Будущее России представлено образами Ани и Пети Трофимова.
Будущее России представлено образами Ани и Пети Трофимова. Ане 17, она порывает со своим прошлым и убеждает плачущую Раневскую, что впереди целая жизнь: « Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу». Будущее неясно, но оно увлекает и манит чисто эмоционально, как всегда привлекательна и многообещающа молодость. Образ поэтичного вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, — это мечты и надежды самого автора на преображение России, на превращение ее в будущем в цветущий сад. Аня осуждает мать за барскую привычку сорить деньгами, но она лучше других понимает трагедию и сурово отчитывает Гаева за плохие слова о матери. Привлекательны ее решимость и энтузиазм, но они грозят обернуться разочарованием судя по тому, как безоглядно она верит Трофимову и его оптимистическим монологам. В конце второго действия Аня обращается к Трофимову: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад». Трофимов отвечает ей: «Вся Россия наш сад». Петя Трофимов, как и Аня, представляет Россию молодую. Петя говорит чаще всего не от себя — от имени нового поколения России. Сегодняшний день для него — «грязь, пошлость», прошлое — «крепостники, владевшие живыми душами». Трофимов — из чеховских интеллигентов, для которых вещи, десятины земли, драгоценности, деньги не представляют высшей ценности. Он «силен и горд» тем, что свободен от власти житейского, материального, овеществленного. Там, где Трофимов говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой, автор ему сочувствует. При «положительности» образа он вызывает сомнение именно как положительный, «авторский» герой: он слишком литературен, слишком красивы его фразы о будущем, слишком общи его призывы «работать».
«Новые люди» — Аня и Петя Трофимов — также полемичны по отношению к традиции русской литературы, как и чеховские образы «маленьких» людей: автор отказывается признавать безусловно положительными, идеализировать «новых» людей только за то, что «новые», что они выступают в роли обличителей старого мира. Время требует решений и действий, но Трофимов на них не способен, и это сближает его с Раневской и Гаевым. К тому же на пути к будущему утрачены человеческие качества: «Мы выше любви», — радостно и наивно уверяет он Аню. Раневская справедливо упрекает Трофимова в незнании жизни: «Вы смело решаете все важные вопросы, но, скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса? » Петя Трофимов и Аня не являются выразителями некоей определенной программы переустройства будущей России, они символизируют надежду на возрождение России-сада.
39. Пьеса Чехова «Три сестры». Ее жанровое своеобразие, конфликт, герои. «Три сестры» (1900) — одна из самых известных пьес Чехова. Пишет специально для Художественного театра, где 31 января 1901 и прошла премьера драмы. Она мгновенно завоевала любовь зрителей. В пьесе Чехов поднимает важные проблемы, главной из которых была проблема ориентирования человека в жизни. Эта тема отчетливо прослеживается на протяжении всего произведения, повторяется в размышлениях, спорах, поступках героев. Источником конфликта является мотив одиночества современного человека в своей семье, среди людей, которых он любит и которые любят его. Это отсутствие родственной души, которая понимала бы все душевные настроения, которой были бы близки надежды и мечты.
В пьесе Чехова все герои - сестры Прозоровы, их брат Андрей, друзья их дома – разобщены и одиноки, несмотря на то, что они любят друг друга. Эти герои беспомощны: они не могут понять ни себя, ни окружающих. Важное место занимают проблемы семьи и любви, именно вокруг них действуют все герои. Но главным остается вопрос: «Как жить? » В первом действии звучат радостные слова Ирины: «Когда я сегодня проснулась, встала и умылась, то мне вдруг стало казаться, что для меня все ясно на этом свете, и я знаю, как надо жить». Ирина грезит о счастливом будущем не только для себя, но и для всех людей, но ничего пока не делает для этого. Но наивность этих слов выясняется уже в следующем действии: «Но оказалось все вздор, вздор! ». Свои мечты и у Ольги, которые тоже оказываются несбывшимися. Ольга работает учителем в гимназии. Она хороший преподаватель, ее ценят и учителя, и ученики. Но, кроме этого, у героини в жизни ничего нет. Постепенно она превращается в старую деву. Разочарована и Маша. Ей казалось, что она нашла нужного человека. О муже она говорит: «Он казался мне тогда ужасно ученым, умным и важным. А теперь уж не то, к сожалению». О Вершинине Маша отзывается: «Он казался мне сначала странным, потом я жалела его, потом полюбила». А в конце пьесы говорит: «Неудачная жизнь. Ничего мне теперь не нужно…». Сходны с этим мысли Андрея: «Когда я женился, я думал, мы будем счастливы, все счастливы… Но боже мой... (плачет)». Кроме того, героини несчастливы и оттого, что несчастлив их брат. Этот талантливый человек не может реализовать свои способности в их городке, он мечтает преподавать в московском университете. Несчастлив Андрей Прозоров и в браке. Его жена – мещанка в худшем смысле этого слова, которая неспособна понять своего мужа, разделить с ним его интересы. Растерянность, разочарование, осознание обманутости объединяет всех главных героев пьесы. Их разрозненные возгласы сливаются воедино: «как идет время», «что если бы начать жизнь снова», «как обманывает жизнь», «жизнь промелькнула, как молния». Стремление сестер «В Москву! В Москву! » и его неосуществимость становятся в пьесе символом обманутых надежд. Это город их воспоминаний и иллюзий, героини считают его своим спасением.
Герои несчастливы, но смысл не сводится к изображению несчастливой жизни несчастных людей. Автор позволяет увидеть, проникнуть в причины несчастий своих героев. Своеобразие конфликта заключается в том, что, сталкивая разных героев или группы героев, автор настаивает, что все они связаны, хотя и скрытно. Многие герои одновременно и сами являются несчастными, и являются причиной несчастья других. Поэтому Наташа, Соленый, Чебутыкин, Кулагин не противостоят остальным героям. У каждого из них свое представление о счастье, своя жизненная программа. И каждый из них пытается донести свою «правду» до остальных. Но другим «правда» кажется или смешной, или глупой, или странной. И встречает со стороны окружающих насмешку, грубость или равнодушие. У героев происходит непонимание друг друга. Каждый поглощен своим взглядом на вещи, не способен понять точку зрения другого. Тузенбах говорит Ольге: «Такой вы вздор говорите, надоело вас слушать» на ее откровение о том, как она была бы счастлива не работать и выйти замуж. А когда Ольге о своей любви будет говорить Маша, уже Ольга назовет это глупостями. Тузенбах, мечтающий работать и найти взаимность у Ирины, постоянно наталкивается на ее холодность. Еще холоднее Ирина отвечает на признание Соленого в любви. Автор говорит о мнимости священных форм: о семье, о детях, об интеллигентской вере в труд, в страдания ради будущих поколений. Разговоры героев о будущем, о смысле жизни, о необходимости веры в счастливое будущее находятся в контрасте с нелепостью их реального положения, с их повседневным поведением. Именно здесь автор показывает проявление иронии жизни. Но к концу пьесы становится ясно, что все споры, мечты, надежды – это необходимая часть жизни этих людей. Вопреки всему им «хочется жить». И пока остается у героев это желание жить, столь же естественно для них и стремление верить, пытаться заглянуть в будущее. В этом и заключается своеобразие конфликта пьесы. Все сложные, общечеловеческие, казалось бы, неразрешимые конфликты между героями сводятся к простому желанию « Жить! ». Это позитивное отношение к будущему особенно ценно в пьесе.
Сюжет. Три сестры, Ольга, Маша и Ирина, дочери недавно умершего генерала Прозорова, живут вместе с братом Андреем в одном из северных губернских городов России. 11 лет назад сёстры приехали туда из Москвы и до сих пор полны воспоминаний о ней – там прошло их радостное детство. Ни одна из сестёр не чувствует себя счастливой. Старшая, 28-летняя Ольга, преподаёт в гимназии для девочек, а по вечерам даёт уроки. Работа сильно утомляет её: Ольга чувствует, как из неё «выходят каждый день по каплям и силы, и молодость». Маша состоит в супружестве с гимназическим учителем Кулыгиным, человеком неглупым и деятельным, но приземлённым, сухим, хватающим через край дисциплиной. Когда-то Маша вышла за Кулыгина, потому что он казался ей чрезвычайно умным, но с годами она всё больше разочаровывалась в муже. Ирина, младшая, не работает. Она страдает от бездеятельности, отсутствия смысла жизни и мечтает трудиться «в поте лица» на пользу людям. Скука и пошлость окружающего порождают в сёстрах желание изменить к лучшему свою судьбу, обрести новое, счастливое бытие. У них представление о таком связывается с образом Москвы, где прошли их первые, безмятежные годы. Сестры верят, что возвращение туда вдохнуло бы в них иную душу. Наивный, но горячий призыв «в Москву! » многократно повторяется всеми тремя на протяжении пьесы, делаясь для них как бы путеводной звездой. Действие 1. Ирина празднует день рождения – ей 20. В дом собираются знакомые сестёр. Это в основном офицеры, ранее служившие в батарее с их покойным отцом. Среди них – пожилой, добрый, старчески-сентиментальный военный врач Чебутыкин; романтичный и пылкий поручик Тузенбах, из рода обрусевших немцев; странноватый и мрачноватый штабс-капитан Солёный, который испытывает в обществе сильную скованность, становясь от неё вызывающе-агрессивным и постоянно отпуская глуповатые, деревянные шутки. К сестрам впервые приходит с визитом новый батарейный командир, подполковник Вершинин. Этот до восторженности искренний и чистый человек несчастен в семье с полусумасшедшей женой, которая то и дело разыгрывает попытки самоубийства. Вершинин не может расстаться с супругой, так как имеет от неё двух совсем юных дочерей. Брат сестёр, Андрей, – разносторонний, талантливый человек, который много занимается и читает, мечтая стать учёным. К своему несчастью, влюбляется в неумную, корыстную девушку Наташу, она запоминается пристрастием к странным, броским нарядам и неумением вести себя.
Действие 2. Брат сестёр, Андрей, женится на Наташе, и эта глупая, но хитрая женщина, родив ребёнка, начинает забирать в руки весь дом. Семейные заботы напрочь рушат прежние планы Андрея о научной карьере. Ему приходится поступить на должность секретаря земской управы, почти без всяких дальнейших перспектив. Председатель земства, Протопопов, помыкает Андреем, заваливает его работой, а сам сводит всё более близкое знакомство с его податливой женой. С горя Андрей заводит тесную дружбу со старым пьяницей, доктором Чебутыкиным, начинает играть в клубе и проигрывает крупные суммы. Вершинин всё так же несчастен в семье. Ища отдушины, увлекается средней из сестёр – замужней Машей. Маше тоже нравится Вершинин – идеалист, совершенно не похожий на её сухого, вечно озабоченного мелочами супруга Фёдора. Однако отношения пока не заходят дальше словесных любовных излияний с его стороны. Вершинин ищет утешения от семейных несчастий и в радужных мечтах о прекрасной жизни, которая наступит через двести или триста лет. Стараясь скрасить пошлую повседневность, внушает себе и другим: мы страдаем, но наши тяготы имеют свой смысл. Они нужны для счастья потомков, поэтому не следует роптать. Ольга учительствует в гимназии, жалуется на заботы, усталость и непрерывные головные боли. Младшая сестра, Ирина, грезившая о полезном труде, поступает работать на телеграф – и не получает на этой скучной, монотонной должности чаемого удовлетворения. В Ирину влюблён Тузенбах, который подаёт в отставку из армии, считая себя малопригодным для военной службы. На гражданском поприще, как Ирина, мечтает трудиться так, чтобы по вечерам падать в постель от утомления. У Тузенбаха появляется опасный конкурент. В Ирину влюбляется вздорный штабс-капитан Солёный. Получив от неё отказ, этот человек говорит, что не потерпит счастливых соперников и убьёт того, кто им станет. Три сестры по-прежнему мечтают изменить жизнь и убеждают себя, что для этого достаточно лишь переехать в Москву. Действие происходит зимой, после новогодних праздников. Сестры приглашают в дом гостей и ряженых, но их нудная невестка Наташа велит ряженых не принимать, а гостям – разойтись побыстрее якобы из-за болезни её младенца-сына («Бобика»). Наташа начинает выживать Ирину из её комнаты, говорит, что туда хорошо бы перевести Бобика из холодной и сырой детской, а Ирина пусть поселится в одной комнате с Ольгой. Выдворив из дома всех гостей, Наташа уезжает кататься в тройке с бубенцами, на которой подъехал к дому председатель земства Протопопов. Действие 3. В городе, где живут три сестры, происходит пожар, сгорает целый квартал. Погорельцы толпятся у дома сестёр. Ольга вынимает из шкафа платья, юбки, кофты и всё отдаёт обездоленным. Скупая Наташа недовольна такой щедротой и тем, что сёстры пускают погорельцев в дом. Прямо во время пожарного шума и хлопот она заводит с Ольгой разговор про старую няньку Анфису, которая прослужила в семье сестёр уже 30 лет. Теперь престарелая Анфиса не может работать, Наташа требует отослать «старую хрычовку» в деревню. Ольга глядит на невестку непонимающими глазами. Доктор Чебутыкин вновь начал пить. К сёстрам приходит Вершинин, который вместе с солдатами тушил пожар и сумел спасти от огня очень многое. Дом самого Вершинина едва уцелел, его маленькие дочери уже выбежали на улицу в одном белье. Потрясённый ужасными картинами пожара, Вершинин опять начинает философствовать, рассуждает о тяготах жизни и о том, как счастливо и светло станут жить люди через 200-300 лет. Маша смотрит на него с любовью. Барон Тузенбах находит должность на кирпичном заводе и думает воплотить в жизнь свои давнишние мечты о самоотверженном труде. Барон делает предложение Ирине и зовёт её ехать с собой на завод. Ирина служит не на телеграфе, а в городской земской управе, но и там рутинная работа не приносит ей счастья. Ирина не чувствует любви к Тузенбаху. Барон – добрый и порядочный человек, но он очень некрасив. Ольга советует Ирине выйти за него. Та тоскует, колеблется, опять, как и раньше, умоляет Ольгу «уехать в Москву», но под конец соглашается с её советом. Сближением Ирины с бароном сильно раздосадован её прежний неудачливый поклонник – мстительный Солёный. Андрей под влиянием жены совсем измельчал. В пух и прах проигравшись в карты, задолжав огромную сумму, он заложил дом, где живёт с сестрами. Этот дом принадлежит не ему одному, а им четверым, однако Андрей заложил его в одиночку, а все полученные под залог деньги забрала Наташа. Наташа изменяет Андрею уже открыто. Весь город сплетничает насчёт её связи с главой земской управы Протопоповым, только муж делает вид, что ничего не знает. Замечая на себе осуждающие взгляды сестёр, Андрей приходит к ним объясняться. Вначале он пробует доказывать: Наташа – прекрасный человек, его теперешняя служба в земстве ничуть не хуже учёной карьеры, а заложить дом он имел полное право. Но посреди убеждений Андрей вдруг начинает плакать и сам просит, чтобы сёстры не верили ему. Проходит слух, что артиллерийскую бригаду и всех её офицеров скоро переведут из города куда-то далеко. Это лишит сестёр многих старинных знакомых и прервёт любовную связь Маши с Вершининым, которая уже – в полном разгаре. Действие 4. Артиллерийская бригада покидает город, уходя в Польшу. Три сестры прощаются со знакомыми офицерами. Проходит слух о ссоре, состоявшейся на бульваре у театра между Солёным и Тузенбахом. Ирина и Тузенбах должны завтра венчаться и завтра же уезжать на кирпичный завод. Солёный, ненавидя Тузенбаха как удачливого соперника, постоянно заводил с ним в перепалки и у театра довёл дело до вызова на дуэль. Она должна состояться сегодня, в роще за рекой. Солёный разыгрывает роль бретёра, похожего на Лермонтова. Для него это уже третий поединок. Ирина не знает подробностей дуэли, но по смутным новостям чувствует: надвигается что-то нехорошее. Она только что выдержала экзамен на учительницу и после переезда на кирпичный завод думает работать в школе. Ирина вновь надеется, что смена места и должности откроет для неё новую, полную смысла жизнь. Приезжает Ольга, которую назначили начальницей гимназии. Теперь она живёт на казённой квартире. Ольга забрала туда с собой и старую Анфису, которую выживала из дому Наташа. Любовник Наташи, Протопопов, уже открыто ходит к ней – якобы для того, чтобы «сидеть с маленькой Соней», чьим отцом он, по-видимому, и является. Андрей всё терпит, усиленно внушая самому себе, что его жена – порядочный и добрый человек. Эти самовнушения не всегда помогают. Доктор Чебутыкин, покидающий город вместе с другими артиллеристами, советует «надеть шапку, взять в руки палку и уходить». В доме показывается Тузенбах, который спешит на дуэль. Он хотел попрощаться с Ириной на случай своей возможной гибели, но боится говорить ей о поединке. Их расставание выходит суховатым и скомканным. Как врач на дуэль позван Чебутыкин. С батареей убывает в Польшу Вершинин. Он приходит в дом трёх сестёр, чтобы попрощаться с Машей. Она и он застывают в долгом поцелуе. Вершинин спешит уйти, чтобы не растрогаться окончательно. Мысли Маши путаются, она пьёт от волнения воду. В этот момент в роще за рекой раздаётся глухой выстрел. Ожидая выселения из дома последней из сестер, Ирины, Наташа в их присутствии уже строит планы вырубить прилегающую к дому еловую аллею и насажать везде цветочков с запахом. Входит Чебутыкин и на ухо говорит Ольге, что барон Тузенбах убит на дуэли. Обняв Ирину, Ольга сообщает ей эту скорбную новость – которая рушит всю её судьбу. Ирина плачет. Три сестры стоят, прижавшись друг к другу. Маша убеждает сестёр: надо жить, надо начать жизнь снова. Ирина всё равно собирается ехать на кирпичный завод, чтобы там трудом заглушить свою тоску и страдания. Ольга слушает играющий невдалеке оркестр, говоря: «Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать, если бы знать! ».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|