Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъект труда. Этапы развития субъекта труда




Личностно-профессиональное саморазвитие становится проявлением основных характеристик взрослого человека, позволяет ему не только получить определенный социальный статус, но и выработать внутреннюю позицию через проявление субъектных характеристик, что делает его подлинным «сценаристом» собственной жизни (С. А. Минюрова). Когда мы говорим о субъекте, то подчеркиваем роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца (Е. А. Климов). Активность психического отображения реальности находит выражение в формировании, построении человеком своей трудовой деятельности: целей, систем действий, внешних и внутренних средств, условий, индивидуального стиля.

Человек как субъект труда может исследоваться на разных уровнях: на уровне деяния как единицы деятельности, которую себе задает сам человек; на уровне действий как процессов, направленных на достижение целей; на уровне операций как способов осуществления действий. Осознаваемые элементы действий – макроэлементы – поддаются сознательному контролю (могут быть самостоятельно поставленные цели, когда работник контролирует направление своего внимания, сознания осмысленно, осознанно); микроэлементы действия плохо поддаются сознательному контролю.

 

Схема 23. Структура основных компонентов человека как субъекта труда

 

Изучение человека как субъекта труда подразумевает анализ его индивидуально-психологических, личностных качеств, а также, конкретных условий, которые способствуют саморазвитию человека в профессии. Предметом изучения становятся мотивационная и ценностная основы саморазвития. Важно учитывать влияние уровня развития способностей, самооценки, уровня притязаний, мировоззрения, образа мира, жизненного пути и т.п. на эффективность саморазвития.

При изучении саморазвития человека в процессе жизненного пути ключевым является понятие «возрастное развитие», обозначающее изменения, связанные с образованием новых психофизиологических уровней, новых планов отражения действительности. Изменяется характер деятельности, происходит перестройка системы отношений человека с предметным миром и окружающими людьми.

При изучении саморазвития субъекта деятельности в процессе профессионализации определяющим является понятие «функциональное развитие». Оно влияет на изменение функциональных возможностей человека, способствует усвоению новых знаний, формированию новых умений и навыков, которые, в свою очередь, ведут к появлению психических новообразований, приобретающих статус качественно новых возможностей человека при организации им собственной деятельности.

Возрастное и функциональное развитие детерминировано множеством биологических и социальных факторов. Особенностью личностно-профессионального саморазвития, которое разворачивается в процессе профессионализации, становится качественное изменение позиции субъекта в системе отношений к себе как профессионалу. Новообразованием при этом является обретение субъектом способности творчески реализовывать свой личностно-профессиональный потенциал в меняющихся социально-профессиональных условиях. На уровне социума это проявляется в конкурентоспособности, на уровне внутреннего мира человека – в становлении ценностного ядра образа самого себя как профессионала.

Таким образом, говоря о развитии человека как субъекта труда, мы говорим о взаимозависимости и взаимовлиянии окружающей среды и собственной активности человека. При этом большое значение имеет саморегуляция, самоподкрепление, самоэффективность (А. Бандура), способность человека думать и предвидеть (Дж. Роттер), анализировать и интерпретировать события собственной жизни (Дж. Келли).

В теории деятельности С. Л. Рубинштейна выдвинут и обоснован принцип развития личности в деятельности, которая раскрывается через диалектику субъекта и объекта, в результате чего меняется не только объект, но и сам субъект. Рубинштейн рассматривает жизнь как особый процесс, включающий в себя человека, отношениями и действиями которого он определяется, направляется. Любой человек не рождается, а становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности. Одним из важнейших критериев субъектности является саморазвитие как направленность человека на самопреобразование.

Отечественный психолог А. Н. Леонтьев говорил о двух рождениях личности: первый раз – в дошкольном возрасте, когда выстраивается иерархия мотивов и появляется способность от чего-либо отказываться; и второй раз – в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководствоваться собственным поведением. Н. С. Пряжников считает, что к этому можно добавить и третье рождение личности, связанное с гражданской зрелостью и согласованием своих мотивов с общественными.

В научной литературе профессиональное становление личности представляется:

- по схеме процесса (как временная последовательность ступеней, периодов, стадий);

- по структуре деятельности (как совокупность ее способов и средств, где следование их друг за другом имеет целевую детерминацию);

- как интеграция и реализация в труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, знаний и умений (Митина Л. М.).

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым.

Таблица 10.

Периодизация развития человека как субъекта труда Е. А. Климова

Название стадии Возрастной период Основные характеристики
Предыгр а от рождения до 3 лет освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду
Игр а от 3 до 6-8 лет Овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя…)
Овладение учебной деятельностью от 6-8 до 11-12 лет интенсивное развитие функций самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п.
Стадия «оптации» (от лат. оptatio – желание, выбор) от 11-12 до 14-18 лет подготовка к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути.
Стадия адепта   вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.
Мастер   когда работник заметно выделяется на общем фоне
Авторитет   работник стал лучшим среди мастеров
Наставник   работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но и Учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам

 

Любое развитие предполагает наличие определенных противоречий в своей основе. Противоречия, в свою очередь, приводят к кризисам. Неизбежны кризисы и в профессиональной деятельности.

 

 

5.2.Кризисы профессиональной жизни

В психологии нет единого определения понятия «кризис». Впервые был описан так называемый «возрастной кризис». Он возникает при переходе от одной возрастной ступени к другой. Хронологически выделяют десять возрастных кризисов в жизни человека.

Таблица11.

Возрастные кризисы в жизни человека[2]

Кризисы детства Кризисы взрослости
1. Кризис новорожденности 6. Кризис семнадцати лет
2. Кризис одного года 7. Кризис тридцати лет
3. Кризис трёх лет 8. Кризис сорока лет
4. Кризис семи лет 9. Пенсионный кризис
5. Подростковый кризис 10. Кризис смерти

 

Практически все кризисы взрослости (кроме последнего), а также подростковый, так или иначе, связаны с профессиональными изменениями. В. И. Слободчиков определяет специфику возраста как «смену режима индивидуальной жизни», как смену самости и единичности.

Психологами выделяются две группы кризисов:

1) кризисы «рождения» («так жить нельзя»);

2) кризисы развития («хочу быть, как ты»), поиск новых способов самоопределения.

Таблица 12.

Профессиональные кризисы (по Г. Шихи)

Кризисы Основные симптомы и характеристики кризиса
1. Кризис «вырывания корней» (18-22 лет) Позиция молодого человека часто выражается в девизе: «Я знаю, чего хочу!». С одной стороны он пытается стать индивидуальностью, а с другой – обеспечить свою безопасность и комфорт (на этой основе и возникает основное противоречие…).
2. «Искания в двадцать лет» (23 года) Повзрослевший молодой человек все больше стремится делать то, что «должно». Но это «должно» сильно зависит от модели семьи, влияния культуры и предрассудков нашего общества. Два основных импульса в период такого кризиса: а) создать комфорт и безопасность по готовому образцу; б) стремление экспериментировать. Молодые люди по-прежнему сопротивляются влиянию родительского воспитания.

Продолжение таблицы 12

Кризисы Основные симптомы и характеристики кризиса
3. Попытка «осознать свои тридцать» (30 лет). Здесь нередко происходит осознание того, что выбор (выборы) в двадцать лет оказался неудачным – стремление обвинить в этом «всех и вся». Основная критика прежних выборов: не было места для карьеры, слишком фантастичные выборы (типа, «хочу стать Президентом»)… Часто возникает стремление «начать все сначала». Появляется серьезное стремление создать семью, построить дом…
4. Кризис «середины жизни» (35-37 лет). Часто происходит «утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей – любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса» «Время начинает сокращаться»… Усиливается «ощущение, что независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли и сейчас оно рвётся наружу». Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины (ощущение того, что следующий выбор – это «последний шанс», но позже возрастает спокойствие и уверенность, что многое еще впереди…). «В период интенсивной концентрации на внешних успехах мужчина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменения, которые двигают его вперед». Он все больше беспокоится о своем здоровье, удивляется: «И это все?» Все чаще мужчины стремятся начать к середине жизни новое дело.
5. Обновление или покорность «проблема 45 лет» Если человек проявил активную позицию и успешно преодолел предыдущие кризисы, то к 45 годам появляется чувство стабильности и удовлетворения. Если человек смирился со своим положением, то появляется чувство покорности: человек лишается поддержки и безопасности тех, с кем он еще недавно поддерживал активные отношения; друзья вырастают и уходят; дети становятся незнакомыми людьми; карьера превращается просто в работу… Все эти события будут ощущаться как «несостоявшиеся». Новый кризис появится где-то к 50-ти годам. Но если человек обретет для себя новую цель (смысл), то эти годы могут стать лучшими в жизни

Отечественный психолог Е. Ф. Зеер рассматривает психологические особенности кризисов с точки зрения профессионального становления[3].

Таблица 13.

Кризисы профессионального становления (Е.Ф. Зеер)

Факторы, обусловившие кризис Способы преодоления кризиса
Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 до 16-17 лет)
· Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация · Несформированность «Я-концепции» и проблемы с ее коррекцией · Случайные судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влияниям…) · Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки · Глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении
Кризис профессионального обучения (время обучения в уч. заведении)
· Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой · Перестройка ведущей деятельности (испытание студента «свободой» по сравнению со школьными ограничениями) · Заработок и «подработка» порой становятся ведущей деятельностью вместо учебной · Изменение социально-экономических условий жизни: у студента денег «объективно» больше, чем у старшеклассника, но «субъективно» их постоянно не хватает · Смена мотивов учебной деятельности: ориентация на предстоящую практику; усвоение большого объема знаний в вузе легче тогда, когда у студента имеется цель. · Коррекция выбора профессии, специальности, факультета. Лучше, если у студента в течение первых 2-3 лет обучения имеется возможность сориентироваться и уже после выбрать специализацию или кафедру · Удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома и т.п.
Кризис профессиональной адаптации (первые месяцы и годы работы)
· Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами - новыми "приятелями") · Освоение новой ведущей деятельности - профессиональной · Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности · Активизация профессиональных усилий. Рекомендуется обозначить "верхнюю планку" своих возможностей · Корректировка мотивов труда и "я-концепции". Поиск смысла труда и смысла работы в данной организации · Увольнение, смена специальности и профессии нежелательны

Продолжение таблицы 13

Факторы, обусловившие кризис Способы преодоления кризиса
Кризис профессионального роста (23-25 лет)
· Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. · Потребность в дальнейшем повышении квалификации · Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей · Повышение квалификации, самообразование · Ориентация на карьеру, стремление быть лучшим · Смена места работы, вида деятельности · Не желателен полный уход в хобби, семью, быт
Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)
· Стабилизация профессиональной ситуации · Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом · Ревизия «я-концепции», связанная с переосмыслением себя и своего места в мире. · Новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников «вдруг» обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов) · Переход на новую должность или работу. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений · Освоение новой специальности и повышение квалификации · Уход в быт, семью, досуговые занятия, часто являются своеобразной компенсацией неудач на работе · Ориентация на эротические приключения, которые могут рассматриваться как вариант компенсации профессиональной несостоятельности.
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года)
· Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в профессиональной ситуации · Коррекция «я-концепции» связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы · Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом · Ухудшение состояния здоровья · Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы · Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). · Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу. Необходимо реализовать свои основные замыслы, чтобы потом не сожалеть об этом · Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи

 

Окончание таблицы 13

Факторы, обусловившие кризис Способы преодоления кризиса
Кризис угасания профессиональной деятельности (последние годы перед пенсией)
· Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли · Сужение социально-профессионального поля (работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями) · Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья · Постепенное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности (увлечения, хобби, досуг или хозяйство) · Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности, предполагающая участие в этом не только общественных организаций, но и специалистов
Кризис социально-психологической адекватности (первые годы после выхода на пенсию)
· Появление большого количества свободного времени. · Сужение финансовых возможностей. · Социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и т.п. · Утрата профессиональной идентификации (в своих рассказах и воспоминаниях все больше фантазируют, приукрашивают то, что было) · Общая неудовлетворенность жизнью · Резкое ухудшение здоровья · Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров · Вовлечение в общественно-полезную деятельность. Социально-психологическая активность. · Освоение новых социально полезных видов деятельности, чтобы почувствовать свою «полезность». У пожилых, действительно, немало опыта и нереализованных планов.

 

Профессиональные кризисы по-разному сказываются на мужчинах и женщинах: у женщин большей частью являются следствием семейных кризисов; для мужчин профессиональная сфера является более значимой. Мужчины очень болезненно воспринимают ситуации понижения по службе и увольнения. Трудовая деятельность любого профессионала в условиях современной жизни с ее интенсивными нагрузками, напряженным ритмом, расширением сфер человеческой деятельности также обусловлена непосредственной связью с решением важнейших практических задач – повышением эффективности труда и сохранением здоровья работающего человека. Функциональные реакции человека, задаваемые конкретным содержанием деятельности, всегда специфичны, целостны и взаимообусловлены процессами адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторам окружающей среды, а также эмоциональным переживаниям. Это дает нам основание говорить о функциональном состоянии человека в труде.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...