40. Чехов о судьбах русской интеллигенции в пьесах «Иванов», «Дядя Ваня».
В России «интеллигенция»: включает в себя особую психологию, нравственные устои, образ мыслей, традиции «русского культурного слоя», образованного вначале из наиболее просвещенной части дворянства, затем включившего передовых разночинцев. Русская интеллигенция всегда находилась под влиянием какой-либо социальной идеи, могла жить исключительно идеей, отдаваясь ей без остатка. Интеллигенция стремилась обрести под ногами утерянную почву, вернуться в народ, к своим корням. Но идея сближения с народом, служения ему оказалась утопической. Интеллигенты, пришедшие на село, даже прожив там несколько лет, оставались чужаками. Душевное движение интеллигенции занимает одно из главных мест в творчестве Чехова. Принадлежа к этой социальной прослойке, считал интеллигенцию передовым классом, образованным, воспитанным, нравственным. Эти люди должны были стать опорой для страны, способствовать ее развитию и процветанию. Но такого не происходило. Интеллигенты в России – несчастные люди, забитые, неустроенные, не имеющие представления о реальной жизни. Писатель задается вопросом, что послужило причиной такой деградации, почему они одни из жалких, несчастных, смешных и нелепых. У них нет стержня, силы духа, которые требуются, чтобы сохранить в себе человека, неприспособленность героев к жизни, их нежелание понять источник собственных несчастий. В произведениях показывает ее отрыв от существующего государственного строя и образа жизни психологически, а от народа — культурно. Он описывает «поколения лишних людей». Стремится показать печальную участь интеллигенции, чтобы как-то повлиять, исправить хоть что-то. Вторая причина — отупляющий «труд без поэзии, без мысли». Акт самопожертвования интеллигенции. Эти люди не могут вырваться из обыденности глубинки, но стараются делать для улучшения жизни все, что в их силах. Им не хватает решительности в их действиях. Таковы сестры Прозоровы, барон Тузенбах из драмы «Три сестры».
Наибольшее раздражение вызывают омещанившиеся интеллигенты. Они впитали страсть к накопительству, мещанские вкусы, заносчивость, потеряли способность самостоятельно мыслить, видеть высокие цели человеческого существования. Чехов противопоставляет таким обывателям людей, ищущих деятельного счастья. Чехов не затрагивает революционной интеллигенции, рассматривает духовное развитие провинциальной интеллигенции с точки зрения наблюдателя-психолога. Писатель подчеркивает важность духовного начала. Большинство героев — люди с высокими идеалами. Они ставят перед собой трудные вопросы, но внутренняя нерешительность не позволяет им достичь цели и решить вопросы. Они обречены на одиночество в помыслах и делах. Лишь в некоторых героях Чехова сочетаются и душевная красота, и трудолюбие, и решимость. Наиболее яркие образы — доктор Астров («Дядя Виня») и Нина Заречная («Чайка»). Они нашли призвание, смогли вырваться из своего окружения, запрещающего неординарные личности, не потеряли ни трудолюбия, ни жажды поиска и деятельности. Близки к ним по духу Аня Раневская и Петр Трофимов из «Вишневого сада». Чехов рисует образы людей, «которые никуда не поместили свою совесть и были замучены ею». Николай Алексеевич Иванов, герой драмы «Иванов», не смог найти свое дело в жизни, огражденной от света мещанским бытом, но изменить свою жизнь, самого себя не пробовал. Внутренняя нерешительность сводит к нулю все стремления героев к полноценной жизни, и Чехов все более признает это. Подтверждение тому — дважды переписанная пьеса «Леший» («Дядя Ваня»). Во втором варианте писатель не оставляет героям никакой надежды на счастье и даже на малейшее удовлетворение собственной жизнью. Иван Петрович Войницкий становится совершенно не способным на поступки. Даже оскорбление не может заставить его уйти из добровольного услужения, на которые он потратил всю жизнь. Такова же и его племянница Соня. Однако все эти люди могут служить примером честности и самоотверженности.
«Иванов» (1887). Первая пьеса Чехова, поставленная на сцене. В фокусе пьесы стоит вопрос, как отнестись к человеку, который оказался подавленным пессимизмом, как болезнью времени. Всё построение пьесы свидетельствует, что к тому времени, когда она писалась, уже сложился некоторый тип «пессимиста», что около таких людей уже поднимались всякие толки и оценки, что Чехов в этих оценках многим был недоволен и пьесой желал заявить свой взгляд. В составе персонажей, в развитии и интриги в целом пьеса компонуется в том стремлении, чтобы обрисовать данный тип в тех чертах, которые автору казались существенными, чтобы отодвинуть и устранить некоторые ложные оценки и установить к этому явлению должное отношение. В центре Иванов, на нем сосредоточено обозначение свойств, которые составляют тип русского пессимиста: апатия, безволие, тоска, недовольство собою, раздражительность, сознание своей ненужности. Все другие персонажи повёрнуты к этому главному персонажу и обслуживают или цели оттенения свойств главного персонажа, или цели выражения ложно понимаемых оценок главного лица. Общество гостей Лебедевых (кроме Лебедева и Саши) — осуществляет точку зрения примитивной, наибольшей и грубой мещанской пошлости, которая истолковывает Иванова по собственной мерке, приписывая Иванову вереницу преступлений, в которых он неповинен. Львов, которого Иванов считает подлецом, осуществляет точку зрения интеллигента, в силу узости и предвзятости своих понятий, не способного разобраться в сложной страдающей психике. Чехов говорит не о самом счастье, не об общих возможностях его достижения или утраты, а лишь об одном человеке, о психологии и поступках человека, утратившего жизненную радость. Сам по себе вопрос о стоимости жизни, о её радостности или горестности, отсутствует.
Все сопоставления идут в плоскости разного понимания и этических оценок поведения человека, в силу каких-то условий подавленного этой болезнью. Пьеса показывает человеческий экземпляр, психология которого для своего времени для кого-то представлялась странной и спорной, и автор по своему пониманию объясняет её. Тут стояла только типологическая задача. Создание. Написана специально для театра Корша и там впервые сыграна. Чехов создавал пьесу как комедию, новаторскую, нетрадиционную, нарушающую каноны современной драматургии. Главный герой «обыкновеннейший человек, совсем не герой». Пьесу и героев не понял никто из актеров, кроме игравшего Иванова. В октябре 1888, готовя пьесу к публикации в «Северном вестнике» и к постановке в Александринском театре, Чехов значительно переработал текст. «Если и теперь не поймут моего „Иванова“, — писал он, — то брошу его в печь и напишу повесть „Довольно! “». Прежде всего, изменился жанр: комедия превратилась в драму, что повлекло за собой изменения и характеров, и стиля. Уже в этой пьесе появился художественный приём, которому предстояло составить своеобразие чеховской драматургии, — лирический подтекст: в I акте в текст роли Анны Петровны он добавил беззаботную песенку про «чижика», чтобы передать скрытый драматизм её внутреннего состояния. Он попытался объяснить, кто такой его герой: «Иванов, дворянин, университетский человек, ничем не замечательный; натура легко возбуждающаяся, горячая, сильно склонная к увлечениям, честная и прямая, как большинство образованных дворян. Но едва дожил он до 30-35 лет, как начинает уж чувствовать утомление и скуку. Он ищет причин вне и не находит; начинает искать внутри себя и находит одно только неопределенное чувство вины. Такие люди, как Иванов, не решают вопросов, а падают под их тяжестью. Они теряются, разводят руками, нервничают, жалуются, делают глупости и, дав волю своим рыхлым, распущенным нервам, теряют под ногами почву и поступают в разряд „надломленных“ и „непонятых“».
Вопреки опасениям Чехова, премьера в Александринском театре, состоявшаяся 31 января 1889 года, прошла с успехом, автору устроили восторженную овацию. Для сборника «Пьесы» 1897 Чехов внёс новые правки в текст «Иванова», небольшие изменения были сделаны и для издания в 1901. Станиславский вспоминал, что Чехов противился постановке пьесы: «„Иванова“ своего он не любил. „Даже и читать его не смейте“, — говорил он. Ставить его он просто-таки не позволял нам». Сюжет. Иванов остался без денег, и у него растащили имение. В то же время у него больна жена Анна Петровна. Местный врач Иванова доктор Евгений Константинович Львов подозревает у неё чахотку. А тут ещё ему делает наставление дальний друг Иванова Михаил Михайлович Боркин, который управляет его имением. Львов убеждает Иванова, что он должен поехать с ней в Крым, но, т. к. у него нет денег, тот решается на откровенный разговор с доктором. Понимая своё положение, Иванов решает съездить к Лебедевым, чтобы поговорить о векселе. Больная Анна Петровна уговаривает мужа остаться, но ему дома очень грустно, и он пытается убежать от жены. К тому же его просит взять с собой его дядя, граф Матвей Семенович Шабельский. Шабельский обещает племяннику за то, что он согласится взять его с собой жениться на дальней родственнице Лебедевых, помещице Марфе Егоровне Бабакиной, хотя Львов уговаривал его сидеть с Анной, чтобы та не скучала без мужа. С Анной Петровной остался доктор Львов. Но, несмотря на уговоры, Анна решает поехать к Лебедевым вслед за мужем и Шабельским. Львов отказывается от лечения, но, поддавшись уговорам доктора, Анна берет его с собой. Иванов приезжает к Лебедевым, вместе с ним приезжает его дядя, граф Шабельский. Туда же приезжает и друг Иванова Миша Боркин. Сами Лебедевы в это время вместе с гостями отмечают день рождения своей дочери Сашеньки. Среди гостей также Бабакина, Авдотья Назаровна и Косых У них есть нахлебник Егорушка и лакей Гаврила, у Иванова - лакей Петр. Между Ивановым и Сашей проявляется симпатия, которая вскоре переходит в интимные отношения. В гостях Иванову так же скучно, как и дома, т. к. он боится, что жена может его застать с ней. Саша, понимая его состояние предлагает ему руку и сердце. Иванов скрывает от себя, что влюбился в Сашу, но, боясь конфликтов с женой, несмотря на её болезнь, не может девушке ответить на чувства. Вскоре Анна Петровна застает мужа вместе с Сашей, и её поражает удар. Вместе с дочерью обиженный на свою жену Зинаиду Саввишну Лебедев приезжает в имение Иванова. Он решается на откровенный разговор с Ивановым, но тот ничем ему не может помочь, т. к. у него нет денег. Львов убеждает Иванова, чтобы он изменил своё отношение к жене. Анне Петровне становится с каждым днем все хуже и хуже, и Львов сообщает Иванову, что она скоро умрет. Сам Иванов понимает, что очень любит Сашу, и она решает откровенно с ним поговорить. Сам Иванов чувствует свою вину перед Анной и все свои грехи срывает на Боркина. Анна Петровна уличает мужа во всех грехах, понимая, что он её все это время обманывал. Иванов, чувствуя свою вину, в гневе высказывает то, что сказал ему доктор. Анну поражает удар, и вскоре она умирает. Саша признается отцу в том, что любит Иванова по-настоящему, и вскоре Лебедев решает выдать дочь замуж за Иванова. Бабакина была полна решимости выйти замуж за Шабельского, но получила отказ. Иванов также отказывается от Саши, т. к. он считает, что она ему не пара. В конце пьесы Львов решает вызвать Иванова на дуэль, но сам Иванов застреливается (в первоначальном сюжете Львов объявляет Иванова подлецом во время свадьбы, и он умирает от инсульта).
В «Дяде Ване» (1896) Чехов создает новый тип драмы. До него в центре было столкновение действующих лиц, идей или неразрешимых противоречий. В его произведениях бытовые будни становятся главным и единственным источником драматического конфликта. Ничего трагического в жизни героев не происходит, все они — кто в тоске, кто в бессильной злобе, кто в ленивой скуке, кто в праздности. Установившийся порядок жизни сделал их хуже, чем они могли бы быть. Люди опошляются, как доктор Астров, озлобляются, как Войницкий, деградируют, как Серебряков, пребывают в праздности, как Елена Андреевна, посвящают свою жизнь не заслуживающим того людям и при этом терпеливо несут «свой крест» до конца, как Соня. В результате становятся несправедливыми, равнодушными друг к другу, а главное — по отношению к себе. Тема пьесы: жизнь «маленьких» людей, с ее незаметными страданиями и самоотверженным трудом во имя чужого счастья, тема красоты, пропадающей понапрасну. Конфликт был навеян временем. В эпоху заката вдохновлявших и питавших чувство надежд, крушение идеалов, утрата уважения к молчавшим идеологическим вождям. Пьеса сосредоточивается на создании ситуации, которая с наибольшей яркостью представила бы ужас сознания ненужно утраченной жизни. Сущность взглядов Серебрякова, какими он увлекал раньше своих приверженцев вроде дяди Вани, Чеховым не раскрывается. Ему важен факт разочарования, факт, который был распространён в его время. На фоне общей серой унылости бесцветной интеллигентской обывательщины положение человека, утратившего ненужно прожитую жизнь, — это для Чехова было трагедией его времени. Тема разоблачения страшной бесплодности служения «избранным» личностям нашла острое, сильное выражение в «Дяде Ване». Ведь и бунт главного героя бесплоден потому, что он направляется против отдельной личности — той самой, служению которой он отдал все свои силы. Тема пропадающей, гибнущей красоты жизни является лейтмотивом пьесы. С точки зрения Чехова и его героев, только труд, творчество создают человеческую красоту. Поэзия труда и тоска по этой поэзии — вот в чем тайна обаяния героев и героинь Чехова. Каждый из героев пьесы страдает от неспособности или неумения изменить свою жизнь, каждый понимает, что поступает неправильно, но ничего не может с этим поделать. Разочарование, беспомощность и безысходность — основные настроения произведения. Маленький семейный конфликт перерастает во внутренний конфликт каждого героя с самим собой и не имеет разрешения. В итоге все остается по-прежнему. Доктор Астров, друг дяди Вани, говорит о жене Серебрякова, Елене Андреевне: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но... ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своей красотой — и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие... Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою». Это говорит Астров, увлекшийся Еленой Андреевной, Астров, для которого, как и для других чеховских героев, такое огромное значение имеет красота. Но в красоте Елены Андреевны он чувствует нечто оскорбляющее. Чуждая труду и творчеству и поэтому постепенно становящаяся чуждой самой жизни, опустошенная и опустошающая других, Елена Андреевна, разрушает все красивое, большое, человеческое, что встречается на ее пути. Она — хищница, которая сама не понимает этого. Она разрушила дружбу и возможную любовь Астрова и Сони. Разрушив чужое счастье, Елена Андреевна не способна создать счастье ни себе самой, ни Астрову. Она опустошает других бессмысленно, бесцельно. Страстно влюбленный в прелесть родной земли, в ее леса, сады, страдающий от того, что леса вырубаются хищнически, Астров говорит: «Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов пролегли шоссе, железные дороги, если бы тут были заводы, фабрики, школы, — народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! Везде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары... Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего». Он размышляет в разговоре с Еленой Андреевной: «Вот вы приехали сюда с мужем, и все, которые здесь работали, копошились, создавали что-то, должны были побросать свои дела и все лето заниматься подагрой вашего мужа и вами. Оба — он и вы — заразили всех нас вашей праздностью. Я увлекся, целый месяц ничего не делал, а в это время люди болели, в лесах моих, лесных порослях, мужики пасли свой скот... Итак, куда бы ни ступили вы и ваш муж, всюду вы приносите разрушение... и я убежден, что если бы вы остались, то опустошение произошло бы громадное». Но и Астров тоже представляет собой образ гибнущей красоты. Красота Астрова, его прекрасный внутренний и внешний образ разрушаются жизнью. Уезжает из имения Серебряков с Еленой Андреевной. Уезжает Астров, навсегда уходит он из жизни Сони. Но все уже стало по-другому в их жизни. Навсегда ушли из нее надежды. Герои этой пьесы, как и других у Чехова, много говорят, думают, спорят. Но это тот спор, в котором не рождается истина. Положение восстановлено, но это оставляет отпечаток трагичности, потому что вместе с этим навсегда уходит из жизни этих людей надежда на лучшую осмысленную жизнь. Чехову удалось в финале «Дяди Вани» выразить ту красоту человеческого горя, которую, по его словам, «не скоро еще научатся понимать и описывать и которую умеет передавать, кажется, одна только музыка». Упоминание этой чистой светлой и изящной жизни, о которой тоскуют герои — некий идеал, которого не знает и сам автор. Он только дает понять, что те, кто честно трудится и живет жизнью простого человека, заслуживают иной доли. Сюжет. Дядя Ваня и его племянница Соня всю свою жизнь работают не покладая рук для чужого счастья: для того, чтобы создать материальное благополучие отцу Сони, профессору Серебрякову, которого они привыкли считать талантливым, передовым, большим ученым. Серебряков, уже отставной профессор, женат вторым браком на молодой красивой женщине. Его первая жена, мать Сони и сестра дяди Вани, умерла уже давно. Имение, где трудятся дядя Ваня и Соня, принадлежало покойной матери Сони. Теперь оно принадлежит Соне. В течение 25 лет дядя Ваня трудился для того, чтобы погасить долг отца и привести расстроенное имение в порядок. 25 лет работал он, «как самый добросовестный приказчик», получая нищенское жалованье от Серебрякова и высылая ему в столицу весь доход, чтобы тот мог спокойно писать свои труды и ораторствовать с кафедры. Проза повседневных хозяйственных дел, ночи, отданные переписыванию бумаг, переводу книг для профессора, полный отказ от личных радостей, нищенское жалованье — все это было освящено в глазах дяди Вани и Сони высокой целью. Их вдохновляла мысль, что, служа ученому, они служат науке, культуре, прогрессу — общей идее. Дяде Ване 47 лет. Он — нищий, никогда не знал ни радости, ни отдыха. И вот теперь, когда его лучшие годы уже прошли, у него открылись глаза на ужасную правду. Он понял, что отдал лучшие годы, молодость, всего себя на служение ничтожеству. Он увидел, что его кумир — просто напыщенная бездарность, набитая претензиями и самомнением. Избалованный легко давшейся ему карьерой, любовью женщин, работой на него дяди Вани и Сони, Серебряков бездушен, эгоистичен. Он ни разу не поблагодарил дядю Ваню, не прибавил ему ни копейки к его жалованью. Приезд Серебрякова в имение нарушает весь трудовой порядок. Профессор тиранит всех своими капризами. Все в доме вынуждены заботиться только о нем. Дядя Ваня переживает тяжелое состояние человека, которому под старость пришлось убедиться в бессмысленности прожитой жизни. Так он приходит к своему трагически запоздалому «бунту». Он как будто требует обратно свою загубленную жизнь. Влюбляется в жену профессора. Впервые в жизни начинает пить. Его удручают мысли о том, что все потеряно, жизнь пропала. Профессор объявляет о своем проекте: продать имение, чтобы на вырученные деньги он мог жить в столице. Дядя Ваня потрясен. Мало того, что он отдал все свои средства и всю свою жизнь Серебрякову. Теперь, когда он стал стар, его вместе с Соней в благодарность за все гонят из родного угла. «Бунт» дяди Вани заканчивается выстрелом в профессора. После этой кульминации дядя Ваня еще лелеет мысль о самоубийстве, но затем, под влиянием нежной и кроткой Сони, он возвращается опять к своему труду — все на того же Серебрякова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|