Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

41. Очерковые циклы Г.Успенского 70-80-х. Идейно-художественное своеобразие.




41. Очерковые циклы Г. Успенского 70-80-х. Идейно-художественное своеобразие.

1870-1880 связаны с общественно-политическим движением – народничеством, определившим появление литературного народничества. В своих идейных исканиях и творческой деятельности писатели-народники находились под воздействием теории и практики народнического движения. Своеобразие народнической литературы проявилось и в постановке основных проблем, стоящих в центре общественной борьбы тех лет: проблемы народа, исторического пути развития России.

Народническая литература обратилась к анализу классовой борьбы в деревне в послереформенный период. В центре внимания находился «общественный быт массы», быт очень конкретный со всей его трагической неустроенностью и нищетой. Литературное новаторствозаключалосьв обращённости к «настоящей минуте народной жизни», в показе типического героя-простолюдина.

Циклы очерков стали новым, своеобразным жанром литературы. Новым художественным явлением стал народнический очерк как наиболее подвижный, приспособленный к отражению изменявшейся действительности. Художественные принципы заключались в том, чтобы воспроизводить увиденное со всей жизненной точностью. Поэтому художественным своеобразием метода является привлечение документальных сведений, статистических данных, цифр и фактов. Одной из особенностей является сознательная тенденциозность, особенно проявляемая в публицистическом очерке, в котором возрастает роль повествователя, стремящегося дать оценку изображаемому.

Успенский Глеб Иванович (1843-1902, Тула, прозаик). Воспроизведение и анализ широких картин народной жизни у Успенского сопровождались воплем боли и страха, смятения и недоумения. Воспроизводя и анализируя жизнь, размышляя над нею, он порой впадал в морализирование по поводу изображаемых фактов, начинал взывать к совести и разуму тех, от кого зависел ход народной жизни. Порой говорил о необходимости науки «о высшей правде». С высоты этой науки пытался судить о жизни, о ее добре и зле. Социально-экономические вопросы превращаются иногда в болезни сознания и совести, приобретают в некоторых случаях религиозную окраску. Но, с другой стороны, он тонко, проницательно и неумолимо иронизирует над собственными страхами и болями. Осознает автор и бессилие моральных сентенций против неправды жизни.

В 1862 году началась литературная деятельность в журнале «Ясная Поляна». Ведет типичный для того времени образ жизни литератора-разночинца, сотрудничает в разных изданиях, часть его очерков и рассказов печатается в «Искре», «Русском слове», «Современнике», сближается с Некрасовым, что способствовало его выходу как писателя на широкую литературную дорогу (опубликовал в «Современнике» первое крупное произведение «Нравы Растеряевой улицы» 1866). В 1869-71 было написано второе крупное произведение – «Разорение». В 1884 правительство закрыло «Отечественные записки». Для Успенского начинается пора скитаний: Кавказ, Сибирь, Поволжье, Украина, новгородские леса и самарские степи. Но в новых впечатлениях он не видит ничего отрадного. Литературная деятельность перестает приносить радость, хотя в 1885 выходит знаменитый рассказ «Выпрямила», а в 1888 «Живые цифры». С 1892 писатель находился в Петербургской психиатрической лечебнице. Там он и скончался.

Рассказы и очерки первой половины 60-х разнообразны по содержанию. К руг тем: жизнь и быт чиновничества («Гость», «Эскизы чиновничьего быта», «Зимний вечер»), трудового и мещанского люда провинции и столиц («Народное гулянье во Всесвятской», «Старьевщик», «Бесприютные», «Дворник»), тогда же появляются произведения на деревенские темы («В деревне», «Побирушки», «Сельские сцены»).

Очерковые циклы 70–80-х очень часто начинаются с недоуменных и скорбных вопросов, с растерянности и страха перед изображаемым. Но последующий анализ жизни «снимает» недоумения, обнажает суть явления, ведет к устойчивым выводам и убеждениям. Они в свою очередь могут смениться новыми сомнениями. И весь этот процесс все более углубляющегося вхождения в действительность осуществляется порой в пределах одного и того же очеркового цикла.

В идейно-художественной концепции велика роль образа автора-рассказчика. Этот образ возник с тем чтобы убедить в обоснованности своих наблюдений и раздумий, повести за собой, пробудить чувства и мысли, совесть и боль, которые захватили и повествователя. Образ автора-рассказчика выступает не только с исповедью, как он шаг за шагом разгадывал тайну крестьянской жизни, но и в другой характерной для Успенского роли проповедника коллективных форм земледельческого труда.

В произведениях второй половины 80-х, когда он убедился в бесплодности социалистической пропаганды в деревне и обратился к изображению «бродячей Руси», образ автора-рассказчика также присутствует, но уже не играет прежней принципиальной роли. Теперь на первом плане у художника — желание узнать, как и чем живут бродячие толпы вчерашних крестьян.

Успенский убеждается, что для лучшего освещения «злобы дня» необходимо создание произведений особого типа, в которых художественный образ и публицистика свободно сливаются, взаимно обогащая и усиливая друг друга.

Успенский нарисовал исчерпывающую картину трагического положения крестьянских масс в условиях капитализма и крепостнических пережитков. Ошеломленный результатами собственных исследований народной жизни, Успенский пришел к признанию безысходности положения крестьянства. То, что ему было особенно дорого, с чем он связывал свои идеалы, — трудящееся крестьянство — получило у него безотрадную оценку.

Страдая от неудач революционеров, хороня с их провалом и гибелью свои лучшие чувства и заветные надежды, Успенский вместе с тем убеждался в слабости сил, которые вели борьбу за освобождение народа.

Главные очерки и рассказы 70-х объединил в цикле «Новые времена, новые заботы». Под «новыми временами» подразумевал пореформенную эпоху, принесшую новые явления в жизнь разных слоев общества — разорение деревни, интенсивное развитие капитализма. Проникновение в деревню бурж. предпринимательства изображено в открывающем цикл рассказе «Книжка чеков». Проблемы жизни затрагиваются во всех произв. цикла: идет речь об идейных исканиях интеллигенции («Неплательщики», «Три письма»), о бурж. порядках на Западе («Больная совесть»), о воен. событиях в Сербии («Не воскрес»). В эту пору определилась особенность творчества писателя: образное воплощение действительности органически слито в нем с публицистич. страстностью, высокой эмоциональностью, к-рой вовсе не противоречит обилие рассуждений, доказательств, авторских комментариев.

С конца 70-х центральной темой становится пореформенная деревня: циклы очерков и рассказов «Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли», «Кой про что» и др.

«Из деревенского дневника» (1877-80). Основанные на фактич. материале, очерки правдиво показывали противоречия пореформенной деревни, разложение крест. общины, на к-рую так много надежд возлагали народники, в них воссозданы разорение тружеников, малоземелье. Очерки вызвали широкую волну откликов в печати. Цикл — новаторское произведение и в худож. отношении. Здесь в полной мере проявились мастерство в обрисовке уклада жизни социальных слоев, искусство повествования в сочетании с рассказами самих героев очерков.

Во всех циклах он пишет о разорении крестьян-тружеников, росте кулачества, разложении общины, дает характеристики хищничеству кулаков, собственническим устремлениям, индивидуализму крестьянина-труженика. Во многом сочувствуя революционерам-народникам, однако, своими правдивыми произведениями о деревне, по определению Плеханова, «... подписал смертный приговор народничеству и всем «программам» и планам практической деятельности, хоть отчасти с ним связанным».

В произведениях этой поры, особенно во «Власти земли» (1882), стремится определить основные закономерности крестьянской жизни, быта, крестьянского миросозерцания. В результате приходит к выводу, что определяющим здесь являются условия земледельческого труда, связь с землей — «власть земли».

Именно эта связь определяет экономическую и духовную культуру, состояние народа, мировоззрение, нравственную этику. «Власть земли » – положительное начало жизни. «…Огромнейшая масса русского народа до тех пор и терпелива и могуча в несчастьях, до тех пор молода душою, мужественно сильна и детски кротка, – словом, народ, который держит на своих плечах всех и вся, народ, который мы любим, к которому идем за исцелением душевных мук, – до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушания ее повелений, покуда они властвуют над его умом, совестью, покуда они наполняют все его существование… Оторвите крестьянина от земли, от тех забот, которые она налагает на него, от тех интересов, которыми она волнует крестьянина, добейтесь, чтоб он забыл “крестьянство”, – и нет этого народа, нет народного миросозерцания, нет тепла, которое идет от него». Размышления подтверждает обращением к исконно национальным народным представлениям, выраженным в устной народной поэзии. Он вводит в очерк «Власть земли» былину о Микуле Селяниновиче и Святогоре-богатыре. Называет былину загадкой, в которой таится сущность народной жизни: богатырь, ухватившись обеими руками за мужицкую сумочку, не может оторвать ее от матери-сырой земли. О земле думает и говорит русский человек. Успенский приводит свой разговор со старым крестьянином. А вспоминает он только землю: «Жалко было бросать-то? – спрашивает старика автор-рассказчик. – Вот как жалко, сказать не могу… И-и, матушка родная! И буквально с плачущими нотами в голосе продолжал: – По де-вя-но-сто мер хлеба, се-я-а-л! Ов-вес у меня крестецкий, тя-а-желый-претяжелый… Бывало, до свету примутся мои бабы жать, что огнем палят». Воодушевление и радость приносило крестьянину общение с землей. И как бы эмоциональным аккордом к разговору звучит песня: «…Вдруг вдали на деревне грянул звонкий девичий хор: старик поднял голову и, слушая песню, сказал: – Ишь, горло-то дерут! Урожай ноне… Бог послал… – Хор зазвенел еще звонче и громче»

Понимая непрочность патриархальных устоев в деревне, ценил почвеннические начала народного миросозерцания, видел возможность душевного исцеления человека, приобщения к ним. Его концепция народной жизни – это вера в возможность устройства справедливого и разумного общества, основанного на народном образе жизни, «где все живут в одних условиях труда».

Особенности композиции очерков: фрагментарность, форма «матрешки» — везде одна мысль, но выражающаяся разными средствами: былина - загадка о Святогоре; авторские размышления публицистического характера; прямые обращения к читателю; вставные эпизоды или образы; введение эпизодических персонажей: крестьянина-старика, участника войны 1812 года и обороны Севастополя, сеявшего по 90 мер овса из-за того, что жалко ему бросать землю, он испытывает восторг и восхищение от своего труда на ней.

В 80-е создает циклы очерков и рассказов о духовных исканиях русской интеллигенции в период реакции: «Без определенных занятий» (1881), «Волей-неволей» (1884). Взгляды на нравственное предназначение искусства нашли отражение в очерке «Выпрямила». Произведения о народной жизни в последний период творчества — «Живые цифры» (1888), «Поездки к переселенцам» (1888-89).

Реалистический метод характеризуется сочетанием кропотливого исследования, публицистичности с яркой образностью, богатством речевых характеристик, мастерством диалога, тонким юмором.

Очерк «Выпрямила» (1885) — программное произведение, центральный образ в котором статуя Венеры Милосской — подчеркивает огромную силу искусства, силу идеала, заставляющего осознать человека свое несовершенство и выпрямиться духовно, ощутить радость, счастье и покой.

Особенности поэтики:

1) автобиографичность очерка: Успенский, подобно герою Тяпушкину, совершает путешествие в Германию, Францию и Англию, испытывая духовное потрясение от восприятия буржуазного мира, не принимая его ценностей, и в этом ощущения автора и героя совпадают.

2) аллегоризм и символика: образ «каменной загадки» Милосской как символ искусства, его вечных ценностей; образы Парижа и Лондона олицетворяют буржуазный мир, который не может понять и принять герой, правда этого мира напоминала Тяпушкину ощущение «промозглой дряни, облипающей все тело (влияние народнической идеи); образ избенки олицетворяет тяжкую и беспросветную жизнь народа; образы деревенской бабы и девушки строгого монашеского типа.

3) своеобразие композиции: построение типично и для др. очерков Успенского. В центре: описание или образ, здесь - образ Венеры, великого произведения искусств, все остальные образы соотносятся с ней. Принцип антитезы прослеживается в противопоставлении описания статуи и впечатлений от Парижа и Лондона, размышлений о буржуазном мире, описания деревни и воспоминаний о статуе. В образе Венеры заостряет внимание читателя на деталях: «почти мужицкие завитки волос по углам лба», из-за которых Тяпушкин называет ее безрукой уродиной, калекой. Автор как бы не замечает красоты тела Венеры, намекая на то, что скульптор ставил перед собой иную задачу: изобразить духовную красоту, красоту человеческого мастерства, ознакомить с ощущением счастья быть человеком.

 

42. Новое качество критического реализма в творчестве В. Г. Короленко. Анализ одной из повестей («В дурном обществе», «Сон Макара», «Слепой музыкант») или одного из рассказов («Река играет», «Огоньки» и др. ).       

Критический реализм — художественный метод и направление, сложившееся в 19в. — изображение характера в связи с социальными обстоятельствами, наряду с социальным анализом внутреннего мира.

Владимир Галактионович Короленко (1853-1921): «…едва ли я могу примкнуть к романтизму, по крайней мере сознательно. Однако и крайний реализм, нашедший столько подражателей, — мне органически противен». «Современные реалисты забывают, что реализм есть условие художественности, соответствующее современному вкусу, но он не может служить целью сам по себе. Романтизм был условием, и если напрасно натурализм топчет его в грязь, то с другой стороны, то, что прошло — прошло, и романтизму целиком не воскреснуть. Мне кажется, что новое направление, которому суждено заменить крайности реализма, — будет синтезом того и другого».

Проза Короленко — это художественный реализм: поэтика прозы, повышенная метафоричность, очерковость и правдоподобие.

Утверждая идею художественного «синтеза», указывает на природу нового реализма («художественный реализм»), для которого характерно объединение разных начал.

Писатель выражает недовольство старым реализмом, который представляется ему недостаточно действенным. Задача литературы: противостоять пассивности, будить в людях веру в будущее.

Опираясь на традиции демократов 60-х, выступает против этических и эстетических теорий, обосновывавших общественную пассивность искусства. С этим связана критика толстовского учения о непротивлении злу насилием («Море», «Сказание о Флоре»).

Короленко отказывался признать принцип беспощадной правды основным принципом искусства и вводил в теорию реализма понятие возможной реальности, показа жизни в свете возвышенно-героических идеалов. Так возникла у писателя мысль о необходимости синтеза реализма и романтизма, о закономерности романтического начала в реалистическом произведении.

Его произведениям свойственна необычность ситуаций, характеров, поэтизация духовных качеств человека, ищущего новые этические и социальные идеалы (рассказы «сибирского» цикла). Утверждая героическое начало в искусстве, вводил образ человека яркого, незаурядного, хотел не только показать массу и человека из нее, но и «открыть значение личности на почве значения массы». Он мечтал о таком типе отображения действительности, в основу которого легла бы мечта о будущем, опирающаяся на «возможную реальность», на «огоньки» будущего. Однако истоки будущего синтеза искал не в объективных связях с жизнью, развивающейся к революции, а во внутреннем развитии сознания, нравственного чувства.

В творчестве выразилась общая тенденция русского реализма «переходного времени» к усилению эмоциональной выразительности, авторской оценки изображаемого (вторжение в реалистическую литературу романтизированных героев, использование исключительных ситуаций, романтически истолкованных легенд, аллегорий, сказок).

Повесть «Сон Макара» (1883, святочный рассказ, как его определил автор). Высшее проявлением синтетической прозыКороленко 80-х. Рассказ навеян реальными бытовыми впечатлениями писателя (жил у крестьянина Захара Цыкунова, который стал прототипом Макара). Называя в первоначальных набросках героя Захаром, очевидно, недаром сменил его имя на Maкара — на него «все шишки валятся»; короленковский
Макар живет именно там, куда Макар «телят не гонял».

Сюжет. Макар — потомок русских крестьян, житель «глухой слободки «Чалган», затерянной «в далекой якутской тайге». Отделяясь от «поганых якутов», по-русски говорит «мало и довольно плохо»; «работал страшно, жил бедно, терпел голод и холод», много пил. В канун Рождества, выпив и отправившись осматривать свои ловушки в тайге — в надежде поймать лисицу, заблудился и стал замерзать. Во сне видит попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою незадавшуюся жизнь, а потом оказывается на суде у «старого Тойона», в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи М., их оказывается так много, что Тойон велит отдать М. в наказание церковному трапезнику в мерины. Но тут в избу входит «сын старого Тойона» и просит отца разрешить М. «что-нибудь» сказать. И М., ощутив в себе «дар слова», рассказывает в подробностях о своей жизни: как «его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга... » Горький рассказ сменяется яростью: «Как он мог до сих пор выносить это ужасное бремя». Он надеялся на «лучшую долю», но «теперь он стоял у конца, и надежда угасла... ». От рассказа заплакал старый Тойон, «старый попик Иван», «молодые божьи работники», а чаша весов, где находились грехи М., «подымалась все выше и выше».

Макар — одновременно характер и символ жизни народа. Такое возможно, т. к. Короленко обратился к такому «жанру», как сон, с его художественной условностью. Из бездны небытия вырывается страстное слово Макара о горькой участи народа: «Да, его гоняли всю жизнь!.. ».

Жизнь как социальная трагедиястановитсялейтмотивом фрагмента и поэтики всего «Сна», в котороместь художественная условность и бытопись, характерная для первых трех глав.

Этот рассказ был популярен у современников, а его аллегорическая подоплека позволяла давать различные интерпретации — как революционного характера, так и сугубо христианские. Рассказ допускает и менее драматическое толкование: обстоятельства позволяют предположить, что М. не замерз в тайге, а видит сон, отлеживаясь после попойки.

В черновой редакции рассказ имел прозаическое завершение: Макар просыпался и обращался к попу и дьячку с просьбой объяснить ему его сон. В последующих изданиях рассказа Короленко не раз перерабатывал финальную сцену. Оставив в конце рассказа недоговоренность, писатель стремился усилить обобщающий смысл образа Макара и его судьбы.

Хотя образ М. стал хрестоматийным, его трудно отнести к достижениям психологической прозы. Он решен в традициях «святочных рассказов», где на первое место ставилась сюжетная экстравагантность, а не художественная убедительность образов. Положительный отклик обеспечило соединение беллетристических стереотипов с социально-политической конъюнктурой первой половины 1880-х, когда сам факт развертывающегося антигосударственного террора вытеснялся в массовом сознании общими разговорами о тяжелом положении народа.

Рассказ «Река играет»(«эскизы из дорожного альбома», 1891). О способности человека совершить подвиг, о силе его души. Стиль автора дает художественные возможности для воплощения мотива народной талантливости (образ перевозчика Тюлина) — той талантливости, на которой мир держится. Этот символический мотив с большой отчетливостью проявляется в описании того, как Тюлин в самые критические минуты оказывается «на высоте своего признанного перевознического таланта».

В творчестве Короленко раскрыто глубокая внутренняя красота людей из народа, поднимающихся на борьбу за своё освобождение. В центре повести «Слепой Музыкант» (1886) — душевная драма слепого, который «увидел» мир через высокое искусство. Это душевное произведение, явившееся результатом слепого музыканта с людьми из народа, помогает преодолеть личное горе, из которого казалось, не было выхода.

Значительное место занимает повесть «Без языка» (1895), где изображены злоключения украинского крестьянина, попавшего в Америку. Герой повести столкнулся с рабством, безработицей, преступной властью денег. Доведённый до исступления, он восклицает: «Пусть гром разобьёт этот проклятый город и выбранного вами какого-то мэра. Пусть гром разобьёт и эту их медную свободу, там на острове... ».

Футурологический напор прозы (финалы «Воскресения» и «Дамы с собачкой»), вызванный желанием заглянуть в приближающийся новый век, усилил Короленко, создав музыкально-символический этюд «Огоньки». Художественная футурология, несущая печаль и надежду на счастливое будущее («все-таки впереди — огни!.. »), —главное в этом этюде. Произведение, близкое по жанру к «Стихотворениям в прозе» Тургенева, написано экспромтом 4 мая 1900 в альбом писательницы М. В. Ватсон.

«Огоньки» (текст полностью).  Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, совсем близко...

— Ну, слава богу! — сказал я с радостью, — близко ночлег!

Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налег на весла.

— Далече!

Я не поверил: огонек так и стоял, выступая вперед из неопределенной тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко.

Свойство этих ночных огней - приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. Кажется, вот-вот еще два-три удара веслом, - и путь кончен... А между тем - далеко!..  

И долго мы еще плыли по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонек все стоял впереди, переливаясь и маня, - все так же близко, и все так же далеко...

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла...

Но все-таки... все-таки впереди - огни!..

*дополнение, касающееся 20 века* В годы, предшествовавшие революции 1905, продолжает цикл своих рассказов: «Государевы ямщики» (1901), «Мороз» (1901), «Марусина заимка» (1903), «Феодалы» (1901). Здесь писатель рисует тяжёлую жизнь людей подневольного труда, обличает пережитки феодально-крепостнических порядков, затрагивает тему бесчеловечности буржуазного строя. Несмотря на неопределённость своих политических идеалов, верил в победу народа. К этому же времени относится рассказ «Нестрашное» (1903), который по силе разоблачения буржуазной интеллигентности и по мастерству выполнения может быть отнесён к числу лучших произведений.

В 1900 был избран почётным академиком. В 1902 он отказался от этого звания в знак протеста против того, что Горький не был утверждён правительством в качестве почётного академика.

К последнему периоду творчества Короленко относится крупнейшие его произведение «История моего современника», в котором легко рассмотреть художественное воплощение биографии автора, её важнейших этапов. Короленко знакомит с развитием общественного движения 60-70-х, с выдающимися историческими событиями времени. Последние главы, освещающие деятельность народной интеллигенции, были написаны после великой октябрьской социалистической революции. Не поняв её значения, писатель видел, что революция победила потому, что в ней участвовали самые широкие народные массы. В «Истории…» сумел показать, сколь наивны были расчёты народников на героизм «избранных» при отсутствии поддержки со стороны трудовых масс.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...