5.1. Тренинг социальной активности
5. 1. Тренинг социальной активности В рамках реализации тренинга социальной активности развиваются и совершенствуются коммуникативные, социальные, поведенческие навыки личности: восприимчивость к сообщениям собеседника, самораскрытие, самопознание, адекватность восприятия себя и других, активизация личностных ресурсов, конструктивное решение межличностных проблем; формируется отрицательное отношение к употреблению наркотиков. Задачами тренинга является усвоение техник межличностного общения, таких как: 1. Партнерская установка в общении. 2. Техники установления и поддержания контакта. 3. Техники ведения беседы, дискуссии. 4. Регуляция эмоционального напряжения в конфликте. 5. Коллективное решение задач. 6. Публичное выступление. Продолжительность тренинга – 4 - 5 дней, группа - 12 - 15 человек. Знакомство: § Информирование о предстоящей работе. § Создание безопасной и доверительной атмосферы. § Знакомство с ожиданиями в группе. § Снятие напряжения. § Диагностирование состояний страха, опасений, недоверия. С данной процедуры начинаются тренинги программы и все занятия тренинга. На первом сеансе – знакомство с самим человеком, затем – знакомство с внутренним состоянием, самочувствием в начале занятия. В начале проведения тренинга представляется полезным сделать акцент на взаимосвязи между активностью участников и эффективностью обучения в тренинге. Варианты процедуры знакомства: 1. Каждый член группы представляет себя. 2. Знакомство в парах через интервью или с помощью анкеты. 3. Знакомство через посредников (рисунок, видео, стихотворение и т. д. ). 1 этап. Установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния
Упражнения, включаемые в эту часть тренинга, позволяют членам группы осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять необходимость и важность ориентирования на человека, с которым взаимодействуешь, на его эмоциональное состояние. Упражнение 1 Все участники располагаются большим полукругом. Инструкция: Участникам предлагается каждому по очереди выйти в центр и попытаться любыми доступными средствами, но только невербальными, установить контакт с каждым участником занятия. После того, как все выполнят задание, тренер предлагает участникам обменяться впечатлениями, возникшими в процессе выполнения упражнения. При подведении итогов тренер акцентирует внимание на тех средствах установления контакта, которые перечисляют участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен. Упражнение 2 Участники становятся в круг, их общее количество должно быть кратным. Инструкция: На счет «раз» каждый участник должен, оставаясь на своем месте, молча, найти себе пару. На счет «два» пара начинает одинаковое движение. Потом снова на счет «раз», необходимо найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером». Обсуждение: Как создавалась пара? Как происходил выбор одинакового движения? Ответы дают возможность установить основные невербальные признаки, свидетельствующие о начале контакта: направленность взгляда, приветливое выражение лица и т. п. Важно обсудить ощущения каждого участника от выявленных вариантов взаимодействия: · один из участников пары проявляет инициативу, тем самым, подавляя инициативу другого; · один из участников пары проявляет инициативу с полного согласия другого;
· в процессе взаимодействия происходит постоянная передача инициативы от одного участника пары к другому и наоборот; · взаимодействие протекает как сотрудничество, когда партнеры в любой момент полностью понимают друг друга. 2 этап. Прием и передача информации Упражнения, включаемые в эту часть тренинга, позволяют установит факторы, влияющие на успешность приема и передачи информации, обнаружить и устранить типичные ошибки, допускаемые в общении. Упражнение 3 Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке. Инструкция: Важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. Тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек, которые примут участие в упражнении. Их задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Один из участников остается, а все остальные ждут какое-то время за дверью. Тренер зачитывает первому участнику текст (1/2 стр. ), предварительно уточнив, что он должен будет передать его следующему участнику. Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Обсуждение: Где и почему «потерялась» информация?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|