Вульгарная и репунсивная психоделика
Вульгарная психоделика - это ПРЕВРАТНО понимаемая психоделика, точнее говоря - то, что некоторыми подается и рекламируется под вывеской "психоделики", но на деле никакой психоделикой не является.
Подобное явление широко известно в мире дзен; дзенский учитель Вон Кью-Кит, проведший много лет в Шаолине, в одной из монографий пишет: " Из-за поверхностного понимания, искажения традиций, злого умысла и иных факторов некоторые люди, буддисты и не-буддисты, практикуют превратную форму дзен. " 5 Совершенно то же имеем в случае с психоделикой: превратное или поверхностное понимание, а также чрезмерная вера в силу собственного интеллекта, слишком часто толкают людей, интересующихся психоделикой, на ложную стезю - и они начинают выдавать желаемое за действительное, видеть психоделику там, где её отродясь не бывало, трактовать далёкие от психоделичности тексты как психоделические - для того, чтобы подтвердить собственные (albeit неверные) теории, и т.д.
Репунсивная психоделика - это тексты, где, в лучших традициях стёба, сломаны - либо фонетический строй речи, либо система образов, либо стилистика, либо синтаксис, либо семантика, а возможно и несколько сразу, - сломаны грубо и очевидно для читателя. Происходит это или заведомо, по желанию автора, или из-за неумения последнего писать иначе. Возможно, тексты такого рода представляют определённый интерес для структурных лингвистов, однако взаимодействовать с читателем на глубоких уровнях они не могут.
В действительности ни вульгарная психоделика, ни репунсивная психоделика - не в состоянии вызывать пси-эффект у читателей, а потому не могут считаться подлинной психоделикой. Репунсивная психоделика у искушённых читателей, как правило, вызывает смех, хотя читателями примитивными нередко принимается за чистую монету. Мне известно несколько образцов репунсивной психоделики, которые написаны настолько искусно, что могут вызывать пси-эффект особого рода - юмористического. Он весьма слаб, однако ощутить его можно. Но, разумеется, в этих случаях мы имеем уже не подлинно-репунсивную психоделику, а психоделику, умело маскирующуюся под репунсию.
Для любознательных, не нашедших лексико-семантического гнезда этого термина в словообразовательных словарях, спешим пояснить: не исключена вероятность того, что название "репунсия" в самом деле происходит от "репы" и призвано указывать, видимо, на некоторую своеобычную сермяжность подхода к поэзии у авторов соответствующих текстов. Возможна также этимологическая связь репунсии с "repugnance" (отвращение, брезгливость), а также с "repunching" (перепробивание или повторное пробивание чего-либо: перфокарт, мозгов, и т.п.).
Метод или направление?
Психоделика - достаточно сложное понятие, которое может означать (и означает) одновременно несколько связанных между собою вещей: 1.) это метод (в самом широком понимании слова), используя который автор может добиваться максимально-возможной степени воздействия собственных произведений на читателя; 2.) это тексты, получаемые непосредственно путём использования психоделики как метода; 3.) это направление в современной литературе, возникающее путём объединения психоделических текстов в единую совокупность, которая таким образом обладает некими схожими свойствами, чертами и характеристиками.
Обычно, значение термина "психоделика" однозначно следует из контекста разговора, в котором оно используется. Если мы говорим о взаимодействии психоделики с символизмом, то очевидно, что имеется в виду психоделика как направление. Если мы говорим о том, что в психоделике почти не используется мегаобразность и мегаметафорика, то речь идёт о психоделических текстах. Если говорим о том, что психоделика даёт возможность эффективно взаимодействовать с читателем даже на подсознательных уровнях, то речь идёт о психоделике как о методе.
3 "Оранжевый"
Две компоненты психоделики
Психоделика состоит из двух компонент: экспрессии и трансфиксии. Наглядно себе это можно представить обратившись к аналогии из геометрии: каждый произвольный вектор в плоской системе координат можно однозначно задать проекциями его концов на координатные оси; эти векторы, лежащие на осях, и называются компонентами. В нашем случае имеем следующее: любой психоделический текст обязательно включает в себя обе компоненты, экспрессивную и трансфиксивную, в каком-либо соотношении. Соотношение это не является строго определённой величиной для всего текста, а может меняться: в одних местах может превалировать экспрессия, в других - трансфиксия; при детальном анализе психоделических текстов такие подробности становятся видны достаточно ясно. Существуют также весьма редкие предельные случаи - когда можно считать, что одна из компонент на протяжении всего текста приближается к нулю, и тогда психоделический текст является "чистым" вариантом - экспрессии либо трансфиксии.
АКСИОМА: психоделика, не содержащая в себе ни компоненты экспрессии, ни компоненты трансфиксии, - невозможна.
Наличие в тексте экспрессии и/или трансфиксии является необходимым условием для того, чтобы текст считался психоделическим. Является ли это условие достаточным? Очевидно, что нет. Можно найти множество текстов, в которых эти компоненты (одна или обе) присутствуют, но сами тексты остаются при этом на уровне суггестивности, не становясь психоделикой.
Что такое психоделика?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1 С точки зрения литературоведения, психоделика - это направление в литературе, которое объединяет в себе любые написанные тексты с выраженной психоделичностью, другими словами - способные активно взаимодействовать с читательским восприятием.
Я много раз повторял в своих лекциях по поводу психоделики фразу о том, что она пуста, - подразумевая под этим не её эфемерность, а то, что она полностью свободна от любых идейных, этических и идеологических императивов. Она свободна от философий и от эстетических систем взглядов. Она свободна от религиозных или иных влияний и предпочтений. Почему? По той причине, что её центральный принцип находится вне сферы влияний вышеперечисленных факторов: она целиком подчинена поиску средств для усиления взаимной связи в диполе "автор - текст". Как только эта связь ослабевает, как только она становится подобной связи в "нормальном" (не-психоделическом) тексте, произведение утрачивает психоделичность и перестаёт относиться к направлению психоделики, а потому его дальше бессмысленно обсуждать в терминах, имеющих отношение к этому направлению.
Предельным случаем здесь является суггестия: именно она лежит между "обычным" литературным произведением и произведением психоделическим. Именно суггестивного типа произведения зачастую являются случаями "испорченной" психоделики. Что это означает? Дело в том, что психоделическое произведение намного проще "испортить", чем "не испортить", ибо оно строится на чрезвычайно изощрённой системе взаимоподдерживающих элементов, объединённых в теле текста при помощи необыкновенно прецизионно выверенной многоуровневой архитектоники. Если эти элементы где-то перестают работать синфазно, либо в архитектонике допущена ошибка, текст моментально начинает терять психоделический эффект - и становится обычной суггестией. Некоторые суггестивные тексты возможно превратить в психоделические - путём распознавания и устранения в них тех ошибок, которые были допущены авторами при их построении, особенно, если ошибок этих допущено не много, однако такая работа всегда очень кропотлива, и успех не может быть гарантирован.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2 С точки зрения поэтики, психоделику можно рассматривать как специфический метод (в широком смысле слова) для создания художественных текстов, заведомо ориентированных на максимально-высокую степень взаимодействия с читателем. В действительности, это не просто "метод", и даже не набор методов, а сложная система со множеством внутренних правил и взаимных согласований.
При этом, под "взаимодействием" понимается не только взаимодействие на эмоциональном уровне (что принципиально является задачей любой художественной литературы), но и взаимодействие на иных уровнях не-чувственной природы: на смысловом, на понятийном, на образном, на "надсмысловом", на трансцендентном наконец. Ключевым понятием при этом является "максимально-высокая степень" взаимодействия, поскольку, как уже сказано, почти любые художественные тексты предполагают КАКОЕ-ТО взаимодействие текста с читателем, пусть даже самое пассивное. Но если в не-психоделических произведениях этому взаимодействию отводится подчинённая роль, то в психоделических именно оно является целью (правильнее было бы сказать - сверхзадачей) написания текста. Это, разумеется, не означает, что автор психоделического произведения не ставит перед собой задачи - представить в своём произведении какую-либо идею (сюжет, как вариант) или образную систему; мы говорим лишь о том, что в психоделическом тексте эта идея должна активно взаимодействовать с читателем, активно воздействовать на его восприятие, - в противном случае текст не станет психоделическим.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3 С точки зрения взаимодействия читателя с текстом, психоделика - это некий, до сих пор мало исследованный, уровень глубокого контакта, при котором читатель становится частью текста, а текст - частью читателя. Такое взаимопроникновение, невозможное для не-психоделических текстов, и обусловливает феномен т. наз. пси-эффекта.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 4 Психоделика - это тексты с направленной энергетикой.
Рассматривая психоделические тексты с точки зрения известных литературных теорий, можно сказать, что они генетически связаны с текстами суггестивными, однако, по сравнению с суггестией, психоделика обладает намного большим потенциалом воздействия на читателя. Суть этого эффекта скрывается в кумулятивности. Что это означает? В обычных суггестивных текстах отдельные микрофрагменты текста, воздействующие на сознание читателя, разбросаны по текстовому полю более или менее хаотично, их плотность сравнительно низка, а потому - при чтении такого текста у читателя не возникает лавинообразного усиления сопричастности, а индуцируются лишь её отдельные вспышки, недостаточные для генерации пси-эффекта. В отличие от этого, в психоделическом тексте микрофрагменты, воздействующие на сознание читателя, расположены таким образом, что они усиливают друг друга, и в результате - при чтении такого текста возникает тот самый лавинообразный эффект, который и приводит к появлению пси-эффекта, выражающегося в очень быстром (иногда, почти мгновенном) изменении состояния сознания читателя.
Мы не станем здесь вдаваться глубоко в подробности того, что следует понимать под "состоянием сознания", однако, во избежание заведомо неправильных толкований, отметим, что эти "изменения состояния сознания" весьма отличаются от тех изменений, которые индуцируются наркотическими средствами или алкоголем. Почему они отличаются от последних? По трём причинам. Первое - эти состояния достигаются очень быстро и без всякого вреда для здоровья. Второе - они, как правило, непродолжительны. Третье - у достигшего этих состояний остаётся полный контроль над ситуацией и возможность быстро вернуть себя в исходное состояние сознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|