что процесс восприятия, осознания и оценки событий реального мира с неизбежностью основывается на господствующих в данном обществе мировоззренческих, идеологических, социально-психологических и иных социокультурных критериях, установках стереотипах мышления, является во многом их проекцией, т.е. несёт на себе печать классового сознания (именно поэтому контроль над информацией — существенный элемент господствующей системы социального контроля). Свою лепту в «конструирование» социальных фактов вносят и дефиниции уголовного закона, в частности, его определения конкретных событий в качестве преступлений. Поэтому вполне реальная ситуация, когда общее число лишенных жизни будет, например, весьма значительно превышать число убийств, отражаемое в уголовной статистике. Лишение жизни (материальный факт) может стать (а может и не стать) уголовно наказуемым убийством (социальный факт). Каждый год от огнестрельного оружия в США, например, погибает свыше 20 тыс. человек. Из этих случаев только 8900 были признаны преступлениями[448]. Станет ли материальный факт фактом социальным, получит ли событие статус преступления, зависит не только от определений, содержащихся в уголовном законе. Это также зависит от той оценки, которая дается конкретным событиям теми, кто сталкивается с ними. Как свидетельствует Р. Кларк, о большинстве совершаемых в США преступлений никогда не сообщается в полицию. Часто это происходит потому, что «у некоторых людей жизнь настолько пропитана преступностью, что они воспринимают ее как нечто неизбежное, подобно тому как они воспринимают погоду. Кто станет сообщать о том, какая погода?»[449] Вследствие этого социальная оценка события в качестве преступления, содержащаяся в законе, фактически нейтрализуется в решающей сфере — в сфере реальной, повседневной деятельности. Событие теряет свойство социального факта, низводится до уровня явления природы именно на этом этапе — этапе его восприятия и оценки окружающими. Так, например, если уголовный закон считает домашнее изготовление алкоголь-
ных напитков преступлением, но окружающие в подавляющем большинстве практически такую норму уголовного закона игнорируют, то факт изготовления алкоголя либо так и не выходит за пределы материального факта, либо получает противоположную уголовному закону социальную оценку социально полезного факта. Так, один и тот же материальный факт может быть воплощен в различных (и даже противоположных) социальных фактах. Ситуация далее усложняется еще больше в случае, когда преступление совершается таким образом, что никому из окружающих о нем ничего не известно вообще. Э. Шур приводит результаты опроса лиц из разных слоев населения США, которые должны были ответить (анонимно) на один вопрос: не совершали ли они в своей жизни когда-либо преступление? Студенты одного из колледжей сообщили, что почти все они ранее совершали действия, расцениваемые законом как преступления. При другом опросе, в котором участвовало более 1600 человек, выяснилось, что 91% из них совершили в то или иное время одно или два преступления, за которые по закону могло быть назначено наказание в виде тюремного заключения[450]. В связи с этим, по мнению В. Фокса, многие ученые «почти не признают статистики преступности, считая это занятие пустой тратой времени, а другие полагают, что она почти бесполезна и может принести скорее вред, чем пользу, если на ее основе будет строиться соответствующая политика»[451]. И дело здесь, конечно, вовсе не в недостатках, совершенстве той или иной системы уголовной статистики (хотя и они реально могут иметь место). Дело в неизбежном свойстве социальных фактов воплощать в себе в неразрывном единстве как объективные события, так и их субъективную оценку. Выход из этой ситуации может быть различным. Так, можно сделать вид, что указанной специфики социальных фактов не существует и оперировать ими так же, как и фактами материальными, т.е. реифицировать понятие преступления. Тогда легко можно отождествить статистику преступности с реальной преступностью. Тогда можно действительно рассматривать преступность, как это подчас делается, «не как следствие сложного взаимодействия вызвавших ее причин и условий, а как самостоятельное, ни от чего не зависимое явление. А это неизбежно ведет к неправильным практическим выводам, лишает возможности предвидеть ее изменения и организовать борьбу с ней на научном уровне»[452]. Следствием реификации понятия преступности является распространенная познавательная ошибка типа «зло порождается злом», между тем как «преступность связана с рядом противоречивых процессов в жизни общества, само существование которых на соответствующем этапе представляет собой исторически обуслов-
ленное явление. Закономерности развития антиобщественных явлений находятся во взаимосвязи и взаимодействии с закономерностями полезных социальных процессов»[453]. Если преступность понимается как механическая совокупность (сумма) объективных изменений в материальном мире (т.е. материальных фактов), то возникает соблазн попытаться изъять преступность из жизни общества (или конкретной сферы жизнедеятельности), не затрагивая остальных сторон общественной жизни. Здесь, действительно, «легко встать на вульгаризаторскую точку зрения, что правонарушения сами по себе исчезнут, если будут устранены дефекты в сфере хозяйствования»[454] или, например, попытаться ликвидировать преступность лишь в отдельной местности (городе, регионе) да еще и к заранее фиксированному сроку и т.д. Однако стиль мышления, ориентированный на манипулирование материальными объектами, оказывается явно неадекватным при решении социальных проблем. Между тем в криминологии «в качестве социальных явлений, причины которых мы стремимся познать, выступают не материальные тела, не вещи, а почти исключительно процессы и состояния»[455]. Овеществление, реификация социальных, морально-нравственных категорий часто выражается в форме биологического редукционизма. Так, в словосочетании «социальный инстинкт» категория «инстинкт» как чисто биологическая низводит «социальное» на уровень прирожденных, природных свойств индивида. К существенным познавательным искажениям, ведущим к соответствующей социальной практике, ослабляющим или вовсе парализующим социально-критическую, познавательную функцию криминологии, относится биологизация концепции личности преступника. Наиболее яркие ее проявления достаточно известны. Это и концепция прирожденного преступника и многочисленные современные медицинские модели личности преступника (от эндокринных теорий до теорий, увязывающих преступное поведение с хромосомными дефектами или с генетическим кодом человека[456]). Как отмечают А.Г. Монин и Г.В. Осипов, бесперспективность натурализации социальной реальности «была показана уже классиками марксизма-ленинизма, которые, требуя объективного, строго научного подхода к описанию и анализу общества, были верны духу диалектики и отнюдь не отождествляли социальное с природным»[457]. Таковы некоторые познавательные последствия игнорирования специфики социальных фактов, реификации понятия преступления, сведéния социального к природно-материальному, биологическому. Другим, по видимости противоположным, однако столь же искажающим процесс познания, наряду с реификацией, является познава-
тельный подход, ведущий к так называемой деификации (от латинского Deus — бог, творец) социальных фактов[458]. Это познавательное искажение (аберрация) также не является случайным, малосущественным отклонением или всего лишь сознательным искажением истины, а, к сожалению, вырастает на «живом древе познания», будучи результатом преувеличения, абсолютизации одной из сторон реального познавательного процесса. Конечно, преступность прямо связана с господствующими идеями, понятиями, представлениями о том, что преступно, а что нет, иными словами концепция преступности — это в определенном смысле объективированный «мир представлений, а не действительный (материальный) мир, как и каким он существует до, вне и независимо от человека и человечества»[459]. Но именно отсюда и возникает соблазн деифицировать эти категории, приписать им роль самостоятельных творцов социальной действительности. Выше мы привели высказывание Кристи о том, что преступление «не есть вещь», которая предупреждает криминологов против опасности реификации концепции преступления и преступника. Но в работе этого криминолога можно встретить и такую концепцию: «Мы можем создать преступность, создавая системы, которые требуют подобной концепции. Мы можем уничтожить преступность, создавая системы противоположного типа»[460]. Если при этом под «системой» понимать лишь социальные структуры (государство, право, в том числе и уголовное право, воплощающее концепцию преступления) и полагать, что изменение в сфере этого «объективированного мира представлений» позволяет решить проблему преступности без обращения к проблеме перестройки материальных, базисных отношений, неизбежно лежащих в основе указанных социальных систем и структур, в том числе и феномена преступности, то в таком случае на смену опасности реификации этих последних может прийти опасность их деификации. Социальный факт не может быть без ущерба для процесса социального познания отождествлен с фактом материальным. Однако он не может быть и оторван от него, противопоставлен ему. «Ибо с точки зрения последовательного материализма в мире вообще нет и не может быть ничего, кроме бесконечной совокупности материальных тел, событий, процессов и состояний... „Идеальное“, понимаемое как всеобщая форма и закон существования и изменения многообразных, эмпирически и чувственно данных человеку явлений, в своем „чистом виде“ выявляется и фиксируется только в исторически сложившихся формах духовной культуры, в социально значимых формах своего выражения»[461]. Деификация социокультурных концепций связана с идеалистическими представлениями о том, что в основе социальной практики
лежат конститутивные (образующие) значения, т.е. господствующие взгляды и представления. «Под образующими значениями, — пишет английский социолог Б. Фэй, — я подразумеваю все те разделяемые людьми представления и концепции, которые структурируют мир некоторым определенным способом (отсюда — „значения“) и которые образуют логическую возможность существования определенной социальной практики, так как без этого подобная практика не могла бы существовать (отсюда — „образующие“)». И только потому, продолжает он, что люди разделяют некоторые базисные концепции, могут возникать определенные виды социальных действий. Например, социальная практика рынка, по мнению Фэя, может возникнуть только при наличии разделяемых людьми образующих значений, например таких, как «частная собственность», или представление о том, что обмен товарами и услугами имеет целью «максимальное увеличение собственных ресурсов», т.е. максимальную прибыль и т.д., ибо, как пишет Б. Фэй, именно подобные «априорные условия делают социальную практику данного общества тем, что она есть»[462]. Так деифицируются социально-производные концепции, на теоретическом мышлении возникает картина мира, «поставленного на голову», где не базисные экономические, производственные отношения капитализма порождают рынок, частную собственность, конкуренцию, тенденцию к максимальной прибыли и соответственно концепции, отражающие эти действия, а, напротив, сами эти концепции порождают указанные виды социальной практики. В области криминологического знания деификация социокультурных концепций (а понятия преступности и личности преступника относятся именно к их числу) ведет к отвлечению от материальных условий социального бытия, формой выражения которых эти концепции в конечном итоге являются. Показывая историческую относительность понятия преступления, правильно отказываясь видеть в преступлении и личности преступника некую особую, специфически «преступную» суть, голландский криминолог Л. Хулсман приходит к выводу, что «это закон говорит, где есть преступление, это закон создает „преступника“»[463]. Опять-таки верно, что материальный факт становится фактом социальным (в нашем случае — преступлением) в той мере и лишь тогда, в какой мере и когда он получает оценку своего социального значения и смысла со стороны социального целого (в нашем случае со стороны государства в форме уголовно-правового определения деяния в качестве преступления). Только в этом смысле «закон создает преступление». Однако из этой исходной посылки возможны два различных вывода познавательного характера: 1) если закон «творит» преступления, откажемся от уголовного закона вообще или перестроим его соответствующим образом и... преступность исчезнет; 2) попытаемся вскрыть предпосылки уголовного закона, основания уголовно-правового запрета, попытаемся
выявить, осознать и конструктивно воздействовать на те социальные структуры и процессы, которые с неизбежностью предопределяют возникновение тех или иных правовых категорий и институтов. При такой постановке вопроса становится очевидным, что придание самодовлеющего значения дефинициям уголовного закона (и соответствующим им стереотипам общественного сознания) ограничивает сферу социально-критического анализа, между тем как во втором случае открывается возможность рассмотрения более глубоких, базисных явлений, ибо именно на этом уровне предрешается судьба правовых общественных отношений, так же как и формирующихся систем права, конкретных правовых институтов. «Каждая форма общества имеет определенное производство, которое определяет место и влияние всех остальных...отношений»[464]. К числу этих «остальных отношений» относятся и правовые явления и категории. Верно, что, раз возникнув, утвердившись, подобные категории приобретают относительную самостоятельность. Действительно, правовые концепции, в том числе концепция преступности, воплощают в себе определенные господствующие взгляды и представления, эти концепции связаны с определенным типом мышления, часто со стереотипными представлениями общественного сознания. Но действительно ли «ликвидация уголовной системы предполагает единственно лишь новое мышление»[465], т.е. мышление, отказывающееся видеть преступление там, где его усматривает в настоящее время система уголовной юстиции? Уголовная юстиция — и в том числе концепция преступности, на которой уголовная юстиция основывается, — лишь часть общей социально-правовой структуры общества, причем определение преступного — лишь негативное отражение господствующих ценностей, воплощаемых в позитивных нормах правомерного поведения. Одно неотделимо от другого. Понятие кражи неотделимо от понятия собственности. Форму собственности, как известно, определяют производственные отношения, отражающие, в свою очередь, общественное разделение труда. На базе этого последнего вырастают классы общества и государство. Господствующие классы воплощают свои интересы в праве. Право содержит и понятие собственности, и понятие кражи. Эти понятия противоположны по смыслу и направленности, но тождественны по источнику — социальным противоречиям данного общества. Одно не может исчезнуть без исчезновения другого. Насильственная преступность — также не изолированный феномен, зависящий от дефиниции закона. Государство есть форма организации общества, основанная на необходимости (в условиях социальных противоречий) принуждения членов данного общества к должному поведению либо в интересах господствующего класса (в условиях антагонистических формаций), либо в
интересах большинства народа (при социализме). Право содержит и правомочие государства на «законное» насилие и определение «преступного» насилия. Эти понятия противоположны по смыслу и направленности, но тождественны по своему источнику — социальным противоречиям данного общества. Одно также не может исчезнуть без исчезновения другого, без базисных изменений в сфере общественных, и прежде всего производственных, отношений. «Дифференциация поведения людей, выгодного для одних и невыгодного для других, признание одних форм его полезными и правомерными, законными, а других — вредными, неправомерными, противоправными есть единый процесс, разные стороны которого отразились в возникновении как права, так и противоречащих ему форм поведения, включая преступность... Взаимосвязанные понятия правомерного и противоправного поведения отражают в конечном счете интересы классов, личности и социальных групп»[466]. В основе этих интересов лежат экономические, материальные условия социального бытия, материальные факты. Отождествляя социальный факт с фактом материальным, игнорируя познавательную специфику социального факта, мы тем самым реифицируем социальный факт, приписываем ему свойства вещи, предмета. Отрывая социальный факт от его материального субстрата, абстрагируясь от него, придавая социальному факту самодовлеющее значение, мы тем самым деифицируем (обожествляем) его. Таковы познавательные искажения, грозящие криминологу. В первом случае, реифицируя социальный факт, мы оставляем за пределами критического анализа социальные структуры, придающие материальным фактам статус социальных, в нашем случае — роль общества, класса, государства в определении сферы преступного и наказуемого. Во втором случае, деифицируя социальный факт, мы оставляем за пределами такого анализа материальные, прежде всего производственные, отношения, в конечном итоге определяющие, порождающие те социальные противоречия, которые проявляются и в действиях, посягающих на господствующие интересы и ценности, и в правовых институтах, оценивающих такие деяния в качестве преступлений. Если в сфере изучения преступности деификация ведет к приписыванию определяющей, решающей роли в отношении преступности таким фиксированным, объективированным, однако носящим идеальный характер категориям, как нравственность, мораль, право, государство и т.д., в результате чего преступность предстает как феномен общественного, коллективного сознания, то применительно к изучению личности преступника это ведет к приписыванию такой определяющий, решающей роли индивидуальному сознанию преступника, его нравственности, правовому сознанию и т.д. В результате этого преступление выступает как феномен индивидуального сознания, а преступность — как сумма подобных феноменов.
Разобранные выше эпистемологические закономерности могут быть схематически представлены в виде следующей таблицы:
Отчетливо видно, как в обоих случаях (и реификации, и деификации преступности и личности преступника) упускается суть и того и другого как социальных феноменов, как в обоих случаях из сферы криминологического анализа выводятся такие социологические категории, как тип общественно-экономической формации, социально-политическая организация общества, функционирование его основных институтов и состояние социальных общностей, характер социальных позиций в структуре данного общества и соответствующих этим позициям социальных ролей, устраняется из рассмотрения кардинальный для криминологии вопрос о взаимодействии этих социальных феноменов с решающими, ведущими социальными процессами, со связанными с этими процессами изменениями в сфере социальных потребностей, в системе социальных ценностей и т.д. Таковы ограничения, налагаемые реификацией и деификацией социальных фактов на реализацию социально-критической функции криминологии. Эта её функция на подлинно научной основе может быть реализована лишь на <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|