Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 8. Стереотипы. Упражнение 9. Лестница. Упражнение 10. Ретроспекция. Упражнение 11. Звездный час. Упражнение 12. Образ «Я»




Упражнение 8. Стереотипы

Цель: выявление стереотипов и работа с ними. Предполагается, что стереотип – это уверенность в том, что люди обладают некоторыми схожими качествами. Участникам предлагается на листах бумаги дать описание следующих лиц: студента; бедняка; девушки; богатого человека; юноши; артиста; алкоголика. Участники зачитывают свои описания. Обсуждение: есть ли одинаковые стереотипы? Если нет, то почему? Если да, то почему? Как влияют стереотипы на того, кто верит в них? На других людей? Продолжение. Каждого участника просят подчеркнуть те качества, изложенные на листе, которые на его взгляд соответствуют лично ему. Тренер собирает неподписанные листы и зачитывает подчеркнутые свойства. Задание: угадать, кто автор. Обсуждение: легко или трудно угадывать, определить (или понять) человека, если он описан (представлен) через призму стереотипа? Почему? Какие чувства вызывало прочтение своей характеристики? Увидели ли вы свой образ за этим текстом?

Упражнение 9. Лестница

Цель: развитие логического мышления, активизация внутренних ресурсов. Для начала полезно просто поразмышлять на уровнях обобщения вверх-вниз. Тренер просит назвать какой-либо предмет из окружающей обстановки. Пусть это будет цветок. Движение по уровню обобщения вверх: цветок - картина - интерьер - красота - жизнь и т. д. Движение по уровню обобщения вниз: цветок - краски - материалы - молекулы - атомы и т. д. Затем тренер предлагает движение вверх по логическим уровням. Ответы фиксируются участниками в письменном виде. Примерный вариант. Цель настоящего момента (? ). Зачем вы живете? Ближняя цель (? ). Зачем вы хотите...? Дальняя цель (? ). Зачем вам это нужно? Дальняя-дальняя цель (? ). Зачем вам нужно, чтобы...? Дальняя-предальняя цель (? ). Зачем вам это нужно? Теперь тренер предлагает движение вниз по логическим уровням. (Результат текущего момента). Что вы получаете от своей деятельности и реализации цели? (Ближний результат). Что вы можете получить от своей деятельности и реализации цели? (Отдаленный результат). Что вы можете получить, отказавшись от своей деятельности и реализации цели? (Дальний результат). Что вы сможете получить, достигнув результата? Участники зачитывают свои ответы. Обсуждение: как соотносятся цели и результаты? Почему возможно несовпадение целей и результатов?

Упражнение 10. Ретроспекция

Цель: ориентация во внешнем и внутреннем мире себя и другого. Работа проводится в парах. Каждый участник составляет программу беседы с партнером, чтобы выявить, какие обстоятельства во внешнем и внутреннем мире человека привели его к сегодняшнему положению дел. Затем в паре меняются ролями. Беседа может предусматривать до десяти вопросов. По материалам беседы каждый участник (обследующий) воспроизводит перед группой, как он понял партнера, рассказ о тех обстоятельствах, которые оказали наибольшее влияние на становление личности. Обсуждение: какие чувства вызвал услышанный рассказ? Легко ли было говорить о другом человеке? Насколько хорошо понимаешь свою ситуацию? Что нового узнал о себе, выполняя это упражнение? Что можешь посоветовать другому человеку?

Упражнение 11. Звездный час

Цель: формирование жизненных ценностей личности. Каждому участнику необходимо примерно за 7-10 минут выделить три - пять наиболее характерных для человека смыслов - радостей (ради чего люди вообще живут, что для них самое главное в жизни, работе). Далее по очереди каждый участник рассказывает о тех радостях, которые он выделил. Обсуждение: уточнение, выражение своих мнений.

Упражнение 12. Образ «Я»

Цель: развитие представлений о будущем, навыков управления фантазией. Первый участник рассказывает второму о своем образе достижения и называет два качества, которые, по его мнению, могли бы ему помочь достигнуть цели, отраженной в образе достижения. Второй предлагает первому расслабиться, затем дает инструкцию просмотреть свои воспоминания и выбрать ситуацию, в которой проявилось бы первое желаемое качество. Первый представляет эту ситуацию. Если при этом он говорит, что ему ни разу в жизни не случалось проявить это качество, следует попросить его вспомнить ситуацию, в которой данное качество проявил известный ему человек. Затем нужно попросить его войти внутрь этого образа. Второй участник проводит первого партнера через три ситуации, в которых тот, уже обладает желаемым качеством. И, наконец, позволяет первому партнеру увидеть ситуацию, в которой он, уже обладая желаемым качеством, взаимодействует с дружелюбно настроенным к нему человеком. Затем участники меняются ролями. Обсуждение: что пережили и почувствовали участники, выполняя упражнение.

Упражнение 13. Головные повязки

Цель: осознание реального взаимодействия, тренировка навыков рефлексии происходящего. Участникам предлагается объединиться в пары. На голове у каждого участника повязка (кепка) с надписью, содержание которой носителю повязки неизвестно. Надписи на чужих повязках доступны для прочтения. Они являются инструкцией, как вести себя по отношению к ее носителю. Надписи: слушайте меня; поддерживайте меня; поймите меня; пожалейте меня; помогите мне; слушайтесь меня; спорьте со мной; научите меня; поверьте мне; я все могу; я стараюсь; уважайте меня; я все знаю; не смотрите на меня; я говорю глупости; неправильно истолковывайте мои слова. Получив надписи, участники начинают в парах обсуждать какую - либо проблему, например, способы наркопрофилактики и т. д. Задача участников - понять, что написано на их головных повязках. Время для работы в парах - 10 мин. Затем каждой паре предлагается ответить на вопрос: «Что написано у них на повязках? ». Обсуждение: что удалось и насколько, почему?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...