1.2. Организация профилактической деятельности в учебном заведении
Галлюциногены вызывают дезорганизацию деятельности психики в виде галлюцинаций. К ним относят препараты индийской конопли: гашиш, марихуану. Особое место в группе галлюциногенов занимают психоделики, более 100 натуральных и искусственно синтезированных препаратов. Психоделики вызывают симптомы, напоминающие психоз, галлюцинации, грезоподобные видения, потерю чувства реальности, нарушения мышления и ощущений. Наиболее известными являются синтетические галлюциногены - ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), ДПТ (дипропилтриптамин), кетамин (кеталар). К психоделикам относят также препараты растительного происхождения - мескалин (содержится в кактусе сорта пейотль) и псилоцибин (содержится в мухоморе и других грибах). У наркоманов психоделики - галлюциногены носят объединяющее название «кислота», а свои самоощущения во время приема наркотика они называют «trip» - путешествие. Препараты индийской конопли. В конопле или каннабисе содержится более 60 наркотических веществ - каннабиноидов, особенностью которых является способность соединяться с жирами. В результате каннабиноиды накапливаются и долго сохраняются в клетках мозга, их оболочках и в межклетниках. Этим объясняется тот факт, что на удаление из организма одной дозы каннабиса могут потребоваться недели. Наибольшее распространение в молодежной среде получили производные из конопли наркотики: гашиш и марихуана. История употребления препаратов конопли. Свойства конопли использовались в Древнем мире для лечения больных и усиления эффекта изменения сознания при богослужениях. Европейцы о гашише узнали из записок путешественника Марко Поло. Во времена крестовых походов на Ближний Восток гашиш использовался в качестве допинга перед боем. Благодаря египетским походам Наполеона гашиш проник в Европу.
Гашиш готовят из высушенных пестиковых цветков конопли и смолы. Наркоманы называют его «анашой», «планом», «чернушкой», «дурью». Это вещество серого цвета, имеющее вид спрессованных комков (пластилина) или крошек. «Насвай» – смесь гашиша и куриного помета, используется как жвачка. Особенности опьянения гашишем (состояние опьянения) в том, что для проявления эйфории необходима установка курящего на опьянение. Первыми ощущениями являются легкое головокружение, затем возникают беззаботность, приятная теплота, тяжесть в руках и ногах. Происходят расстройства восприятия: пространства, цвета, освещенности, звуков, времени и собственного тела, именно за такие эффекты, гашиш и марихуану специалисты относят к группе галлюциногенов. В пределах группы эмоции очень легко передаются от одного курящего гашиш к другому, наблюдаются такие симптомы, как эхолалия и эхопраксия - повторение сказанных кем-то слов или движений. При выходе из эйфории возбуждение спадает, усиливаются вялость, слабость, апатия, голод. Общая длительность гашишного опьянения - несколько часов. При передозировке гашиша возможны судорожные припадки и психозы. Гашишный психоз может развиться даже при однократном употреблении наркотика. Объективные признаки гашишной интоксикации: покраснение кожи (у некоторых, наоборот, может быть неестественная бледность), блеск и покраснение глаз, расширение зрачков. Температура тела снижена, кожа на ощупь холодная. Пульс учащен. Речь заплетающаяся, как при алкогольном опьянении. Координация движений нарушена. Одним из характерных признаков является сладковатый запах смолы от одежды и волос курившего. Гашишная наркомания развивается через 10 лет систематического курения гашиша, где проявляется интеллектуальная и нравственная деградация наркомана. Однако признаки психической зависимости появляются уже после нескольких месяцев ежедневного курения, опьянение становится единственным состоянием, в котором возможен психический комфорт.
Абстиненция или физическая зависимость формируется медленно, возникает не ранее чем через 2-3 года регулярного курения. При абстиненции через 4-5 часов после курения у наркомана появляются мышечная слабость, беспокойство, бессонница, потеря аппетита. Настроение раздраженно-злобное, на третьи-пятые сутки воздержания развивается абстинентный психоз: возникают галлюцинации устрашающего содержания и бред преследования. Продолжительность психоза - от нескольких часов до нескольких дней. Последствия злоупотребления гашишем. Самым заметным результатом являются прогрессирующее психическое и физическое истощение, нарастание отупения. Последствия гашишизма напоминают глубокое дефектное состояние при шизофрении. Кроме того, при гашишизме поражается большинство внутренних органов, осложнения тяжелее, чем при опиомании и алкоголизме. Марихуану получают из сушеных верхушек конопли - с цветами, верхними листьями и плодами. Марихуана имеет сленговые названия: «анаша», «травка», «тучка», «клевер», «Мэри Джейн», «марго», «пласт», «шмаль». Марихуану курят, смешивая с табаком и набивая этой смесью папиросу, иногда заваривают и используют в виде напитка. А чистую смолу - «банг» - жуют, курят в кальянах. Объективными признаками интоксикации марихуаной являются покраснение глаз, расширение зрачков и громкий беспричинный смех. Первые пробы вызывают дрожь, озноб, приливы крови к лицу, рвоту. Особенности опьянения марихуаной в том, что она воздействует на сферу восприятия: слух, обоняние, осязание, вкус, больше всего - зрение. В зависимости от настроения, дозы, окружающей обстановки у наркозависимого происходят самые разнообразные искажения восприятия. Когда действие наркотика ослабевает, а оно продолжается 8-10 ч, нарастают вялость, сонливость, упадок сил. При передозировке появляются бредовые идеи преследования, вызывающие страх. Отрицательные эмоции проявляются тем сильнее, чем больше было нарушено душевное равновесие человека до приема наркотика.
Последствия злоупотребления марихуаной проявляются в поражении печени, сердца. Мозг наркомана во время интоксикации функционирует тождественно мозгу шизофреника. Популярная среди молодежи марихуана снижает познавательные способности. Даже при небольших дозах может ухудшиться память, особенно кратковременная (оперативная) память, столь важная для учебного процесса. При длительном употреблении препаратов конопли человеку угрожают психозы по форме апатоабулического синдрома, когда наркоман способен на убийство, изнасилование, кражи, самоубийство. Приведенные факты опровергают существующее в молодежно-подростковой среде мнение о «безвредности» наркотиков из конопли. История употребления галлюциногенов - психоделиков. В 1938 году швейцарский химик Альберт Хоффман синтезировал лизергиновую кислоту (ЛСД), что явилось началом развития массового употребления наркотиков. Галлюциногены породили психоделическую философию - веру в возможность познать себя, Вселенную, изменив сознание. Эксперименты с наркотиками захватили воображение миллионов молодых нонконформистов, хиппующей молодежи, что привело в последующем к смертельным трагедиям. Признаки опьянения галлюциногенами синтетического происхождения, в частности ЛСД: происходит раздвоение, отчуждение и даже потеря своей личности, и это вызывает у человека мистический экстаз. Деперсонализация может принимать различные формы: ощущение себя неодушевленным предметом или существом, «рассеянным в планетарных лучах». Часты синестезии, когда звук видят, а образ слышат, искажения восприятия, когда гладкое может казаться колючим, и т. д. Меняется восприятие времени, пространства, соотношения окружающих предметов, их форма, масса, плотность, текстура. Психические процессы становятся неуправляемыми, спонтанно всплывают давно забытые события. Длится этот «сеанс» до 5 часов. В случае «bed trip» (плохого путешествия) возможны переживания ужаса, витальной тоски, бессмысленности жизни, случаи самоубийств в процессе опьянения и в последующие несколько суток.
Объективные признаки интоксикации психоделиками: расширенные зрачки, неотчетливое восприятие окружающего, высокое артериальное давление, частый пульс, сердцебиение, повышенная температуры тела, потливость, дрожание рук, нарушение координации движений. Признаки интоксикации галлюциногенными грибами проявляются уже через час после приема грибов. Зрачки расширяются, тело содрогается в конвульсиях, при этом усиливается сексуальное возбуждение, требующее разрядки, все это сопровождается нечленораздельными выкриками, смехом и пением. Посторонние наблюдатели подобные движения воспринимают как тяжелое сражение с невидимыми врагами. Возбуждение быстро сменяется подавленностью и оцепенением. Злоупотребления галлюциногенами заканчивается психозом. Галлюциногены могут вызвать не только стойкий бред, но и спровоцировать шизофрению по типу делирия. Осложнения при галлюциногенной наркомании: самоубийства, тяжелые депрессии, обострение ранее имевшихся психических заболеваний. Токсикомания ингалянтами или летучими наркотически действующими вещества (ЛНДВ) - вид наркомании, получила название в силу основного признака - интоксикации организма токсинами. ЛНДВ содержатся в средствах бытовой химии и используются для опьянения. К ингалянтам (интоксикантам) относят керосин, резиновый, самолетный и хозяйственный клей, растворители нитрокрасок, жидкость для снятия лака с ногтей, лаки, краски, пятновыводители. Доступность токсических средств способствует групповой наркотизации подростков и даже младших школьников. Самый простой способ одурманивания - это вдыхание паров ингалянта из целлофанового пакета, одетого на голову. Существует и другой способ: на голове выбриваются волосы в биологически активных точках, на темени и висках, к ним прикладывается смоченная ингалянтом тряпка, а сверху надевается головной убор. Особенности опьянения ингалянтами: после нескольких вдыханий паров летучих веществ наступает опьянение, которое длится не более 15 - 30 мин. Повторное вдыхание увеличивает время опьянения до 1, 5-2 ч. Опьянение ингалянтами на первой фазе их действия напоминает интоксикацию алкоголем, появляется беспечность, сопровождаемая благодушным весельем. Подростки смеются и поют. Несмотря на прилив сил, нарушается координация движений, агрессивных действий, как правило, не наблюдается. На следующей фазе опьянения появляются зрительные галлюцинации, иногда повторяющиеся по своему содержанию многократно - это так называемый «свой глюк». Исчезает привычное восприятие своего тела и самого себя в целом. Токсикоман может ощущать себя в состоянии «свободного парения». И еще одна особенность: подростки могут сами вызывать видения, навеянные приключениями из книг или фильмов. Интоксикация ингалянтами активизирует сексуальное влечение, которое удовлетворяется любым путем. Вдыхание паров ацетона, толуола, органических растворителей и клея сопровождается более тяжелыми последствиями. Возникает нарушение сознания по типу оглушения: опьяневшие совершенно не реагируют на окружающее, сидят в оцепенении, не воспринимают обращенные к ним вопросы. Этот вариант интоксикации может привести к состоянию комы, опасному для жизни и требующему экстренной медицинской помощи.
Объективные признаки интоксикации ингалянтами: от одежды и волос исходит характерный запах ингалянта, тот же запах легко обнаружить в выдыхаемом подростком воздухе; в карманах одежды, портфеле могут находиться емкость с токсическим веществом, тряпки, вата, трубки, целлофановые пакеты, от которых исходит тот же запах. Абстинентный синдром или физическая зависимость развивается после 3-6 месяцев систематического вдыхания ингалянта. Он возникает к концу первых суток после прекращения вдыхания паров. Расширяются зрачки, возникают судорожные подергивания мышц лица. Наркоман становится агрессивным, затем агрессию сменяет тоска и неподвижность. Последствия злоупотребления ингалянтами тяжелые, токсикомания - один из самых злокачественных видов наркоманий. В течение первых недель подростки прекращают учиться, не только потому, что теряют интерес к занятиям, но и потому, что слабеют их умственные способности, концентрация внимания. Полностью деградирует сфера эмоций. Когда больной не находится в опьянении, он апатичен, не может освободиться от мрачного и злобного настроения. Причиной деградации становится поражение центральной нервной системы, под воздействием токсинов возникает болезнь Паркинсона. Толуол и этилированный бензин для зажигалок приводят к разрушению мозжечка, развивается энцефалопатия. При разовой передозировке возможны угрожающие жизни расстройства головного и спинного мозга. При быстром росте зависимости и ядовитости ингалянтов токсикоман через 1-2 года становится инвалидом, что предопределяет высокую смертность в их среде. Таким образом, психоактивные вещества приводят к заболеваниям наркоманией. Коварство наркомании проявляется слишком поздно. Трагедия заключается в первой пробе наркотика, когда никто не верит в то, что станет наркоманом. Именно поэтому лучшей защитой от наркомании является категорический отказ пробовать наркотики. 1. 2. Организация профилактической деятельности в учебном заведении Профилактика употребления психоактивных веществ - это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждению развития наркозависимости. Психологические методы профилактики зависимости определяются как совокупность способов и приемов формирования, во-первых, отрицательного отношения к алкоголю и наркотикам, во-вторых, такого образа жизни личности, при котором возможность возникновения тяги к алкоголю и наркотикам сводится к минимуму. Виды профилактики употребления психоактивных веществ: Первичная профилактика – это научно обоснованные приемы антинаркотического воспитания; мероприятия, направленные на своевременное предупреждение причин алкоголизма и наркомании задолго до того, как они могут появиться. Вторичная профилактика или коррекция – это методы психологической помощи лицам «группы риска», которые стремятся к употреблению одурманивающих веществ или экспериментируют с ними. Третичная профилактика или реабилитация – это организация психологической поддержки алкоголиков и наркоманов в период ремиссии или выздоровления от алкоголизма и наркомании. В пособии основное внимание уделяется вопросам первичной и вторичной профилактики аддиктивного поведения, как наиболее актуальным в рамках системы образования. Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ охватывает три основные сферы, в которых реализуется жизнедеятельность учащегося: семья, образовательное учреждение, окружение. Первичные профилактические мероприятия направлены на: · формирование личностных ресурсов учащихся, что обеспечит развитие социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, а также создаст установку на отказ от приема психоактивных веществ; · создание ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей успешного, ответственного и законопослушного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенка в его жизнедеятельности; · внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих формирование у учащихся ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема наркотиков, а также развитие технологий раннего обнаружения учащихся «группы риска»; · развитие поддерживающей инфраструктуры со стороны окружения учащегося из «группы риска» употребления наркотиков. Приоритетом первичной профилактики является организация системы, которая ориентируется на воспитание психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно, без применения психоактивных веществ, справляться с психологическими трудностями и жизненными проблемами. В первичной профилактике выделяется ряд подходов: 1. Подход, основанный на распространении информации о наркотиках, является наиболее популярным, он базируется на предоставлении информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления. Существуют различные стратегии, например, запугивание с целью предоставления устрашающей информации о наркотиках; или предоставление фактов о деградации наркозависимого; или встреча с наркоманом в состоянии ремиссии, который служит примером, что очень опасно. Информационные программы повышают уровень знаний обучающихся. Однако они недостаточно эффективны, потому что не включают задачи формирования здоровой личности и ее самореализации. Тем не менее, информацию о психоактивных веществах необходимо включать в структуру программ, имеющих более широкие цели. 2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. В его основе лежит теоретическое положение, что употреблять наркотические вещества начинают, прежде всего, ребята с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Данная модель является эффективной, но не должна применяться изолированно от других подходов, ибо не только эмоциональная, но и когнитивная, поведенческая сфера учащегося может быть нарушена. 3. Подход, основанный на влиянии социальных факторов, базируется на понимании, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя началу наркотизации. В программу входят тренинг устойчивости к социальному давлению окружения, в процессе которого участники обучаются навыкам отказа от предлагаемых ПАВ. Важной является работа с лидерами – подростками, желающими в дальнейшем осуществлять профилактику зависимости от психоактивных веществ среди сверстников. 4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков (ФЖН). Здесь центральным является понятие об изменении поведения, поэтому используются преимущественно методы его модификации. Основу направления составляют теории социального научения и проблемного поведения. В тренингах участникам оказывается помощь в достижении возрастных и личных целей, в повышении устойчивости к различным социальным влияниям, формируется индивидуальная компетентность. На тренингах развивается самоуправляемое поведение участника, разрабатываются планы самосовершенствования. Тренинги принятия решений, преодоления тревоги, устойчивости к влиянию других, обучения различным социальным навыкам входят в программу формирования жизненных навыков и пользуются популярностью, так как результативно меняют поведение. 5. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотиков. Он предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для подростков и молодежи, где в нормативных рамках реализуется свойственные им стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность. Направление является попыткой развития специфической активности учащихся, студентов с целью уменьшения риска употребления наркотиков. Тренинги включают путешествия, спортивные соревнования, преодоление различных препятствий, вызывают волнение, активность, соревнование. Они особенно эффективны с учащимися «групп риска» или с девиантным и аддиктивным поведением. 6. Подход, основанный на укреплении здоровья. Процесс «примирения» человека с окружающей средой называют понятием «укрепление здоровья». Он сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность за собственное здоровье. В подходе основной упор делается на умения учащихся, студентов достигать своего оптимального состояния здоровья и успешно противостоять негативным факторам окружающей среды. С этих позиций здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни, а не как цель существования. Тренинги здорового образа жизни (ЗОЖ) направлены на развитие здоровой личности, здорового жизненного стиля, определяющего благополучие человека, и способствующего позитивным изменениям среды. Внедрение программ этого направления среди представителей разных возрастных групп является необходимым условием для эффективной профилактики. Данный подход, в основу которого положено развитие жизненной компетентности, личностных ресурсов и навыков преодоления проблем без употребления психоактивных веществ, получает все более широкое распространение. В рамках подходов к профилактике создаются программы, базирующиеся на определенной теоретической основе. Представленные подходы к профилактике наркоманий помогают подросткам, юношам и девушкам осознать, что они сами несут ответственность за собственную жизнь, сами могут эффективно преодолевать жизненные трудности без употребления наркотиков и алкоголя. Профилактика употребления психоактивных веществ осуществляется в учреждениях образования, поскольку в них можно обеспечить постоянное и целеустремленное воздействие на учащихся. Важно также использовать социально-поддерживающие ресурсы семьи, обучать родителей по специальным программам, организующим более эффективное функционирование семьи. Профилактика зависимости от психоактивных веществ в школе и других учебных заведениях системы образования среди учащихся и педагогов проводится в рамках: · предоставления объективной информации о действии химических веществ на организм; · ориентации на способность делать собственный выбор; · предоставления возможности усвоить определенные поведенческие навыки, способствующие здоровому образу жизни. Грамотная профилактическая работа состоит из трех обязательных компонентов. 1. Образовательный компонент включает: знание о действии на организм химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития зависимости; принятие концепции болезни наркомании и понимание последствий, к которым приводит зависимость от психоактивных веществ; знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, мотивации поведения и волевого самоуправления. 2. Психологический компонент включает развитие психологических особенности личности, установок, способствующих негативному отношению к психоактивным веществам. 3. Социальный компонент включает помощь в социальной адаптации учащегося, овладение навыками общения, решение проблемы занятости. С целью формирования навыков отрицательного отношения учащихся к алкоголю и наркотикам профилактика употребления психоактивных веществ основывается на комплексе практических или тренинговых занятий. В пособии в рамках системного подхода и общей концепции копинг-профилактики представлена комплексная профилактическая программа, содержащая тренинги для: 1) педагогов и других специалистов учебного заведения; 2) детей младшего школьного возраста; 3) подростков среднего возраста; 4) юношей и девушек (старшеклассников, учащихся средне-специальных заведений, студентов); 5) учащихся «группы риска». Задачи профилактических тренинговых занятий: 1. Воспитание здорового жизненного стиля, развитие функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами, формирование: · самопринятия, позитивного отношения к себе, адекватного отношения к своим ошибкам; · умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы; · умения ставить перед собой краткосрочные, перспективные цели и достигать их; · умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь; · умения сопереживать окружающим, понимать мотивы и перспективы их поведения, оказывать поддержку. 2. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения: · собственной системы ценностей, целей, установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать жизненные проблемы; · умения оценивать и контролировать социальную ситуацию; · умения общаться с окружающими, сопереживать, оказывать поддержку, осознавать потребность в получении поддержке других. 3. Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего употреблению психоактивных веществ: · навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; · навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; · навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; · навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; · навыков защиты своего «Я», самопомощи и взаимоподдержки; · навыков избегания ситуаций, связанных с употреблением наркотиков и с другими формами саморазрушающего поведения; · навыков и умений использовать способы получения радости удовольствия без применения психоактивных веществ; · навыков бесконфликтного и эффективного поведения. 4. Информирование о причинах, действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. Базой для построения предлагаемых тренингов, теоретической основой является когнитивно-поведенческое направление в психологии или копинг-профилактика. Копинг-профилактика опирается на теории стресса и копинга Ричарда Лазаруса. Понятие «копинг» означает преодоление стресса, совладание с ним. Каждый человек находит собственные способы совладания со стрессом (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта (личностные ресурсы, или копинг-ресурсы). В зависимости от используемых стратегий и ресурсов у него могут развиваться формы поведения как адаптивные, так и дезадаптивные. Столкнувшись с проблемной ситуацией, человек производит ее когнитивную оценку. После переоценки ситуации человек приступает к выработке механизмов преодоления стресса (копинг-процессу). Для этого он актуализирует имеющиеся у него ресурсы и выбирает стратегии поведения. Все стратегии поведения, формирующиеся в процессе жизни человека, можно подразделить на три большие группы: стратегия разрешения проблем, поиск социальной поддержки, избегание. К личностным ресурсам относят способность и возможность человека осуществлять когнитивную оценку проблемной ситуации; позитивную «Я-концепцию»; способность самостоятельно контролировать свой поведенческий выбор; целый ряд коммуникативных навыков, например, умение сопереживать, общаться, понимать окружающих и прогнозировать их поведение. Целью копинг-профилактики является развитие процесса осознания, понимания поведенческого выбора, наиболее оптимального и эффективного для данного человека. Важными задачами являются также развитие ресурсов личности, модификация стратегий поведения человека, способствующих совладанию с требованиями социальной среды. В данной концептуальной модели наркомания рассматривается как форма псевдоадаптивного совладающего поведения, когда человек использует в качестве основного психологического механизма избегание жизненных проблем, уход от реальности при наличии патологической мотивации поиска и употребления наркотиков. Задачи копинг-профилактической деятельности: формирование у человека адаптивных форм поведения, направленных на сохранение здоровья. Предлагаемые тренинги адаптированы к возрасту участников, концептуально объединены целями: научить как ребенка, так и взрослого человека преодолевать конфликты, проблемы, трудности, используя собственные возможности и ресурсы; обучить участников навыкам самопомощи и взаимопомощи, позволяющим преодолевать стрессы в повседневной жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|