Ролевая игра «Сценарий». Глава 3. Профилактика употребления психоактивных веществ среди младших школьников (на основе сказок и внеклассного чтения)
Ролевая игра «Сценарий» Цели: сформировать и закрепить конструктивные способы разрешения конфликтов. Время проведения: 1 ч. 40 мин. Рекомендуемые техники: аквариум, перестановка, переигровка, дублирование, ротация ролей. Процедура. Участникам предлагается разыграть конфликтные ситуации, где трудно сдерживать гнев (на себя или на других). Объединяются в 3 - 4 подгруппы, задача которых написать и проиграть сценарий стрессоустойчивого поведения, способствующего разрешению конфликта. В итоге у каждой подгруппы получается собственный алгоритм адаптивного поведения в конфликте. Обсуждение: Какие способы разрешения конфликта представлены (сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, соперничество)? Как можно использовать энергию конфликта для созидания? Заключительный этап тренинга: § Тренер подводит итоги работы группы в ходе тренинга; § Обратная связь об индивидуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих изменениях у каждого участника в ходе тренинга. Предполагаемые результаты проведения тренингов с педагогами: 1. Здоровый жизненный стиль, адекватная самооценка, высокоэффективные поведенческие стратегии и личностные ресурсы участников. 2. Негативное отношение к употреблению алкоголя и наркотиков. 3. Сформированность навыков тренинговой работы для профилактики зависимости среди учащихся. 4. Наличие в учебном заведении системного подхода, профессиональной и общественной сети профилактики употребления психоактивных веществ. В ходе программы педагоги и специалисты школы осваивают навыки: · эмпатии – сочувствия и сопереживания ученикам и коллегам; · идентификации – умения логическим путем поставить себя на место другого человека, понять и принять его недостатки и позитивные черты личности;
· рефлексии – понимания того, каким его представляют ученики и коллеги; · разрешения личностных и коммуникативных проблем; · оказания психологической поддержки школьникам и коллегам в процессе взаимодействия; · копинг-поведения – преодоления или совладания со стрессовой ситуацией, и жизненными кризисами. Глава 3. Профилактика употребления психоактивных веществ среди младших школьников (на основе сказок и внеклассного чтения) В настоящее время происходит стремительное омоложение наркомании. Наши дети могут столкнуться с наркотиками гораздо чаще и в более раннем возрасте, чем это было десять лет назад. При отсутствии у ребенка знаний и собственной установки о вреде наркотиков, решающую роль в выборе будущего поведения могут играть старшие ребята, имеющие опыт их употребления, или продавцы, заинтересованные в прибыли. В такой критической ситуации, чтобы противостоять давлению наркотической среды, дети должны иметь устойчивое негативное отношение к употреблению наркотиков, с осуждением относится к этому явлению. Возможность проведения наркопрофилактики среди младших школьников обусловливается психологическими особенностями данного возраста. Ведь в начальной школе под влиянием обучения у ребенка идет перестройка всех познавательных процессов, им приобретаются качества, свойственные взрослым людям, осваиваются правила и обязанности существования в мире старших. Благодаря этому, при формировании негативного отношения к наркотикам необходимо опираться на те изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением ребенка. Например, в мыслительном процессе статичные репродуктивные представления сменяются продуктивными образами. Это означает, что младший школьник способен представлять развитие объектов и динамику событий, может понять негативные последствия употребления наркотиков, их опасность для близких и собственной жизни. Объем, устойчивость, переключаемость и концентрация внимания к четвертому классу у школьника почти такие же, как и у взрослого человека, что позволяет ему адекватно усваивать информацию о вреде наркотиков и наркомании. Однако произвольное внимание младшего школьника еще несовершенно, оно активизируется, когда ребенку интересно, вследствие этого необходимо использовать в наркопрофилактической работе сказки, игровые элементы, мультфильмы, кукольные и самодеятельные спектакли.
Именно в возрасте первичного усвоения правил и общественных норм очень важно построить у младшего школьника внутренние барьеры по отношению к вредоносному влиянию наркотической среды. Такой психологической защитой являются навыки социально-приемлемого удовлетворения своих потребностей и навыки управления собственными эмоциями, поведением, формирование которых на раннем этапе будет способствовать негативному отношению ребенка к наркотикам и принятию им позиции неупотребления психоактивных веществ в будущем. Предлагаемые тренинги адаптировались автором в ряде школ г. Бреста. Необходимость проведения профилактики обусловливается результатами диагностирования, согласно которым у младших школьников имеются неформальные и неадекватные знания о наркотических средствах. Дети получают их с помощью СМИ и «дворового» окружения, исключаются, к сожалению, квалифицированные разъяснения родителей и педагогов. В системе психологического тренинга для младших школьников вырабатываются, формируются навыки отрицательного отношения ребенка к негативной жизненной ситуации – употребление наркотиков. Для реализации цели используются методы рисования, лепки, коллажа с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ предварительным объяснением педагога и последующим обсуждением, проговариванием каждым ребенком своих ощущений и чувств по поводу рисунка, коллажа. Рисунок является проекцией, диагностикой, показателем отношения ребенка к ситуации, причем это отношение в процессе тренинга корректируется самой логикой занятий.
3. 1. Тренинг адаптации ребенка к среде [1] Адаптация ребенка к среде предполагает развитие у него навыков социально-приемлемого удовлетворения желаний, управления эмоциями и поведением. Есть дети, которые не могут определить, что им нравится, а что не нравится. Причина часто заключается в позиции взрослых, выражаемой в пренебрежительном отношении к выборам и интересам ребенка. К сожалению, дети, живущие в условиях долженствования, не ведают о том, что их жизнь является ценностью, а в ней существуют социально приемлемые удовольствия, выбор которых – право ребенка. Какие желания, интересы смогут они противопоставить через несколько лет предложению попробовать наркотики, которые вызывают эйфорию или удовольствие? Тема «право выбора» обязательно должна быть включена в профилактические программы для младших школьников. Вследствие этого основополагающей целью тренинга является формирование адаптационных способностей ребенка для эффективного развития и преодоления жизненных трудностей без психоактивных веществ. Задачи тренинга направлены на создание у младшего школьника отрицательной установки к употреблению наркотиков; на формирование навыков социально-приемлемого удовлетворения своих потребностей, а также навыков управления собственными эмоциями и поведением; на оказание помощи в разрешении жизненных трудностей. Временные рамки занятия определяются педагогом, который может по своему усмотрению сократить предлагаемый материал сказок или вопросов для обсуждения. Форма работы – использование сказок - позволяет включать 7 - 12 детей от 6 до 9 лет. Тренинг предполагает активность взрослого, психолога или педагога, который задает ориентиры в работе, организует группы по возрасту, на занятии его называют тренером. В ходе тренинга младшие дети, как правило, удобно располагаются на ковре, старшие могут сидеть на стульях, но все находятся в кругу, в том числе и тренер. Отличие тренинга от урока в том, что, дети свободно высказывают свое мнение, слушают друг друга, сопереживают, обсуждают трудности, с которыми они сталкиваются в жизни. Тренер поддерживает и поощряет всех детей и каждого ребенка в отдельности. Тренинг создает благоприятную атмосферу, необходимую для формирования навыков, и закрепления их в поведении младших школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|