Связь между уверенностью и послушанием
Уверенность и послушание наших детей взаимосвязаны. Для того чтобы дети чувствовали себя безопасно и уверенно, родители должны научиться поддерживать и ободрять их. Многие это понимают. Однако многие не понимают, что существует более глубокая динамика в отношениях между уверенностью и послушанием. Послушный ребенок, поддержанный похвалой мудрых родителей, становится более уверенным. Уверенный ребенок имеет большее желание оставаться в рамках поведения, объясненного ему, потому что он знает, что это хорошо для него, а выход за рамки — плохо. Уверенность и послушание здоровым образом подпитывают друг друга. Грамотно определенные, последовательные и утвержденные границы приемлемого поведения являются огромным вкладом в развитие уверенности и характера ребенка. Если эти будущие взрослые не научатся послушанию в раннем возрасте, то это станет их серьезной проблемой на всю жизнь. Мамы и папы имеют огромную привилегию и ответственность воспитывать послушных, ответственных, заботливых и зрелых граждан. Когда дети знают, где проходят границы, они учатся уверенно функционировать внутри них. Если они не знают, где проходят границы, они чувствуют, что нужно провести серию испытаний, чтобы найти эти границы. Поэтому часто дети, не имеющие четких границ, неуверенны и стремятся попробовать все. Разве мы не видели, как маленькие дети пытаются дотянуться и дотронуться до того, что мы только что велели им не трогать, и наблюдают за родителями, чтобы увидеть, будет ли этот запрет подтвержден? У детей постарше стремление испытать все проявляется по- другому — как недостаток уверенности в себе. С другой стороны, уверенность и послушание являются реакцией на два различных фактора: первый — ободрение, являющееся любящим, утверждающим, радостным и веселым, второй — дисциплина, являющаяся жестким, сильным, убедительным и требовательным. Оба фактора являются доказательствами любви, и оба необходимы для того, чтобы дети стали и уверенными, и послушными.
Ранее мы наблюдали, что такая простая вещь, как уважение, сопутствует воспитанию уверенных и послушных детей. Что значит уважать своих детей? Если мы действительно уважаем детей и их достоинство, мы не будем пытаться опозорить их, и даже наказывая, мы будем обращаться с ними справедливо. Мы обсудим вопрос наказания в следующей главе, но давайте обратим внимание, что исправление, когда оно применяется правильно, не препятствует развитию уверенности. Например, если правило не было установлено заранее, то при первом случае нежелательного поведения не должно быть и наказания, а только замечание. Дети часто не знают, что нечто является неправильным до тех пор, пока это не определено для них. Пока их совесть не будет информированной и развитой, мы можем наказывать их только в том случае, если до этого были даны исчерпывающие указания. Когда мы готовимся наказать, мы должны признать тот факт, что ребенок пытается быть хорошим, но совершил ошибку. Вместо того чтобы говорить ребенку, что он плохой, мы можем сказать «то, что ты сделал, было плохо», а не «ты плохой ребенок». Мы не хотим, чтобы наши дети воспринимали себя плохими, и мы также не хотим, чтобы они пытались оправдать это восприятие. Нет ничего взаимоисключающего в любви и наказании. В нашем доме мы всегда следом за наказанием проявляли любовь. Объятия показывают, что ребенок не отвергнут и его все равно сильно любят. Любовь и объятия не являются несовместимыми с любящим наказанием. Помимо всего прочего, у нас также было духовное время, когда мы молились, чтобы этого больше не происходило. Это показывает ребенку, что вы действительно поддерживаете его и что вы не получаете наслаждения, наказывая его. Правильно примененное наказание производит послушание. Послушание заслуживает похвалы, а похвала производит уверенность.
Я думаю, что вы знаете старую поговорку: «Дети должны быть на виду, но их не должно быть слышно». Мы с Шэр никогда не соглашались с этим. Действительно, дети должны знать, когда молчать и слушать, но когда их приглашают к участию (а не доминированию) в разговоре, они учатся тому, как представлять свои идеи, когда необходимо помолчать, как задавать вопросы и как быть терпимыми к идеям, отличающимся от их собственных. Мы увидели, что это также увеличивает их уровень уверенности. Более того, когда наши сыновья были подростками, каждый из членов семьи имел право созвать и возглавить «семейный совет» в любое время, заранее предупредив тех, кто был более занят. Главенство на собрании семьи было возможностью развивать лидерские качества и выражать идеи. Начиная эту практику, мы не ставили целью увеличение их уверенности, но тот факт, что они знали: их выслушают, создавало атмосферу, в которой их уверенность росла.
Защитник, а не противник Отношения между некоторыми детьми и их родителями кажутся враждебными. Родители критикуют, а дети защищаются, родители требуют, а дети возмущаются. Намного легче и интереснее, если дети находят в своих родителях защитников, когда родители их больше поддерживают и реже критикуют. Когда же критикуют, то дают любящее и доброе объяснение. Как развиваются такие взаимоотношения? Частично ответ на этот вопрос можно найти в следующей главе о воспитании послушных детей. Послушные дети заслуживают поощрения, а непослушные нет. И так как воспитание послушных детей является задачей родителей, то опять-таки ответственность за это лежит на нас. Однако эту задачу можно выполнить, совмещая твердость и удовольствия, чтобы стать своеобразной «группой поддержки» своих детей. Существует множество способов продемонстрировать детям наше желание быть их защитниками. Когда наши дети были еще маленькие, Шэр прочитала материал, послуживший рождению семейной политики говорить «да», если нет реальной причины для того, чтобы сказать «нет». Делать это оказалось иногда немного сложно, но по прошествии лет мы увидели, что это помогло нашим мальчикам развиться и научило меня и Шэр раскрывать их.
Последний раз мы применили этот принцип прошлой весной. Найди взрослые дети живут самостоятельно, но иногда они спрашивают наше мнение относительно тех или иных вещей. Мы до сих пор стараемся придерживаться нашей политики говорить «да», когда это возможно. Когда наш старший двадцатидевятилетний сын Дэн не был женат и работал школьным учителем, он жил в корейской семье в Сеуле, чтобы изучать язык в языковой среде. Однажды Дэн захотел взять с собой в наш семейный отпуск на Аляску двенадцатилетнего мальчика из этой семьи. Мы с Шэр предпочли бы иметь больше времени, чтобы пообщаться с Дэном, обсудить его преподавательскую деятельность за границей и его планы на будущее, так как возможность поговорить с ним выпадает нечасто, поскольку он живет в Другом конце мира. Однако Дэн хотел провести каникулы с этим юным корейцем, который стал для него частью его новой семьи. Мы не навязывали свои соображения Дэну и опять сказали «да». Конечно, были определенные неудобства, включая необходимость общаться с иностранцем, не являющимся членом нашей семьи, на другом языке. Но позвольте мне сказать о том, что мы получили. Мы могли наблюдать, как Дэн ведет себя в корейской культуре. Мы слышали, как он говорит на языке, которым мы пользовались в наши годы жизни в Корее. Больше того, корейский мальчик получил возможность побывать на Аляске с американской семьей и поймать лосося! Он смог сохранить память об этом — фотографии — на всю жизнь. Все эти годы я строил горки для прыжков на велосипедах для моих мальчишек, посещал необычные места, совершал забавные поступки и ел различные блюда, которые я бы не выбрал сам, и все это из-за нашей политики говорить «да», если мы могли это сказать. Неудобства были минимальными, но преимущество дружбы с моими сыновьями было огромным.
Мы также рано решили, что будем отвечать на все вопросы, которые будут задавать наши сыновья. Печально слышать, когда родители предлагают своим любопытным детям не задавать так много вопросов. В рамках нашей политики относительно вопросов мы не восклицали: «Не задавай так много вопросов», а напротив, говорили: «Это хороший вопрос». Мы считали, что если дети понимают достаточно, чтобы задать такой вопрос, то они заслуживают достойного ответа. С развитием вопросов наших сыновей развивались и наши разговоры. Это политика много раз приводила к обсуждению того, что некоторые родители не обсуждают с детьми, но мы никогда об этом не жалели. Мы также никогда не чувствовали необходимости изменить нашу политику. Несколько раз открытость во взаимоотношениях позволяла мне, в свою очередь, задавать уместные деликатные вопросы. Сегодня наши сыновья все еще задают хорошие вопросы. Мы с Шэр допускали, как мы это называли, «свободу слова» в нашей семье, вплоть до критики того, что мы сказали. Мы хотели, чтобы наши дети думали. Эта политика была чем-то естественным и непреднамеренным. Однако однажды я «открыл» для себя ценность такой политики, когда мы как-то собрались в доме моих родителей с множеством моих двоюродных братьев и сестер и прочих отдаленных родственников. В разговоре во время еды один из наших сыновей невинно покритиковал меня. Один из моих братьев сказал: «Мои дети никогда не будут критиковать меня таким образом. У нас в семье никогда не было бы сделано такое замечание». Я ответил: «У нас в семье свобода слова». Через несколько дней, когда все разъехались по домам, сыновья сказали нам, что их двоюродные братья и сестры были удивлены открытостью наших отношений. Позволяя детям задавать вопросы, мы получили возможность оценить нашу политику и убедиться, что она правильная, и это дало детям возможность учиться на наших ответах на их вопросы «Почему?» Говорить: «Потому, что я так сказал», — было бы губительным ответом для детей, родители которых желали воспитать их мудрыми и проницательными людьми. Лучше быть защитником, чем противником. Вложение времени Почти каждый аспект того, о чем говорится в этой и следующей главах, требует времени. Однако когда воспитание детей является приоритетом, тогда нетрудно найти время для этого процесса. Игры с детьми требуют времени. Разговоры с ними требуют времени. Исправление их с ответственностью требует времени. Иногда это приходится делать в неудобное время. Если или когда уделять необходимое время становится трудно, это может стать подсказкой, что наши приоритеты сдвинулись. Мы находим время на то, что важно для нас. Является ли для вас воспитание уверенных и послушных детей приоритетом?
Индивидуальное время родителя с каждым ребенком (так же как и коллективное), проведенное в расслабляющей и веселой деятельности, приносит огромную отдачу в развитии ребенка. В нашей семье нам нравились как групповые мероприятия, так и время один на один, которое утверждает ценность каждого ребенка. Многие книги по воспитанию детей рекомендуют такое общение, и это хорошо работало у нас. Разговоры от сердца к сердцу обычно проходили в беседах с ребенком один на один. Следующие вопросы развития характера требуют неспешного подхода: свобода и ответственность, выбор слов, неуважительность, нечувствительность к другим, чувства, ожидание своей очереди и контроль за языком. Большое количество времени, проводимое с ребенком, дает возможность продемонстрировать и объяснить эти вопросы. Однако самое большое преимущество намеренного посвящения времени детям, это то, что оно производит состояние уравновешенности, надежности и зрелости, которое позволяет возложить на ребенка ответственность на более высоком уровне. Более высокая ответственность, в свою очередь, содержит потенциал для дальнейшего роста с большей уверенностью. Зрелость, которую наши дети продемонстрировали в возрасте пятнадцати и шестнадцати лет, позволила мне разрешить им купить свои машины, что было бы невозможно, не проводи мы вместе время до того. Мы были друзьями, и наши отношения были крепкими. Другими словами, так как мы развили дружбу, когда я уделял им максимум внимания в их раннем детстве, они, в свою очередь, были рады проводить время с отцом в подростковом возрасте. Я ценил это, а также то время, которое мы проводили вместе, ремонтируя их машины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|