Успешная адаптация детей в возрасте с 4 до 5 лет
1. 5. Планируемые результаты освоения психолого-педагогической Программы детьми дошкольного возраста с ОНР от 4 до 7 лет, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей
Успешная адаптация детей в возрасте с 4 до 5 лет
Критерии и показатели успешной адаптации: общий эмоциональный фон поведения ребенка-положительный или неустойчивый с преобладанием положительного; ребенок активен или активен при поддержке взрослого в познавательной и игровой деятельности; он инициативен или принимает инициативу взрослого во взаимоотношениях со взрослыми; инициативен или вступает в контакт при поддержке взрослого во взаимоотношения со сверстниками; реакция на изменение привычной ситуации –принятие.
Успешная адаптация детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет
Критерии и показатели успешной адаптации: общий эмоциональный фон поведения ребенка-положительный; ребенок активен в познавательной и игровой деятельности; он инициативен во взаимоотношениях со взрослыми; инициативен во взаимоотношения со сверстниками; реакция на изменение привычной ситуации –принятие.
Эмоциональное благополучие детей средней, старшей и подготовительной групп
Активность - проявляет активность в играх с детьми, легко вовлекается в совместную со взрослым деятельность;
эмоциональный фон - имеет жизнерадостное, бодрое настроение, оптимистичный настрой
уверенность не сомневается в своих силах, смело приступает к новым видам деятельности, имеет адекватную самооценку; адекватную тревожность, проявляет раскованность и свободу в самовыражении; соответствие страхов ребенка «возрастной норме», агрессивность на низком уровне;
в коммуникации со взрослым -радуется при обращении к нему взрослого, инициативен, проявляет богатую мимику и жестикуляцию, движения выразительные
в коммуникации со сверстниками- сам проявляет инициативу контактировать со сверстниками, живо разговаривает, стремится к общению, умеет не теряться в ситуациях общения
Сформирована психологическая готовность к обучению в школе у детей 6-7 лет.
Компоненты сформированной психологической готовности к обучению: познавательный доминирующий мотив, сформированная внутренняя позиция школьника, сформированная произвольная сфера (способность копировать сложный образец и умение действовать по правилу), развитые мыслительные операции и речевая сфера, показатели обучаемости высокого или среднего уровней.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание работы педагога-психолога детей с ТНР (ОНР)
Условия
| Содержание
| Формы
|
Индивидуальное
психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка
| Определение успешности адаптации детей в новых условиях
Определение уровня психологического здоровья детей и познавательного развития детей
Выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей
Разработка рекомендаций педагогам и родителям по организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми
Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих планов
Проведение коррекции развития детей.
Оценка индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования, т. е. определение промежуточных и конечных результатов.
| Диагностика
Диагностика
Диагностика
Заполнение индивидуальных психолого-педагогических карт
ППМ консилиум
Информирование воспитателей, специалистов, администрации и родителей о результатах диагностики
Совместная с воспитателями и специалистами организованная групповая, подгрупповая и индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность
Диагностика
ПМП консилиум
|
Психологическая безопасность в детском образовательном учреждении ОДОД
| Изучение психологической безопасности образовательной среды
Проведение профилактики:
Формирование психологической готовности детей к обучению в школе
Эмоциональное благополучие детей:
- профилактика дезадаптации воспитанников в новых условиях;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- эмоциональное развитие;
- формирование самооценки;
- развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие инициативы и активности в различных видах деятельности
Коррекционная работа, направленная на снижение страхов и тревожности; снижение агрессии, конфликтности, гиперактивности, импульсивности
Оценка развивающей среды Формирование развивающей среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и активное использование потенциала предметно-пространственной среды для повышения их эмоционального благополучия и возможности самовыражения.
| Диагностика
Наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием детей, их взаимоотношениями и взаимодействием в группе в различные режимные моменты
Участие в образовательной деятельности в режимные моменты
Консультирование
Совместная с воспитателями и специалистами организованная групповая и подгрупповая социально-коммуникативное развитие
Совместная с воспитателями и специалистами организованная подгрупповая и индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность
Коррекционно-развивающая деятельность, упражнения, игры, Юнгианская песочная терапия
Совместная проектная деятельность: детей и их родителей, педагоги ОДОД.
Фотоколлаж
Презентации
|
Познавательное развитие
| Развитие любознательности, познавательной мотивации, познавательных способностей у детей
Формирование развивающей среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и активное использование потенциала предметно-пространственной среды для развития познавательной, исследовательской, двигательной активности.
| Совместная с воспитателями и специалистами организованная подгрупповая и индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность
Совместная проектная деятельность: детей и их родителей, педагоги ОДОД.
|
Преемственность
| Установление системы связей, обеспечивающей непрерывность образовательного процесса: взаимодействие основных задач, содержания и методов воспитания с учётом специфики возрастного психофизического развития воспитанников.
Преемственность
по вертикали: между разными образовательными ступенями: начиная с дошкольного;
по горизонтали: между воспитателями, специалистами, родителями, которая осуществляется в рамках отдельной образовательной ступени.
Оптимизация взаимодействия всех участников педагогического процесса
| Диагностика, которая проводится совместно воспитателями и специалистами.
ППМС консилиум с анализом состояния здоровья, особенностей воспитания, обучения и развития каждого воспитанника ОДОД с целью осуществления непрерывного изучения личности ребёнка, снятия психологических трудностей адаптационных «переходных» периодов.
Ведение индивидуальных психолого-педагогических карт развития детей с информацией, выводами и предложениями по улучшению всех аспектов образовательного процесса, поступающими как от специалистов, так и воспитателей и родителей.
Оперативные беседы при передаче ребенка, например, воспитатель -воспитателю, воспитатель – родителю, родитель –воспитателю, воспитатель специалисту и наоборот.
Коллегиальное обсуждение психолого-педагогических проблем
Интегрированные занятия, подготовленные совместными усилиями воспитателями и специалистами, с последующим подведением итогов и анализа.
Проектировочная деятельность на основе сотрудничества педагогов и родителей при активном участии детей
Взаимопосещение
Тетради взаимодействия «Воспитатель- Специалист», «Воспитатель-Воспитатель».
|
Профессиональный интерес и профессиональная активность педагогов
| Организация методико-просветительской деятельности
Обеспечение условий для включенности каждого педагога на каждом этапе диагностико -коррекционно - развивающей деятельности
Поддержка атмосферы ответственности у педагогов за конечные результаты труда;
Мотивация педагогов на обобщение передового педагогического опыта, пропаганду и внедрение его в практику работы ДО.
Оперативное реагирование на запросы воспитателей и специалистов по насущным психолого-педагогическим проблемам
| Консультирование
Тематические консультации
Социально-психологические тренинги
Развивающие диалоги
Информационные выступления о создании условий для преодоления трудностей в период возрастных кризисов. Информационный сайт педагога-психолога в интернет пространстве с опубликованными материалами различной направленности.
Подбор доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей совместно с педагогами
Самопрезентации
Открытые мероприятия
|
Включенность родителей в организацию жизнедеятельности ОДОД
| Проведение методико-просветительской деятельности
Оказание психолого-педагогической поддержки семье
Мотивация родителей на повышение компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья, эмоционального благополучия детей
| Консультирование
Выступления на родительских собраниях
Выпуск психологических страничек на информационных стендах
Информационный сайт педагога-психолога в интернет пространстве с опубликованными материалами различной направленности.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: