Развитие индивидуального стиля деятельности как условие инновационной подготовки учителя 2 глава
Чтобы изучить причины такой репродуктивной деятельности, а также пробудить потребность в осознании своих предпочтений и способов деятельности, студентам было предложено ответить на следующие вопросы анкеты: 1. Какие методы Вы предпочитаете использовать на уроке и почему? 2. Какие тругщосги Вы испытываете при выборе методов обучения? 3. Что Вы учитьшаете при подготовке к уроку при выборе методов обучения? 4. Как Вы осуществляете самоанализ своих возможностей при подборе методов обучения? Полученные данные позволяют сделать следуюшд^е выводы. Студенты используют в основном традиционные методы обучения. При этом удельный вес их различен: беседа (64%), рассказ (27%), объяснение (42%). Значительное место занимают и практические методы обучения (71%). Больше половины студентов используют наглядные методы обучения. При этом предпочтение отдается демонстрациям (76%). И лишь немногие студенты в своей практике использовали проблемно-поисковые и нетрадиционные формы проведения урока (19%). При ответе на вопрос анкеты «Какие трудности Вы испытываете в выборе методов обучения?» большинство студентов подчеркнули недостаточное владение диалоговыми и игровыми технологиями. Среди основных трудностей отмечались организация дифференцированного подхода к детям, осуществление развивающих технологий обучения. Данные, полученные при ответе на вопрос «Что Вы учитываете при выборе методов обучения?», говорят о том, что большинство студентов учитывают только одно условие: особенности содержания учебного материала. С большим трудом они диагностируют познавательные и личностные особенности детей, со^относят методы с задачами урока. Часто студенты не могут объяснить, как можно использовать один и тот же метод в изменившихся условиях, как заменить его на другой.
Самоанализ своих возможностей в использовании методов обучения также осуществляется поверхностно, т.е. нет достаточно глубокого соотнесения своих способностей и возможностей различных методов обучения. При изучении использования различных методов студентами на уроке у подвижных и инертных наблюдаются самые разнообразные приемы работы. Подвижные студенты стремятся использовать различные приемы, они легко могут отказаться от сложившегося плана урока и провести его экспромтом, включив неожиданно рассказ, ролевые игры и др., если при этом методист и учитель предоставят им известную «долю» свободы. У инертных студентов нет калейдоскопа разнообразных приемов работы. Весь урок часто проходит в форме беседы, неторопливой, обстоятельной, строго и четко спланированной. Такие студенты любят обращаться к грамзаписи, диафильму, не любят групповой работы. Все это объясняется типологическими особенностями нервной системы. Однако очень часто отказ от использования тех или иных методов обучения связан с недостаточным владением самими методами, в частности, рассказ многих студентов выглядит неубедительным, в нем нет ясности, четкости выделения главных мыслей и др. Таким образом, в педагогическом вузе недостаточно просматривается обучение избирательному выбору технологических реше- НИИ. Между тем, по мнению М.И.Левиной, «педагог, который не овладел технологией профессионального труда, не знает, где и как получить недостающие знания о стратегии и тактике обучения, не испытывает чувства свободы, которая дается только за высокое профессиональное мастерство и творчество». С целью творческого освоения и осмысления технологии вы
После общего знакомства с возможностями отдельных методов 1. Осуществить анализ учебного материала (степень сложности, характер содержания и т.д.). 2. Определить целесообразность применения методов в зависимости от целей и задач урока. 3. Осуществить диагностику интеллектуальных и личностных особенностей детей. 4. Определить, какие методы наиболее органично подходят самому студенту. 5. Сделать окончательный вывод о возможности использования тех или иных методов обучения. В ходе такого анализа студенты осуществляют рефлексию и коррекцию первоначального замысла урока. В качестве примера рассмотрим работу над конспектом урока студентки С. по теме «Мамин праздник». Планируя урок, студентка определила его цели, заполнила развернутый план-таблицу, где зафиксировала все варианты использования методов обучения на уроке, соотнесла их с основными критериями выбора. После заполнения таблицы она обратилась к более детальному анализу тех критериев, которые вызывали сомнения. Так, при проверке домашнего задания (составить план и подготовить пересказ текста) с целью дифференциации обучения учащимся были предложены три варианта заданий (вместо одного, первоначально запланированного): составить «картинный» план и пересказ, определить точку зрения автора и настроение героев, выборочное чтение. Это, в свою очередь, повлекло изменения в беседу, которая была дополнена литературно-музыкальной композицией (литературными подарками мамам). Задание на дом не соответствовало новому замыслу урока, поэтому студентка предложила дифференцированное задание по группам: узнать и прочитать любимое мамино стихотворение, разыграть сценку с элементами драматизации стихотворения
С.Михалкова «А что у вас?», нарисовать рисунок или прочесть свое сочинение. После урока проводился вторичный анализ эффективности использованных методов. Чтобы стимулировать творческое мышление, развить потребность в профессиональной рефлексии, мы предлагали ответить будущим учителям на ряд проблемных вопросов: Можно ли было использовать другие методы обучения? Какие? Почему? Носила ли вводная беседа проблемный характер? Нужно ли менять характер беседы? Как изменится весь сценарий урока, если будут использованы другие методы обучения? Получили ли Вы удовлетворение от проведенного урока? Что, на Ваш взгляд, необходимо изменить в себе, на что обратить внимание? Такой анализ в период овладения теоретическими основами дида1^тики, обсуждение первых пробных уроков, когда чаще всего копируется деятельность учителя, позволяет показать многообразие форм осуществления педагогической деятельности, не дать возможности закрепления стереотипов и штампов, сделать процесс подготовки учителя личностно-ориентированным. Динамика овладения дидактическими умениями по выбору и использованию методов обучения выражается в следующем. В курсе систематического изучения дидактики у студентов вырабатьша-ется общая методология выбора альтернативных способов деятельности, сами же частные умения не достигают высокого уровня из-за недостатка их практического упражнения. Так, беседа часто превращается в рассказ, студенты с трудом формулируют вопросы, стремятся сами на них ответить, последовательность вопросов строится логически неверно. Кроме того, отдельные методы из-за дефицита времени на их упражнение совсем не используются, поэтому студенты исключают их из числа возможных. К выпускному курсу многие студенты овладевают технологией наиболее часто встречаюш;ихся методов обучения (по данным эксперимента их число составляет 81%). Но проблема заключается в другом. Не станет ли этот набор методов постоянным в деятельности учителя? Как преодолеть стереотипизацию профессиональной педагогической деятельности и развить свой индивидуальный почерк?
Указанные проблемы и особенности формирования отдельных дидактических умений подчеркивают необходимость отражения преподавателем индивидуального своеобразия личности студента. С этой целью нами была предпринята попытка построения методики работы над авторскими концепциями, что является также необходимой предпосылкой подготовки учителя к инновационной деятельности. Личность учителя мы рассматриваем в качестве субъекта интерпретирования авторских концепций обучения и воспитания детей - активного процесса выработки своего мнения, отношения к той или иной педагогической информации. Если традиционно роль учителя ограничивалась ролью читателя, приемника информации, то в исследовании мы акцентировали аспекты выработки своего мнения, отношения к любой информации. Согласно М.М.Бахтину [9], работа читателя определяется двумя задачами. Первая задача - понять произведение так, как понимал его сам автор, увидеть нарисованную условную картину мира «глазами» автора. Вторая задача - включить произведение в свой, чужой для автора контекст, т.е. выработать свою точку зрения в процессе диалога с автором, согласиться с ним или вступить в спор, увидеть условный мир «глазами» читателя. Обе эти задачи реализуются, как было сказано выше, в процессе специфического диалога между автором и читателем, опосредуемого текстом, в процессе, говоря словами М.М.Бахтина, «сотворчества понимаюпщх». Относительно автора это не вызывает сомнений. Но и читатель (студент, учитель) творит свою собственную концепцию, он не воспринимает ее готовой, он не просто репродуцирует данную концепцию в педагогический процесс, педагог творит ее, строит адекватный, но не тождественный авторскому образ, следовательно, является полноценным соавтором. Представление о работе учителя как о творческой вступает в противоречие с широко принятой практикой обучения как студентов в вузе, так и на различных курсах повышения квалификации учителей; не воспроизведение готовых истин, положений, методических рекомендаций, а воспитание мыслящего педагога, способного к самостоятельному постижению авторского принципа видения и самостоятельной оценке альтернативных подходов в воспитании детей. Такое представление о «думающем учителе» диктует и принципиальное изменение работы студентов. В качестве предмета интерпретации будущим учителям предлагалась та или иная авторская концепция и выдвигались следуюш;ие задачи:
понимание авторской концепции; комментирование; выработка своего мнения; объяснение своего мнения путем сопоставления его с авторским. Интерпретация позволяет комплексно исследовать как стилевые характеристики педагогической деятельности, так и интеллектуальные, творческие и личностные особенности процесса выработки своего мнения через личностно значимый способ отношения к авторской концепции. Как отмечалось выше, выяснились способы соотнесения своей и авторской позиции посредством: а) априорного выражения своего мнения как отказа от процес б) идентификации с мнением автора и понимания как объек в) диадога с автором, введения множества контекстов и выхода г) псевдосинтеза, поверхностного, формального соотнесения В данном эксперименте использовались методы: работа с тек- стом, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности студентов. В качестве текстов предлагались концепции М.Монтессо-ри, С.Френе, Р.Штейнера и другие (некоторые из них даны в приложении). Затем студентам предлагалось дать интерпретацию -высказать мнение письменно, а затем в коллективной беседе. Чтобы дать большую свободу и самостоятельность студенту в выработке своего мнения, на первом этапе мы применяли разработанный П.П.Блонским метод работы с концепциями анонимного автора: этим снималось влияние (и, возможно, давление) авторитетов на формирование мнения будущего учителя и одновременно повышался интерес к узнаванию авторства, актуализировался широкий контекст знаний: концепций, теории, методологии науки [10]. На втором этапе студентам предлагался специальный опросник: 1. Отметьте то место, абзац, фрагмент текста, где Вы поставили свой первый вопрос и сформулируйте его. 2. Что показалось Вам интересным: сама проблема или авторская позиция, трактовка, точка зрения.' 3. Какие положения вызвали Ваше возражение, какие противоречия Вы обнаружили? Развернутые ответы фиксировались. Затем проводился анализ, сравнение первой и второй версии, выяснялось, изменилось ли мнение студентов, дополнилась ли первая интерпретация второй, возникли ли противоречия между ними, «взглянул ли» будущий педагог на свою первую версию по-новому. На третьем этапе проводилась групповая беседа, диалог, где объяснялась, обосновывалась собственная версия. В результате анализа письменных и коллективных работ были выявлены следуюище типы интерпретации студентами авторских концепций: • репродуктивный тип - пересказ или формулировка интерпретационных гипотез; • творческий тип - импровизации, включения «старого» контекста в новые системы связей (смысловые и содержательные); • оценочный тип - раскрытие смысла для себя; • критический тип - направленность на выяснение «для чего все это?» и отторжение концепции. Полученные данные представлены в табл. 5. Таблица 5
При этом следует отметить и то обстоятельство, что мнение об авторской концепции у разных студентов включает ряд культурно-ценностных, культурно-исторических ориентации (на авторитетность, известность, современность, перспективность и др.), некоторые из них представлены у студентов в сочетании со свободой и потребностью выражения своего мнения. При интерпретации некоторые старшекурсники обнаруживают ярко выраженную негативную педагогическую ориентацию, проявляющуюся в априорной критике чужого мнения. Во многом это определяется прошлым негативным опытом использования той или иной концепции в собственной педагогической практике («Концепция В.БДа-выдова сложна для учаш^1хся начальных классов, она не учитывает возрастные особенности детей, многие учителя отказываются работать по ней»). Такие суждения говорят о прямом неприятии чужого мнения, негативизме, критицизме. В данном случае не принимается и позитивная часть авторской концепции, т.е. отвергается все. Это может быть объяснено и отсутствием творческого мышления, когда студент не может удержать в своем сознании одновременно несколько точек зрения, не может включить рассматриваемое явление в несколько систем связей одновременно, не способен позитивно оценить значение других. В противном случае -свое мнение оказывается верным, позитивным, чужое - всегда ошибочным и неверным. При репродуктивном типе интерпретации студенты часто не могут выразить свое мнение, отдать предпочтение одной или нескольким концепциям, выделить существенное, главное в том или ином подходе, выстроить своеобразную логику автора. При творческом типе интерпретации педагогических концепций учитель свободно размещает содержание и смысл в своем контексте. При таком типе интерпретации процесс идет от самого студента к тексту. Так, анализируя концедцию В.Ф.Шаталова, будущие учителя не просто копируют его опорные конспекты, но и предлагают свои принципы создания опор в начальных классах, сравнивая их с большими и малыми опорами С.Н.Лысенковой. В данной интерпретации студент ведет своеобразный диалог и даже дискуссию с автором, принимает продуктивную часть его позиции. В целом же студенты обнаруживают легкость интерпретации авторских концепций, однако не обнаруживают способности к обобщению. Они объясняют, рассуждая, но не резюмируя. В большинстве случаев у них преобладает интерес к популярным концепциям (Вальдорфская педагогика, система Зайцева, педагогика М.Монтессори и др.). В меньшей степени они соотносят авторские концепции со своими возможностями («Концепция Л.В.Занко-ва мне нравится, я сама - человек очень эмоциональный, а в ней много внимания уделяется развитию наблюдательности и чувств»). Несомненно, что студент идет навстречу концепции со своими установками, индивидуальным уровнем культуры, ожиданиями, а не только со своими чувствами. В способе решения таких задач мышление неотрывно от работы сознания по осмыслению, переосмыслению, открытию нового для себя смысла, которые обнаруживаются в реальном эксперименте. Работа по анализу авторских концепций во многом связана с умением отбирать и реконструировать содержание будущего урока, так как именно при формировании таких умений будущий учитель сталкивается с необходимостью анализа всего многообразия методических разработок по теме урока и определению своего сценария. Для формирования умений разрабатывать содержание урока мы использовали методику Ф.Н.Гоноболина, модифицировав ее в соответствии с предметом нашего исследования [28]. Фopмиpyюш^^й эксперимент проходил в несколько этапов: на лабораторно-прак-тических занятиях по дидактике (2 курс) и в процессе педагогической практики (3 и 4 курсы). Для выработки элементарных умений разрабатывать содержание урока студентам второго курса предлагалось проанализировать различные по содержанию тексты и отрывки из журнальных и газетных статей, тексты усложненных диктантов и изложений и т.д. Необходимо было в течение 45 минут, внимательно прочитав текст, выполнить следующие задания: 1) определить, для учащихся какого класса составлен данный текст; 2) указать трудности, которые могут встретить ученики при чтении этого текста (имеются в виду незнакомые слова, понятия, словосочетания, трудные и сложные фразы, примеры, малодоступная младшим школьникам логика и композиция предложения); 3) вычленить в тексте основные понятия, подлежятцие усвоению; 4) разделить текст на несколько логически завершенных частей, вычленить в каждой части ключевые элементы;
5) реконструировать, адаптировать предложенный текст так, чтобы он, оставаясь содержательным (включал все основные понятия), стал понятным учащимся начальных классов; 6) определить собственное отношение к предложенному тексту (нравится - не нравится, что особенно интересно для Вас, как этот текст можно включить в план Вашего будущего урока и др.). Анализ выполнения первого задания показал, что студенты успешно определили, на какой возраст был рассчитан предложенный текст. Только 5% участников эксперимента не справились с данным заданием. При анализе текста с точки зрения трудностей, которые могут встретить младшие школьники при чтении текста, большинство студентов указали основные трудные слова и словосочетания (б4%), 24% смогли определить лишь половину (или чуть больше половины) сложных понятий, 1 2% студентов выполнили данное задание на низком уровне. Многие студенты (9%) не смогли выполнить третье задание (выделить главную мысль, разделить текст на логически законченные части). Некоторые из них выделили меньшее количество смысло- вых единиц, объясняя это тем, что излишнее дробление учебного текста затруднит понимание детьми содержания и последующее запоминание. Другие студенты строили свои решения безотносительно к основным смыслообразуюш;им звеньям, в этом случае они выделяли в тексте части произвольно, совершенно не задумываясь над тем, насколько данное деление целесообразно. Не очень успешное выполнение предыдущих заданий во многом определило и неудачную реконструкцию предоюженного текста для учашд1хся. Многие из них внесли лишь незначительные изменения, оставляя текст слишком сложным, другие составили, наоборот, совершенно новый текст, упустив больше половины необходимой информации; у третьих реконструированные тексты оказались малосодержательными, нелогичными. Между тем, в процессе обучения у детей часто возникают вопросы по разъяснению непонятного (Содержания, студенты же, заранее не предвидя 1руд-ности и не подготовив ответ, часто не могут ответить на такие вопросы. Некоторые из них упрощают содержание, и оно становится неинтересные! для детей. Но наиболее показательным является отношение самих студентов к предложенному тексту. У большинства студентов новая информация вызывает интерес, нет прямого отторжения или непринятия текста до тех пор, пока его необходимо «подать», объяснить детям («Что здесь может быть непонятным?*, «Зачем детям рассказывать про самолеты, лучше на экскурсию сходить», «Мне такой текст не нравится, попробую составить свой» и др.). Вполне очевидно, что интерпретация данного текста порождает различное отношение и его понимание, однако однозначная оценка, не творческое прочтение, отторжение авторского видения развивает у будущих учителей невосприимчивость к педагогическим инновациям. Из сказанного следует, что понимание учителем текста невозможно без оценки. Следовательно, позиция «читателя» сливается с позицией «критика». В этом слиянии на первое место выходит то одна, то другая позиция: при непосредственно-эмоциональном восприятии на первое место выходит позиция «читателя», в процессе педагогической интерпретации - позиция «критика». Именно поэтому различные обучающие программы могут быть оценены только на основе того, учитывают ли они способы проработки учебного материала студентом, личностную избирательность его по отношению к содержанию, виду и форме материала. Обобщая условия, способствующие развитию индивидуального стиля деятельности учителя, следует отметить, что наиболее значимыми из них являются cлeдyюш^^e: выбор минимально требуемых (обязательных) эталонов усвоения; альтернативные способы проработки учебного материала; создание модели учебного процесса как творческого поиска: от видения и постановки проблемы, к выдвижению предположений, гипотез, их проверке, познавательной и профессиональной рефлексии; изменение позиции студентов, проживание ими учебного процесса в роли активных участников; соотнесенность знаний с личным опытом, с современной культурой, жизнью общества и школы; взаимодействие педагогического знания с личностью студентов. На основе вышеизложенного мы предположили, что процесс развития индивидуального стиля деятельности учителя зависит от индивидуально-типологических особенностей, уровня профессиональной подготовки и сформированности рефлексии, творческой активности. Следует предположить также, что отработанная нами в эксперименте модель вариативного профессионального поведения студента на первом этапе инновационной подготовки создает систему профессионального самопознания при освоении педагогических дисциплин, а также способствует развитию общей технологии творческого поиска. 3.6. Рефлексивно-инновационные технологии Все процедуры инновационно-рефлексивных технологий можно разбить на следуюпще этапы: I - этап поиска новых идей; II - этап формирования нововведения; III - этап реализации нововведения; IV - этап закрепления новшества. Этап поиска новых идей включает в себя формирование информационного инновационного фона в курсе «Основы инновационной педагогики», актуализацию школьных проблем и потребностей, предварительную работу по формулировке целей, идей нововведения, создание образа будущего школы. Этап формирования нововведения состоит из проектирования в активных формах хода нововведенческой работы, опробование отобранных новшеств, принятие решения о введении нового в школу. Этап реализации нововведения предполагает создание условий для проведения экспериментальной работы в школе, рефлексии хода эксперимента, коррекции содержания и введения новшеств. Этап закрепления новшества представляет собой закрепление образа обновленной школы в сознании учителей, психокоррек-ционную и методическую работу по совершенствованию инновационного поведения педагога. Лейтмотивом всех четырех фаз является развитие восприимчивости к новому и субъектного отношения к осваиваемому новшеству. Модель рефлексивно-инновационной технологии подготовки учителя на III и IV этапах представлена в табл. 6. Таблица 6 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА формирования готовности учителя к инновационной деятельности на Ш и IV этапах профессиональной подготовки S I < п Совершенствование технологии педагогического общения и педагогической деятельности в целом Освоение технологии инновационной деятельности
ш X D. ш CS О и о С; о X X ш Освоение методики составления авторской программы Планирование этапов эксперимента, анализ и прогнозирование развития новшества, требующего внедрения Внедрение новшества в педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов экспериментальной работы Органиэационно-деятельностные игры Рефлексивно-инновационный практикум Изучение авторских концепций Разработка авторских программ Практическая работа в инновационных типах учебных заведений Участие в различных формах повышения квалификации, которые личностно ориентированы на активные технологии обучения Педагагические мастерские
X ш ш о е. >. Психологическая готовность приобретает целостный методологический характер, развиваются рефлексивно-аналитические умения, высокая ответственность, творческая активность Как отмечалось, внедрение обсуждаемой технологии начинается с создания инновационного фона и актуализации школьных проблем. Основой этого является курс инновационной педагогики, который знакомит студентов с основными разделами иннова-тики: неологией, аксиологией и праксиологией. Важнейшая задача этого курса - не только раскрытие факторов, причин и барьеров инновационной деятельности учителя, но и формирование психологической готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. Изучение психологических закономерностей творческой деятельности, механизма поиска выбора решения осуш,ествляется в условиях тренингового обучения. Стержнем программы является принцип творческой самореализации личности, когда субъект в актах своей самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но и созидается и определяется. Направлением его деятельности можно определять и формировать его самого (СЛ.Рубинштейн). Основные разделы программы по основам инновационной пе- дагогики ориентированы на раскрытие понятии «инноваи^ия», «новшество», «инновационные процессы в образовании», «структура инновационной деятельности учителя», «технология введения новшеств». В данном курсе изучаются наиболее типичные модели вариативного образования, отличающиеся качественным своеобразием, ярко выраженным авторским подходом в трактовке педагогических идей. Подробно рассматриваются прежде всего те концепции и образовательные проекты, которые стали основой массовых педагогических движений, дали импульсы развитию гуманистической педагогики. Студенты рассматривают различные типы альтернативных учебных заведений в России и за рубежом, с их целевыми установками, особенностями организационной структуры, содержанием образования и воспитания, описанием практического опыта их работы. Особое внимание уделяется технике разработки и проведения педагогического эксперимента на уровне создания авторских программ, концепций обучения и воспитания. Практическая деятельность студентов сопровождается изучением концепций, положений, нормативно-правовых документов, реально существующих альтернативных учебных заведений. На этапе бакалавриата и особенно магистратуры будушзие педагоги включаются в творческие коллективы по разработке таких концепций. Программа курса рассчитана на 70 часов, включает 10 теоретических блоков и предусматривает проведение лекционных, семинарских и лабораторных занятий, а также организацию самостоятельной исследовательской работы студентов. На лекционные занятия выносятся наиболее общие теоретические вопросы, обеспечивающие целостное понимага-ie ключевых проблем инновационной педагогики, закладываюш>1е методологические и научные основы для дальнейшей самостоятельной работы. Важнейшим теоретическим блоком, определяющим дальнейшее изучение курса, является раздел, посвященный основным положениям инноватики: в чем сушцость нововведений в образовании? чем определяются этапы инновационных процессов? как их анализировать? какие методы применять? чем характеризуется инновационная среда? как определить готовность педагогического сообщества к организации нововведений? чем определяются социокультурные предпосылки нововведений? Таким образом, в начале курса рассматриваются основные концептуальные идеи, положения инноватики, излагаются некоторые методы анализа инновационных процессов и воздействия на этот процесс. Это позволяет поставить задачу для последующей самостоятельной работы. Семинарские занятия предусматривали теоретические дискуссии, способствуюшце осмыслению ведушцх идей инновационной педагогики, формированию аналитических умений и концептуальных подходов на основе изучения различных типов альтернативных моделей обучения и воспитания детей. На семинарских заня-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|