Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Саттадасама сутта: Семнадцатая




АН 1.114

[Благословенный сказал]: Монахи, я не вижу ни одной другой вещи, которая настолько вела бы к упадку и исчезновению благой Дхаммы, как (1) беспечность. Беспечность ведёт к упадку и исчезновению благой Дхаммы.

 

Аттхадасама сутта: Восемнадцатая

АН 1.115

[Благословенный сказал]: Монахи, я не вижу ни одной другой вещи, которая настолько вела бы к продолжительности, к не-упадку и не-исчезновению благой Дхаммы, как (1) прилежание. Прилежание ведёт к продолжительности, не-упадку и не-исчезновению благой Дхаммы.

 

Сутты

АН 1.116-129

(сутты идентичны паре сутт АН1.114-115, но меняются соответствующие качества).

 

Теттинсати сутта: Тридцать третья

АН 1.130

[Благословенный сказал]: Монахи, те монахи, которые (1) объясняют не-Дхамму как Дхамму, действуют ради вреда многих людей, ради несчастья многих людей, ради погибели, вреда, и страдания многих людей и божеств. Эти монахи порождают множество неблагих заслуг и делают так, что эта благая Дхамма исчезает1.

 

 

 

Комментарий поясняет пять видов исчезновения Дхаммы в виде последовательных этапов. 1) Вначале постепенно исчезнут пути, плоды, дополнительные достижения как аналитические знания (патисамбхида) и прямые знания (абхиннья). 2) Затем исчезнет практика, то есть произойдёт постепенное исчезновение джхан, прозрений, путей, плодов, и, в конце-концов, нравственного поведения. 3) Затем произойдёт постепенное исчезновение изучения буддийских канонических текстов. 4) Затем произойдёт постепенное оставление монахами монашеских одеяний, пока не останется лишь полоска жёлтой ткани, которую монахи будут носить вокруг шеи. 5) Затем, в самом конце эры Учения Будды Готамы произойдёт исчезновение реликвий (сарира). Все реликвии соберутся под деревом Бодхи в Бодх-Гае, воссоздав телесную форму Будды, а затем исчезнут в блистательной вспышке.

 

 

Сутты

АН 1.131-139

(сутты идентичны предыдущей АН 1.130, но меняется фраза "объясняют не-Дхамму как Дхамму").

 

XI.

Не-Дхамма

 

Патхама сутта: Первая

АН 1.140

[Благословенный сказал]: Монахи, те монахи, которые объясняют (1) не-Дхамму как не-Дхамму, действуют ради благополучия многих людей, ради счастья многих людей, ради блага, благополучия, и счастья многих людей и божеств. Эти монахи порождают множество благих заслуг и продлевают эту благую Дхамму.

 

Сутты

АН 1.141-149

(сутты идентичны предыдущей АН 1.140, но меняется фраза "объясняют не-Дхамму как не-Дхамму").

 

XII.

Не проступок

Патхама сутта: Первая

АН 1.150

[Благословенный сказал]: Монахи, те монахи, которые объясняют (1) то, что не является проступком как проступок, действуют ради вреда многих людей, ради несчастья многих людей, ради погибели, вреда, и страдания многих людей и божеств. Эти монахи порождают множество неблагих заслуг и делают так, что эта благая Дхамма исчезает.

 

Сутты

АН 1.151-159

(сутты идентичны предыдущей АН 1.150, но меняется фраза "объясняют то, что не является проступком как проступок").

 

Екадасама сутта: Одиннадцатая

АН 1.160

[Благословенный сказал]: Монахи, те монахи, которые объясняют (1) то, что не является проступком как не проступок, действуют ради благополучия многих людей, ради счастья многих людей, ради блага, благополучия, и счастья многих людей и божеств. Эти монахи порождают множество благих заслуг и продлевают эту благую Дхамму.

 

Сутты

АН 1.161-169

(сутты идентичны предыдущей АН 1.160, но меняется фраза "объясняют то, что не является проступком как не проступок").

 

XIII.

Одна личность

Патхама сутта: Первая

АН 1.170

[Благословенный сказал]: Монахи, есть одна личность, которая возникает в мире ради благополучия многих людей, ради счастья многих людей, ради блага, благополучия, и счастья людей и божеств. Какая одна? (1) Татхагата, Арахант, Полностью Просветлённый. Эта одна личность счастья людей и божеств.

 

Сутты

АН 1.171-174

(сутты идентичны предыдущей АН 1.170 за небольшим изменением).

 

Чхаттха сутта: Шестая

АН 1.175

[Благословенный сказал]: Монахи, проявление одной личности является проявлением великого видения. Какой личности? (1) Татхагаты, Араханта, Полностью Просветлённого. Такова одна личность, чьё проявление является проявлением великого видения.

 

 

Сутты

АН 1.176-186

(сутты аналогичны предыдущей АН 1.175, но фраза "проявлением великого видения" меняется на следующую).

 

Аттхадасама сутта: Восемнадцатая

АН 1.187

[Благословенный сказал]: Монахи, я не вижу даже одной личности кроме (1) Сарипутты, которая бы подобающе поддерживала вращение непревзойдённого колеса Дхаммы, которое привёл в движение Татхагата. Сарипутта подобающе поддерживает вращение непревзойдённого колеса Дхаммы, которое привёл в движение Татхагата.

 

XIV.

Выдающийся

Патхама сутта: Первая

АН 1.188

[Благословенный сказал]: Монахи, (1) самым выдающимся моим учеником среди монахов в плане старшинства является Анньяконданнья1.

 

 

Он был первым, кто понял Четыре Благородные Истины, и первым попросил монашеское посвящение. См. СН 8.9, где восхваляется этот ученик, а Комментарий приводит некоторые дополнительные сведения о нём.

 

 

Сутты

АН 1.189-234

(как и предыдущая АН 1.188, эти краткие сутты восхваляют ученика-монаха за его определённые умения и способности):

...среди монахов, которые обладают великой мудростью, является Сарипутта.

(АН 1.189)

...среди монахов, которые обладают сверхъестественными силами, является Махамоггаллана.

(АН 1.190)

...среди монахов, которые разъясняют аскетические практики, является Махакассапа.

(АН 1.191)

…среди монахов, которые происходят из знатных семей, является Бхаддия Калигодхаяпутта1.

(АН 1.193)

…среди монахов, которые происходят из знатных семей, является Бхаддия Калигодхаяпутта1.

(АН 1.193)

...среди монахов, которые обладают приятным голосом, является Лакунтака Бхаддия2.

(АН 1.194)

...среди монахов, которые рычат львиным рыком, является Пиндола Бхарадваджа3.

(АН 1.195)

...среди монахов, которые являются ораторами Дхаммы, является Пунна Мантанипутта4.

(АН 1.196)

...среди монахов, которые объясняют в подробностях то, о чём было сказано кратко, является Махакаччана.

(АН 1.197)

...среди монахов, которые создают тело состоящее-из-разума, является Чуллапантхака5.

(АН 1.198)

...среди монахов, которые умелые в умственном преобразовании, является Чуллапантхака.

(АН 1.199)

...среди монахов, которые умелые в преобразовании восприятия, является Махапантхака6.

(АН 1.200)

...среди монахов, которые живут без конфликтов, является Субхути7.

(АН 1.201)

...среди монахов, которые [наиболее] достойны даров, является Субхути.

(АН 1.202)

...среди монахов, которые проживают в лесу, является Ревата Кхадиравания8.

(АН 1.203)

...среди монахов, которые медитируют, является Канкхаревата9.

(АН 1.204)

...среди монахов, которые зарождают усердие, является Сона Коливиса10.

(АН 1.205)

...среди монахов, которые являются превосходными ораторами, является Сона Кутиканна11.

(АН 1.206)

...среди монахов, которые получают обретения, является Сивали12.

(АН 1.207)

...среди монахов, которые обрели решительность посредством веры, является Ваккали13.

(АН 1.208)

...среди монахов, которые [больше других] желают тренироваться, является Рахула14.

(АН 1.209)

...среди монахов, которые ушли в бездомную жизнь благодаря вере, является Раттхапала15.

(АН 1.210)

...среди монахов, которые первыми достают обеденный билет, является Кундадхана16.

(АН 1.211)

...среди монахов, которые сочиняют вдохновенные строфы, является Вангиса17.

(АН 1.212)

...среди монахов, которые во всех отношениях внушают доверие, является Упасена Вангантапутта18.

(АН 1.213)

...среди монахов, которые назначают обиталища, является Дабба Маллапутта19.

(АН 1.214)

...среди монахов, которые милы и приятны божествам, является Пилиндаваччха20.

(АН 1.215)

...среди монахов, которые быстро достигают прямого знания, является Бахия Даручирия21.

(АН 1.216)

...среди монахов, которые обладали разносторонней речью, является Кумара Кассапа22.

(АН 1.217)

...среди монахов, которые достигли аналитических знаний, является Махакоттхита23.

(АН 1.218)

...среди монахов, которые учёные, является Ананда.

(АН 1.219)

...среди монахов, которые обладают хорошей памятью, является Ананда.

(АН 1.220)

...среди монахов, которые быстро схватывают [учения], является Ананда.

(АН 1.221)

...среди монахов, которые решительны, является Ананда24.

(АН 1.222)

...среди монахов, которые являются личными прислужниками, является Ананда.

(АН 1.223)

...среди монахов с большой свитой, является Урувела Кассапа25.

(АН 1.224)

...среди монахов, которые пробуждают доверие в семьях, является Калудайи26.

(АН 1.225)

...среди монахов, которые обладают хорошим здоровьем, является Баккула27.

(АН 1.226)

...среди монахов, которые вспоминают свои прошлые жизни, является Собхита.

(АН 1.227)

...среди монахов, которые [особые] приверженцы Винаи, является Упали28.

(АН 1.228)

...среди монахов, которые наставляют монахинь, является Нандака29.

(АН 1.229)

...среди монахов, которые [лучше других] охраняют двери органов чувств, является Нанда30.

(АН 1.230)

...среди монахов, которые наставляют монахов, является Махакаппина31.

(АН 1.231)

...среди монахов с умением в элементе огня, является Сагата32.

(АН 1.232)

...среди монахов, получающих красноречивые лекции, является Радха33.

(АН 1.233)

...среди монахов, которые носят грубые одежды, является Могхараджа34.

(АН 1.234)

 

1.

 

Сын известной женщины из клана Сакьев, Калигодхи. Также, близкий друг Ануруддхи, вместе с которым он ушёл в монашество. Его история содержится в Уд 2.10.

 

 

См. СН 21.6, а также Уд 7.1, 7.2, 7.5.

 

 

Был сыном придворного жреца у царя Удены из Косамби. В ранние дни монашества был известен обжорством, и Будда учил его умеренности в еде. Вскоре он достиг арахантства с шестью прямыми знаниями. В Винае приводится история о том, как Будда раскритиковал его за то, что тот использует психические силы, чтобы добыть чашу из сандалового дерева. См. также СН 35.127, Уд 4.6.

 

 

 

 

Был племянником Анньяконданньи. Происходил из брахманской семьи, которая проживала неподалёку от Капилаваттху (родного города Будды). В МН 24 содержится беседа между ним и Сарипуттой. В СН 22.83 его хвалит Ананда за учительские способности.

 

 

 

 

История об этом монахе содержится в Всм 387. Поскольку он родился на обочине дороги (пантха), его назвали Пантхака. См. также Уд 5.10.

 

 

 

Старший брат Чуллапантхаки, который также родился на обочине дороги. Комментарий поясняет, что младший брат был особенно умелым в сосредоточении, а потому и в умственном преобразовании (чето-виватта). Старший брат был умелым в прозрении, а потому и в преобразовании восприятия (саннья-виватта). Под-Комментарий даёт дополнительные пояснения: "Тот, кто является умелым в умственном преобразовании, является тем [практикующим], который достигает джхан сферы форм, и в отношении единичного объекта сосредоточения он способен преобразовать ум сосредоточения (самадхи-читтан) с более низких джхан до более высоких. Тот, кто умелый в преобразовании восприятия, является умелым в преобразовании уже упомянутых джхан за счёт восприятия, выходя за восприятия форм и переходя от [восприятия], связанного со сферой безграничного пространства к тому, которое связано со сферой ни восприятия, ни не-восприятия. Точно также он способен преобразовать ум с восприятия женщины, мужчины, т.д. и с восприятия постоянства и т.д. на просто лишь [восприятие] феноменов формы и бесформенности, и, в частности, на [восприятие] необусловленной ниббаны. Такой [практикующий] привык к созерцанию пустотности".

 

 

 

 

Комментарий поясняет, что это младший брат Анатхапиндики, который получил посвящение в монахи в тот же день, когда Анатхапиндика подарил монастырь Джетавана Будде. Он достиг арахантства, развивая прозрение, основываясь на медитации доброжелательности. Перед тем, как обучать других Дхамме, а также получать еду, он вначале входил в первую джхану, опираясь на доброжелательность, а затем выходил из неё. В АН 11.14 Будда даёт ему наставления о проявлениях веры. Его медитативные умения восхваляются в Уд 6.7.

 

 

 

Младший брат Сарипутты. Согласно Комментарию, в его молодости мать настаивала на том, чтобы он женился, и поэтому он убежал из дома и получил монашеское посвящение.

 

 

 

 

Происходил из очень богатой семьи из Саваттхи. См. также МН 32, Уд. 5.7.

 

 

 

История о нём содержится в АН 6.55. Более подробно случай освещается в Вин I 179. Этот случай повлёк за собой разрешение носить монахам сандалии.

 

 

 

Он был родом из Аванти, сыном Кали (см. АН 1.267), учеником Махакаччаны. Его история рассказана в Уд 5.6. Он отправился в Саваттхи, чтобы увидеть Будду. Будда пригласил провести ночь в его хижине и восхвалял его за декламацию Аттхакавагги.

 

 

 

Согласно Комментарию, он провёл в животе матери 7 лет и 7 дней, и появился на свет только когда она сделала подношение Будде (см. Уд 2.8). Он получил монашеское посвящение в день своего рождения, а когда ему сбривали волосы, он достиг однажды-возвращения. Вскоре достиг арахантства.

 

 

 

Этот монах покончил жизнь самоубийством. См. СН 22.87.

 

 

 

 

Сын Будды. Согласно Винае, он впервые встретил отца, когда ему было семь. Будда давал ему наставления, записанные в МН 61, МН 62, СН 35.121 и других суттах.

 

 

 

См. МН 82.

 

 

 

 

Речь идёт о методе назначения обедов путём жеребьёвки.

 

 

 

Ему посвящён целый раздел СН 8.

 

 

 

 

Младший брат Сарипутты, который радуется его достижениям (Уд 4.9). Случай, описывающий его смерть, записан в СН 35.69.

 

 

 

 

Говорится, что он достиг арахантства в возрасте семи лет. Занимался тем, что назначал обиталища новоприбывшим монахам, а также назначал обеды. Согласно Вин III 158 и Вин II 37 подвергся клевете со стороны порочных монахов. Случай, описывающий его смерть, записан в Уд 8.9.

 

 

 

Согласно Комментарию, он был брахманом в течение прошлых пятисот жизней и якобы даже после достижения арахантства обращался к другим монахам уничижительным словом "вассала". Его сверхъестественные силы описываются в Вин I 206; III 67; II 248.

 

 

Его история рассказана в Уд 1.10. (Судя по данной сутте), несмотря на то, что он не получил формального посвящения, он всё равно считается монахом.

 

 

 

Был сыном женщины, которая стала монахиней, не зная о своей бе

ременности. Получил младшее посвящение в возрасте семи лет. Появляется в ДН 23, МН 23. Комментарий поясняет, что под разносторонними речами понимается его умение давать наставления с приведением множества примеров и доводов.

 

 

 

Появляется во многих суттах и обычно задаёт вопросы Сарипутте. В СН 35.162 получает наставления от Будды. Насчёт аналитических знаний см. АН 4.172.

 

 

 

 

Комментарий объясняет, что его усердие в заучивании слов Будды, в их повторении (по памяти), в услужении Учителю, было несравненным.

 

 

Он был главным среди аскетов со спутанными волосами, которые поклонялись огню. Будда обратил его почти сразу после собственного просветления. Два его младших брата? Гайя и Нади Кассапы (у каждого была также группа последователей) также стали его учениками. См. Вин I 24.

 

 

 

Сын одного из министров Суддходаны. В детстве играл вместе с будущим Буддой. Царь Суддходана послал его к Будде, чтобы вернуть Будду в Капилаваттху. Будучи монахом, он призывал семьи Сакьев поверить в Будду.

 

 

 

Согласно Комментарию, когда он был младенцем, он упал в реку и его проглотила рыба, но он чудесным образом выжил. Он стал монахом в возрасте 80 лет, и за семь дней стал арахантом. Его беседа со своим другом Ачела Кассапой записана в МН 124.

 

 

Был сыном цирюльника из Саваттхи. Получил монашеское посвящение вместе с Ануруддхой и его родственниками. Стал специалистом в области монашеской дисциплины. Декламировал Винаю на первом буддийском соборе.

 

 

См. МН 146.

 

 

 

Был братом Будды по линии отца, т.е. сыном царя Суддходаны и Махападжапати Готами. История о том, как он оставил невесту и стал монахом, записана в Уд 3.2. Будда даёт ему наставления в СН 21.8 и хвалит его в АН 8.9.

 

 

 

См. СН 41.

 

 

 

Он был одним из прислужников Будды до Ананды. По наставлению шести порочных монахов миряне приготовили для него опьяняющий напиток. Выпив его, он опьянел и, упав на землю, заснул. В связи с этим случаем Будда устанавливает правило, запрещающее употребление одурманивающих напитков (Пачиттия 51).

 

 

 

 

Комментарий поясняет, что такие как Радха являются условием для того, чтобы Будда произнёс красноречивую проповедь. См. СН 22.71, а также сутты в СН 23.

 

 

 

Один из шести брахманских учеников, которые задают вопросы Будде в Сутта Нипате в Параянавагге. Он также задаёт Будде вопрос в СН 1.34.

 

 

Патхама сутта: Первая

АН 1.235

[Благословенный сказал]: Монахи, (1) самой выдающейся моей ученицей среди монахинь плане старшинства является Махападжапати Готами1.

 

Тётя Будды, а также его приёмная мать. Просила Будду создать женскую Сангху. См. АН 8.51 и АН 8.53.

 

 

Сутты

АН 1.236-247

(как и предыдущая АН 1.235, эти краткие сутты восхваляют ученицу-монахиню за её определённые умения и способности):

 

 

среди монахинь, которые обладают великой мудростью, является Кхема1.

(АН 1.236)

среди монахинь, которые обладают сверхъестественными силами, является Уппалаванна2.

(АН 1.237)

среди монахинь, которые [особые] приверженцы Винаи, является Патачара.

(АН 1.238)

среди монахинь, которые являются ораторами, является Дхаммадинна3.

(АН 1.239)

среди монахинь, которые медитируют, является Нанда4.

(АН 1.240)

среди монахинь, которые зарождают усердие, является Сона.

(АН 1.241)

среди монахинь, которые обладают божественным глазом, является Сакула.

(АН 1.242)

среди монахинь, которые быстро достигают прямого знания, является Бхадда Кундалакеса5.

(АН 1.243)

среди монахинь, которые вспоминают прошлые жизни, является Бхадда Капилани6.

(АН 1.244)

среди монахинь, которые достигают великого прямого знания, является Бхадда Каччана7.

(АН 1.245)

среди монахинь, которые носят грубые одежды, является Кисаготами8.

(АН 1.246)

среди монахинь, которые обрели решительность посредством веры, является Сигаламата.

(АН 1.247)

 

 

 

Была названа Буддой образцом для монахинь. Была супругой царя Бимбисары, очень гордилась своей красотой, но отбросила своё тщеславие, получив монашеское посвящение.

 

 

 

Была дочерью ростовщика из Саваттхи. Вскоре после получения монашеского посвящения достигла арахантства, а также сверхъестественных сил. Была изнасилована, однако Будда не посчитал это параджикой, так как в этом не было её согласия. Она обменивается фразами с Марой в СН 5.5. Также названа Буддой образцом для монахинь.

 

 

 

Даёт лекцию своему бывшему мужу в МН 44.

 

 

 

Также известна под именем Сундаринанда из-за своей красоты. Была сестрой Нанды.

 

 

 

Была странствующей отшельницей и участницей дебатов до того, как повстречала Будду.

 

 

 

 

В мирской жизни была женой Махакассапы, но, по взаимному согласию, их супружество было по сути фиктивным браком.

 

 

 

Согласно Комментарию, это бывшая жена Будды, принцесса Ясодхара, мать Рахулы.

 

 

 

 

Известна историей со смертью своего сына и горчичным зерном. Беседует с Марой в СН 5.3.

 

 

Патхама сутта: Первая

АН 1.248

[Благословенный сказал]: Монахи, (1) самыми выдающимися моими учениками среди мирян в плане того, кто первым принял прибежище, являются купцы Тапусса и Бхаллика1.

 

Они были из страны под называнием Уккала. Их встреча с Буддой состоялась вскоре после его просветления (Вин I 4). Они подали Будде пищу, приняли прибежище в Будде и Дхамме (Сангхи тогда ещё не было). Комментарий также утверждает, что Будда дал им со своей головы несколько волосков, которые они забрали с собой и у себя в родном городе положили их в специально построенное для этого святилище.

 

 

Дутия сутта: Вторая

АН 1.249

[Благословенный сказал]: Монахи, (1) самым выдающимся моим учеником среди мирян, которые являются жертвователями, является домохозяин Судатта Анатхапиндика.

 

Сутты

АН 1.250-257

(как и предыдущая АН 1.249, эти краткие сутты восхваляют ученика-мирянина за его определённые умения и способности или выдающиеся качества):

среди мирян, которые являются ораторами Дхаммы, является домохозяин Читта из Маччхикасанды1.

(АН 1.250)

среди мирян, которые используют четыре средства привлечения и поддержания других, является Хаттхака из Алави2.

 

среди мирян, которые дарят превосходные [вещи], является Маханама из клана Сакьев3.

(АН 1.252)

 

среди мирян, которые дарят приятные [вещи], является Угга из Весали4.

(АН 1.253)

 

среди мирян, которые прислуживают Сангхе, является домохозяин Уггата.

(АН 1.254)

среди мирян, которые обладают непоколебимым доверием, является Сура Амбаттха.

(АН 1.255)

среди мирян, которые обладают доверием к людям, является Дживака Комарабхачча5.

(АН 1.256)

среди мирян, у которых есть вера, является домохозяин Накулапита6.

(АН 1.257)

 

 

 

 

Ему посвящён весь раздел СН 41.

 

 

 

 

Как и Читта, Хаттхака объявлен образцом для учеников-мирян (оба были не-возвращающимися). Он беседует с Буддой в АН 3.35, восхваляется Буддой в АН 8.23 и 8.24. Он навещает Будду после смерти, переродившись божеством (АН 3.127). Четыре средства поддержания благоприятных отношений упоминаются в АН 4.32.

 

 

 

Принц Сакьев, старший брат Ануруддхи, родственник Будды. Он часто беседует с Буддой и в Ангуттара Никае появляется в нескольких суттах, например, АН 3.73, АН 3.126, АН 6.10.

 

 

 

Его хвалит Будда в АН 8.21. Его приятные дары упоминаются в АН 5.44. Также был не-возвращающимся.

 

 

 

Был врачом. В Ангуттара Никае появляется только в АН 8.26. Его история приводится в Винае (I 268).

 

 

 

 

Согласно Комментарию, он, а также его жена Накуламата, были родителями Будды в пяти сотнях прошлых жизней, и до сих пор считали его своим сыном. Они появляются в АН 4.55, АН 6.16.

 

 

Дутия сутта: Вторая

АН 1.249

[Благословенный сказал]: Монахи, (1) самым выдающимся моим учеником среди мирян, которые являются жертвователями, является домохозяин Судатта Анатхапиндика.

 

Сутты

АН 1.250-257

как и предыдущая АН 1.249, эти краткие сутты восхваляют ученика-мирянина за его определённые умения и способности или выдающиеся качества):

 

 

среди мирян, которые являются ораторами Дхаммы, является домохозяин Читта из Маччхикасанды1.

(АН 1.250)

среди мирян, которые используют четыре средства привлечения и поддержания других, является Хаттхака из Алави2.

(АН 1.251)

среди мирян, которые дарят превосходные [вещи], является Маханама из клана Сакьев3.

(АН 1.252)

среди мирян, которые дарят приятные [вещи], является Угга из Весали4.

(АН 1.253)

среди мирян, которые прислуживают Сангхе, является домохозяин Уггата.

(АН 1.254)

среди мирян, которые обладают непоколебимым доверием, является Сура Амбаттха.

(АН 1.255)

среди мирян, которые обладают доверием к людям, является Дживака Комарабхачча5.

(АН 1.256)

среди мирян, у которых есть вера, является домохозяин Накулапита6.

(АН 1.257)

 

 

Ему посвящён весь раздел СН 41.

 

 

 

 

Как и Читта, Хаттхака объявлен образцом для учеников-мирян (оба были невозвращающимися). Он беседует с Буддой в АН 3.35, восхваляется Буддой в АН 8.23 и 8.24. Он навещает Будду после смерти, переродившись божеством (АН 3.127). Четыре средства поддержания благоприятных отношений упоминаются в АН 4.32.

 

 

 

 

Принц Сакьев, старший брат Ануруддхи, родственник Будды. Он часто беседует с Буддой и в Ангуттара Никае появляется в нескольких суттах, например, АН 3.73, АН 3.126, АН 6.10.

 

 

 

Его хвалит Будда в АН 8.21. Его приятные дары упоминаются в АН 5.44. Также был не-возвращающимся.

 

 

 

Был врачом. В Ангуттара Никае появляется только в АН 8.26. Его история приводится в Винае (I 268).

 

 

 

Согласно Комментарию, он, а также его жена Накуламата, были родителями Будды в пяти сотнях прошлых жизней, и до сих пор считали его своим сыном. Они появляются в АН 4.55, АН 6.16.

 

 

Патхама сутта: Первая

АН 1.258

[Благословенный сказал]: Монахи, (1) самой выдающейся моей ученицей среди мирянок, которые первыми приняли прибежище, является Суджата, дочь Сенани1.

 

 

Одна дала пищу бодхисатте перед самым его просветлением. Комментарий утверждает, что она была матерью Ясы (Вин I 15), но это едва ли является правдой, потому что она жила в Урувеле, тогда как Яса происходил из далёкого Варанаси.

 

 

Сутты

АН 1.259-267

(как и предыдущая АН 1.258, эти краткие сутты восхваляют ученицу-мирянку за её определённые умения и способности или выдающиеся качества):

 

 

среди мирянок, которые являются жертвователями, является Висакха Мигарамата1.

(АН 1.259)

среди мирянок, которые учёные, является Кхудджуттара2.

(АН 1.260)

среди мирянок, которые пребывают в доброжелательности, является Самавати3.

(АН 1.261)

среди мирянок, которые медитируют, является Уттара Нандамата4.

(АН 1.262)

среди мирянок, которые дают превосходные [вещи], является Суппаваса, дочь Колиев5.

(АН 1.263)

среди мирянок, которые ухаживают за больными, является мирянка Суппия6.

(АН 1.264)

среди мирянок, которые обладают непоколебимым доверием, является Катияни7.

(АН 1.265)

среди мирянок, которые являются близкими друзьями, является домохозяйка Накуламата8.

(АН 1.266)

среди мирянок, чьё доверие основано на слухах, является мирянка Кали из Курарагхары9.

(АН 1.267)

 

 

 

Главный жертвователь среди женщин. Будда беседует с ней в ряде сутт, например, в АН 3.70, АН 8.49.

 

 

 

Служанка царицы Самавати. Она ходила слушать наставления Будды, запоминала их, и пересказывала женщинам во дворце. Традиция утверждает, что вся Итивуттака? это эти самые заученные ей наставления Будды. Была объявлена Буддой образцом для женщин-мирянок.

 

 

 

Одна из жён царя Удены из Косамби. Была убита ревнивой Магандией (с помощью поджога части помещений дворца), другой женой царя. История приведена в Уд 7.10.

 

 

 

 

Вероятно, она же? Велукантаки Нандамата. В сутте АН 7.53 она рассказывает о семи своих качествах. Была не-возвращающейся. Будда также объявил её образцом для учениц-мирянок.

 

 

 

Была матерью Сивали. История её длительной беременности приведена в Уд 2.8. Будда даёт ей наставления в АН 4.57.

 

 

Она отрезала кусок плоти со своего бедра, чтобы сварить похлёбку больному монаху. В результате Будда установил правило, запрещающее монахам есть человеческую плоть (Вин I 216).

 

 

Комментарий утверждает, что когда она слушала (у себя в доме) беседу о Дхамме, вломились воры. Однако она не никак не среагировала на них, а продолжала слушать, чем привела воров в замешательство. Впоследствии она помогла этим ворам стать монахами и они достигли арахантства.

 

 

 

Была женой Накулапиты. См. АН 6.16, АН 8.48.

 

 

 

Она поддерживала Махакаччану. Её беседа с ним записана в АН 10.26. Комментарий утверждает, что она услышала беседу двух духов (яккха), которые восхваляли Три Драгоценности, пролетая по небу, и за счёт этого обрела плод вступления в поток.

 

 

XV.

Невозможное

 

Патхама сутта: Первая

АН 1.268

[Благословенный сказал]: Монахи, не может быть такого, немыслимо, чтобы человек, совершенный в воззрениях1, (1) мог бы считать какой-либо обусловленный феномен постоянным. Нет такой возможности. Но может быть так, что обычный заурядный человек будет считать какой-либо обусловленный феномен постоянным. Есть такая возможность.

 

 

Речь идёт о вступившем в поток.

 

Дутия сутта: Вторая

АН 1.269

[Благословенный сказал]: Монахи, не может быть такого, немыслимо, чтобы человек, совершенный в воззрениях, (1) мог бы считать какой-либо обусловленный феномен приятным1. Нет такой возможности. Но может быть так, что обычный заурядный человек будет считать какой-либо обусловленный феномен приятным. Есть такая возможность.

 

 

 

Комментарий утверждает, что речь идёт о приятности на основании воззрений о "я", как в случае с теми, кто считает своё "я" абсолютно приятным, бессмертным и т.д.

Прим. переводчика (SV): На мой взгляд, здесь имеется в виду другое, а именно, когда человек считает некий приятный обусловленный феномен абсолютно приятным, т.е. таким, который приносит абсолютное и нерушимое счастье; т.е., другими словами, не считает обусловленный феномен страданием. Эта идея подтверждается, если посмотреть на все эти три сутты АН 1.268-270. Они рассматривают три характеристики существования? непостоянство, страдательность, безличностность.

 

 

Татия сутта: Третья

АН 1.270

Благословенный сказал]: Монахи, не может быть такого, немыслимо, чтобы человек, совершенный в воззрениях, (1) мог бы считать какой-либо феномен [своим] я. Нет такой возможности. Но может быть так, что обычный заурядный человек будет считать что-либо [своим] я. Есть такая возможность1.

 

 

Прим. переводчика (SV): Небезынтересно, что в этой сутте сказано не "обусловленный феномен", а "какой-либо феномен", т.е. помимо прочего подразумевается в том числе и ниббана, которая является необусловленной. Поэтому, по сути, сказано, что вступивший в поток не может считать ниббану "своим я". Поскольку ниббана не является "я" или тем, что принадлежит "я", она тем самым не может быть и составной частью живого существа, как некто мог бы предположить.

 

 

Сутты

АН 1.271-276

(сутты аналогичны предыдущей АН 1.270, но фраза "мог бы считать какой-либо феномен [своим] "я" меняется на другую):

мог бы [намеренно] лишить жизни свою мать (АН 1.271)

мог бы [намеренно] лишить жизни своего отца (АН 1.272)

мог бы [намеренно] лишить жизни араханта (АН 1.273)

мог бы с умом, полным злобы, пролить кровь Татхагаты (АН 1.274)

мог бы создать раскол в Сангхе (АН 1.275)

мог бы признать кого-либо другого [кроме Будды] учителем (АН 1.276)

 

Дасама сутта: Десятая

АН 1.277

[Благословенный сказал]: Монахи, не может быть такого, немыслимо, чтобы два араханта, которые являются Полностью Просветлёнными Буддами, (1) возникли бы в одно время1 в одной мировой системе2. Нет такой возможности. Но может быть так, что один арахант, который является Полностью Просветлённым Буддой, возникнет в одной мировой системе. Есть такая возможность.

 

 

Прим. переводчика (SV): Речь идёт о том, что в одну эпоху открытой в мире Дхаммы не может быть двух будд но может быть только один, который Дхамму и открыл. Следующий будда может появиться только тогда, когда учение предыдущего всецело исчезнет и забудется людьми.

 

 

 

Насчёт мировых систем см. АН 3.80.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...