Субъект труда. Этапы развития субъекта труда
Личностно-профессиональное саморазвитие становится проявлением основных характеристик взрослого человека, позволяет ему не только получить определенный социальный статус, но и выработать внутреннюю позицию через проявление субъектных характеристик, что делает его подлинным «сценаристом» собственной жизни (С. А. Минюрова). Когда мы говорим о субъекте, то подчеркиваем роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца (Е. А. Климов). Активность психического отображения реальности находит выражение в формировании, построении человеком своей трудовой деятельности: целей, систем действий, внешних и внутренних средств, условий, индивидуального стиля.
Человек как субъект труда может исследоваться на разных уровнях: на уровне деяния как единицы деятельности, которую себе задает сам человек; на уровне действий как процессов, направленных на достижение целей; на уровне операций как способов осуществления действий. Осознаваемые элементы действий – макроэлементы – поддаются сознательному контролю (могут быть самостоятельно поставленные цели, когда работник контролирует направление своего внимания, сознания осмысленно, осознанно); микроэлементы действия плохо поддаются сознательному контролю.
Схема 23. Структура основных компонентов человека как субъекта труда
Изучение человека как субъекта труда подразумевает анализ его индивидуально-психологических, личностных качеств, а также, конкретных условий, которые способствуют саморазвитию человека в профессии. Предметом изучения становятся мотивационная и ценностная основы саморазвития. Важно учитывать влияние уровня развития способностей, самооценки, уровня притязаний, мировоззрения, образа мира, жизненного пути и т.п. на эффективность саморазвития.
При изучении саморазвития человека в процессе жизненного пути ключевым является понятие «возрастное развитие», обозначающее изменения, связанные с образованием новых психофизиологических уровней, новых планов отражения действительности. Изменяется характер деятельности, происходит перестройка системы отношений человека с предметным миром и окружающими людьми.
При изучении саморазвития субъекта деятельности в процессе профессионализации определяющим является понятие «функциональное развитие». Оно влияет на изменение функциональных возможностей человека, способствует усвоению новых знаний, формированию новых умений и навыков, которые, в свою очередь, ведут к появлению психических новообразований, приобретающих статус качественно новых возможностей человека при организации им собственной деятельности.
Возрастное и функциональное развитие детерминировано множеством биологических и социальных факторов. Особенностью личностно-профессионального саморазвития, которое разворачивается в процессе профессионализации, становится качественное изменение позиции субъекта в системе отношений к себе как профессионалу. Новообразованием при этом является обретение субъектом способности творчески реализовывать свой личностно-профессиональный потенциал в меняющихся социально-профессиональных условиях. На уровне социума это проявляется в конкурентоспособности, на уровне внутреннего мира человека – в становлении ценностного ядра образа самого себя как профессионала.
Таким образом, говоря о развитии человека как субъекта труда, мы говорим о взаимозависимости и взаимовлиянии окружающей среды и собственной активности человека. При этом большое значение имеет саморегуляция, самоподкрепление, самоэффективность (А. Бандура), способность человека думать и предвидеть (Дж. Роттер), анализировать и интерпретировать события собственной жизни (Дж. Келли).
В теории деятельности С. Л. Рубинштейна выдвинут и обоснован принцип развития личности в деятельности, которая раскрывается через диалектику субъекта и объекта, в результате чего меняется не только объект, но и сам субъект. Рубинштейн рассматривает жизнь как особый процесс, включающий в себя человека, отношениями и действиями которого он определяется, направляется. Любой человек не рождается, а становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности. Одним из важнейших критериев субъектности является саморазвитие как направленность человека на самопреобразование.
Отечественный психолог А. Н. Леонтьев говорил о двух рождениях личности: первый раз – в дошкольном возрасте, когда выстраивается иерархия мотивов и появляется способность от чего-либо отказываться; и второй раз – в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководствоваться собственным поведением. Н. С. Пряжников считает, что к этому можно добавить и третье рождение личности, связанное с гражданской зрелостью и согласованием своих мотивов с общественными.
В научной литературе профессиональное становление личности представляется:
- по схеме процесса (как временная последовательность ступеней, периодов, стадий);
- по структуре деятельности (как совокупность ее способов и средств, где следование их друг за другом имеет целевую детерминацию);
- как интеграция и реализация в труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, знаний и умений (Митина Л. М.).
Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым.
Таблица 10.
Периодизация развития человека как субъекта труда Е. А. Климова
Название стадии
| Возрастной период
| Основные характеристики
|
Предыгр а
| от рождения до 3 лет
| освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду
|
Игр а
| от 3 до 6-8 лет
| Овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя…)
|
Овладение учебной деятельностью
| от 6-8 до 11-12 лет
| интенсивное развитие функций самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п.
|
Стадия «оптации» (от лат. оptatio – желание, выбор)
| от 11-12 до 14-18 лет
| подготовка к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути.
|
Стадия адепта
|
| вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.
|
Мастер
|
| когда работник заметно выделяется на общем фоне
|
Авторитет
|
| работник стал лучшим среди мастеров
|
Наставник
|
| работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но и Учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам
|
Любое развитие предполагает наличие определенных противоречий в своей основе. Противоречия, в свою очередь, приводят к кризисам. Неизбежны кризисы и в профессиональной деятельности.
5.2.Кризисы профессиональной жизни
В психологии нет единого определения понятия «кризис». Впервые был описан так называемый «возрастной кризис». Он возникает при переходе от одной возрастной ступени к другой. Хронологически выделяют десять возрастных кризисов в жизни человека.
Таблица11.
Возрастные кризисы в жизни человека[2]
Кризисы детства
| Кризисы взрослости
|
1. Кризис новорожденности
| 6. Кризис семнадцати лет
|
2. Кризис одного года
| 7. Кризис тридцати лет
|
3. Кризис трёх лет
| 8. Кризис сорока лет
|
4. Кризис семи лет
| 9. Пенсионный кризис
|
5. Подростковый кризис
| 10. Кризис смерти
|
Практически все кризисы взрослости (кроме последнего), а также подростковый, так или иначе, связаны с профессиональными изменениями. В. И. Слободчиков определяет специфику возраста как «смену режима индивидуальной жизни», как смену самости и единичности.
Психологами выделяются две группы кризисов:
1) кризисы «рождения» («так жить нельзя»);
2) кризисы развития («хочу быть, как ты»), поиск новых способов самоопределения.
Таблица 12.
Профессиональные кризисы (по Г. Шихи)
Кризисы
| Основные симптомы и характеристики кризиса
|
1. Кризис «вырывания корней» (18-22 лет)
| Позиция молодого человека часто выражается в девизе: «Я знаю, чего хочу!». С одной стороны он пытается стать индивидуальностью, а с другой – обеспечить свою безопасность и комфорт (на этой основе и возникает основное противоречие…).
|
2. «Искания в двадцать лет» (23 года)
| Повзрослевший молодой человек все больше стремится делать то, что «должно». Но это «должно» сильно зависит от модели семьи, влияния культуры и предрассудков нашего общества. Два основных импульса в период такого кризиса: а) создать комфорт и безопасность по готовому образцу; б) стремление экспериментировать. Молодые люди по-прежнему сопротивляются влиянию родительского воспитания.
|
Продолжение таблицы 12
Кризисы
| Основные симптомы и характеристики кризиса
|
3. Попытка «осознать свои тридцать» (30 лет).
| Здесь нередко происходит осознание того, что выбор (выборы) в двадцать лет оказался неудачным – стремление обвинить в этом «всех и вся». Основная критика прежних выборов: не было места для карьеры, слишком фантастичные выборы (типа, «хочу стать Президентом»)… Часто возникает стремление «начать все сначала». Появляется серьезное стремление создать семью, построить дом…
|
4. Кризис «середины жизни» (35-37 лет).
| Часто происходит «утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей – любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса» «Время начинает сокращаться»… Усиливается «ощущение, что независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли и сейчас оно рвётся наружу». Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины (ощущение того, что следующий выбор – это «последний шанс», но позже возрастает спокойствие и уверенность, что многое еще впереди…). «В период интенсивной концентрации на внешних успехах мужчина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменения, которые двигают его вперед». Он все больше беспокоится о своем здоровье, удивляется: «И это все?» Все чаще мужчины стремятся начать к середине жизни новое дело.
|
5. Обновление или покорность «проблема 45 лет»
| Если человек проявил активную позицию и успешно преодолел предыдущие кризисы, то к 45 годам появляется чувство стабильности и удовлетворения. Если человек смирился со своим положением, то появляется чувство покорности: человек лишается поддержки и безопасности тех, с кем он еще недавно поддерживал активные отношения; друзья вырастают и уходят; дети становятся незнакомыми людьми; карьера превращается просто в работу… Все эти события будут ощущаться как «несостоявшиеся». Новый кризис появится где-то к 50-ти годам. Но если человек обретет для себя новую цель (смысл), то эти годы могут стать лучшими в жизни
|
Отечественный психолог Е. Ф. Зеер рассматривает психологические особенности кризисов с точки зрения профессионального становления[3].
Таблица 13.
Кризисы профессионального становления (Е.Ф. Зеер)
Факторы, обусловившие кризис
| Способы преодоления кризиса
|
Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 до 16-17 лет)
|
· Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация
· Несформированность «Я-концепции» и проблемы с ее коррекцией
· Случайные судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влияниям…)
| · Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки
· Глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении
|
Кризис профессионального обучения (время обучения в уч. заведении)
|
· Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой
· Перестройка ведущей деятельности (испытание студента «свободой» по сравнению со школьными ограничениями)
· Заработок и «подработка» порой становятся ведущей деятельностью вместо учебной
· Изменение социально-экономических условий жизни: у студента денег «объективно» больше, чем у старшеклассника, но «субъективно» их постоянно не хватает
| · Смена мотивов учебной деятельности: ориентация на предстоящую практику; усвоение большого объема знаний в вузе легче тогда, когда у студента имеется цель.
· Коррекция выбора профессии, специальности, факультета. Лучше, если у студента в течение первых 2-3 лет обучения имеется возможность сориентироваться и уже после выбрать специализацию или кафедру
· Удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома и т.п.
|
Кризис профессиональной адаптации (первые месяцы и годы работы)
|
· Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами - новыми "приятелями")
· Освоение новой ведущей деятельности - профессиональной
· Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности
| · Активизация профессиональных усилий. Рекомендуется обозначить "верхнюю планку" своих возможностей
· Корректировка мотивов труда и "я-концепции". Поиск смысла труда и смысла работы в данной организации
· Увольнение, смена специальности и профессии нежелательны
|
Продолжение таблицы 13
Факторы, обусловившие кризис
| Способы преодоления кризиса
|
Кризис профессионального роста (23-25 лет)
|
· Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой.
· Потребность в дальнейшем повышении квалификации
· Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей
| · Повышение квалификации, самообразование
· Ориентация на карьеру, стремление быть лучшим
· Смена места работы, вида деятельности
· Не желателен полный уход в хобби, семью, быт
|
Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)
|
· Стабилизация профессиональной ситуации
· Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом
· Ревизия «я-концепции», связанная с переосмыслением себя и своего места в мире.
· Новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников «вдруг» обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов)
| · Переход на новую должность или работу. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений
· Освоение новой специальности и повышение квалификации
· Уход в быт, семью, досуговые занятия, часто являются своеобразной компенсацией неудач на работе
· Ориентация на эротические приключения, которые могут рассматриваться как вариант компенсации профессиональной несостоятельности.
|
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года)
|
· Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в профессиональной ситуации
· Коррекция «я-концепции» связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы
· Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом
· Ухудшение состояния здоровья
· Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы
| · Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство).
· Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу. Необходимо реализовать свои основные замыслы, чтобы потом не сожалеть об этом
· Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи
|
Окончание таблицы 13
Факторы, обусловившие кризис
| Способы преодоления кризиса
|
Кризис угасания профессиональной деятельности (последние годы перед пенсией)
|
· Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли
· Сужение социально-профессионального поля (работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями)
· Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья
| · Постепенное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности (увлечения, хобби, досуг или хозяйство)
· Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности, предполагающая участие в этом не только общественных организаций, но и специалистов
|
Кризис социально-психологической адекватности (первые годы после выхода на пенсию)
|
· Появление большого количества свободного времени.
· Сужение финансовых возможностей.
· Социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и т.п.
· Утрата профессиональной идентификации (в своих рассказах и воспоминаниях все больше фантазируют, приукрашивают то, что было)
· Общая неудовлетворенность жизнью
· Резкое ухудшение здоровья
| · Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров
· Вовлечение в общественно-полезную деятельность. Социально-психологическая активность.
· Освоение новых социально полезных видов деятельности, чтобы почувствовать свою «полезность». У пожилых, действительно, немало опыта и нереализованных планов.
|
Профессиональные кризисы по-разному сказываются на мужчинах и женщинах: у женщин большей частью являются следствием семейных кризисов; для мужчин профессиональная сфера является более значимой. Мужчины очень болезненно воспринимают ситуации понижения по службе и увольнения. Трудовая деятельность любого профессионала в условиях современной жизни с ее интенсивными нагрузками, напряженным ритмом, расширением сфер человеческой деятельности также обусловлена непосредственной связью с решением важнейших практических задач – повышением эффективности труда и сохранением здоровья работающего человека. Функциональные реакции человека, задаваемые конкретным содержанием деятельности, всегда специфичны, целостны и взаимообусловлены процессами адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторам окружающей среды, а также эмоциональным переживаниям. Это дает нам основание говорить о функциональном состоянии человека в труде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: