Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитывайте послушных детей




«Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери».

Прит. 10:1

Эта глава посвящена тому, как обучать и наказывать детей в дополнение к предыдущей главе по воспи­танию уверенных детей. Эти два аспекта сбалансированных отношений между родителями и детьми — утверждение и дисциплина — работают вместе. Крепкая дружба, созданная утверждением, обеспечивает поддержку нашей програм­мы обучения их путям Господним. Если дети не уверены в себе, причиной тому может быть недостаточное ободрение с вашей стороны. Что касается послушания, существует еще более прямая связь между постоянной, любящей и твердой дисциплиной и добровольным послушанием. Мы с Шэр за­метили: то, что мы уважали каждого ребенка, радовались ему, любили и проводили с ним время, создало крепкую дружбу между нами, которая продолжается и сейчас, когда наши дети стали взрослыми.

Предыдущая глава была посвящена приятным моментам, тогда как «лекарство» этой главы вносит серьезный вклад в «здоровье» той. Результаты уроков, описанных в этой главе, очевидны в жизни наших детей, поэтому дают мне смелость делиться ими. Малые дозы постоянного, любящего и твердо­го воспитания производят долгосрочную пользу. Ребенка можно сравнить с молодым деревом, которое заставили рас­ти определенным образом, и когда оно уже становится большим деревом, то ос­тается таким, каким его сформировали.

Термин «наказание» используется на­меренно. Наказание — это вопрос воп­лощения справедливости независимо от того, будет ли это тюрьма для преступни­ка или шлепки для ребенка. Конечно же, здесь должно присутствовать и милосер­дие, но милосердие без справедливости является не только несправедливым, но и немилосердным. Исправительные учреждения не справились с задачей исправления, потому что они сделали нарушителя жертвой. Когда мы наказываем наших детей, мы учим их тому, что действия и выбор име­ют последствия и что нужно серьезно относиться к Божьим стандартам. Вы можете найти более полное обсуждение это­го вопроса в работе К. С. Льюиса «Гуманистская теория на­казания» («The Humanitarian Theory of Punishment») в книге «Бог под судом» («God in the Dock»).

 

Послушание и уверенность

С самого начала нашего родительского опыта мы с Шэр заняли следующую позицию: если наши дети непослушны, то это наша вина. Мы хотели принять на себя ответственность родителей. Многолетние наблюдения за политикой дисцип­лины разных родителей или отсутствием таковой подтверж­дают, что принятое нами решение было правильным. И хотя, без сомнения, могут быть уникальные исключения, но, как правило, если дети непослушны, это ответственность роди­телей. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость» (Еф. 6:1). «Дети, будьте пос­лушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Гос­поду» (Кол. 3:20). Действительно, эти стихи обращаются к детям, но не является ли задачей родителей научить их это­му? И что также интересно, воспитание послушания вносит свой вклад в уверенность ребенка.

Я не раз наблюдал в супермаркете, как родители ругают своих непослушных детей с нотками обвинения в голосе, спрашивая: «Почему ты такой непослушный? Почему ты не слушаешь меня? Почему ты не делаешь то, что я тебе го­ворю?» Когда публично ругают непослушных детей, это не помогает ни добиться их послушания, ни выработать в них уверенность. Мне иногда хочется иметь способность вло­жить в уста тех детей следующие слова: «Потому что вы ни­когда не учили меня послушанию. Вы никогда не требовали этого от меня с постоянством». Когда дети знают, где прохо­дят границы дозволенного и что они нерушимы, они учатся с уверенностью действовать внутри них. Если они не знают, где проходят эти границы, тогда они ощущают нужду в том, чтобы найти их методом проб и ошибок. Поэтому неуверен­ные дети часто стараются попробовать все.

Четко определенные и твердо очерченные периметры приемлемого поведения являются большим вкладом в раз­витие уверенности и характера детей. Если будущие взрос­лые не научатся послушанию в раннем возрасте, это будет их серьезной проблемой на всю жизнь. Мамы и папы имеют огромную привилегию и ответственность воспитывать пос­лушных, ответственных, заботливых и зрелых граждан.

Пути Господни включают в себя как поведение, так и отно­шение. В нашей программе обучения и политике дисциплины мы пытались научить детей правильному поведению и пра­вильному отношению. Мы хотели, чтобы наши дети не толь­ко вели себя правильно, но чтобы они правильно думали. Это не означает, что они должны разделять наше мнение, но они должны были про­являть правильное отношение. Напри­мер, мы настаивали не просто на послу­шании, а на сознательном, добровольном и немедленном послушании. В таком слу­чае мы ожидали, что они будут говорить: «Хорошо, папа» или «Хорошо, мама». Если они ныли, мы требовали: «А теперь скажи все это снова, но без нытья в голо­се». Потом мы ждали, пока они не сдела­ют это правильно. Мы хотели, чтобы наши дети росли, зная, как быть послуш­ными добровольно и иметь отношения с их Небесным Отцом.

Ни один из наших сыновей не был слабаком. Мы не хо­тели, чтобы они были такими. Но мы хотели, чтобы сила их личности оставалась под контролем. Например, мы никог­да не позволяли им драться. Дети должны были выражать свою точку зрения, убеждая силой своих идей, а не за счет громкости голоса или большей физической силы. То, что мы уделяли время, желая научить сыновей послушанию, помог­ло развить их уверенность в себе. При обсуждении с ними каких-либо идей я до сих пор люблю наблюдать, как один из них, здраво рассуждая, бросает вызов моей идее.

 

Бог порядка

Ответственность и власть, которые родители имеют над своими детьми, исходит от Бога порядка. Бог хочет видеть порядок в семье, церкви и обществе даже сейчас, при сегодняшнем положении вещей на земле. Семья — это место, где впервые учат и утверждают Божий порядок. Когда дети по­кидают дом на день, чтобы пойти в школу, или на месяцы и годы в более поздний период, они несут с собой то поведение и отношение, которым они научились дома. Но существует и другая, более отдаленная причина для обучения послуша­нию и порядку.

Будучи сотворенными по образу и подобию Божьему, мы имеем огромные привилегии и ответственность, и, для того чтобы постичь их, нам нужно смотреть дальше нашей зем­ной жизни в жизнь вечную. Вопрос стремления стать высо­коэффективным христианином простирается гораздо даль­ше, чем вопрос о возможности провести вечность на небесах или в аду, хотя, конечно же, он включает в себя и этот факт. Бог готовит особую группу священников и царей, которые будут Его поклонниками и соправителями Его вселенной в вечности. Для того чтобы вечный план осуществлялся пра­вильно, нам нужно научиться послушанию в этой жизни. Если мы хорошо научимся послушанию и покажем себя до­стойными ответственности в этой жизни, тогда в следующей нам будет доступна вечная награда привилегии, владычества и самовыражения. Подготовка к исполнению мечты Божьей для каждого из нас, заключающаяся в том, чтобы мы стали высокоэффективными христианами, нашим лучшим «я», на­чинается с воспитания детей родителями. Тот самый риск, который и делает человечество уникальным по сравнению с животными, то есть свободная воля и способность к власт­вованию, делает обучение послушанию необходимым, а ро­дителям дана ответственность начать его.

 

Дружба с детьми

Быть другом детей и одновременно человеком, который их наказывает, — одно другому не противоречит. В предыдущей главе вы прочитали о сильной дружбе и утверждающей природе взаимоотношений, которые мы развили с нашими сыновьями. В этой главе я расскажу вам о практических спо­собах воплощения нашей программы дисциплины. Насколь­ко я могу судить, обе роли никогда не перемешивались в умах наших детей. Они никогда не чувствовали, что мы были не­последовательными. Они знали, что наше отношение к ним было направлено на утверждение, но когда их поведение тре­бовало того, наша роль автоматически менялась. Их «друг» становился исполнителем Божьего закона по отношению к ним, и все в одном лице. Позвольте мне объяснить это.

Моя роль «друга» и моя роль «судьи» никогда не мешали одна другой. Недовольство наказанием никогда не переноси­лось на время наших игр. Во время заседания суда они не пытались использовать элемент дружбы, чтобы получить снис­хождение. Если вы хотите быть другом вашим детям, то не думайте, что ваши шансы увеличатся, если будете слишком мягким в вопросах дисциплины. Ваша дружба будет глубже, если они будут ува­жать вас. «Притом, [если] мы, будучи на­казываемы плотскими родителями наши­ми, боялись их» (Евр. 12:9. В англ. версии «уважали их за это». — Прим. перев.). Их уважение к вам основывается не на том, что вы мягки, а на вашей цельности и справедливости. Цель­ность — это строгая последовательность между тем, что вы думаете, и тем, что вы делаете. Справедливость — это после­довательное и объективное утверждение четких и справед­ливых правил. Если вы последовательны и справедливы, то ваша роль судьи и главного исполнителя наказания никогда не будет мешать вашей дружбе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...