Ролевая игра «Научная лаборатория»
Ролевая игра «Научная лаборатория» Цель: выявить причины, порождающие гнев. Время проведения: 45-50 мин. Рекомендуемые техники: аквариум, параллель. Процедура. Участники делятся на две группы - научные исследовательские лаборатории. Задача: выявить и сформулировать основные типы ситуаций, порождающих гнев. После самостоятельной работы от каждой группы выступает представитель, который излагает результаты исследования и аргументирует их. Выявленные в ходе общей дискуссии причины записываются на доске. Обратная связь. Ролевая игра «Межгалактический совет» Цели: осознать отрицательные и положительные стороны гнева необходимость гнева как эмоции. Время проведения: 1 ч. 20 мин. Рекомендуемые техники: аквариум, параллель, ротация ролей. Процедура. Тренер: «Вспомните современную фантастику, в которой другие цивилизации отличаются от землян отсутствием эмоций. Как вы думаете, смогли бы мы прожить без эмоций? Что бы произошло с человеком, миром, если бы исчез гнев? Разделитесь на три команды представителей разных цивилизаций, давно избавившихся от чувства гнева. Задача: поделиться своим опытом с землянами. Первая команда готовит доклад «Что выиграла наша цивилизация от исчезновения гнева», вторая – «Что проиграла наша цивилизация от исчезновения гнева». Третья команда – комиссия для решения дальнейшей судьбы гнева на Земле. Она имеет право задавать вопросы обеим командам, которые должны отстаивать свои точки зрения. По итогам опроса комиссия отметит положительные и отрицательные стороны проявления гнева и вынесет решение о необходимости гнева для землян. На подготовку доклада командам дается 30 минут, комиссия в это время готовит вопросы». Как итог обсуждения на доске (ватмане) фиксируются положительные и отрицательные стороны проявления гнева.
Модификация: команды представителей цивилизаций, где одна избавилась от чувства гнева, а другая приобрела его. Первая команда готовит доклад «Гнев губителен для человечества», другая – «Гнев спасителен для человечества». Третья команда - комиссия для решения дальнейшей судьбы гнева на Земле». Обратная связь. Ролевая игра «Семья в гневе» Цели: осознать стили поведения в общении, «горячительные мысли», слова, способствующие появлению и усилению гнева. Время проведения: 50 – 60 мин. Рекомендуемые техники: аквариум, параллель, ротация ролей, монодрама. Процедура. Задача участников, вытянувших по жребию свою роль, показать, как реагирует его герой на травмирующую ситуацию в ходе игры. ПАПА (доброжелательный, миролюбивый). МАМА (директивная, агрессивная). СТАРШИЙ БРАТ (меланхоличный). МЛАДШИЙ БРАТ (испуганный, зависимый). СЕСТРА (энергичная, но эгоистка, не думает о последствиях). ДЕДУШКА (рациональный). Остальные участники, по желанию, становятся дублерами; они могут подыгрывать. Возможная ситуация: старший брат приходит домой в состоянии наркотического опьянения. Обсуждение: От чего зависит выбор поведения? Почему в одной и той же ситуации человек ведет себя по-разному? Почему чаще мы выбираем агрессивное поведение? Герои делятся своими чувствами о том, как изменялось их внутреннее состояние. Дублеры дополняют. В результате обсуждения участники выходят на схему: «Ситуация - отношение - поведение», где у человека всегда есть выбор: как отнестись к ситуации и как действовать. Обратная связь. Ролевая игра «Обвинитель» Цели: прочувствовать момент обвинения (эмоции, мысли, телесные ощущения); осознать тактику поведения обеих сторон в ситуации обвинения; осмыслить прямую связь права на проявление гнева с ответственностью за последствия.
Время проведения: 50 – 55 мин. Рекомендуемые техники: параллели, ротация ролей. Процедура. Группа разбивается на пары. Внутри пары один выступает обвинителем, он должен каждое предложение формулировать как обвинитель; другой - обвиняемым, он должен молча выслушать нарекания, прислушиваясь к своим переживаниям. Затем партнеры меняются ролями. Обсуждение, в ходе которого участники выходят на понимание ролей межличностного взаимодействия: позиции жертвы – «мир мне должен», и позиции уверенного, ответственного поведения: «Я есть я, а ты есть ты. Я занят своим делом, а ты - своим. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, И ты - не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Если мы поняли друг друга - это прекрасно, если нет - это нормально, ибо мы разные». Обратная связь. Ролевая игра «Поведение в конфликте» Цели: определить различные стили поведения человека в конфликтной ситуации; вывести понятие стиля уверенного, ответственного, достойного поведения человека, сформировать навыки коммуникативного поведения в конфликте. Время проведения: 55 – 60 мин. Рекомендуемые техники: аквариум, монодрама, ротация ролей, консультационная группа. Желательно использование видеозаписи. Процедура. Тренер просит участников сыграть сценки, воспроизводящие ситуации конфликта с участием героя из жизни, фильмов, книг, являющегося сильной личностью, демонстрирующего уверенное поведение. Дискуссия: в чем проявляется уверенное, ответственное, достойное поведение человека? В завершении работы участники вспоминают (просматривают) разыгранные сценки и выясняют, какой стиль поведения у их героя на самом деле. Важно осознать, что сильный человек не принимает решения за других людей, не позволяет принимать решения за себя, умеет «властвовать над собой». Обратная связь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|