Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведение тренинговых занятий




Тренинг (от англ. train – тренировать) представляет собой совокупность методов формирования, совершенствования и тренировки индивидуальных умений и навыков в группе. На этапе подготовки к тренингу чрезвычайно существенно продумать план работы, время занятий, выбрать подходящее помещение. Ведущий, в ходе тренинга называемый тренером, обязан обладать определенными профессиональными навыками, пройти специальную подготовку по ведению профилактических программ. Ему важно понимать, что зависимость от психоактивного вещества – это комплексное хроническое заболевание, с определенным генезисом, симптоматикой развития; это болезнь, имеющая биологические, психологические, социальные, духовные и семейные корни. Тренер актуализирует возможности участников понимать и принимать себя и окружающих, мотивирует их на личностный рост и продолжение дальнейшей работы в области профилактики, обучает навыкам формирования здорового жизненного стиля, препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами. Тренеру необходимо обладать навыками социальной и коммуникативной компетентности, иметь такие способности, как: умение войти в мир другого человека, не нарушая границ личности; умение создать безопасную и поддерживающую обстановку в группе; умение пользоваться невербальным компонентом общения. Тренеру, специализирующемуся на работе с детьми, подростками, желательно вспомнить себя в таком же возрасте, учиться получать удовольствие от работы с детьми и веселиться вместе с ними.

Стадии подготовки и проведения тренинга:

1. Оценка потребностей участников тренинга. Перед тем как разрабатывать план тренинга, необходимо прояснить, кто и какого возраста, будет принимать в нем участие. В зависимости от этого происходит построение материала и выбор темы занятий.

2. Процедура выбора тренера. Групповая работа наиболее эффективна, когда занятия проводят два тренера. Работа в малых группах предполагает участие 8-12 человек. Если учебная группа состоит более 15 человек, то тренеров должно быть двое. Это значительно облегчает работу при оказании помощи группе.

3. Определение времени проведения занятий. Необходимо четко установить время проведения занятий, продолжительность самого тренинга. Обычно для учащихся необходимо 8 – 10, для взрослых 12 - 15 занятий один или два раза в неделю. Более результативным считается тренинг, где 2 занятия в неделю. Важно не отходить от запланированного времени, поэтому часть незаконченного упражнения можно перенести на следующее занятие в качестве домашнего задания, которое обязательно следует проверить.

4. Состав группы. Нужно заранее решить, сколько человек может принять участие в тренинге, допустима ли возможность дополнительного включения и выхода участников из группы в ходе ее работы. Желательно, чтобы группа была постоянной.

5. Определение места занятия. Важно заранее определить помещение, в котором будут проводиться занятия. Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр, но не слишком большим, чтобы не нарушать ощущение безопасности, одним и тем же в течение всего тренинга, не проходным для посторонних, звукоизолированным. Оптимальным является вариант, если в помещении участники, особенно дети и подростки, могут сидеть на полу и рисовать за столами, нормой является помещение с удобными передвижными стульями, которые расставлены обязательно по кругу. Причем тренер всегда находится в кругу вместе со всеми, может и должен участвовать в выполнении упражнений, особенно с детьми. Необходимы доска или стенд с ватманом, принадлежности для рисования, от карандашей до красок, которые выбирают участники по желанию. Желательно, чтобы участники тренинга чувствовали себя уютно и комфортно, неподходящее помещение может сделать работу малоэффективной.

6. Выбор критериев эффективности работы. Необходимо решить, какими методами будет оцениваться эффективность тренинга. Одним из вариантов является проведение психологического тестирования до начала занятий и после них. Это позволяет оценить изменение исследуемых характеристик.

7. Разработка плана тренинга.

В плане необходимо учитывать, что любое занятие для групп всех возрастов должно состоять из следующих частей.

1) Начало работы. Обмен чувствами. Участники группы говорят о том, какие чувства они испытывают в данный момент. Эта процедура помогает тренеру оценить настроение группы, скорректировать дальнейшие действия в соответствии с происходящими в группе процессами.

2) Вводная часть или разминка. Помогает включить группу в работу, снять напряжение, усталость.

3) Основная часть. В этой части отрабатывается основная тема занятия.

4) Обсуждение результатов упражнения. Позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они почувствовали, узнали в процессе прорабатывания упражнения, дает возможность поделиться своим опытом с другими участниками.

5) Завершение работы. Подведение итогов занятия. Тренер помогает участникам обобщить опыт, полученный на занятии, проводит параллели между проблемами, возникающими в жизни, мотивирует на использование появившихся ресурсов в отношениях с людьми. Работа заканчивается ритуалом прощания, выработанным группой и повторяемым в конце каждого занятия.

8. Правила поведения в группе. Они вводятся на первом занятии, отрабатываются и принимаются голосованием всеми членами группы, на каждом последующем занятии контроль за их соблюдением осуществляет тренер и сама группа. Правила вывешиваются в помещении на видном месте, естественно, форма правил соответствует возрасту участников, например, для взрослых можно использовать следующие:

· я стараюсь говорить максимально искренне;

· я стараюсь быть как можно более реалистичным;

· я стараюсь придерживаться принципа «здесь и теперь»;

· я избегаю разговоров за пределами группы;

· я всегда могу сказать «нет»;

· я несу ответственность за свои слова и действия;

· я говорю о том, что мне мешает участвовать в работе группы.

9. Завершение тренинга. Критериями эффективности проведенного тренинга для участников являются: уменьшение факторов риска употребления психоактивных веществ; усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения; наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, принятия ответственности за собственное поведение, эффективное общение. В итоге предполагается развитие стратегий проблем-преодолевающего поведения и предотвращения ситуаций, связанных с риском наркотизации.

До и после тренинга по возможности проводится психологическое обследование участников по названным критериям. Может быть проведено отсроченное тестирование, спустя 6-8 месяцев после проведения профилактической программы.

10. Игры-разминки в тренинге. Могут использоваться в тренингах со взрослыми и детьми, однако необходимо учитывать возраст участников и эмоциональное состояние.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...