Профессиографирование, как метод изучения профессиональной деятельности
Одним из инструментов психологического изучения профессиональной деятельности является профессиографирование. На современном этапе развития технологии профессиографирования труд рассматривается как множество состояний сознания человека, как процесс, в котором человек реализует себя, осуществляя поиск и созидание новых способов и приемов достижения профессиональных результатов. Профессиографирование же становится инструментом, позволяющим познать сущность человека как субъекта труда, изучить динамику его становления, развития, формирования, саморегуляции в определенной профессиональной сфере. Психологами с целью профессионального отбора, ориентации, коррекции используются следующие виды профессиографирования: диагностическое, конструктивное, прогностическое методическое
Схема 11.Основные виды профессиографирования Для неспециалиста в области психологии профессиональной деятельности, пожалуй, наиболее интересным может стать формирующее профессиографирование – новое направление профессиографирования, позволяющее человеку осмыслить свою актуальную и перспективную готовность к будущей профессиональной деятельности. Оно обеспечивает стратегию интроспективного изучения (наблюдения собственных психических процессов без использования каких-либо специальных инструментов или эталонов) собственной мотивационно-направленной учебно-профессиональной деятельности для переосмысления и осознания ее психологической сущности и своей профессиональной готовности. Для студентов выпускников высших учебных заведений это особенно важно. Технология формирующего профессиографирования включает три основных этапа:
· изучение теоретических основ объекта труда · формирование образа объекта труда (описание трудового поста) · формирование образа субъекта труда (интроспективный анализ собственных психологических характеристик, по которым можно судить о взаимосоответствии человека и профессии). Результатом подобного исследования с последующим его анализом может стать повышение осмысленного интереса студентов к будущей профессиональной деятельности, расширение сферы их осознанности и формирование целостного образа профессионала. Вопросы для самоконтроля 1. В чем заключается научная организация труда? 2. Дайте определение психологии безопасности труда. 3. Какие есть методы исследования человека в профессиональной деятельности? 4. Для чего служит профессиографирование? 5. Какой вид профессиографирование может использоваться для самоанализа готовности к профессиональной деятельности? РАЗДЕЛ 2. Человек как участник трудового процесса Глава 4. Психология человека Личность Личность сложна и многогранна. Наиболее общее научное понимание личности – это человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической его организацией.
Личность – конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Личность является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. На первых этапах становления личности большое влияние на ее развитие оказывает семья. Активная деятельность человека в коллективе (детский сад, школа, колледж, институт, предприятие и т.п.), взаимоотношения его с другими членами коллектива в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые его отношения к общественным явлениям и другим людям.
К числу наиболее общих положений, определяющих условия развития личности, в отечественной психологии признается деятельность (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой развиваются познавательные процессы, чувства и воля, черты характера и способности, формируются убеждения и мировоззрение. Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности, некоторые из них мы представили на схеме (схема 12). В целом можно отметить, в психологической структуре личности выделяют: направленность, способности, темперамент, характер, особенности самосознания.
Схема 12. Структура личности в представлении отечественных психологов К направленности личности относится система убеждений, интересов, отношений человека. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной его деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он перед собой ставит. Сферы проявления направленности: · бытовая – материальные устремления, культурные и эстетические потребности; · профессиональная – стремление достичь профессиональных высот, привязанность к избранной профессии; · психологическая – идейность, патриотичность, политическая зрелость и т.п. Способности –этосвойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности. Способности показывают, что и как данный человек может сделать. Например, один ученик очень хорошо усваивает математику, у другого великолепный голос и музыкальный слух, третий – легко овладевает сложными по координации движениями. Все это признаки определенных способностей. Знание их позволяет понять, кем может стать ребенок в процессе обучения, воспитания, развития, с какой быстротой он будет осваивать основы наук, какой должна быть стратегия учителя во взаимодействии с ним. Подробнее данная тема будет рассмотрена далее.
Темперамент и характер тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные особенности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах. Психологические особенности темперамента и характера нами будут рассмотрены в следующих главах. Самосознаниепозволяетличности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует ее структура (схема 13).
Схема 13. Структура самосознания
Когнитивным компонентом самосознания является самопознание и как результат – система знаний о себе, своих возможностей, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет компонент самосознания – самоотношение. Эмоциональное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ-Я», на основании которого формируется самооценка. Самосознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегуляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям конкретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течение жизни, в длительном процессе развития и становления личности. Рассмотренная нами структура самосознания достаточно схематична.
Формирование личности представляет собой целенаправленный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремится сформировать у воспитуемого. Углубленное изучение механизмов и закономерностей формирования личности – одна из важнейших задач психологической науки.
Темперамент и характер Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, определяет его поступки, индивидуальность. Он выступает как бы связующим звеном между организмом и личностью.
Темперамент – характеристика личности со стороны особенностей динамики ее психической деятельности (интенсивности, темпа, ритма, скорости психических процессов).
Свойства темперамента составляют индивидуальные особенности человека. Для них специфична скорость возникновения, устойчивость и сила протекания психических процессов. Это, например, относится к быстроте восприятия и мышления, устойчивости внимания и чувств, интенсивности эмоций, силе воли. Особенности динамики психической деятельности распространяются на все психические процессы: познавательные, эмоции и чувства, волю. Они обнаруживаются также в особенностях общения, в приспособляемости к новым условиям жизни и деятельности. Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент: 1.Общая активность психической деятельности и поведения человека. Она выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. 2. Двигательная, или моторная, активность. Она показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости). 3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их).
Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. И.П. Павлов считал, что физиологической основой темперамента является тип нервной системы (схема 14). Он характеризуется различным соотношением силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов. Сила процессов возбуждения и торможения зависима от работоспособности нервных клеток, их выносливости относительно сильных и длительных раздражителей. Уравновешенность нервных процессов – свойство, показывающее баланс возбуждения и торможения. Нервная система уравновешена, когда процесс возбуждения равен по силе процессу торможения; неуравновешена – при преобладании одного из них. Подвижность нервных процессов связана со скоростью реагирования на внешние раздражители.
Схема 14. Объяснение темперамента по учению И. П. Павлова
Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии принадлежит Б. М. Теплову. «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их с другой» (Теплов Б. М., 1985). Темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. Активность характеризует степень энергичности, быстроты. Протекания эмоциональных процессов, эмоциональность – их особенности. Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам, которые отечественный психолог В. С. Мерлин назвал «свойствами темперамента». К ним относятся: сензитивность, реактивность, активность, соотношение активности и реактивности, темп реакции, пластичность–ригидность, экстраверсия–интроверсия. Сензитивность – повышенная чувствительность к воздействиям материального и социального лица. У сензитивных людей ощущения возникают при незначительной интенсивности раздражителя, у них высокая чувствительность. Реактивность определяется силой эмоционального ответа. Реактивный человек – человек впечатлительный, эмоционально реагирующий на внешние или внутренние воздействия. Активность проявляется в энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели, в выраженности его целенаправленности, настойчивости, сосредоточенном внимании. Соотношение активности и реактивности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельность человека зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций) и насколько от цели и задач, которые он ставит перед собой, т.е. насколько велик элемент случайности в его деятельности. Темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых, а также речи, двигательных реакций и действий. Пластичность - ригидность. Пластичность – это легкость, гибкость приспосабливания человека к изменяющимся условиям жизни, деятельности; ригидность – инертность, неспособность быстро приспособиться к изменениям, стереотипность поведения. Экстраверсия - интроверсия. Эти свойства выражаются в обращении личности преимущественно в мир внешний (экстраверсия) или в внутренний – мир образов, мыслей, чувств (интроверсия). От преобладания направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность или замкнутость. Рассмотренные свойства в сложном их взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента. Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности – целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.
Формирование индивидуального стиля деятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания. При этом необходима собственная заинтересованность субъекта. Условия формирования индивидуального стиля деятельности: -определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств; -нахождение совокупности сильных и слабых сторон; -создание положительного отношения к овладению своим темпераментом; -упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых. Характер человека определяется его отношением к миру, другим людям, к делу и самому себе. В трудолюбии выражается отношение к делу, в доброте – к людям, в скромности – к себе, в аккуратности – к вещам. Отношения же связаны со взглядами, убеждениями, мировоззрением. Мировоззрение личности составляет стержень характера. Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь твердого характера.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Особенности природной организации человека, и в первую очередь нервной системы, также сказываются как на проявлениях характера, так и на особенностях процесса формирования его отдельных черт. Наибольшее значение в этом смысле имеет сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Свойства нервной системы могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера. Так, при неблагоприятных условиях трусом скорее может стать меланхолик, чем сангвиник, а при благоприятных – смелость скорее разовьется у сангвиника, чем у меланхолика. Кроме типа нервной системы, на характер влияют и другие биологические факторы, например, сердечно–сосудистая, пищеварительная и эндокринная системы. Точно установлено, что любые расстройства в деятельности этих систем резко сказываются на характере человека. Заметные изменения в характере наблюдаются и в возрастном плане. Таким образом, природные свойства нервной системы и особенности организма сказываются на формировании и проявлениях характера. Но и характер влияет на проявления типологических особенностей нервной системы. Характер человека всегда многогранен. Его структура обнаруживается в закономерной взаимозависимости отдельных его черт. Многообразие конкретных проявлений, то есть черт, безграничная вариативность их сочетаний создают индивидуальную неповторимость характера каждого человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|