Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И. В. Аксючиц. Профилактика. Употребления. Психоактивных. Веществ. Оглавление. Введение




И. В. АКСЮЧИЦ

ПРОФИЛАКТИКА

УПОТРЕБЛЕНИЯ

ПСИХОАКТИВНЫХ

ВЕЩЕСТВ

ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Рекомендовано

Научно-методическим учреждением

«Национальный институт образования»

Министерства образования

Республики Беларусь

 

МИНСК

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретические основы профилактики употребления психоактивных веществ……………………………………….. ……………………………………….... 6

1. 1. Виды и свойства психоактивных веществ……………………………. ……7

1. 2. Организация профилактической деятельности в учебном заведении …... 27

Глава 2. Взаимодействие психолога и педагогов школы в процессе

профилактики зависимости от психоактивных веществ…………………………...... 48

2. 1. Тренинг идентичности………………………………………………………. 49

2. 2. Ситуационно-ролевой тренинг эмоционального состояния…………….... 67

Глава 3. Профилактика употребления психоактивных веществ среди младших

 школьников (на основе сказок и внеклассного чтения)…………………................... 81

3. 1. Тренинг адаптации ребенка к среде…………………………. ……………. 83

3. 2. Тренинг ответственного поведения…. ………………………………….. 103

Глава 4. Программа формирования жизненных навыков у подростков................. 118

4. 1. Тренинг, направленный на расширение жизненной компетентности и выработку защитных барьеров к употреблению психоактивных веществ…………120

4. 2. Тренинг здорового образа жизни…………………………………………. 135

4. 3. Тренинг ассертивности или уверенности в себе………………………... 154

Глава 5. Профилактика употребления психоактивных веществ среди старшеклассников………………………….................................................................. 162

5. 1. Тренинг социальной активности…. ………………………………………163

5. 2. Тренинг креативности…………………………………………………….. 174

Глава 6. Вторичная профилактика или психологическая коррекция употребления психоактивных веществ…………………….. ………………………………….......... 186

6. 1. Методы выявления личностных особенностей учащихся в «группе

риска» употребления психоактивных веществ …………………………. ………….. 191

6. 2. Тренинг мотивации учащихся на поведение, альтернативное употреблению психоактивных веществ……………................................................... 206

6. 3. Тренинг личностного роста ……………………………………………..... 239

Список литературы. ..................................................................................................... 272

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые коллеги, психологи и педагоги, если Вас волнует настоящее и будущее Ваших учеников, рекомендуем использовать в своей воспитательной работе упражнения и тренинговые занятия по профилактике употребления психоактивных веществ как конкретный инструментарий, развивающий ресурсы личности и здоровые поведенческие стратегии школьников. Необходимость и возможность осуществления Вами профилактической деятельности связана с тем, что Вы имеете постоянный контакт с учащимися, обладая авторитетом, можете влиять на формирование у детей, подростков и молодежи позитивных установок, адаптивного поведения без употребления наркотиков и алкоголя.

Разработанная профилактическая программа является целостной системой, содержит тренинговые занятия, направленные на профилактику зависимости от психоактивных веществ, одновременно ставят целью профилактику психического и физического здоровья, актуализацию личностных ресурсов, эффективную адаптацию школьников к жизни и окружающей среде. Подход, основанный только на распространении негативной информации о наркотиках, не является достаточно эффективным, потому что не включает задачи формирования здоровой личности и ее самореализации. Приоритетом предлагаемых в пособии тренингов является воспитание психически здорового и социально активного человека, способного самостоятельно, без использования психоактивных веществ, справляться с психологическими трудностями и жизненными проблемами. Каждый тренинг (от англ. train – тренировать) представляет собой совокупность методов для формирования и тренировки индивидуальных умений и навыков здоровой личности школьника, одновременно включает упражнения, направленные на профилактику употребления наркотиков и алкоголя.

Профилактическая деятельность охватывает три уровня обучения в школе: младших школьников, учащихся средней ступени и старшеклассников. Учитывается, что младший школьный возраст является наиболее восприимчивым к профилактике, поэтому уже в начальной школе предлагаются тренинговые занятия, но с использованием сказок и внеклассного чтения. Подростки нуждаются в развитии уверенности в себе или ассертивности, расширении жизненной компетентности – именно этим задачам подчинены профилактические занятия на подростковом уровне. Отмечается, что жажда взросления, потребность в риске и ориентация подростков на группу сверстников создают предпосылки первой пробы и экспериментирования с психоактивными веществами. Поэтому тренинги для подростков включают много ролевых упражнений, формирующих навыки отказа от употребления алкоголя и наркотиков. Старшеклассникам предлагаются тренинги, направленные на развитие креативности, коммуникативных способностей, полагается, что успешная личность, способная быть активным членом общества, преодолевает жизненные трудности без употребления алкоголя и наркотиков.

Работе с психологами, педагогами и другими работниками школы посвящены две главы книги. В первой главе даны необходимые специалистам теоретические основы профилактики зависимости от психоактивных веществ, особое внимание уделено организации профилактической работы в школе, правилам ведения и подготовки тренинговых занятий. Вторая глава включает тренинги, мотивирующие личностный рост участников, а также отработку навыков ведения тренинговых групп с учащимися.

Отмечается, что психологическую подготовку психологов, педагогов и других специалистов учреждений образования в области профилактики зависимости от психоактивных веществ осуществляет психолог, имеющий опыт ведения тренингов. В последующем подготовленные педагоги могут проводить тренинговые занятия по профилактике с учениками своих классов. Структура предлагаемой профилактической программы позволяет педагогу, классному руководителю в процессе воспитательной и профилактической деятельности пользоваться предоставленными тренинговыми заданиями самостоятельно, используя данное пособие как руководство к действию.

Рекомендации для осуществления вторичной профилактики или психологической коррекции употребления психоактивных веществ среди учащихся «группы риска» представлены в последней шестой главе. Предлагаются методы выявления учащихся «группы риска», в частности опросник «Мотивы употребления наркотиков», и специальные тренинги «личностного роста» для учеников, склонных или экспериментирующих с наркотиками. Тренинги включают большое количество сложных упражнений коррекционного характера, поэтому для их проведения необходимы профессиональные знания психолога.

В программу вошли тренинги, апробированные экспертами на практике, что указывается в литературе. Автор выражает благодарность Кононович И. В. и Лыжиной Л. О., специалистам Минского городского клинического наркологического диспансера, за возможность использования тренинга для подростков (пункт 4. 1); Астапович Л. В., педагогу-психологу Минского государственного профессионально-технического колледжа торговли, за применение ряда упражнений в тренинге здорового образа жизни (пункт 4. 2).

Профилактическая тренинговая программа как целостная система предполагает возможность одновременного и комплексного использования на всех уровнях обучения: от подготовки учителей и школьников до коррекционной работы среди учащихся «группы риска». Целесообразно в рамках программы планировать профилактическую деятельность учебного учреждения поэтапно, на несколько лет вперед, однако, при условии профессиональной готовности школьного психолога. Вместе с тем, для профилактики употребления психоактивных веществ психолог и педагог могут выборочно использовать любой тренинг. Главное, начать и развивать в последующем профилактическую деятельность в области зависимости от психоактивных веществ среди детей, подростков и молодежи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...