Психоделика как литературное направление
Достаточно строгое научное определение психоделике-π (психоделике первого рода) можно дать следующим образом.
Психоделика - это направление в поэзии (и шире - в литературе), построенное на интуитивном применении иерархически структурированной многоуровневой архитектоники в сочетании с кумулятивным эффектом прецизионно сбалансированной системы приёмов суггестивного воздействия литературными средствами на читателя, совокупность которых обусловливает образование единого интратекстуального континуума, актуализирующего себя через эффект нелинейного усиления взаимодействия текста с читателем, проявляющий себя, в частности, через резкое повышение степени сопричастности читателя и общий рост вектора направленности текстового поля на читателя, вследствие чего у последнего возникают текстуально-индуцированные психологические модуляции различной продолжительности и интенсивности.
Психоделика использует ряд следующих приёмов и средств (при этом ими не исчерпываясь): взаимодействие и суперимпозицию нескольких параллельных эстетических и семантических матриц; поливалентную модальность эмоционально-оценочного компонента содержания текста; эффект нарушенного ожидания; сфокусированную и динамически организованную экспрессию; трансфиксию высокой напряжённости; эффект нелинейного уплотнения текста; парадоксальную логику; привлечение трансцендентальных концепций, выходящих за рамки интегрального грамматического строя языка.
Попытаемся сделать более понятным то, о чём идёт речь в этом определении. Прежде всего - что такое единый интратекстуальный континуум? Это некое поле, обладающее способностью улавливать читателя и удерживать его внутри, причём поле это образовано самим текстом, - другими словами, оно находится внутри текста, обладающего психоделическими свойствами. О природе этого поля говорить сложно, если не начинать заниматься откровенными спекуляциями, которые невозможно доказать даже косвенными методами, поэтому мы просто примем как аксиому, что некое поле неизвестной (возможно, непознаваемой) природы существует, и оно проявляет себя посредством возникающего при взаимодействии с читателем пси-эффекта.
Глядя на тот же феномен с другой стороны, можно сказать, что активное взаимодействие текста с читателем характеризуется прежде всего читательским восприятием, которое является функцией во времени. Представляя себе это восприятие в виде некой скалярной величины и не пытаясь рассуждать - в каких единицах его можно было бы измерить (идея сама по себе абсурдная), на умозрительном уровне можно принять, что восприятие текста - это такая характеристика читателя, которая может изменять своё условное численное значение (каким бы оно ни было) под действием текста. Суггестивные тексты способны усиливать силу восприятия их читателем; психоделические тексты не просто усиливают её, но делают это экспоненциально; другими словами, при чтении психоделических текстов функция восприятия растёт очень быстро, и именно это приводит к появлению пси-эффекта.
АКСИОМА: психоделика - литература, обладающая самой высокой суггестивностью из всех известных к настоящему времени текстов.
Восприятие можно вообразить в виде силы, воздействующей на читателя, находящегося в гравитационном поле текста. Чем психоделичнее текст, тем больше интенсивность создаваемого текстом гравитационного поля, - и тем мощнее, соответственно, сила, втягивающая в это поле читателя. Много раз говорилось, что читателю при чтении психоделических текстов не приходится над ними "работать"; - психоделика делает это за него. От читателя требуется лишь наличие достаточной восприимчивости (поскольку психоделические тексты ВСЕГДА селективны) к данному типу психоделики. Это, разумеется, не означает, что в психоделические тексты нельзя "вчитываться", - многие из них при внимательном прочтении "играют" намного сильнее, чем при беглом; кроме того, психоделический текст, прочитанный несколько раз (или читаемый вновь по прошествии какого-то времени), может вызвать у читателя более сильный отклик, чем при первом прочтении.
Серьёзных объяснений требует то место в определении психоделики, где говорится, что психоделика строится на интуитивном применении литературных приёмов суггестивного воздействия на читателя. Почему так важно подчеркнуть, что применение это интуитивное? Дело в том, что психоделическим методом невозможно пользоваться как конструктором, складывая по чертежам какие-то сооружения или машины, выбирая нужные кубики из коробки. Понимание того, каким образом функционируют скрытые механизмы психоделики, конечно, может (и должно) оказаться полезным любому достаточно профессиональному поэту, который потенциально способен писать насыщенные суггестивные тексты, но при этом те творческие уровни, с которых пишется любое состоявшееся психоделическое произведение, остаются в любом случае интуитивными и не могут быть смоделированы путём простых расчётов или формул.
Психоделику невозможно имитировать; именно с этим обстоятельством связан тот факт, что никто ещё не написал ни одной удачной пародии на психоделическое произведение: - это попросту невозможно. Можно имитировать почерк автора, его характерную стилистику, копировать архетипы используемых им образных рядов, однако главной чертой психоделического произведения является наличие в нём пси-эффекта, а этот эффект невозможно воспроизвести путём копирования с подстановками и заменами. Причина заключается в том, что любой пси-эффект возникает путём слаженной работы в тексте большого числа тонких волокон, и механистическая замена части из них на другие (пусть даже подобные) волокна сразу приводит к разрушению общей внутренней самосвязанности текста и к мгновенному ослаблению его психоделического потенциала.
О многоуровневой архитектонике будет рассказано в соответствующем разделе; иерархическая структуризация архитектоники означает, что в архитектонических слоях существует система однозначной подчинённости, которую нельзя нарушать. О кумулятивном эффекте также будет рассказано ниже. Что касается роста направленности вектора текстового поля на читателя, то легко понять, что речь здесь идёт не просто об интерактивном взаимодействии текстовой матрицы с читателем, а об эффекте того гравитационного поля текста, которое влияет на читателя, втягивает его в себя. Под текстуально-индуцированными психологическими модуляциями подразумевается пси-эффект, заключающийся в изменении состояния сознания читателя под воздействием текста.
Поливалентная модальность эмоционально-оценочного компонента содержания текста означает неоднозначность оценочных характеристик и выводов, или, лучше сказать, эмоционального отклика на текст. Психоделические тексты зачастую очень сложно описывать именно по этой причине; невозможно бывает сказать - какого рода чувства они вызывают из-за того, что чувства эти либо противоречивы, либо не раскладываются на сумму привычных эмоций и ощущений.
Взаимодействие и суперимпозиция параллельных матриц может быть приблизительно описана, как существование в тексте нескольких слоёв, состоящих из присущих им элементов, причём слои эти не смешиваются и не соединяются в один, а каждый существует по своим правилам. При этом читатель получает не "общий вид", где оба слоя уже наложились друг на друга и произошло их соединение, а дискретные картины каждого из слоёв, - таким образом, что их соединение происходит уже в сознании самого читателя, а не в собственно-тексте произведения. Остальные характерные приёмы и элементы психоделики, упоминающиеся в определении, будут объяснены в соответствующих разделах далее по тексту.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|