Механистический материализм в криминологии
9 июля 1831 г. на заседании бельгийской Королевской академии наук в Брюсселе выступил с докладом знаменитый в то время астроном и математик, человек многообразных талантов — А.Ж. Кетле. Он заявил: «Мы можем рассчитать заранее, сколько индивидуумов обагрят руки в крови своих сограждан, сколько человек станут мошенниками, сколько станут отравителями, почти так же, как мы заранее можем подсчитать, сколько человек родится и сколько человек умрет... Здесь перед нами счет, по которому мы платим с ужасающей регулярностью — мы платим тюрьмами, цепями и виселицами»[371]. Этот впечатляющий вывод явился закономерным следствием развития в XVIII в. демографической статистики. Однако вплоть до XIX столетия отсутствовали систематические статистические данные о преступности. Правда, еще в 1778 г. И. Бентам высказал предположение о том, что и в области преступности должны наблюдаться устойчивые статистические закономерности. Такая статистика, писал он, могла бы явиться «наиболее совершенным методом снабжения законодателя данными, необходимыми для его работы»[372].
Такие данные могли бы составить «разновидность политического барометра», посредством которого можно было бы судить об эффективности соответствующего законодательства. Точно так же, как уровень смертности говорит о физическом здоровье страны, уголовная статистика может свидетельствовать о ее моральном здоровье. Первой страной, впервые опубликовавшей уголовную статистику, считается Франция. В 1827 г. там появился первый «Общий отчет об осуществлении уголовной юстиции во Франции». Однако, как сообщает М.Н. Гернет, еще в 1824 г. русским академиком Германом был на заседании Академии наук прочитан доклад «Изыскание о числе самоубийств и убийств в России за 1819 и 1820 годы»[373].
Исследования статистиков в области преступности проводились применительно к возрасту, полу, национальности, профессии и образованию преступников, к экономическим условиям, ко времени года. Центральный вывод, к которому они пришли, заключался в том, что ежегодная сумма всех преступлений, а также суммы конкретных видов преступлений сохранялись примерно одинаковыми каждый год. Такая же закономерность была обнаружена и в цифрах преступлений, характеризующих состояние преступности в определенных социальных условиях, в городе или деревне и т.д. Было выявлено, что, складываясь из отдельных преступных актов, образуется явление, отличное от составляющих его частей, т.е. преступность как социальный феномен, который существует только в обществе и зависит от условий этого общества. Чем же отличается преступность, т.е. совокупность преступлений, от каждого отдельного преступления? Разве возможно, чтобы взятые порознь явления обладали одними свойствами, а, если их рассматривать в целом, характеристики этого целого были уже другими, отличными от свойств составляющих это целое единицы? Разве свойства одного кирпича не те же самые, что и свойства ста или тысячи кирпичей? Оказалось, что и здесь, как и во многих других случаях, очевидность не совпадает с научной истиной. Истина же заключается в том, что если каждое отдельно взятое преступление «могло случиться, а могло и не случиться», то по отношению к совокупности таких «случайных» явлений подобный подход невозможен, здесь приходится констатировать, что «это не только могло, но и должно было случиться, это не могло не случиться», т.е. преступность в целом есть явление закономерное для конкретных условий конкретного общества. Но если преступность в отличие от отдельного преступления существует постоянно, устойчиво проявляясь, то, следовательно, ее существование вызывается к жизни также какими-то стабильно действующими силами. Признание преступности в качестве социальной закономерности неизбежно ведет к признанию его обусловленности социальными явлениями, способствующими или препятствующими существованию преступности.
Этот вывод и сделал Кетле. «Общество, — писал он, — заключает в себе зародыши всех имеющих совершиться преступлений, потому, что в нем заключаются условия, способствующие их развитию; оно, так сказать, подготовляет преступление, а преступник есть только орудие. Всякое социальное состояние предполагает, следовательно, известное число и известный порядок преступников, которые являются как необходимое следствие его организации. Это наблюдение, которое на первый взгляд может показаться безотрадным, напротив, очень утешительно, если ближе всмотреться в него. Оно указывает на возможность улучшения людей посредством изменения учреждений, привычек, состояния образованности и вообще всего, что имеет влияние на их быт»[374]. Впервые, следовательно, в криминологии была подчеркнута важность социальных условий, продемонстрирована социальная детерминированность преступности, ее относительная независимость от воли и усмотрения отдельных людей, ее производный характер от условий социальной среды. Именно в этот период французский криминолог А. Лакассань вывел знаменитую формулу: «каждое общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает»[375]. Эта фраза была произнесена им в 1885 г. на I Международном конгрессе антропологов в Риме. Как подчеркивает М.Н. Гернет, говоря об исследовании преступности и самоубийств Германом, «автор его был убежден в закономерности и причинности тех действий, которые казались господствовавшему мнению продуктом свободной воли»[376]. Концепция социального детерминизма позволила превратить казавшиеся случайными и разрозненными факты в серьезный показатель господствующих социальных условий. Впервые в истории человеческой мысли преступность стали рассматривать в качестве социального явления. Главные причины преступлений, писал Герман, «лежат обычно в крайностях: в диких нравах или утонченной цивилизации, вырождающейся в эгоизм, в безверии или фанатизме, в анархии или гнете, в крайностях нищеты или чрезмерного богатства; таблица этих преступлений, совершенных за несколько лет, позволяет, по крайней мере, частью узнать нравственное и политическое состояние народа»[377].
Герман проводил свое исследование по нескольким районам России. Он пытался связать число убийств, совершаемых в этих районах, то с пьянством, то с показателями экономического положения, то с местными особенностями. Кетле был современником Лапласа, полагавшего, что, зная начальные состояния всех частиц мира в некоторый момент, можно написать их дифференциальные уравнения движения и предсказать, как мир будет развиваться дальше. Эпиграфом к своей работе он взял слова Лапласа о необходимости применения к общественным
наукам методов опыта и наблюдения. Центральная идея Кетле — доказать подчиненность человеческих действий определенным законам. Он приходил к выводам о влиянии на совершение преступлений возраста людей, их пола, профессии, образования, климата, времен года и пр.[378] Позиция социального детерминизма в криминологии влечет за собой чрезвычайно важные выводы. И первый из них заключается в том, что, не изменив социальных условий, вызывающих к жизни преступления, тщетно было бы пытаться радикально повлиять на преступность. Если основанием преступности являются объективные (не зависящие от воли людей) факторы, то преступность отныне перестает казаться всего лишь порождением эгоистических устремлений некоторых людей. Такое представление о преступности возникает стихийно и является чрезвычайно устойчивым. Действительно, кажется очевидным, что совершают преступления те, кто хочет их совершить (свободная воля). Хочет совершить преступление тот, кто эгоистичен, испорчен, невоспитан. Достаточно уговорить этих людей (или запугать их) — и преступления уменьшатся, преступность исчезнет.
Если же не все в поведении людей зависит от их намерений, желаний (от их воли), если их поступками движут также и объективные факторы, тогда ни жесткие наказания, ни самое совершенное уголовное законодательство, ни самая идеальная машина юстиции сами по себе радикально повлиять на преступность не в силах. Указание на преступность как на объективно существующее социальное явление вызвало раздражение со стороны официальных представителей власти. Когда Герман сделал свой доклад на заседании Академии наук, пишет М.Н. Гернет, и прислал его известному реакционеру А.С. Шишкову для напечатания, последний дал о нем самый резкий отзыв: «Статью о исчислении смертоубийств и самоубийств, приключившихся в два минувшие года в России, не почитаю к чему-нибудь нужною, но и вредною. Первое: какая надобность знать о числе сих преступлений. Второе: по каким доказательствам всякий читатель может удостоверен быть, что число сие не увеличено. Третье: к чему извещение о сем может служить. Разве к тому только, чтобы колеблющийся преступник, видя перед собой многих предшественников, мог почерпнуть из того одобрение, что он не первый к тому делу приступает. Мне кажется, подобные статьи, неприличные к обнародованию оных, подлежало бы к тому, кто прислал их для напечатания, отослать назад с замечанием, чтобы и впредь над такими пустыми вещами не трудился. Хорошо извещать о благих делах, а такие, как смертоубийства и самоубийства, должны погружаться в вечное забвение»[379]. Развитие человеческой мысли неостановимо. Идея о причинности в области человеческих действий, возникнув, никогда не будет вычеркнута из совокупности наук, изучающих поведение людей.
Концепцию Кетле ограничивало, однако, механистическое понимание социального детерминизма. Для социальной жизни он пытался вывести законы, аналогичные принципам механики (действие равно противодействию, равновесие — основное свойство общества, оно может быть устойчивым и неустойчивым и т.д.). Законы же эти якобы едины для всех эпох и всех народов. Именно в этом пункте проявляется ограниченность механистического детерминизма в объяснении социального феномена преступности, так как выясняется одно важное положение гносеологического характера: без статистической корреляции нет причинности, но наличие таких корреляций еще не предрешает вопроса об их содержательной характеристике. И в ходе содержательного истолкования статистических корреляций неизбежно вторжение существенного качественного элемента — той системы положений мировоззренческого, идеологического характера, в пределах которой формируются взгляды исследователя, чьи установки, взгляды (и подчас предрассудки) и являются субъективным воплощением указанных объективных категорий господствующего общественного, классового сознания.
Конечно, Г. Маннхейм прав, когда пишет, что «каждое общество обладает таким типом преступности и преступников, которые соответствуют его культурным, моральным, социальным, религиозным и экономическим условиям»[380]. Однако тут же, несколькими страницами позже, он добавляет, что преступность — это «глубоко укоренившаяся болезнь нашего общества»[381]. Это добавление весьма примечательно. Оно исходит из следующих подразумеваемых предпосылок, которые важно ясно сформулировать и критически оценить: 1) преступность — социальная болезнь; 2) раз есть болезнь (как отклонение от нормы), то есть и здоровье (как воплощение нормы); 3) как бы ни было больно общество, есть возможность и перспектива вылечить его. Немецкий криминолог Аве-Лаллемант так и писал: «Преступность есть производная болезнь, поражающая страдающий организм буржуазного общества; она может быть уничтожена только путем излечения этого организма, но растущая материалистическая тенденция нашего века делает перспективы достижения этой цели все более и более сомнительными»[382]. Если преступность — социальная болезнь, то можно надеяться на ее искоренение и восстановление здоровья социального организма, которому преступность, конечно, чужда, как болезнь чужда здоровью. А ведь речь идет именно об излечении организма буржуазного общества, в котором, по словам Ф. Энгельса, «каждый стоит за себя и борется за себя против всех остальных, и вопрос о том, должен ли он причинять вред всем остальным, которые являются его заклятыми врагами, решается для него исключительно
эгоистическим расчетом, что для него выгоднее... Одним словом, каждый видит в другом врага, которого он должен удалить со своего пути, или в лучшем случае средство, которое он может использовать для своих целей. И эта война, как показывают таблицы преступности, становится год от году все яростнее, ожесточеннее и непримиримее»[383]. Излечим ли такой «организм»? Болезнь ли преступность или неотъемлемая часть определенного социального строя? Ответить на эти вопросы в рамках механистического детерминизма невозможно. «Согласно механистическому материализму все качественные различия явлений сводились к количественным; все психические явления — к материальным физиологическим процессам. Продукты человеческой деятельности механически „выводились“ из низших форм движения материи без выявления их специфической природы. Редукционистская установка, требующая „выводить“ высшее из низшего, специфически человеческое из „дочеловеческого“, духовное — из биологического, соединялась с механицизмом в понимании связи высших и низших уровней природы, с отрицанием качественного различия между ними, специфики продуктов человеческой духовной культуры»[384]. Преступность, как это ни печально признать, — также один из продуктов исторически развивающейся человеческой духовной культуры. Труды первых статистов вдохновлялись достижениями естественных наук в описании и объяснении явлений и процессов неживой природы, в познании проявляющихся в них закономерностей, перспективой сознательного воздействия человека на материальные условия его существования. Бурный технический прогресс того времени наглядно демонстрировал возможность такой перспективы. В этих условиях казалось заманчивым перенести успешные, эффективные методы естественных наук в традиционно философские, умозрительные, метафизические области — в сферу организации и рационального устройства человеческого общества, с той же точностью познать его законы и с тем же эффектом отрегулировать его механизм, в том числе объяснить и побороть преступность. Создать «социальную физику», познать естественнонаучными методами общественный механизм, а затем наладить и отрегулировать его разумным образом — такова была цель. Результаты оказались крайне разочаровывающими. Игнорирование социокультурных детерминант поведения вело к созданию неадекватной, неполной картины общества — общества без культуры. Позиция вульгарного, механистического детерминизма показала свою несостоятельность. Начало ХХ в. принесло с собой небывалый рост преступности. Преступность капиталистических стран приобрела новые отличительные черты. По мнению английского криминолога Л. Радзиновича, ее характеризует, во-первых, рост числа безмотивных, агрессивных, разрушительных действий (hooliganism — хулиганство), во-вторых, появление некоторых иных форм насилия. Он не
расшифровывает этот признак, но можно указать на такой вид преступности, как массовые убийства (слабо или совсем немотивированные убийства целых групп потерпевших). В-третьих, распространяются новые виды краж, прежде всего автомобилей (в США ежегодно похищается около 400 тыс. автомашин), а также ценностей. В-четвертых, возрастает роль наркотиков в преступности. Пятая черта — распространение преступности «белых воротничков» (бизнесменов, директоров корпораций и т.д.). Шестая — рост числа преступников из так называемого среднего класса — сравнительно обеспеченного слоя буржуазного общества. Седьмая — постоянный рост удельного веса несовершеннолетних в статистике преступности. Восьмая — возрастание процента впервые осужденных по сравнению с рецидивистами[385]. К этой картине современной преступности в капиталистических странах можно добавить следующие характерные черты: концентрация преступности в городах, причем центрами преступности становятся районы трущоб; более высокий уровень преступности в развитых капиталистических странах по сравнению со слаборазвитыми; индустриализация преступности, т.е. превращение ее (прежде всего в США) в преступность, организованную по принципу крупной капиталистической монополии. Конец XIX — начало ХХ в. показали, что стабильность данных о преступности и данных демографической статистики относительны. Рост преступности в капиталистических странах стал резко опережать рост населения. Специальный детерминизм Кетле, будучи механистическим, был не в состоянии объяснить этот рост преступности. Ставились под вопрос следующие постулаты механистического детерминизма. 1. В обществе, как и в любом механизме, как и в естественных процессах, описываемых физикой Ньютона, причинная связь действует однонаправленно, по схеме «причина — следствие». В социальной же реальности, как оказалось, причина и следствие постоянно меняются местами, взаимодействуют. Низкий материальный уровень, необеспеченность действительно ведут к росту имущественных преступлений, но рост материального достатка сам по себе вызывает в соответствующих социальных условиях еще более крайние ее формы. Так, анализируя данные уголовной статистики за 50 лет (1830 – 1880), французский психолог и криминолог Г. Тард писал: «Но особенно увеличилась алчность, кажется, вместе с увеличением народного благосостояния. От 1826 по 1830 г. она встречалась 13 раз на 100 и служила побуждением к совершению убийств, удушений, отравлений и поджогов. Эта пропорция повысилась постепенно до 20 на 100 в 1856 – 1860 гг., потом опустилась до 17 в 1871 – 1875 гг., чтобы подняться в 1876 – 1880 гг. и достигнуть 22 на 100. Наоборот, любовь, составлявшая в течение 50 лет побудительную причину тех самых преступлений, дошла до 8 раз на 100. Очевидно, любовь уменьшилась или алчность возросла... Совершился
прогресс алчности. Одна специальная таблица показывает, что пропорция преступлений против личности правильно убыла к 1862 г., тогда как пропорция преступлений против собственности так же правильно возросла»[386]. Как видим, простая аналогия общества с механизмом не оправдывает себя применительно к объяснению феномена преступности. 2. Общество, как и любой механизм, основано на определенном, ограниченном числе правил и принципов, познавая которые люди окажутся способными вести себя разумно, т.е. в соответствии с этими познанными правилами, а поэтому рост грамотности, образованности сам по себе способствует снижению преступности. И этот казавшийся вполне резонным постулат себя не оправдал. Эпоха торжества буржуазных идеалов оказалась эпохой глубокого разочарования в области борьбы с преступностью. В негодовании и недоумении Тард восклицает: «Как! Рост трудовой деятельности и богатства делает естественным рост преступлений и преступников! А где же, следовательно, нравственная сила труда, нравственная добродетель богатства, о которых столько говорили? Образование сделало большие успехи. Где же благодетельное, столь прославленное действие просвещения на нравы? Как! Три великих предупредительных лекарства от социальной болезни: труд, общее довольство и образование — усиленно действовали на нас, а поток преступности, вместо того чтобы пересохнуть, вдруг вышел из берегов!»[387] Как объяснить тот факт, спрашивал Тард, что «благосостояние и довольство распространились и прогрессировали в одно время с... сильной эпидемией убийств»[388]? Вот вопрос, вставший перед криминологами. Было статистически зафиксировано, что в капиталистических странах душевные заболевания, самоубийства и убийства растут параллельно с ростом образования населения. Надежды на благодетельный результат просвещения не оправдались. Статистика показала, что далеко не во всех районах, где относительно большое число безграмотных, больше число преступников. Так, во Франции «деревни, где образование менее распространено, дают в год 8 обвиненных на 100 тыс. жителей, а города — 16... В бедных департаментах преступления против личности равны числу преступлений против собственности. В богатых департаментах пропорции этих последних гораздо значительней... В течение 40 или 50 лет, с тех пор как Франция обогатилась, пропорциональное число краж хлебных урожаев уменьшилось, а число краж драгоценностей, денег или тому подобного увеличилось и все еще увеличивается»[389]. 3. Постулат утилитарности, эффективности, столь существенный в рациональной организации технических систем, оказался вовсе не таким при анализе преступности. 4. Неисправность любого механизма — либо результат поломки, либо дефект конструкции, т.е. это всегда нечто чуждое, в принци-
пе отделимое от всего нормально действующего механизма. Следовательно, и в обществе, выявив и ликвидировав изолированные криминогенные факторы, можно получить в результате общество без дефектов, т.е. без преступности. Однако теперь уже Тард сознает, что преступность как явление социальное — неотъемлемая часть современного ему общества. «Не следует ли, к несчастью, сознаться, что от отъявленного преступника к честному негоцианту ведет целая серия переходных форм, что всякий коммерсант, обманывающий своих клиентов, — вор, что всякий кондитер, подмешивающий вино, — отравитель и что вообще всякий фальсификатор — подделыватель... У преступников есть много и других соучастников даже в высших классах общества: сколько взяток, сколько грязных сделок, фиктивных торгов не обходятся без участия людей богатых и признаваемых честными, извлекающих отсюда выгоды... Если бы дерево преступности со всеми своими корнями и корешками могло бы быть когда-нибудь вырвано из нашего общества, оно оставило бы в нем зияющую бездну»[390], — таков вывод Тарда. Затем, правда, как бы испугавшись собственного вывода, он спешит заявить, что преступность — нечто противоположное самому обществу, преступник — это «социальный экскремент», «отвратительный отброс сел и городов». Он спешит предупредить, что аналогия между преступлением и другими социальными явлениями, особенно индустрией, не должна заставить забыть различие, существующее между ними. Преступление, пишет он, — явление социальное, как и всякое другое, но в то же время и антисоциальное, «как рак, участвующий в жизни организма, но содействующий его умерщвлению»[391]. Так, Тард, вопреки Ломброзо выведя «злого духа преступности» за пределы организма преступника, затем вопреки Кетле отказавшись от «физических» причин преступности, спешит вывести преступность и за пределы социального организма современного ему буржуазного общества. Это согласуется с его представлением о роли и функциях криминологов в изучении преступности. Он говорит: «Криминалист в наших глазах прежде всего не натуралист, а скорее просвещенный моралист, т.е. социолог». Попробовав выявить социальные силы, взывающие к жизни преступность, он затем поспешил отмежеваться от них, морально осудить их, заявив, что силы эти являются «различающимися и отдельными от сил цивилизации»[392]. В начале ХХ в. возникла необходимость дать новое истолкование социальных явлений, и в том числе преступности, ввести новые категории и понятия, и среди них прежде всего категории и понятия современной духовной культуры общества, преодолеть механистический материализм Кетле, исходя из положения о том, что нет
и не может быть общества без культуры, что именно наличие духовной культуры — принципиальная черта любых форм человеческого общежития, что, не исследуя ее специфических законов, нельзя объяснить никакое социальное явление, в том числе и преступность. Все дело в том, какова эта культура.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|