Создание атмосферы для разговоров
Лучшие разговоры, которые у меня были с сыновьями, не имели структуры и были неформальными. Если я сяду рядом с сыном и скажу, что хочу обсудить семь вопросов, и буду продвигаться по списку вопросов, атмосфера будет сильно отличаться от той, что возникнет, если я скажу: «Эй, давай поиграем с летающей тарелкой». В разговоре, который произойдет, когда мы играем и искренне наслаждаемся совместным времяпрепровождением, мы также сможем охватить и те семь вопросов, но в более расслабленной и естественной обстановке. Когда мальчики были младше, простые игры или задания сами создавали обстановку для непринужденного разговора. Позже нам нужно было делать это намеренно. Когда мальчикам было пятнадцать и шестнадцать лет, я, к их радости и удивлению, сказал, что если они хотят на накопленные ими деньги купить машины, то я разрешаю им сделать это. Я был готов зарегистрировать их на свое имя. Все расходы должны были покрывать они, а я помог с оформлением документов. Период времени между двумя событиями, когда они купили машины и покинули дом, был бесценным, и я с большим удовлетворением вспоминаю то веселье и работу, которую мы делали вместе. Первым шагом в процессе покупки автомобилей было принятие решения о том, какую машину выбрать. Они просмотрели объявления в газетах, мы съездили в несколько автомагазинов на семейной машине. Это значит, что я принимал участие в самом процессе, иногда сам задавал вопросы и отвечал на их вопросы. Мы обсудили такие вопросы, как падение цены и возможность привлечения механика, чтобы он проверил тормоза и другие части, даже если за это нужно будет заплатить. Мы также обсудили вопрос оценки машины в зависимости от количества миль, которое она еще сможет проехать, а не которое она уже проехала. Дэн купил выносливую подержанную «вольво», а Джоел — «ауди», обе машины могли проехать еще много миль. Оглядываясь назад на то время, я думаю, что это был прекрасный и естественный способ помочь молодым мужчинам развить способность делать покупки, оценивать и принимать достойные решения.
Обе машины требовали определенного ремонта. Я не считал, сколько драгоценных часов мы с Дэном провели, готовя его машину к покраске. Я не помню, о чем мы говорили, но я помню, что мы прекрасно провели время. Серебристая «ауди» Джоела тоже требовала некоторой внешней доводки. Мы многому научились, выбивая заржавевшие детали, латая, нанося защитный слой и восстанавливая ее. Когда мы завершили ремонт, машина выглядела прекрасно, и отношения отец — сын также были в отличной форме. «Ауди» гордо стояла на дороге возле нашего дома несколько недель в ожидании, когда Джоелу исполнится шестнадцать лет. И угадайте, кого он пригласил с собой в свою первую поездку на ней? Он пригласил меня. Сын завел двигатель и затем сказал: «Папа, давай помолимся». И когда Джоел молился, я слышал, как он посвящал машину, ее использование и общение Господу. Я был гостем в его машине и участвовал в его переживании. Хороший способ увидеть, как ценности переходят к следующему поколению. Мы обсуждали важные вопросы, но я не помню, происходило ли это в часы работы или в разговорах между ними. Но я помню, что никогда не жалел, что уделял необходимое время, чтобы помочь в ремонте обеих машин и укреплению взаимоотношений. Однажды уровень масла на «ауди» Джоела опустился слишком низко и двигатель повредился. Я знаю, сколько месяцев потребовалось Джоелу для того, чтобы собрать деньги на покупку машины. Я также знал, сколько еще месяцев ему потребовалось для того, чтобы собрать 900 долларов, необходимых для восстановления двигателя. И когда мы в один из холодных вечеров тащили его машину на тросе в мастерскую по ремонту, насколько я помню, я не давал никаких «мудрых» советов. Намного раньше я говорил с ним об уровне масла, замене его и давлении, но в тот вечер ему не нужны были мои напоминания, было слишком поздно для этого. Когда наши дети проходят через такие обучающие переживания, им не нужны лекции, им нужна помощь. Наша рука помощи без фраз: «Я же тебе говорил», — создает отношения, открытые для будущих уроков.
Летом 1985 года мы с мальчиками прошли вдоль хребта Чирисан (расстояние 120 километров) от пика Королевской чаши, где находился наш домик, к пику Тысячи королей, самой высокой горе Южной Кореи и обратно. Это заняло пять дней. Все это время мы несли наши рюкзаки, палатку, спальные принадлежности и еду. Мы разговаривали и смеялись большую часть времени, иногда ворча и стеная под тяжестью поклажи. Когда мы проснулись в последний день похода, шел мелкий дождь, мы собрались и шли весь день под дождем. У ребят развились твердость, выносливость, сотрудничество и способность ободрять, а также углубилась дружба между нами. О чем мы говорили? Я не помню, но я знаю, что сейчас, десять или одиннадцать лет спустя после того, когда ребята уехали из дома, они оба строят отношения со сверстниками, уважают людей всех возрастов, любят и ищут Бога и Его волю со страстью. Каким-то образом что-то передалось им в те часы, когда мы были вместе. Передача ценностей Так как ценности передаются естественным образом от одного поколения к другому, когда родители проводят время, играя со своими детьми, то мы должны сознательно уделять им достаточно времени. Когда мы поддерживаем хорошую дружбу, начавшуюся в ранние годы, а позже и проекты, интересующие подростков и соответствующие их дарам (а не дарам родителей), тогда происходит свободная передача идей и ценностей. Глубокие идеи и ценности передаются и впитываются через диалог без манипуляций, и обе стороны учатся. Отношение к ценности вечной души не может быть передано за одно мгновение. Верховенство, сила, величие и любовь Бога не передаются через короткие утверждения. Ценность духовной и физической чистоты и преимущества чистого разума, сердца и тела перед Богом не является чем-то, что легко перенимается. У человека, который живет по воле Божьей, имеет сильную веру и уверенность в верховенстве Бога, есть определенная сила, он знает, что Бог всегда рядом во время нужды, — все это передавалось через множество разговоров во время похода в горах и подъемах вверх на канатных дорогах. Разговоры в темноте горного домика, когда ветер шевелит деревья снаружи, являются хорошей возможностью передать эти великие ценности от одного поколения к другому. Ценность и практическая личная польза молитвы, знание того, что народы и жизни людей изменяются благодаря силе молитвы, — это те убеждения, в которых нужно утвердить каждое новое поколение верующих. Эти ценности передаются при обсуждении недопонимания, и когда родители и дети борются с проблемой невежливого соседского ребенка, и разговора с работником метро, который не понял ситуацию. Нужно время, чтобы научиться тому как приносить проблемы к Богу, вместо того чтобы разбираться с каждой обидой или проблемой самому.
Когда дети послушны, тогда мы можем доверять им. Когда мы можем доверять им, они заслуживают большей степени ответственности и свободы. Это прекрасные истины, и наши дети готовы учиться им, если мы желаем пройтись с ними и обсудить это. (В 10-й главе мы обсудим, что нужно делать, когда обучение послушанию требует больше, чем просто пройтись и обсудить.) Как новое поколение может научиться ценности вечных вещей и отвергать материалистическую, довлеющую неверующую культуру нашего времени? Передача этих ценностей является самой важной работой родителей, требующей много времени, терпения и сил.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|