5. Итог занятия. Ноябрь. 4 неделя. Занятие 1 экскурсия в библиотеку. Былина «садко». Содержание организованной деятельности детей
5. Итог занятия. – Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. – Какие изделия городецких мастеров больше всего вам понравились? – В украшении каких предметов можно увидеть розан и купавку? НОЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ Занятие 1 ЭКСКУРСИЯ В БИБЛИОТЕКУ. былина «САДКО» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора. Цели: познакомить с понятием «библиотека», с трудом библиотекарей; учить правильно пользоваться книгой; воспитывать бережное отношение к книге, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах; уточнить понятие о жанровых особенностях сказки; помочь понять мотивы поступков героев. Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о библиотеке, знает понятия «старинные книги», «папирус», «береста», «пергамент»; различает жанры литературных произведений; формулирует ответы на вопросы педагога по содержанию былины «Садко», используя в речи соответствующую лексику; эмоционально откликается на переживания героев былины. Материалы и оборудование: старинные книги; ребус. Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. – Перед нами «волшебный» мешочек. Что же в нем лежит? Отгадайте загадку и узнаете: Не сеялки, а добро сеют, Не хлеб, а досыта кормят, Без рук, а всё умеют, Без ног, а по дорогам водят. (Книги. )
– В нашем мешочке книга. 2. Экскурсия в библиотеку. Старинные книги. – В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт и знания. Первая в истории человечества книга – книга наскальных изображений. Первым шагом к современному письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а напоминали о ней, например узелки на память. В зависимости от окраски и порядка, в котором они были завязаны, индейцы, например, определяли, о чём идет речь. Так, жёлтая краска означала золото, белая – серебро, красная – войну. Такое письмо называется узелковым. Как ещё люди могли передавать друг другу сообщения? Можно было использовать для этого картинки. – Представьте, что вы учёные, которые обнаружили скалу с рисунками. Рассмотрите рисунок древнего художника на камне: лодка с гребцами, на ней серп-месяц и три кружочка солнца, а пониже – пронзённые стрелами олени и дикие гуси. Что могут означать эти рисунки? (Ответы детей. ) Это письмо можно прочесть так: «Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Нашли место, богатое дичью. Добыли много оленей и гусей. Плывите за нами! » – А ведь и в наши дни пользуются похожим письмом-изображением. Например, дорожные знаки, указатели. Давайте попробуем расшифровать слово с помощью картинок. Первая буква названия каждой картинки будет одной из букв зашифрованного слова.
Дети разгадывают слово «книга». – Книги в разные времена и в разных странах писали на различных материалах. Давайте перенёсёмся с вами в прекрасную древнюю страну Месопотамию. Книги там были сделаны из глины. Учёба в школах начиналась с разминания глины. Как вы думаете, почему? На ещё мягких табличках деревянной палочкой писали текст. Первая письменность была в виде рисунков, картинок. Позднее появились знаки, обозначающие эти рисунки, – клинопись. Клинописных табличек было в Месопотамии так много, что из них составляли огромные библиотеки.
Писались книги и на папирусах. Папирус – травянистое растение, тростник. Особым образом обрабатывая тростник, получали такую бумагу, которая сворачивалась в большие свитки. Папирус очень хрупкий. Можно ли было на нём писать с двух сторон? Конечно же, нет. Тогда люди нашли новый материал. Они стали писать на пергаменте – это тонкая, как плёнка, недубленая и специально обработанная кожа. Изготовляли его недалеко от Пергам, вот откуда это название. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Эта особенность способствовала появлению новой формы книги. А ещё люди писали на бересте. Что такое береста? (Это верхний слой коры берёзы. ) На ней писали (царапали) острым предметом. Учёные, производя раскопки в г. Новгороде, нашли множество берестяных писем – грамот, сохранившихся с далёких времён. Их отправляли друг другу древние новгородцы, а новгородская земля сберегла их до наших дней. Теперь во всём мире книги печатают на бумаге. Как вы думаете, из чего сначала делали бумагу? Её делали из тряпок. Тряпки долго варили в котле, пока они не превращались в жидкую массу, которую заливали в специальную раму с частой сеткой. Так получились бумажные листы. – Посмотрите, что у меня в руках, на что это похоже? – Да, действительно, это часть осинового гнезда – ячейки, в которые осы откладывают свои личинки. Посмотрите внимательно, из чего они сделаны. Да, из бумаги. Именно оса подсказала людям новый способ изготовления бумаги. Сидели как-то в саду два директора бумажных фабрик, и вдруг они заметили, что по деревянному забору ползают осы, а за ними остаются светлые полосы. И стали люди за осами наблюдать. А осы тем временем работали. Они своими челюстями собирали верхний слой древесины, тщательно пережёвывали его, смешивая со слюной капельку за капелькой, расстилали эту массу, делая себе гнездо. Когда масса высохла, получился тонкий слой бумаги. Два директора, посмотрев на это, стали делать бумагу по тому же принципу. Древесина сильно размельчалась, смешивалась с волокнами хлопка, льна, вспомогательными добавками. Так и был изобретён новый способ получения бумаги, подсмотренный у ос. Как называется у книжки рубашка, которая бережёт странички, чтобы они не порвались, не испачкались? (Обложка. ) А прочная и жёсткая крышка из картона, или кожи, или плотной бумаги, называется … переплёт. У ваших книжек обложки из чего сделаны? На Руси книги появились давно, так давно, что самые первые их них до нас не дошли. Они погибли во время разных войн, пожаров и наводнений, а иногда и по вине людей. Книгу на Руси издавна любили и почитали. «Великая бывает польза от ученья книжного», «кто грамоте горазд – тому не пропасть», – вот так говорили про книги. Первые книги были рукописные, не такие, как сейчас. А что значит рукописные? (Их писали вручную знающие грамоту люди – писцы. ) Это были обычные церковные служители. Приступая к работе, писец брал стопку листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями. Отгадайте, что было основным инструментом писца:
Оно так часто просит пить, Но понемножку пьет. А если будешь торопить И целиком его топить – Наделает хлопот. (Чернила и перо. ) Рукописи писались очень медленно, около года, при свечах или лучинах, это был тяжёлый труд. Сейчас мы привыкли с вами читать печатные книги. Где печатают книги и на чём? (В типографиях на печатном станке. ) На рисунке вы видите станок (показывает изображение станка), которым люди пользовались много лет назад. Первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Фёдоров, а самым первым человеком, придумавшим печатный станок, был немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг. – Долгий и трудный путь прошла книга, прежде чем попасть к вам в руки. За сотни лет изменился и способ печатания. Ведь раньше он был тоже длительным (хотя не таким долгим, как у рукописной книги) и трудоемким. Сейчас уже книги печатают с помощью компьютеров и количество их – тираж книги – насчитывает тысячи экземпляров. Книги всегда, всю жизнь будут вашими помощниками, советчиками и верными друзьями. С ними вы совершите много путешествий и открытий и сегодня наши мудрые друзья – книги приготовили для вас задания, они хотят проверить вас на сообразительность и находчивость.
Послушайте стихотворение:
– Какую помощь оказывает библиотекарь читателям? – Что можно найти в библиотеке? – Были ли вы в библиотеке?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|