Познавательные процессы личности
Всё многообразие психики проявляется в деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер и зависят от развития познавательных процессов личности, а именно, от развития ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Ощущение –простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Английский физиолог И.Шеррингтон выделил три основных класса ощущений: экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные.
Схема 15. Виды ощущений
Человек накапливает сведения о предметах и явлениях не как сумму отдельных ощущений, а усваивает отношение между предметами и их свойствами, то есть восприятие есть совокупность ощущений. В результате восприятия у человека возникает целостный образ объекта или явления окружающего мира.
Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.
В основе восприятия лежат межанализаторные связи. Восприятие – сложный процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. В зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии, выделяют: зрительные, обонятельные, слуховые, осязательные, вкусовые восприятия. Однако данные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, поэтому основой классификации являются формы существования материи: пространство, время, движение.
Схема 16. Виды восприятия
В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение, так как включено во все психические процессы и психические состояния человека.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Внимание – процесс бессознательного или сознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирования другой. Избирательно направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания. Отечественный психолог П. Я. Гальперин выдвинул следующую трактовку внимания: -оно является одним из видов ориентировочно-исследовательской деятельности; -по своей функции представляет контроль за содержанием деятельности; -не имеет отдельного особого результата; -все конкретные акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.
Схема 17. Основные виды внимания
В зависимости от наличия или отсутствия волевых усилий, необходимых для поддержания внимания, оно может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным (табл. 9).
Таблица 9. Виды внимания и их сравнительная характеристика
Память входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития потребностно-мотивационной сферы может меняться отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в его памяти.
Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуального, эмоционального, моторно-двигательного. Память позволяет накапливать человеку все впечатления об окружающем мире, сохранять и впоследствии использовать жизненный опыт, храниться знания и навыки. Память, как познавательный процесс характеризуется следующими свойствами: объемом, быстротой запоминания, готовностью к воспроизведению, точностью воспроизведения, длительностью сохранения. Объем памяти – важнейшее интегральное ее свойство, показывающее возможности запоминания и сохранения информации. Быстрота запоминания определяется скоростью произвольного запоминания. Готовность к воспроизведению характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Точность воспроизведения отражает возможность человека точно сохранять, а самое главное, и точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохранения говорит о способности человека удерживать определенное время необходимую информацию.
Схема 18. Индивидуальные особенности памяти
Для систематизации различных видов памяти исследователями предлагались различные классификации, исходя из критерия положенного в его основу.
Схема 19. Классификация основных видов памяти
Мышление расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего мира вплоть до невидимого, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в обобщенную схему.
Мышление – познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
В психологии принята следующая, несколько условная классификация видов мышления (схема 20) по таким различным основаниям как: онтогенетический уровень развития, характер решаемых задач, степень развернутости, новизна и оригинальность.
Схема 20. Классификация видов мышления
Воображение,или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности.
Воображение –психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в результате которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль активации процессов воображения играет слово, запускающее механизм наглядно-образного мышления, служащий основой построения образов.
Индивидуальные особенности воображения проявляются в степени легкости (трудности) создания образов; самом его характере (нелепое или оригинальное); яркости создаваемого образа. В любом виде деятельности творческое воображение оценивается потому, как человек может преобразовать действительность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|