Развитие индивидуального стиля деятельности как условие инновационной подготовки учителя 5 глава
85. Мудрик АВ. Учитель мастерство и вдохновение. - М., 1986. 86. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н.Кулюткина. Г.ССухобской. - М., 1990. 87. Некрасова Н.М. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-ис-слЪдовательской работе. - Калининград, 1989. 88. Новикова Л.И., Куракин AT. Путь к творчеству. - М., 1966. 89. Орлов АВ. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. - 1988. - № 1. 90. Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога// Педагогика. - 1992. - № 3- 4. 91. Осухова Н.Г., Рахматшаева В.А Проблемы функционирования педагогических инноваций // Инновационные процессы в образовании. - Тюмень, 1990. 92. Пассоу АГ. Обучение одаренных // Перспективы. Вопросы образования. -1985. - № 1. 93. Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя - Казань, 1982. 94. Петровский В.А Психология неадаптивной активности. - М., 1992. 95. Петряевская Л.Г. Непрерывное образование как условие преодоления кризисов профессионального развития учителя: Автореф.дисс... канд.пед.наук - СПб, 1994. 96. Пинский А Вальдорфские школы как альтернатива традиционному образованию // Вестник высшей школы. - 1991. - № 8. 97. Подлесная Л.М. Социально-психологические аспекты преодоления барьера к новому. Автореф.дисс... канд.психолнаук - Тбилиси, 1978. 98. Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследований // Советская педагогика. - 1988. - № 11. 99. Поляков СД В поисках педагогической инноватики. - М., 1993.
100. Пономарев Я.А К вопросу об исследовании психологического механизма «прриятия решения» в условиях творческих задач // Проблемы принятия решения. - М., 1976. 101. Пономарев Я.А Психология творчества. - М., 1976.
102. Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дисс... докт.пед.наук - Казань, 1993. 103. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М., 1987. 104. Поташник М.М., Хомерики О.Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. - 1994. - № 5. 105. Пригожий АИ. Нововведения: стимулы и препятствия Социальные проблемы инноватики. - М., 1989. 106. Пригожий АИ. Организации системы и люди. - М., 1983. 107. Просецкий В А Психология подражания: Автореф.дисс... докт.психол наук. -М., 1974. 108. Развитие творческой активности школьников / Под ред. АМ.Матюшкина. -М., 1991. 109. Резвицкий И.И. Личность Индивидуальность Общество. - М., 1984. 110. Рогов ей. Личность в педагогической деятельности - Ростов-на-Дону, 1994. 111. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. - М., 1946. 112. Рубинштейн СЛ. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам советской педагогики // Вопросы философии. - 1989. - №4. 113. Сазонов Б,В. Деятельностный подход к инновациям // Социальные факторы нововведений в организационных системах: - М., 1980. 114. Семенов И.Н. Системное исследование мышления в процессе решения творческих задач: Автореф.дисс... канд.психол:наук - М., 1990. 115. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986. 116. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя - М,, 1993. 117. Сластенин В.А Учитель и время // Советская педагогика. - 1990. - №9. * 118. Сластенин В.А, Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика, - 1990. - № 10. 119. Степанов СЮ., Похмелкина Г.Ф., Колошина Т.Ю., Фролова Т.В. Принципы рефлексивной психологии педагопического творчества // Вопросы психологии. -1991. - № 5. 120. Столин В.В. Диалоговая природа самосознания личности Дисс... докт. пси-хол. наук - М., 1985. 121. Структура инновационного процесса. - М., 1981. 122. Телегина ЭД Преобразование мыслительной деятельности человека в условиях перехода к рыночным отношениям*// Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б.А.Сосновского. - М., 1994.
123. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М,, 19б1. 124. Тихомиров О.К Принятие решения как психологическая проблема // Проблемы принятия решения. - М., 1976. > 125. Тумалев В.В. Учительство в ситуации социатшно-полигических перемен Ч.З-Инновационный потенциал современного учителя. - СПб, 1995. 126. Турбовской Я.С Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема // Методологические проблемы развития педагогической науки. - М., 1985. 127. Учитель крупным планом. Социально-педагогический проблемы учительской деятельности / Под ред. СГ.Вершловского. - Л., 1991. 128. Ушинский КД Человек как предмет воспитания Опыт педагогической антропологии. Пед. соч. в б-ти томах Т.5. - М., 1990. 129. Философский энциклопедический словарь - М, 1983. 130. Франкл В. Человек в поисках смысла / Под ред. ЛЛ.Гозмона и ДАЛеонтьева. - М., 1990. 131. Фромм Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характерологии). - М., 1993. 132. Хомерики 0,Г. Инновации в практике обучения // Педагогика. - 1993. - № 2. 133. Хомерики О.Г,, Поташник М.М., Лоренсов АВ. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994. 134. Хон AM. Психологические барьеры при внедрении нововведений в школьную практику и некоторые пути их преодоления. - Алма-Ата, 1986. 135. Чудновский В.Э., Юркевич В.С Одаренность: дар или испытание. - М., 1990. 136. Цирульников AM. Педагогические основы вариативной организации-еельс-кой школы. - М., 1992. 137. Шакирова Н.М. Формирование готовности будущего учителя к организации творческой деятельности учащихся: Автореф.дисс... канд.пед.наук - М., 1993. 138. Шамова Т.Н., Малинин АН., Тюло ГМ. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития - М., 1993. 139. Швейцер А Культура и этика. - М., 1973. 140. Шиянов ЕН. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. - Москва-Ставрополь, 1991. 141. Шукшунов B.R Инновационное образование парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения // Высшее образование в России. - 1994. -№2. 142. Щедровицкий Г.П., Котельников СИ. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях труды семинара НИИ системных исследований. -М., 1983.
143. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании - М., 1991. 144. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как новое направление фундаментальных исследований Актуальные методологические проблемы развития педагогических наук в ЧССР и СССР. - Прага, 1989. 145.Юсуфбекова H.P. Педагогическая инноватика как теория инновационных процессов в системе образования Научный и передовой опыт в области педагогики и народного образования. - Вып.3. - М., 1990. 146.Яковлева Л.В. Формирование готовности будущего учителя к педагогической рефлексии Автореф.дисс... канд.пед.наук - М., 1991. 147.Ямбург ЕА. Демократическая педагогика перемен // Советская педагогика. -1990. - № 10. 148.Adam R, Chen D. The Process of Educational Innovaiioa - Lnd, 1981. 149.Bamett H. Innovation: The Basis of Cultural Change. - N.Y., 1983. 150.Bassett G. Innovations in Primary Education. - Lnd., 1972. 151.Beverly D., Shaklee D., Cushner 1С Inquiry Based Teacher Education // Педагогическое образование для XXI века. - М., 1994. 152.Creativity and its cultivations / Anderson N.N. (ed). - N.Y., 1959- 153. Darling- Hammond L Teacher Professionalism and Accountability // The 154. Dickinson N. The Headteacher as Innovator. - Lnd., 1975. 155. Griffin M.P. The teacher-artist // The educational digest, - 1989. - vol 54. - №.8. 156. Gross N. Implementing Organizational Innovations. - N.Y., 1971. 157. Levin К Group decisions and social change. - In Reading in social psychology. Rewcomb and Hanly (eds), N.Y.: Holt, Reinhan and Winston, 1947. 158. Nicholls A. Managing Educational Innovations. - Lnd, 1988. 159. Oberg К Culture shock Adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology. I960. Vol7. 160. Rogers EM. Diffusion of iimovations. - № 4, Free Press, 1983. 161. Rogers E.M., Shoemaker E.F. Communication of Innovations. Across-cultural approacti - № 4, Free Press, 1971. 162. Torrance EP. Teaching creative and gifted learners // Handbook of research on teaching / Wiitrock M.C (ed). N.Y., 1986 163. Wold A Can Creativiti Be Taught? // Social educatioiL Washington - 1977. -Vol.41. Приложение 1 ИСТОЧНИКИ ИДЕЙ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Существует много источников идей развития школы. Первым и наиболее важным источником являются достижения, разработки комплекса наук о человеке: педагогики, психологии, философии, социологии, медицины и др. Остановимся подробнее на некоторых философских, психологичес1Сих и педагогических концепциях, которые являются в настоящее время наиболее значимыми.
Обратимся к концепции, которая была сформулирована М.М.Бах-тцным в начале XX века и разработана в 70-е годы В.С.Библером и С.Ю.Кургановым. М.М.Бахтин интерпретировал метод диалога культур как «единство становящейся (развивающейся) идеи на разных этапах ее развития». При таком подходе создается возможность для сотворчества. По мнению ученого, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения. В.СБиблер считает, что старое знание включается в знание новое не в процедуре гегелевского «снятия», а в структурах диалогического сопряжения старых и новых идеализации (принцип соответствия, соотношения дополнительности). Б высочайших точках своего развития современное мышление и осознание есть столь же определение знания, сколь и теоретически осознанное определение незнания, т.е. определение тех потребностей и трудностей принципиального характера, в которых невозможно точно определить, что именно не знает человек, каковы методы и возмозкности осознания и переформулировки всех этих трудностей. Такое строение современного мышления, по мысли В.С.Библера, как бы сближает в логическом и психологическом плане понятия высшего эшелона современной науки с исходными вопросами и изначальными понятиями детского разума, первоначального формирования школьного удивления. Второе, что определяет концептуальную основу Школы диалога культур, это положение о том, что современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с пре-дыдушцми формами культуры (Античности, Средних Веков, Нового Времени). И в этом диалоге разных культурных смыслов бытия - суть современного понятия, современной логики мышления. Исходя из этого, школьное обучение должно строиться как диалог различных исторически существовавших логик, культур, способов понимания (античной, средневековой, нововременной, современной). Эти логики не навязываются извне, а всплывают в репликах учаищхся и учителя, ведуищх учебный диалог. Рассмотрение научных понятий в «промежутке» разных логик и способов понимания (античное эйдетическое умное видение, средневековое причащение к предмету как к «продолжению моей руки и моего слова», нововременное познавательное экспериментирование и др.) обеспечивает выход учебного диалога на «вечные проблемы человеческого бытия», сообщает ему продуктивную неразрешимость, неполноту и в то же время глубинность. В этом смысле утверждается диалог логик.
В ходе учебного диалога возникает особое общение между учаш^1-мися и учителем, в котором участники не просто «проявляют» те или иные грани античного, федневекового и другого мышления, но прежде всего нащупывают свой собственный взгляд на мир. Особенно остро это проявляется на уроках гуманитарного цикла. В таких случаях говорят о диалоге голосов. Учебный диалог адекватен современному диалогическому мышлению лишь тогда, когда столкновение логических и культурных блоков, спор и согласие, разведение и слияние голосов постоянно сопрягается с внутренним диалогом мыслителя с самим собой. Этот микродиалог с внутренними собеседниками (голосами, культурами) протс* каст в форме особой внутренней речи, не тождественной речи внешней. Таковы основные позиции авторов концепции Школы диалога культур В.СБиблера, С.Ю.Курганова. В.С.Библер считает также, что в сознании взрослого на правах самостоятельных диалогических голосов присутствует и сознание дошкольника, и сознание младшего школьника, подростка и юноши; если же они окончательно сняты, то снявшее их «зрелое» сознание не будет сознанием современного творческого культурного человека. Таким образом, этапы индивидуального развития могут и должны быть представлены не только как последовательные, но и как одновременные. Такое понимание индивидуального развития связано с определенным толкованием культуры, при котором «возрасты» понимаются не только как снимаЮиц1е друг друга в прогрессивном развитии, но и как существуюш^^е одновременно и вступающие в диалог друг с другом. Это понимание культуры развито и в трудах М.М.Бахтина. Сущность индивидуального развития - не снятие одной ступени другой, не смена з^кнутых миров, а все более обогащаюпщйся диалог различных голосов. Задача обучения в таком контексте двояка: с одной стороны, укрепить, развить свойственные данному возрасту способы мышления, позицию, картину мира, укрепить этот голос ребенка, помочь ему выстроить и удержать его; с другой стороны, организовать диалог этого голоса, этой позиции с иной культурой, иным голосом, представленным текстом, другим человеком (младшим, старшим, сверстником, учителем). Остановимся на некоторых методических средствах, используемых в Школе диалога культур. Основное из них - введение в структуру учебной задачи Собеседника со своей логикой, отличной от детской. Дети, споря с Собеседником, выдвигают массу аргументов. Главная задача педагога на этом этапе - выслушивать эти аргументы, демонстрировать их недостаточность, помогать детям выйти на свое личное знание. Повтор общего несомненного утверждения сменяется формулировкой своего вопроса. Этот вопрос задается Собеседнику, который видит мир иначе, чем ребенок. Постепенно он начинает сомневаться в началах собственного представления о мире. Собеседник ребенка становится внутренним, погружается внутрь мышления ребенка. Так рождаются первые, аргументированные, диалогичные возражения самому себе. Таким образом, здесь просматриваются два методических приема. Первый состоит в том, что учебная задача задается в споре с дразняпщм Собеседником, подвергаюш;им расшатыванию эмпирическое знание учащихся, зacтaвляюш^^м детей мыслить. Второй прием основан на построении детских гипотез, вопросов, персопределяюпщх учебную задачу. В ходе урока-диалога в гипотезах, вопросах, образах учащихся сгущается их личностное отношение к предмету, а также собственная позиция. Интересна и необычна роль учителя в организации урока-диалога. В одной из своих работ В.СБиблер пишет, что диалог только тогда составляет cyш^^ocть мышления, когда идет не по пустякам, не по проблемам и вопросам, которые могут быть разрешены, устранены, «сняты» при дальнейшем развитии теории, введены в монологическое русло. Диалог - суть современной мысли тогда, когда сама жизнь человека поставлена под вопрос, вовлечена в контекст вопросно-ответных, смысловых отношений. Возможность существования различных обоснований, точек зрения вводит учеников в область спора. Учитель не может «повернуть» исходные начала изучаемого предмета, сделать их для ребенка удивительными и парадоксальными, не проделывая все это и для себя. На урок-диалог учитель приходит и со своими личными проблемами, вопросами. Если учителя не будут на уроке мучить эти проблемы, никакого диалога не получится, будет лишь видимость, спектакль, игра в диалог. С.Ю.Курганов считает, что учитель, ведущий со своими учениками уроки-диалоги, должен помнить о двух полюсах своей деятельности. Полюс первый. Учитель учитывает, что каждый его ученик имеет свою позицию по отношению к учителю, учебной проблеме, уроку в целом. Профессиональная задача учителя - помочь ребенку увидеть в общей проблеме тот уникальный попорот, ту «закраину», которая соприкасается с личными проблемами и размышлениями ученика. Он не должен мешать процессу переопределения учебных проблем, не должен препятствовать постановке учащимися новых, своих проблем на уроке. Личностное начало обучения вначале концентрируется в попытках учащихся выразить свое отношение к учебной проблеме, которые выглядят как колючие, странные, косноязычные образы, гипотезы, вопросы, высказывания. С этими индивидуальными моделями учебного предмета, создаваемыми самими детьми, и должен уметь работать учитель. При этом важно уловить момент перехода от повторения чужих слов ребенком к попыткам создания им своего понимания проблемы. Учитель сталкивает представления, высказываемые ребенком, с другими, сходными и противоположными идеями, помогает ученику осознать, что же он на самом деле хочет сказать. Ребенок чаще всего боится своих слов на уроке. Боится, что над ним начнут смеяться, боится отойти от привычных представлений. Задача учителя - укрепить ребенка в его попытках мыслить самостоятельно. О втором полюсе деятельности учителя С.Ю.Курганов говорит следующее. Учитель учитывает, что он сам, как взрослый человек, хорошо знaюш^^й современную ситуацию в науке и культуре, обладает «избытком видения» по отношению к каждому из своих учеников. Для детей проблемы, которые они ставят на уроке, - это их проблемы. Для учителя эти проблемы должны быть осмыслены как трудности, загад- ки, парадоксы, нерешенные вопросы современного научного знания. Диалог останется лишь красивой и эффектной игрушкой, если воп-росительность, мнения, проблемность останутся лишь «на полюсе ребенка». Если учитель сам не сомневается в целом ряде суш;ественных, еще до конца не решенных наукой элементов знания, в которое он погружает своих учеников, то мы получим лишь игру в диалог. Большинство учебных диалогов отличаются одной особенностью. Завершаясь, они как бы возвращаются к своему началу. В конце учебного диалога обычно не дается окончательного решения проблемы. Обучение диалогу обычно сводится к обучению проблемам. Поэтому учитель не торопится снять напряжение проблемы. Наоборот, предмет обучения в конце каждого цикла диалога выступает как загадка, учяттт,иеся приходят к ситуации «ученого незнания», приступают к конструированию своих вариантов решения проблемы. Так, например, при изучении темы: «Охрана и использование природы» в третьем классе (школа № 55 г.Курска, учитель Разумова О.В.) перед детьми были поставлены проблемные вопросы, требуюш;ие неоднозначного решения. Например: 1) когда люди научились осушать болота, они считали, что болота ненужная и даже вредная часть природы. Теперь ученые доказывают, что это не так. Какую точку зрения поддерживаете вы? Кто прав и почему? 2) что можно сделать, чтобы исчезли терриконы под Железногорском? Можно ли сделать так, чтобы они приносили пользу? Эти и другие вопросы сами по себе еще не порождали учебный диалог. Чтобы учебная задача была личностно значимой, педагог принимал образ Учителя-Собеседника, который уверенно утверждал одну из точек зрения, старался пошатнуть привычный образ мышления ученика, стимулировал детей к мышлению «незаученному». Такое «провокационное» утверлодение порождало возражения детей. Именно такая странная, «дразнящая» сознание реплика, вызывала желание возразить, выстроить свое понимание проблемы, отличное от задаваемого учителем. Постепенно на уроке появлялось напряжение урока-диалога двух равноправных, уверенных в себе сторон. Следующим методическим приемом построения урока-диалога было принятие образа Инженера целлюлозно-бумажного комбината, построенного на берегу озера Байкал, который рассказывал об «удачном» выборе места для комбината, о «мудром» использовании природных богатств человеком. Такой рассказ вызывал дискуссию, горячее обсуждение детей, которые в свою очередь отстаивали свою точку зрения от имени воды, воздуха, рыб, животных, растений, почвы. В ходе обсуждения категоричные утверждения детей сменялись утверждениями-вопросами, утверждениями-сомнениями, появилось желание обратиться к литературе. Использование роли Собеседника позволяло погружаться в мир мышления ребенка, зародить первые аргументированные возражения самому себе и другим, «сгустить» личностное отношение детей к изучаемой проблеме. По мнению авторов концепции учебного диалога, необходимо создавать «точки удивления» в учебном материале, которые требуют поиска различных вариантов обозначения звуков, образов числа, бесконечности. На уроке-диалоге зарождается творческое мышление, которое можно назвать «рождением мысли в слове». Таким образом, концепция Школы диалога культур (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) является одним из путей, чтобы гуманизировать отношения в школе, развить личностную позицию ребенка. Большое распространение среди передовых учителей получили идеи Н.А.Бердяева о свободе творческого самовыражения. Быдаюшцй-ся философ нашего времени утверждал, что специфически человеческое бытие состоит не в приспосабливании к необходимости, а в свободном творчестве, недетерминированном порыве к новизне. Он отвергал не только внешнюю необходимость, но и внутреннюю духовную детерминированность, так как она уничтожает творческий порыв, не допускает новизны, не дает раскрыться во всей полноте и совершенстве человеческому духу. Н.А.Бердяев употребляет понятие свободы не в смысле «свободы воли», а иначе, более глубоко. «Свобода есть положительная творческая мопц), ничем не обосновываемая и не обусловливаемая, льющаяся из бездойного источника». Свобода, по Н.АБердяеву, не ставит человека в ситуацию морального выбора, свобода является одним из тех компонентов, которые открывают возможность для творчества. Любая цель, связанная с переустройством общества, не должна притеснять личность. Иначе личность как целостный, уникальный и универсальный мир перестанет существовать. Для Н.А.Бердяева понятие свободы «оживает», достигает триумфа в недетерминированном творчестве, когда из глубин человеческого «Я» устремляется свободный порыв к новизне. Б творчестве личность более ощущает себя субъектом, возвышающимся над миром, личность чувствует себя могущественной и самоценной. То, что личность возвышается над миром, не следует понимать как проявление эгоизма и высокомерия. Это преодоление мира в высшем смысле слова. Личность самовыражает универсальное в себе. Искры творчества вспыхивают тогда, когда.человек выходит из ограниченности, узости своего «Я», Требование к человеку подняться на Божественную высоту в ходе Творчества есть проявление веры русского мыслителя в духовные силы человека. Смысл творчества раскрывается Н.А.Бердяевым в рамках новой религии творческого антропологизма, где культура и история являются проявлением деятельной мощи людей. Творческую тайну бытия нельзя воспринимать пассивно, в атмосфере самого творческого акта. Познать творческую активность лица - значит быть творчески активным лицом. Познать свободу лица - значит быть свободным лицом. Подобное познается подобным. Н.А.Бердяев рассматривал человека как двойственное, духовно-материальное существо. Он писал: «Человек -точка пересечения двух миров. Об этом свидетельствует двойственность человеческого самосознания, проходящая через всю его историю. Человек осознает себя принадлежашд1м к двум мирам, природа его двоится, и в сознании его побеждает то одна природа, то другая. И человек с равной силой обосновывает самые противоположные самосознания, однако оправдывает фактами своей природы». Бердяев считал человека принадлежаш?1м одновременно к двум мирам - миру природы и миру духа. «Человек не только от мира сего, но и от мира иного, не только от необходимости, но и от свободы, не только от природы, но и от Бога». Более того, в этой двойственности ведущая роль принадлежит тому, что внеприродно, вневременно. НАБердяев характеризует важнейшую особенность двойственной природы человека, конкретизируя его одновременную принадлежность к духовному и материальному: с одной стороны, человек сопри-частен бесконечности, и эта сопричастность является важнейшим фактором его самосознания, с другой - поскольку как существо биологическое он конечен, его осуш,сствления с необходимостью разворачиваются во времени - откуда постоянная неудовлетворенность этими осуществлениями. Таким образом, по НАБердяеву, одной из центральных характеристик человеческого существования является противоречие между временностью его бытия и его деяний и его принадлежностью к вневременному. Н.АБердяев выделяет условия творческого познания. Он утверждает, что одним из условий такого познания является внутреннее родство субъекта и объекта. Только свободный может познать свободу, только творяшд1Й познает творчество. «Нельзя ждать познания свободы от рабского послушания необходимости. В свободе и своем творчестве личность не может быть оторвана и отъединена от космоса, от вселенского бытия. Н.А-Бсрдяев определяет творчество как прирост, прибавление, создание нового, небывшего в мире... Творчество - это возникновение новизны. Он говорит о трех элементах творчества. Первый - свобода, та, которая существует до Бога, свобода как потенциал новизны, но не определившаяся как новизна. Второй элемент творчества - дар, гений, он дан человеку Богом. Творец не властен над собой в творчестве. Первая свобода переплавляется творцом во вторую. Третьим элементом творчества выступает уже сотворенный мир, в котором творчество совершается и из которого оно черпает материальное. Наступает очередь перегруппировки материала. В застывшем мире имеются точки кипения, в которых бурлят и переплавляются природные материалы, образуя новые сочетания, новые по существу, ибо в новых сочетаниях они приобрели смысл. Новизна в объективированном мире - это ее осмысленность. Творчество есть «просветление» бытия. Творчество священно, оно имеет «брачную природу», оно - ответ человека на зов Бога и встреча с ним. Высшим проявлением творчества является гениальность. Гениальность - святость дерзновения, а не святость послушания. Гениальность - по существу трагична, она не вмещается в «мир» и не принимается «миром». Гений-творец никогда не отвечает требованиям «мира», он не подходит ни к каким «мирским» категориям. В гениальности всегда есть какое-то неудачничество перед судом «мира», почти ненужность для «мира». Гениальность непонятна «миру», и не относима ни к каким дифференциациям человеческой деятельности. Гениальность не может объективироваться в творчестве какой-либо культуры, она не относится ни к какой специфической форме культуры, не производит никаких специфических ценностей культуры. В гениальности нет ничего специального, она всегда есть универсальное восприятие вещей, универсальный порыв к иному бытию. Гениальность есть целостное бытие, универсальное качество. Она всегда есть качество человека, а не только художника, ученого, мыслителя, общественного деятеля. «гениальная жизнь знает минуты блаженства, но не знает покоя и счастья, всегда находится в трагическом разладе с окружаюпщм ми- ром». Гениальность, по мнению Н.А.Бердяева, коренным образом отличается от таланта. Талант есть дар дифференцированный, отвечающий требованиям разных форм культуры. Гениальная натура может не воплотить в мире ничего ценного. Талант обычно создает ценности и оценивается. В таланте есть умеренность и размеренность. В гениальности - всегда безмерность. Природа гениальности всегда революционна. Талант действует в середине культуры с ее «науками и искусствами». Гениальность действует в концах и началах и не знает граней. Талант есть послушание. Гениальность - дерзновение. Таковы некоторые взгляды Н.А.Бердяева о сущности творческой деятельности человека. Селестен Френе (1896-1966) - виднейший французский педагог не принял консервативную педагогику французской школы. Он считал, что худшими чертами консервативной школы Франции являются: игнорирование своеобразия и самобытности детской психики, подавление тзворческих импульсом ребенка; стандартно-догматическая концепция обучения, шаблонные методы обучения и воспитания, авторитарная роль учителя. ■у Френе выдвинул свою концепцию воспитания. Решающее значение он придавал собственному опыту ребенка, приобретенному в семье, школе, в общении; ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. В центр ставится личность ребенка, раскрывающая свои потенциальные возможности, самоактуализация детей, а не получение абстрактных знаний. Психологические особенности его системы обучения во многом схожи со взглядами К.Роджерса. Роджерс вводит два типа обучения: когнитивное и опытное. Первый (когнитивный) тип - традиционное обучение, основанное на усвоении знаний, второй тип - учение на собственном опыте, которое очень значимо для личностного развития учащегося и его эмоциональной сферы, он одновременно развивает и когнитивную сферу. Личный опыт каждого человека является для него самоценным и заслуживающим доверия, поскольку выступает в конечном итоге как единственный критерий оценки жизненных событий. Учение, в ходе которого человек взаимодействует с реальными людьми и сам учится быть реальным, адекватным, приносит огромное удовольствие. Позиции Френе и Роджерса совпадают, что, конечно, нельзя считать случайным, ибо налицо мировая тенденция строительства школы, отражением которой оказываются идеи Френе и Роджерса. Оба они ставят перед учителем цель - помочь ученикам достичь полноты своего самоосуществления. КРоджерс считает, что главной проблемой в сфере образования является разработка методов, способных поддержать у всех школьников любознательность и жажду учения, которые могли бы заменить любые «кнуты и пряники» искусственной мотивации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|