Упражнение 14. Шерлок Холмс. Упражнение 15. Психологический портрет. Упражнение 16. Отождествление с объектом. Упражнение 18. Карта жизни
Упражнение 14. Шерлок Холмс Цель: идентификация и рефлексия другого человека. Предложить каждому участнику проникнуть в наиболее сильные стороны личности какого-либо другого участника, записать свои версии, а потом рассказать о них. В этом случае уместно использовать циклический принцип образования пар. Каждый участник описывает, концентрируется на человеке, сидящем через три человека слева от него. Он же должен предположить, определить, что о нем будет говорить человек, сидящий через три человека справа от него. Высказываться о сильных сторонах личности другого человека можно только по кругу. Без обсуждения. Упражнение 15. Психологический портрет Цель: развитие представлений о будущем, формирование позитивного образа будущего. Каждый садится перед группой, и она описывает его в будущем, через 10 (15) лет. Группа действует реалистично, старается угадать, что ожидает человека. Обсуждение: насколько понравился свой психологический портрет, чем именно? Упражнение 16. Отождествление с объектом Цель: работа с проекциями, соприкосновение со своим и чужим внутренним миром. Всех участников просят закрыть глаза, в центре круга на стол выкладываются фигурки, различные маленькие игрушки и предметы. Затем все участники встают и идут друг за другом вокруг стола, и постепенно выбирают ту фигурку, которая «сама его выбирает». Если двое или трое захотят взять одну фигурку, они могут владеть ею сообща. Тренер предлагает представиться друг другу от лица своих фигурок, задать какие-то вопросы, обсудить проблемы. При наступлении паузы можно «обновить поток отождествления», предложив обсудить профессиональное и личностное будущее своего объекта. Что с ним будет дальше в жизни? Как он устроится? Где? Как он сможет реализоваться? Как использует свои сильные стороны? В чем? Закончить игру лучше в тот момент, когда большинству еще хочется ее продолжать. Обсуждение: какие возможности предоставило вам задание.
Упражнение 17. События жизни Цель: осознание значимых событий своей жизни в сравнении с жизненными установками других людей. Тренер просит каждого участника написать по одному значимому событию своего прошлого, настоящего. Участники разбиваются на пары. Им предлагается отгадать описанные события или хотя бы значимую для партнера область их происхождения. Обсуждение: какие возможности дало вам это упражнение. Упражнение 18. Карта жизни Цель: тренировка навыков долговременного планирования, формирование навыков биографического мышления. Участники составляют список самых важных событий своего прошлого, настоящего и планируемого будущего, указывают их реальные и возможные даты. Затем участники разделяются по парам. Каждый рассказывает другому о своем жизненном расписании. Партнеры могут посоветовать, как сделать жизнь продуктивнее и интереснее. Далее участники индивидуально анализируют свои жизненные цели и причины происхождения тех или иных событий, результаты записывают в своем жизненном расписании. При этом пытаются разобраться, насколько важны в их жизни разные события. Какие из этих событий можно вычеркнуть (5-6 событий) и наличие каких обязательно, так как отказаться от них невозможно (еще 5-6 событий). После каждого события необходимо написать список свойств, реальных или прогнозируемых, которые появились или могут появиться после значимых событий. В завершение участникам предлагается включить в карту жизни значимые события, которые произошли до рождения (с родителями, страной), и предполагаемые события, которые могут произойти после завершения физической жизни и тем не менее связанные лично с ними. Обсуждение: какие возможности открывает задание.
Упражнение 19. Друг для друга Цель: идентификация с другими людьми. По кругу каждый участник оценивает всех членов группы, отмечая, где и чем, в каких жизненных ситуациях может быть ему полезен партнер. Обсуждение: что нового о себе я узнал, какую пользу я приношу людям. Упражнение 20. Эмиграция Цель: осознание своих жизненных ориентаций. Участникам предлагается представить, что им предстоит переместиться из страны и настоящего времени в любую страну, любое время. В связи с этим необходимо подумать о том, куда бы каждый выехал, в какое время. Почему? Если бы у него была там возможность личностного и профессионального роста, то у кого из известных людей он хотел бы поучиться, чему. А с кем из них он хотел бы работать? Участникам предлагается в течение 5 минут откровенно ответить на эти вопросы. Обсуждение: довольны ли вы своим выбором? Почему? Упражнение 21. Ловушки - капканчики Цель: повышение уровня осознания препятствий к жизненным целям и представления о путях их преодоления. Каждый участник должен определить основные трудности на пути к жизненной цели. Особое внимание обращается на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человеке. Выделяя такие проблемы, важно продумать, как преодолеть их. После этого каждый по очереди называет по одной трудности-ловушке, адресуя ее участнику, сидящему через два человека от него. Адресат должен предположить, как можно ее преодолеть. Участник, назвавший трудность-ловушку высказывает свой вариант решения. Тренер и группа определяют, чей способ преодоления трудности оказался оптимальным, интересным и реалистичным. Обсуждение: какие трудности были на вашем жизненном пути, как они преодолевались, обмен опытом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|