Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несколько слов об анализе психоделических текстов




 

Хотелось бы подчеркнуть, что психоделика - это состоявшиеся тексты, а не тексты сырые, кривоватые и наспех слепленные из чего попало. Это тексты, которые работают в совокупности. "В совокупности" здесь означает то, что элементы или части текста могут быть по-отдельности хороши или не особенно хороши, но важно другое, а именно: что, работая в совокупности, они могут вызывать пси-эффект у читателя. Посему, выделять из них какие-то характерные черты и признаки - можно, но только условно, ибо психоделика не формальными признаками характеризуется, которые можно вычислить, измерить и взвесить. Она характеризуется способностью ВЛИЯТЬ НА ВОСПРИЯТИЕ читателя, - и до тех пор, пока это восприятие невозможно измерить и взвесить, психоделика (точнее - пси-эффект) тоже останется "неисчисляемой" величиной.

 

Неоднократно предпринимались попытки представления психоделических произведений, как суперимпозиции нескольких условно-независимых слоёв текста, объединённых в единую интерполирующую систему. Нельзя сказать, что такой анализ психоделических текстов не имеет под собой никаких оснований, - однако он довольно "crude" и механистичен. Его можно использовать как альтернативную форму анализа многих "готовых" психоделических произведений, однако он мало чем способен помочь авторам при попытках написания новой психоделики. Нужно отметить, что систематический структурный анализ до сих пор остаётся самым действенным методом при работе с психоделическими текстами. Практически в любом психоделическом тексте существуют сублиминальные незаполненные зоны, которые "достраиваются" самим читателем. Эти зоны могут иметь различную природу, но они всегда поддаются вычленению при анализе текста.

 

Фреймовый анализ также может использоваться для реверсивной инженерии некоторых психоделических текстов; при этом необходимо помнить лишь об одном: нежелательности прямого переноса на актуализированные оригиналы текстов тех шаблонов, что использовались для моделирования в контролируемых условиях. Это связано с тем обстоятельством, что любой психоделический текст пишется автором из изменённого состояния сознания, а не конструируется им в стерильной творческой лаборатории из готовых кубиков LEGO, сколь бы жизнеспособными такие элементарные кубики ни были, и сколь бы правдиво они ни передавали черты сходных элементов архитектуры работающего психоделического текста. Недавно было сделано интересное наблюдение: оказалось, что многие психоделические тексты сопротивляются концептуальному фреймовому анализу, - возможно, из-за нестандартности полевой структуры эксплицируемых концептов, ими генерируемых. 46 Такие феномены становятся объяснимыми, если вспомнить, что фреймовый анализ создавался для работы с литературными текстами совсем иной природы, нежели психоделические, - с текстами, далеко не столь самосогласованными и тщательно структурированными на нескольких уровнях.

 

Подходя с определённой точки зрения, психоделику можно понимать и таким образом, что это - произведения, способные взаимодействовать напрямую с нашим подсознанием, в обход возведённых сознанием (правильнее сказать - нашим вниманием) защитных механизмов, регулирующих (в частности - блокирующих) наши каналы восприятия. А это означает, что психоделику можно, помимо прочего, пытаться анализировать и с позиций принципиальных платформ взглядов Фрейда, Кречмера, Леонгарда и других теоретиков психоанализа (в широком смысле слова). Возможно, именно манипулируя нашими каналами восприятия, - скажем, перегружая их, но делая это незаметным для систем контроля образом, - психоделические тексты достигают пси-эффекта. Как бы то ни было, мы оставляем дальнейшие спекуляции по поводу выяснения причин работы пси-эффекта профессиональным психологам и психиатрам, ибо они слишком далеко выходят за рамки теории собственно-литературы, и в частности психоделики, которой посвящена настоящая работа.

 

Трансогенная психоделика

 

Трансогенной психоделикой называется определённое ответвление психоделики, для достижения пси-эффекта использующее преимущественно трансогенные факторы. Трансогенная практика всегда очень сильно зависит от ритмики текста и других трансогенных элементов, к которым относятся скважность (т.е. наличие пауз между словами или группами слов), спонтанная энергетика, гипногенность, эвокативность, присутствие ономатопических фрагментов, фонетический рисунок, а также некоторые другие.

 

Если мы говорим о зрительном восприятии текстов читателем (а не об их прослушивании), то здесь особенно важной оказывается ритмика текста, ибо именно она ближе всего подходит к парадигме трансовой речи, характеризующейся наличием двух обязательных элементов: отрезков беспаузной (бесскважной) речи и пауз. Воспользовавшись некоторыми концепциями Яковлева (которые можно найти в 5 главе его книги " Виртуальные миры трансового рисунка "), 47 мы вкратце отметим, что беспаузная речь поглощает внимание, однако плохо понимается - и слушающим, и говорящим. Паузы делают речь понятной и лёгкой для понимания. Однако есть и т. наз. трансовые паузы, которые несут в себе совсем иной смысл, нежели обычные - смысловые. Во время трансовой паузы "осознание [слушателя] отходит на второй план или отключается". 47

 

Любопытно, что Яковлевым принята гипотеза, что все трансовые состояния условно можно разделить на три группы: к первой относятся трансы, возникающие под влиянием скважности речи (т.е. - участков непрерывной речи, либо пауз, как небольших, так и затянутых); ко второй - трансы, возникающие в результате "интриги", заключающейся в "намеренной недосказанности" или "хорошо завуалированном абсурде"; в третью группу входят трансы, возникающие за счёт особой модуляции голоса говорящего. Если мы будем подразумевать исключительно работу с текстом, то от третьей группы можно избавиться сразу, от первой - частично (оставив лишь ритмику), а вторая группа и будет преимущественно представлять то, благодаря чему возникает пси-эффект у читателей. Разумеется, такая концепция в сравнении с теорией психоделики, представляемой в настоящей работе, выглядит весьма примитивно, однако я сам когда-то начинал с подобных же воззрений; мне тоже казалось, что психоделическое воздействие текстов держится преимущественно на эффектах скрытой парадоксальности и/или элементе некой неожиданности, особенно в финалах произведений. Мне потребовались годы наблюдений и многие тысячи прочтений психоделических текстов (включая и собственные), чтобы понять, что это лишь вершина айсберга - всего того, что может делать психоделика и на чём она строится.

 

Да, это правда: парадоксальность - скрытая или явная - присуща в той или иной мере почти всем психоделическим текстам. Однако, следует вспомнить, что она присуща также и почти всем хорошим стихам, а равно и является неотъемлемой частью любого глубокого взгляда на мир и на нас самих, - о чём свидетельствуют многочисленные работы как философов, так и христианских, суфийских и индийских мистиков. В XV главе своего, снабжённого комментариями и параллелями, неортодоксального перевода Бхагавад Гиты, Алан Джейкобс, глава Ramana Maharshi Foundation (UK), пишет: "Противоречия и парадоксы, которыми изобилуют высокие учения, имеют целью победу над концептуальным интеллектом. Бруно говорил: "Стены небес построены на парадоксе." Каждый кирпичик противоречий, добавленный к стене, дестабилизирует её - и [со временем] она коллапсирует, открывая путь к Просветлению. Если высказывание не имеет парадоксальной природы, может ли оно быть истинным?" 48

 

Возвращаясь к трансогенной психоделике, необходимо отметить её филогенетическую связь с заговорами, плачами и шаманским песнопениями. Скважность текста в этом случае обеспечивается выбором определённой повторяющейся (часто, заунывной) ритмики. Семантика таких текстов, обычно, крайне облегчена; чаще всего это стилизации под хорошо известные народные сказания или песни, насыщенные архетипическими образами и, нередко, архаизмами. Сбои ритма присутствуют редко (если вообще присутствуют); иногда используются усечения финальных стихов (строк) - для образования многотактовых пауз, которые в данном случае носят выраженный трансогенный характер. Стилистика таких текстов, как правило, выдержана ровной; порой настолько ровной, что начинает производить седативный (и едва ли не снотворный) эффект. Анахронизмы почти не используются, - с одной стороны, чтобы не портить однородности стилистики, а с другой - чтобы не разрушать целостности образных рядов.

 

Важно понимать, что такие тексты практически всегда обеспечивают сдвиг сознания слушателя/читателя вниз, - точно таким же образом, как это делают шаманские песни и шаманская музыка. Почему "вниз"? Дело в том, что это области сознания, где семантика задействуется слабо, а уровень трансовости очень высок, таким образом возникают состояния сознания близкие к сознанию животных, - собственно, животные тоже могут входить в подобные состояния сознания (достаточно вспомнить, например, легко поддающихся гипнозу при помощи простого ритмичного покачивания маятника крыс и кроликов), при которых происходит частичное (или даже полное) отключение высшей нервной деятельности, а мозг оказывается в некотором смысле замкнутым на себя.

 

Иногда такие состояния несут в себе выраженный терапевтический элемент, ибо психодинамика их такова, что при отключённой высшей нервной деятельности некоторые системы организма способны весьма эффективно сами себя восстанавливать или регенерировать (на чём построены многие new age техники самолечения), однако здесь всё зависит от правильных внешних и внутренних установок. Как бы то ни было, такие состояния (и такого рода пси-эффект) в корне отличаются от пси-эффекта, вызываемого не трансогенными психоделическими текстами, большинство которых перемещают сознание не вниз, а вверх, делают его лёгким - не вызывая никаких трансовых эффектов, проявляющихся в заторможенности или отсутствии моторных реакций, а также в неком подобии ступора.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...