Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Тема 7 (31). Физиологические основы терморегуляции




     Тема 7 (31). Физиологические основы терморегуляции

Мотивация изучения темы: тепловой гомеостаз является основным условием жизнедеятельности организма. Постоянная температура крови поддерживается специализированными физиологическими механизмами саморегуляции, которые исключают резкие колебания её в охлаждающей и согревающей среде и тем самым сохраняют оптимальные условия клеточного ферментативного расщепления и синтеза органических веществ. Знание этих механизмов необходимо для изучения адаптивных возможностей человека в условиях сурового и жаркого климата, для понимания процессов, лежащих в основе изменений температуры внутренней среды при различных патологических состояниях.

Цели занятия.

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи.

В результате изучения темы студенты должны:

 

   - знать способы теплопродукции и теплоотдачи участвующие в поддержании температурного гомеостаза организма, знать температурную карту тела человека.

   - уметь применять полученные знания для решения типовых задач, связанных с нарушением процессов терморегуляции, правильно интерпретировать эти показатели, с возможным использованием справочной литературы, и делать своё заключение о состоянии терморегуляции организма.        

   - владеть методами, позволяющимиопределять показатели терморегуляции, правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной нарушения этих процессов.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Анатомические особенности строения желудочно-кишечного тракта (кафедра анатомии). Гистологические особенности строения желудочно-кишечного тракта (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии). Процессы анаболизма и катаболизма белков, жиров и углеводов (кафедра биологической химии).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для  самоподготовки

1. Температура тела и изотермия. Температурная карта человека.

2. Химическая терморегуляция. Роль различных органов в теплопродукции.

3. Физическая терморегуляция. Теплопроведение, конвекция, излучение, испарение.

4. Узловые звенья функциональной системы, поддерживающие постоянную температуру внутренней среды организма. Роль терморецепторов.

5. Роль нервных и гуморальных факторов в терморегуляции.

6. Адаптация организма к различным температурным режимам.

 

Задания для ССР во внеучебное время

1. Зарисовать функциональную систему саморегуляции постоянства температуры внутренней среды.

2. Подготовить реферативное сообщение по физиологическим основам гипо- и гипертермии и их применение в медицинской практике

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Каково значение температуры для жизнедеятельности живых организмов?

2. Что такое пойкило – гомойотертермия?

3. Что такое химическая терморегуляция?

4. Какое значение имеет кровеносная система в терморегуляции?

5. Какое значение имеет мышечная система в терморегуляции?

6. Что такое физическая терморегуляция?

7. Какие процессы обеспечивают теплоотдачу?

8. Какова роль нервных механизмов в терморегуляции?

9. Какова роль гуморальных механизмов в терморегуляции?

10. Какова роль гипоталамуса в терморегуляции?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время

I. Вводная часть занятия

5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 4 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин

II. Основная часть занятия

80 – 90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 3 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 20 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др. ) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов   10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 5 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 7 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   3 мин

Ориентировочная основа действия (ОДД) по проведению практического занятия:  Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении методов определяющих участие потовых желёз в терморегуляции, роль кровообращения в поддержании температуры различных участков тела.

 

Задание Программа действия Ориентировочная основа действия
1. Участие потовых желёз в терморегуляции 1. Смазать ладонную поверхность руки раствором йода и посыпать крахмалом. 2. Совершить работу (15-20 приседаний) 3. Наблюдать изменения цвета ладони. При интенсивной механической работе вследствие усиления обмена веществ, увеличивается теплопродукция    Для поддержания температурного комфорта организма включаются процессы теплоотдачи( испарения).
2. Роль кровообращения в поддержании температуры различных участков тела. На плечо руки накладывают манжетку от сфигмоманометра, к концу одного из пальцев той же руки прикладывают датчик электротермометра и измеряют исходную температуру пальца. Затем в манжетку накачивают воздух ( до 180-250 мм рт. ст. ) В течение 10 мин регистрируют температуру конца пальца. Затем выпускают воздух из манжетки, продолжая регистрировать температуру конца пальца. Отмечают время восстановления его исходной температуры. Можно одновременно измерить температуру в различных точках кисти и предплечья, а также в соответствующих точках другой руки, где кровообращение не нарушено.         Полученные результаты запишите в таблицу:  
Этапы регистрации

Температура кожи

пальца кисти предплечья
Исходное состояние после прекращения кровообраще-ния через 1 минуту      
через 2 минуты      
через 10 минут      
после снятия манжеты через и т. д. минуту      

 

Постройте график изменения температуры пальца, кисти, предплечья

На основании опыта объясните механизм снижения температуры в исследованных точках при сдавливании плеча манжеткой.

3. Адаптация температурных рецепторов кожи к действию высокой и низкой температуры. В три ёмкости налить воду температуры 10, 25, 40 градусов. Кисть правой руки испытуемого поместить в сосуд с водой температурой 10 градусов, левой – температурой 40 градусов. Определить время адаптации терморецепторов т. е. время, в течение которого ощущение тепла или холода ослабевает. Затем одномоментно перенести обе руки в сосуд с водой температурой 25 градусов. Испытуемый сообщает об изменении ощущений в левой и правой руке (явление контраста).     Полученные результаты занести в таблицу:
Объект

Ощущения при погружении в воду при температуре:

100 250 400
Кисть правой руки Кисть левой руки      

 

Указать время адаптации температурных рецепторов к холоду и теплу у различных испытуемых.

Сделать выводы, в которых:

а) проанализировать результаты на основе свойства адаптации рецепторов;

б) указать, изменяет ли адаптация спе-

цифичность ощущения.  

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...