Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ролевая игра «Ситуация в метро»




Ролевая игра «Ситуация в метро»

Цели: осознать отличие просьбы от требования; тренировать навыки уверенного поведения.

Время проведения: 60 мин.

Рекомендуемые техники: аквариум, ротация ролей, перестановка, переигровка.

Процедура. Тренер предлагает разыграть игровую ситуацию в метро: сидят ребята-подростки (из группы риска, трудные), а рядом стоит бабушка. Нужно попросить их уступить место. В роли просящего по очереди могут выступить несколько человек. Те, кто играет роли подростков, должны вести себя соответственно. Обсуждение: как у каждого игрока выглядела просьба? Что сложнее, что требует больше смелости и силы духа: требовать или просить? Что лучше: делать все самому или обращаться к другим за помощью?

Тренер разъясняет понятия: «приказ», «требование», «просьба», участники осознают, что за поведением стоят разные жизненные позиции. Человек внутренне сильный, цельный не боится показаться зависимым, прося о чем-то. Истинная просьба признает за другим человеком право на отказ. Человек неуверенный в себе боится просить, он расценивает просьбу как проявление собственной слабости. Как же надо просить?

1. Выберите время и место, обращайтесь без свидетелей или так, чтобы у человека осталась возможность «сохранить лицо».

2. Получив «нет» - не обижайтесь, не злитесь, не давите, оставайтесь в спокойном состоянии, переживите отказ без унижения себя и другого. Найдите силы верить, что вы сами можете справиться с любой ситуацией.

Обратная связь.

Ролевая игра «Два мудреца»

Цель: совершенствовать вербальную и невербальную коммуникацию, межличностное общение.

Время проведения: 60 мин.

Рекомендуемые техники: аквариум, перестановка, переигровка.

Сценарий игры. У одного падишаха было два мудреца. Однажды приснился падишаху сон, что у него выпали все зубы. Проснувшись, он позвал мудрецов, чтобы они растолковали ему сон. Первый мудрец, выслушав сон, сказал: «О, великий падишах! Я должен сообщить тебе печальную весть - все твои родные скоро умрут». Падишах рассердился и велел наказать мудреца. Второй сказал: «О, великий падишах! Я должен сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Падишах обрадовался и приказал его наградить.

Обсуждение: чем отличаются слова двух мудрецов? почему, говоря одно и то же по смыслу, мудрецы получили разные реакции владыки? чья речь более эффективна? как у каждого игрока соответствовали речь и невербальное поведение (жесты, позы, мимика)? Участники осознают силу влияния позитивных слов, невербальной коммуникации на другого человека.

Обратная связь.

Ролевая игра «Волшебник»

Цели: осознать причины выбора собственного стиля поведения в травмирующей ситуации; определить ситуации, когда можно изменить стиль поведения на более достойный и выигрышный; тренировать навыки уверенного поведения.

Время проведения: 50 – 55 мин.

Рекомендуемые техники: аквариум, ротация ролей, отражение, поддержка.

Сценарий игры. Однажды мулла отправился в кладовую за орехами, так как жена обещала приготовить ему восточное кушанье. Предвкушая, как он будет наслаждаться своим любимым блюдом, мулла глубоко засунул руку в сосуд и захватил так много орехов в пригоршню, что не смог вытащить руку.

Как он ни тянул руку, как ни дергал, вытащить не мог. Он жаловался, стонал, даже ругался, чего мулла делать не имел права. Но все было напрасно. Даже когда жена взялась за сосуд и изо всех сил потянула, то и это не помогло. После многих бесплодных попыток они позвали соседей. Один из соседей посмотрел на беднягу и спросил, как это могло случиться. Плаксивым голосом, со стонами отчаяния мулла поведал, что с ним случилось. Сосед сказал: " Я тебе помогу, если ты точно будешь исполнять то, что я скажу! " - " Я готов целовать тебе руки и делать все, что ты прикажешь, только освободи меня от этого чудовища-сосуда! " - " Тогда засунь по локоть всю руку в сосуд". Мулла очень удивился, зачем ему было глубже засовывать руку в сосуд, если он хотел ее вызволить оттуда. Но он сделал, как ему велели. Сосед продолжал: " Теперь разожми кулак, и пусть выпадут орехи, которые ты в нем зажал". Это приказание вызвало недовольство муллы, ведь он как раз хотел достать орехи для своего любимого блюда, а теперь ему велят их выпустить. С неохотой он выполнил указание соседа. " Теперь выпрями пальцы, прижми их друг к другу и медленно вытягивай руку из сосуда". Мулла сделал, как ему велели, и, о чудо, без труда вытащил руку. " Моя рука свободна, но как же я достану орехи? " - недоумевал мулла. Тогда сосед взял сосуд, наклонил его и высыпал столько орехов, сколько было нужно мулле.

Обсуждение: почему мулла не смог добиться желаемого? Как сосед ему помог? Какова роль гнева в разрешении ситуации?

Обратная связь.

Ролевая игра «Да - нет»

Цели: осознать ощущения, возникающие в период отстаивания собственной позиции; определить невербальные признаки уверенного поведения, тренировать навык отказа.

Время проведения: 60 мин.

Рекомендуемые техники: параллель, аквариум, поддержка, ротация ролей.

Процедура. Участники разбиваются на пары: один произносит слово «да», другой - «нет», голос должен постепенно повышаться. При этом каждый занимает позу, в которой чувствует себя уверенно. Задача: убедить партнера.

Обсуждение: Удалось ли переубедить партнера, не крича и не изменяя позы? Какая у вас была поза? Помогла ли она вам? Как ее воспринял ваш партнер? Как вы думаете, захочет ли вновь этот человек встретиться с вами? Как, на ваш взгляд, выглядит уверенный человек? В чем это проявляется? Можно ли отказать человеку, сохранив с ним хорошие отношения?

Разыгрывается ролевая ситуация, например, предложение наркотика (алкоголя).

Тренер выбирает главного героя, участника, нуждающегося в выработке навыка отказа, и тех, кто будет оказывать давление. Затем играется ситуация давления, в которой герой не может отказать. После герою нужно сыграть ту же сценку по схеме достойного отказа, при этом ему предлагается поддержка. Он сам выбирает участника, который поможет чувствовать себя уверенно (положит руку на плечо, встанет рядом, возьмет за руку и др. ). Следующий этап – герою необходимо отказать без поддержки (закрепление во внутреннем плане).

Тренер просит участников назвать ситуации, когда трудно сказать " нет". Обсуждаются вопросы: Как обычно себя ведут те, кто вас уговаривает? Почему они так поступают? Как можно достойно отказать? Если ситуация не соотносится с системой жизненных требований человека, он имеет полное право отказать.

Пять шагов отказа:

1. Заявите о своей отрицательной позиции (без объяснений).

2. Если человек начинает давить, упрашивать, скажите: «Да, ты прав, но мой ответ все равно - нет, я не могу принять твое предложение».

3. «Я больше не хочу об этом говорить, эта тема закрыта».

4. Переходите в наступление: " Почему ты на меня давишь? "

5. Предложите компромисс: «Я подумаю».

Обратная связь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...