Принципиальные черты психоделики
Сейчас мы попытаемся перечислить и объяснить некоторые характерные особенности текстов, которые можно считать состоявшейся психоделикой. Почему я говорю "состоявшейся"? Дело в том, что многие тексты сложно однозначно классифицировать, ибо психоделика в них недостаточно яркая. Мне много раз приходилось объяснять интересующимся психоделикой, что психоделика мало похожа на гравюру: её нельзя представить в виде пространства, покрытого краской, - и пространства, оставленного без краски. Психоделика от не-психоделики отличается так же, как день от ночи: точно неизвестно, где провести между ними грань; понятно, что эта граница пройдёт во время сумерек, однако ранние сумерки - это почти день, а поздние сумерки - почти ночь. Тем не менее, никто не сомневается в том, что день отличается от ночи, пусть даже точную черту между ними провести невозможно. Примерно так обстоит дело и с психоделикой. Поэтому, говоря о "психоделических текстах", я обычно подразумеваю такие, где психоделика очень сильна, однако есть и другие, - те, где она выражена слабее, а есть и вовсе приближающиеся к суггестивным, - то есть, они вызывают у читателя какой-то отклик, но отклик этот слишком слаб для того, чтобы неподготовленного читателя целиком захватить, пусть даже на короткое время.
Имея это в виду, мы постараемся выделить несколько особенностей, свойственных большинству ярко-психоделических текстов, не претендуя на окончательную полноту этого списка. И ещё одно пояснение, чтобы избежать опасности неверного толкования: перечисленные ниже особенности могут присутствовать или НЕ присутствовать в тех или иных психоделических текстах. С большой долей вероятности можно сказать, что какие-то из перечисленных особенностей будут присутствовать почти в любом психоделическом тексте; другие могут быть проявленными лишь отчасти или отсутствовать вовсе. Каждый психоделический текст строится по индивидуальному плану, а потому конкретные черты и механизмы для него выбираются автором из крайне широкого, почти безграничного, арсенала, хотя большинство авторов, пишущих психоделику, и предпочитают ограничиваться более узким набором хорошо усвоенных ими приёмов, избегая варьирования в слишком широких пределах. Делается это чаще всего неосознанно, по принципу " пишу так, как само получается ".
В связи с этим, уместно будет привести цитату из одной из менее специальных работ Эко: " Когда писатель (и вообще художник) говорит, что, работая, не думал о правилах, это означает только, что он не знал, что знает правила. Ребенок отлично говорит на родном языке, но не мог бы описать его грамматику. Однако грамматик - это не тот, кто единственный знает правила языка. Их превосходно знает, хотя об этом не знает, и ребенок. Грамматик - единственный, кто знает, почему и как знает язык ребенок. " 23 В точности таким же образом авторы пишут аксидентальную психоделику. А даже и те, кто пытается писать психоделику намеренно, всё равно, как правило, не знают - как и почему они используют те или иные приёмы - из набора, приведенного ниже. Но это, как справедливо отметил Эко, не говорит о незнании ими этих приёмов, а лишь об их незнании того, что они их знают, - пусть даже подсознательно и не в полном объёме.
Важно понимать ещё и то, что не само по себе присутствие перечисленных ниже особенностей, как таковых, делает психоделический текст психоделическим; поэтому нет нужды - пытаться использовать их для создания таксономических классификаций или формальных определителей произведений - на предмет их психоделичности.
Характерные особенности психоделических текстов (не ранжированные по степени значимости): • смещение фокальной точки (или даже нескольких фокальных точек); • гиперреализм; • наличие нескольких несмешивающихся слоёв (пластов) в тексте; • присутствие акцентного (пуантизированного) или воронкообразно расширяющегося финала; • наличие реверсивных функциональностей внутри текста; • когнитивный волчок; • система контрапунктовой поддержки; • синусоидальная динамика развития текста; • эффект латерального смещения акцентуации; • высокая когерентность текстовой матрицы; • эффект нарушенного ожидания; • латентная или явная парадоксальность; • полифункциональность элементов текстовой структуры; • непрерывность (бесшовность); • аллотропность (полиморфность) текста; • эффект нелинейного уплотнения текста (без увеличения плотности метафорики или информационной составляющей); • точки кажущихся бифуркаций; • торсионный эффект; • интерференционные эффекты; • семантическая интерполяция; • эффект обратной перспективы; • использование разрыхляющих модулей; • самодостаточность.
В своих Камнях Венеции Раскин пишет, в главе под названием "Природа готики": " Я верю, что характеристиками и моральными чертами готики являются следующие, размещая их в соответствии со степенью важности: 1. дикость; 2. изменчивость; 3. натурализм; 4. гротеск; 5. жёсткость; 6. избыточность. Так эти характеристики выражаются применительно к зданию; по отношению к строителю их можно было бы выразить следующим образом: 1. дикость или грубость; 2. любовь к переменам; 3. любовь к природе; 4. расстроенное воображение; 5. упрямство; 6. щедрость. Изъятие любого одного или двух из них не сможет немедленно уничтожить готический характер здания, но изъятие большинства - сделает это. " 24 Нечто подобное можно было бы сказать и о перечисленных характеристиках психоделики: в произвольно взятом тексте далеко не все они будут присутствовать, но если в нём не обнаруживается хотя бы 4-5 из них, то текст едва ли будет психоделическим.
Ниже я постараюсь вкратце объяснить, что эти особенности означают и как именно работают, подробнее останавливаясь на тех, которые недостаточно инструктивны сами по себе.
Смещение фокальной точки
Смещение фокальной точки означает, что в процессе чтения (восприятия) центральная фокусная точка, вокруг которой группируется архитектура текста, претерпевает преобразование по ходу действия, что приводит к изменению характера взаимодействия с читателем - в том или ином направлении. Более сложные тексты, вмещающие одновременно несколько фокальных точек, также могут претерпевать подобные изменения, связанные со смещением некоторых из (или всех) этих точек в процессе развития сюжета - и, таким образом, вызывая очень сложные ощущения у читателя, воспринимающего такой текст.
Если фокальных точек становится слишком много, то, по аналогии с кинематографом, "плотность кадра" начинает заметно ухудшаться (поскольку становится излишне высокой), и такой же эффект может наблюдаться в художественном тексте, а при этом начинает очень существенно ухудшаться психоделичность текста в целом. Как конкретно это может проявляться? Всем нам известны тексты, в которые авторы пытаются вложить слишком много всего, пусть даже общая идея произведения это и позволяет; однако из-за чрезмерного количества "высвеченных" мест, точек концентрации, - у читателя возникает ощущение постоянных переходов с места на место, и это "выталкивает" его из текста, не позволяя последнему вызвать выраженный пси-эффект.
Гиперреализм
Смещение фокальной точки "на край полотна" (особенно когда таких точек несколько) нередко приводит к появлению в произведении черт гиперреализма. Несмотря на то, что сегодня не существует удачных и точных определений гиперреализма, даже в живописи, постараемся сформулировать - что он собой, в сущности, представляет. Это нечто вроде взгляда на мир через фасеточные глаза стрекозы, когда в поле зрения наблюдателя попадает некий участок "мирового поля" - и все детали этого участка, внезапно, проявляется вплоть до мельчайших подробностей, но при почти полном отсутствии перспективы, - ибо какая перспектива возможна при столь малой глубине резкости, которая позволяет увеличить разрешение обозреваемого участка пространства (или части объекта) почти до бесконечности?
Тот же эффект возникает при быстром перенесении взгляда из центра привычной композиции куда-то на её переферию, при этом позволяя зрению сфокусироваться именно там, "высвечивая" зоны, обыкновенно лежащие "вне резкости" восприятия. Что необходимо для того, чтобы гиперреализм проявился в тексте литературного произведения? Очевидно, что лишь одно: чтобы фокальная точка (или точки) располагались не "по центру полотна", - другими словами, чтобы они были периферийными, касались второстепенных сюжетных и композиционных линий и тем.
Нередко, черты гиперреализма очень удачно вписываются в психоделические произведения, придавая им дополнительную чёткость и объёмность, высвечивая подчас неожиданные задние планы. С другой стороны - избыточный гиперреализм очень быстро убивает психоделический эффект, переводя текст в разряд обычной суггестии, а потому - крайне желательно пользоваться им умеренно и никогда не делать основным " художественным средством выбора " при создании психоделического текста.
Несмешивающиеся пласты
Наличие нескольких несмешивающихся пластов в тексте, разумеется, не является прерогативой только психоделики. Однако в психоделических текстах эти слои (семантические, эмоциональные, образные) могут быть разнесены очень далеко, и способны зачастую присутствовать в весьма выраженных и ярких формах, а также отличаться одновременностью подачи, что в не-психоделических текстах случается нечасто.
Акцентный финал
Присутствие в тексте акцентного финала тоже, конечно, не является свойством, присущим исключительно психоделике, однако для психоделики характерно следующее: крайне редко сильные психоделические тексты не соответствуют одному из двух правил - финал в них либо акцентированный, пуантный, а возможен и более острый, прокалывающий, либо расширяющийся, в виде инверсированной воронки. Такая форма финалов позволяет максимально эффективно закончить текст, оставив у читателя долгое послевкусие от него. В случае акцентного финала, весь текст нередко пишется именно ради того, чтобы позволить такому финалу "сыграть" в полную силу, - тому самому последнему стиху или двум, а подчас - и того меньше: всего одной лексеме.
Рекуррентный финал
Одним из интересных и эффектных способов решения организации концовки в психоделическом тексте является рекуррентный финал, проявляющийся в том, что разные слои (семантические, композиционные или иные) текста заканчиваются не одновременно, а с определённым сдвигом, - как правило, на одну или две строфы (хотя возможны и иные варианты), причём построена эта система таким образом, что работает синфазно (в отношении читательского восприятия). Эффект, достигаемый таким механизмом повторённого (не в буквальном смысле) на разных уровнях финала, подобен эффекту от сложения волн, идущих в одной фазе, на поверхности водоёма: он приводит к более выраженному и амплитудному читательскому отклику. Важно помнить лишь о том, чтобы гомогенность и бесшовность текста, даже в местах прохождения отстоящих друг от друга локальных финалов, не нарушалась, иначе цель амплификации восприятия не будет достигнута.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|