Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательные процессы личности




Всё многообразие психики проявляется в деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер и зависят от развития познавательных процессов личности, а именно, от развития ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

 

Ощущение –простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

 

Английский физиолог И.Шеррингтон выделил три основных класса ощущений: экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные.

 

       
   
зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные
 


ощущения боли, равновесия, ускорения

 

 

       
 
   
мышечно-двигательные ощущения
 

 

 


Схема 15. Виды ощущений

 

Человек накапливает сведения о предметах и явлениях не как сумму отдельных ощущений, а усваивает отношение между предметами и их свойствами, то есть восприятие есть совокупность ощущений. В результате восприятия у человека возникает целостный образ объекта или явления окружающего мира.

 

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.

 

В основе восприятия лежат межанализаторные связи. Восприятие – сложный процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. В зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии, выделяют: зрительные, обонятельные, слуховые, осязательные, вкусовые восприятия. Однако данные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, поэтому основой классификации являются формы существования материи: пространство, время, движение.

 

 
 

 


Схема 16. Виды восприятия

 

В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение, так как включено во все психические процессы и психические состояния человека.

 

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

 

Внимание – процесс бессознательного или сознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирования другой. Избирательно направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания.

Отечественный психолог П. Я. Гальперин выдвинул следующую трактовку внимания:

-оно является одним из видов ориентировочно-исследовательской деятельности;

-по своей функции представляет контроль за содержанием деятельности;

-не имеет отдельного особого результата;

-все конкретные акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

 

Схема 17. Основные виды внимания

 

В зависимости от наличия или отсутствия волевых усилий, необходимых для поддержания внимания, оно может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным (табл. 9).

 

Таблица 9.

Виды внимания и их сравнительная характеристика

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
непроизволь-ное действие сильного, контрастного или значимого раздражителя легкость возникновения и переключения ориентировочный рефлекс
произвольное постановка (принятие) задачи направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет. ведущая роль второй сигнальной системы (речевой приказ)
послепроизволь-ное интерес к деятельности сохраняется целенаправленность, снимается напряжение доминанта, возникающая в процессе данной деятельности, интерес

 

Память входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития потребностно-мотивационной сферы может меняться отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в его памяти.

 

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

 

Память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуального, эмоционального, моторно-двигательного. Память позволяет накапливать человеку все впечатления об окружающем мире, сохранять и впоследствии использовать жизненный опыт, храниться знания и навыки.

Память, как познавательный процесс характеризуется следующими свойствами: объемом, быстротой запоминания, готовностью к воспроизведению, точностью воспроизведения, длительностью сохранения.

Объем памяти – важнейшее интегральное ее свойство, показывающее возможности запоминания и сохранения информации. Быстрота запоминания определяется скоростью произвольного запоминания. Готовность к воспроизведению характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Точность воспроизведения отражает возможность человека точно сохранять, а самое главное, и точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохранения говорит о способности человека удерживать определенное время необходимую информацию.

 

 

 

Схема 18. Индивидуальные особенности памяти

 

Для систематизации различных видов памяти исследователями предлагались различные классификации, исходя из критерия положенного в его основу.

 
 
Виды памяти


 
 

       
   
 
По характеру психической активности · двигательная, · эмоциональная, · образная, · словесно-логическая
 
               
   
     
По продолжительности сохранения материала · долговременная, · кратковременная, · оперативная
 
 
 
По характеру приобретения информации
  • генетическая,
  • прижизненная
   
По способу запоминания
  • механическая,
  • смысловая
 

 


Схема 19. Классификация основных видов памяти

 

Мышление расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего мира вплоть до невидимого, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в обобщенную схему.

 

Мышление – познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

 

В психологии принята следующая, несколько условная классификация видов мышления (схема 20) по таким различным основаниям как: онтогенетический уровень развития, характер решаемых задач, степень развернутости, новизна и оригинальность.

 

       
 
   
 


               
 
Онтогенетический уровень развития: · наглядно-действенное · наглядно-образное · словесно-логическое · абстрактное
   
Характер решаемых задач: · теоретическое · практическое
 
Новизна и оригинальность:   · репродуктивное · продуктивное
     
Степень развернутости:   · дискурсивное · интуитивное
 
 

 

 


 

 

Схема 20. Классификация видов мышления

 

Воображение,или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности.

 

Воображение –психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

 

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в результате которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль активации процессов воображения играет слово, запускающее механизм наглядно-образного мышления, служащий основой построения образов.

Индивидуальные особенности воображения проявляются в степени легкости (трудности) создания образов; самом его характере (нелепое или оригинальное); яркости создаваемого образа. В любом виде деятельности творческое воображение оценивается потому, как человек может преобразовать действительность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...