Воспитывайте послушных детей
«Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери». Прит. 10:1 Эта глава посвящена тому, как обучать и наказывать детей в дополнение к предыдущей главе по воспитанию уверенных детей. Эти два аспекта сбалансированных отношений между родителями и детьми — утверждение и дисциплина — работают вместе. Крепкая дружба, созданная утверждением, обеспечивает поддержку нашей программы обучения их путям Господним. Если дети не уверены в себе, причиной тому может быть недостаточное ободрение с вашей стороны. Что касается послушания, существует еще более прямая связь между постоянной, любящей и твердой дисциплиной и добровольным послушанием. Мы с Шэр заметили: то, что мы уважали каждого ребенка, радовались ему, любили и проводили с ним время, создало крепкую дружбу между нами, которая продолжается и сейчас, когда наши дети стали взрослыми. Предыдущая глава была посвящена приятным моментам, тогда как «лекарство» этой главы вносит серьезный вклад в «здоровье» той. Результаты уроков, описанных в этой главе, очевидны в жизни наших детей, поэтому дают мне смелость делиться ими. Малые дозы постоянного, любящего и твердого воспитания производят долгосрочную пользу. Ребенка можно сравнить с молодым деревом, которое заставили расти определенным образом, и когда оно уже становится большим деревом, то остается таким, каким его сформировали. Термин «наказание» используется намеренно. Наказание — это вопрос воплощения справедливости независимо от того, будет ли это тюрьма для преступника или шлепки для ребенка. Конечно же, здесь должно присутствовать и милосердие, но милосердие без справедливости является не только несправедливым, но и немилосердным. Исправительные учреждения не справились с задачей исправления, потому что они сделали нарушителя жертвой. Когда мы наказываем наших детей, мы учим их тому, что действия и выбор имеют последствия и что нужно серьезно относиться к Божьим стандартам. Вы можете найти более полное обсуждение этого вопроса в работе К. С. Льюиса «Гуманистская теория наказания» («The Humanitarian Theory of Punishment») в книге «Бог под судом» («God in the Dock»).
Послушание и уверенность С самого начала нашего родительского опыта мы с Шэр заняли следующую позицию: если наши дети непослушны, то это наша вина. Мы хотели принять на себя ответственность родителей. Многолетние наблюдения за политикой дисциплины разных родителей или отсутствием таковой подтверждают, что принятое нами решение было правильным. И хотя, без сомнения, могут быть уникальные исключения, но, как правило, если дети непослушны, это ответственность родителей. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость» (Еф. 6:1). «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Действительно, эти стихи обращаются к детям, но не является ли задачей родителей научить их этому? И что также интересно, воспитание послушания вносит свой вклад в уверенность ребенка. Я не раз наблюдал в супермаркете, как родители ругают своих непослушных детей с нотками обвинения в голосе, спрашивая: «Почему ты такой непослушный? Почему ты не слушаешь меня? Почему ты не делаешь то, что я тебе говорю?» Когда публично ругают непослушных детей, это не помогает ни добиться их послушания, ни выработать в них уверенность. Мне иногда хочется иметь способность вложить в уста тех детей следующие слова: «Потому что вы никогда не учили меня послушанию. Вы никогда не требовали этого от меня с постоянством». Когда дети знают, где проходят границы дозволенного и что они нерушимы, они учатся с уверенностью действовать внутри них. Если они не знают, где проходят эти границы, тогда они ощущают нужду в том, чтобы найти их методом проб и ошибок. Поэтому неуверенные дети часто стараются попробовать все.
Четко определенные и твердо очерченные периметры приемлемого поведения являются большим вкладом в развитие уверенности и характера детей. Если будущие взрослые не научатся послушанию в раннем возрасте, это будет их серьезной проблемой на всю жизнь. Мамы и папы имеют огромную привилегию и ответственность воспитывать послушных, ответственных, заботливых и зрелых граждан. Пути Господни включают в себя как поведение, так и отношение. В нашей программе обучения и политике дисциплины мы пытались научить детей правильному поведению и правильному отношению. Мы хотели, чтобы наши дети не только вели себя правильно, но чтобы они правильно думали. Это не означает, что они должны разделять наше мнение, но они должны были проявлять правильное отношение. Например, мы настаивали не просто на послушании, а на сознательном, добровольном и немедленном послушании. В таком случае мы ожидали, что они будут говорить: «Хорошо, папа» или «Хорошо, мама». Если они ныли, мы требовали: «А теперь скажи все это снова, но без нытья в голосе». Потом мы ждали, пока они не сделают это правильно. Мы хотели, чтобы наши дети росли, зная, как быть послушными добровольно и иметь отношения с их Небесным Отцом. Ни один из наших сыновей не был слабаком. Мы не хотели, чтобы они были такими. Но мы хотели, чтобы сила их личности оставалась под контролем. Например, мы никогда не позволяли им драться. Дети должны были выражать свою точку зрения, убеждая силой своих идей, а не за счет громкости голоса или большей физической силы. То, что мы уделяли время, желая научить сыновей послушанию, помогло развить их уверенность в себе. При обсуждении с ними каких-либо идей я до сих пор люблю наблюдать, как один из них, здраво рассуждая, бросает вызов моей идее.
Бог порядка Ответственность и власть, которые родители имеют над своими детьми, исходит от Бога порядка. Бог хочет видеть порядок в семье, церкви и обществе даже сейчас, при сегодняшнем положении вещей на земле. Семья — это место, где впервые учат и утверждают Божий порядок. Когда дети покидают дом на день, чтобы пойти в школу, или на месяцы и годы в более поздний период, они несут с собой то поведение и отношение, которым они научились дома. Но существует и другая, более отдаленная причина для обучения послушанию и порядку.
Будучи сотворенными по образу и подобию Божьему, мы имеем огромные привилегии и ответственность, и, для того чтобы постичь их, нам нужно смотреть дальше нашей земной жизни в жизнь вечную. Вопрос стремления стать высокоэффективным христианином простирается гораздо дальше, чем вопрос о возможности провести вечность на небесах или в аду, хотя, конечно же, он включает в себя и этот факт. Бог готовит особую группу священников и царей, которые будут Его поклонниками и соправителями Его вселенной в вечности. Для того чтобы вечный план осуществлялся правильно, нам нужно научиться послушанию в этой жизни. Если мы хорошо научимся послушанию и покажем себя достойными ответственности в этой жизни, тогда в следующей нам будет доступна вечная награда привилегии, владычества и самовыражения. Подготовка к исполнению мечты Божьей для каждого из нас, заключающаяся в том, чтобы мы стали высокоэффективными христианами, нашим лучшим «я», начинается с воспитания детей родителями. Тот самый риск, который и делает человечество уникальным по сравнению с животными, то есть свободная воля и способность к властвованию, делает обучение послушанию необходимым, а родителям дана ответственность начать его.
Дружба с детьми Быть другом детей и одновременно человеком, который их наказывает, — одно другому не противоречит. В предыдущей главе вы прочитали о сильной дружбе и утверждающей природе взаимоотношений, которые мы развили с нашими сыновьями. В этой главе я расскажу вам о практических способах воплощения нашей программы дисциплины. Насколько я могу судить, обе роли никогда не перемешивались в умах наших детей. Они никогда не чувствовали, что мы были непоследовательными. Они знали, что наше отношение к ним было направлено на утверждение, но когда их поведение требовало того, наша роль автоматически менялась. Их «друг» становился исполнителем Божьего закона по отношению к ним, и все в одном лице. Позвольте мне объяснить это.
Моя роль «друга» и моя роль «судьи» никогда не мешали одна другой. Недовольство наказанием никогда не переносилось на время наших игр. Во время заседания суда они не пытались использовать элемент дружбы, чтобы получить снисхождение. Если вы хотите быть другом вашим детям, то не думайте, что ваши шансы увеличатся, если будете слишком мягким в вопросах дисциплины. Ваша дружба будет глубже, если они будут уважать вас. «Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их» (Евр. 12:9. В англ. версии «уважали их за это». — Прим. перев.). Их уважение к вам основывается не на том, что вы мягки, а на вашей цельности и справедливости. Цельность — это строгая последовательность между тем, что вы думаете, и тем, что вы делаете. Справедливость — это последовательное и объективное утверждение четких и справедливых правил. Если вы последовательны и справедливы, то ваша роль судьи и главного исполнителя наказания никогда не будет мешать вашей дружбе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|