Альпинист. Землетрясение. Титаник. Возьми с собой в поход. Глава 2. Взаимодействие психолога и педагогов школы в процессе профилактики зависимости от психоактивных веществ
Альпинист Группа разбивается на две команды. Инструкция: «Вы знаете, что когда альпинисты идут в горы, они спят на любом уступчике. Ваша задача: уместиться и заснуть вот на таком…». Если есть крепкие стулья, то можно использовать стулья, но если нет, можно использовать газету. Постепенно уменьшается размер газеты или убираются стулья. Команда, которая удержалась 10 секунд на предложенном уступе - выиграла. Землетрясение Группа разбивается на подгруппы по 3 участника. Двое из них выполняют роль «дома», а третий - «жителя дома». Тренер просит участников быстро поменяться жильцами, домами, затем объявляет, что «началось землетрясение», когда все участники должны найти себе новую тройку. Титаник Участников просят изобразить: героиню и героя фильма на носу корабля, 4 трубы, капитана, волны вокруг корабля. Затем участникам сообщается, что произошло кораблекрушение и все срочно должны спуститься в 5 шлюпок. Затем шлюпок стало меньше – 4, затем -3 или столько, сколько вам нужно групп. Возьми с собой в поход Выбираются несколько человек, которых просят набрать себе команду, поочередно называя имена кого-нибудь из группы. Условия эффективности профилактики употребления психоактивных веществ в учреждениях системы образования: · Первичная профилактическая работа наиболее эффективна среди здоровых и хорошо адаптированных к условиям школьного обучения учащихся. Неблагополучные в поведении ученики принадлежат к «группе риска», им необходимо в профилактической деятельности уделять особое внимание, как нуждающимся в специальных методах вторичной профилактики или коррекции формирующегося аддиктивного поведения.
· Хорошо подготовленные психологи, педагоги-наставники, пользующиеся доверием своих учеников, более эффективно осуществляют профилактику зависимости от ПАВ по сравнению с приглашенными специалистами, родителями или сверстниками. · При использовании профилактики употребления психоактивных веществ, основанной только на информационном подходе, необходимо иметь в виду, что сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно вызывают сомнения в достоверности источника. Предъявленные сведения о разных сторонах явления наркомании дадут больший эффект, чем однобокая информация. · Наиболее эффективно применение различных специально моделируемых ситуаций, ролевых игр, когда участники формулируют и проигрывают свои личные позиции в отношении психоактивных веществ. Пассивное присутствие при сообщении информации неэффективно. · Профилактика зависимости от ПАВ должна сочетать различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы. Так занятие может включать в первой своей части лекцию, а во второй - тренинг. Это позволяет всем учащимся освоить необходимые знания, развить полезные социально-психологические навыки и отработать модели поведения. Глава 2. Взаимодействие психолога и педагогов школы в процессе профилактики зависимости от психоактивных веществ Организация работы в учреждении образования в области профилактики зависимости от психоактивных веществ проводится психологом, имеющим знания о профилактике наркомании и алкоголизма, владеющим навыками проведения тренингов. Психолог планирует и создает профилактические программы как для учащихся, так и для учителей, классных руководителей, социальных педагогов и других специалистов учебного заведения. Главной целью взаимодействия психолога с педагогами является психологическая подготовка учителей к профилактической деятельности среди учащихся в области профилактики зависимости от психоактивных веществ. Задачей психолога является обучение педагогов способам установления психологически грамотной системы взаимоотношений с учащимися, основанной на взаимопонимании и взаимоуважении друг друга; обучение методам тренинговой профилактической работы; обеспечение знаниями о теоретических и практических аспектах профилактики зависимости от психоактивных веществ.
Психолог во взаимодействии с педагогами использует различные методы: лекции, тренинги, ролевые игры, направленные как на получение знаний и практических навыков, необходимых в области профилактики зависимости, так и на осознание собственных личностных ресурсов и процессов взаимного психологического развития педагога и учащегося. Взаимодействие психолога и педагогов предполагает, что психолог оказывает помощь педагогам в проведении классных часов, дискуссий, лекций для школьников с использованием тренинговых упражнений данного пособия. В то же время педагог, получивший навыки профилактической деятельности, применяя данные упражнения в ходе занятий с учащимися, обязан руководствоваться советами психолога. 2. 1. Тренинг идентичности Предлагаемый «Тренинг идентичности» отвечает поставленной цели и задачам, одновременно формирует специальные навыки тренера, необходимые психологам, педагогам, социальным работникам для проведения программ профилактики зависимости от психоактивных веществ среди детей, подростков и молодежи. Целью тренинга является развитие идентичности личности, или обретение человеком ощущения целостности своего «Я», тождественности другим и осознания значимости своего будущего. Психологическое воздействие упражнений тренинга определяется тремя задачами: 1) понимать себя – работа с образом «Я», что означает для человека повышение уверенности в себе, профессиональной компетентности и собственного достоинства; 2) принимать себя – работа с жизненным стилем, что предполагает для человека создание образа его будущего, актуализацию потенциальных ресурсов; 3) управлять собой – работа с осуществлением личностного выбора в критических ситуациях, в результате человек осознает динамику своих возможностей, себя как автора жизненных изменений и
ответственность за их результаты. Достижению идентичности личности иногда препятствует консервативная «Я-концепция», когда человек не может преодолеть стереотипы собственного негативного восприятия, концентрируется только на пессимистической оценке своего жизненного успеха и потенциальных ресурсов. Реализация цели и задач тренинга предполагает для участников возможность улучшить свое психическое состояние, достичь жизненного и профессионального успеха. В ходе тренинга развивается идентичность, модифицируется «Я-концепция» личности под воздействием ряда факторов: возрастания мотивации к самопознанию в результате действия групповых норм; осознания собственных потребностей, возможностей, интересов и ценностей; создания позитивных образов и перспектив профессионального и личностного будущего. Развитию позитивного самопринятия способствуют игровые ситуации, в которых предоставляется возможность адекватного выбора и принятия решений в рамках этических правил. Человек становится сам для себя источником оценки, связывает слово «успех» со словом «Я» в одно понятие. Тренинг включает 35 упражнений, которые психолог, выступающий в роли тренера, может разделить по количеству занятий в зависимости от планируемого времени проведения. В среднем для осуществления одного упражнения необходимо до 45 минут. Так, если тренинг содержит 10 занятий, то время проведения одного занятия составит 3–3, 5 часа. Соответственно оно будет содержать 3–4 упражнения, а также обязательные игры-разминки в начале и в конце занятия. Более результативным считается занятие, рассчитанное на 6 часов, состоящее из 5-6 основных упражнений. Возможно использование предварительных лекций по проблеме профилактики зависимости от психоактивных веществ. Однако при организации тренинга со специалистами в школе, другом учебном заведении психологу - тренеру необходимо учитывать график учебного процесса, заинтересованность участников, собственный авторитет и профессионализм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|