Развитие индивидуального стиля деятельности как условие инновационной подготовки учителя 6 глава
Нужно, по его мнению, высвободить любопытство учаш;ихся, позволить им поиск, то есть свободный выбор направления учения, продиктованный их собственными интересами, дать пишу их пытливости, стимулировать дух открытий. Для этого необходимо прежде всего признать, что все в мире бывает в непрерывном становлении. По мнению Роджерса, подлинный процесс учения предполагает сознательное, ответственное включение в него учащегося, его готовность быть постоянно открытым к восприятию нового опыта и постоянно меняться самому по мере изменений окружающей действительности. Всякая оценка в ходе учения должна быть связана прежде всего с опытом учащегося, поэтому главными основаниями для оценки являются самокритика и самооценка. В традиционной педагогике роль учителя в сравнении с ролью учащегося чрезмерно преувеличена. С точки зрения Роджерса, главной задачей учителя является облегчение процесса учения для учапщхся; составленные им рекомендации учителям сводятся к созданию соответствующей интеллектуальной и эмоциональной обстановки в классе, которая характеризуется атмосферой психологической поддержки. Концепция Роджерса подтверждает целый ряд позиций концепции Френе. Френе уделяет особое внимание конструированию среды, в которой происходит развитие и обучение ребенка. Учитывая такие психологические особенности детей 2-6 лет, как живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, он описывает модель «детского заповедника» и детского сада, где ребенок мог бы избежать получения абстрактного (т.е. отчужденного от него), не пережитого знания. «Среда и естесттзенность» - эти два принципа воспитания и обучения французских просветителей проходят красной нитью в концепции Френе. Обратимся к описанию Френе начальной школы. Ребенок воспринимает мир как данное, а не в развитии. Метафизичность в восприятии окружающего мира можно устранить только путем изменения этого мира, а это достигается в деятельности, в производительном труде. Школа по Френе - это трудовая школа. Это не трудовое обучение, а обучение в труде. Знакомство с окружаюпщм миром, познание и преобразование его у Френе происходит через деятельность, через воспитание желания трудиться.
В традиционных методах обучения учебный материал преподносится в форме информации о... Усвоение такого материала требует от каждого учащего определенной культуры познавательной деятельности, развитой индивидуальной способности видеть за абстрактной, обезличенной информацией живую человеческую деятельность во вполне конкретных жизненных ситуациях. Существенно и то, что учебная деятельность в начальной школе Френе подобна структуре производственной деятельности. В ней также имеет место разделение труда между учащимися и кооперация их усилий в решении общей задачи. Получаемый продукт труда - это отпечатанный текст, которому придается общественная значимость. Внутреннее удовольствие и внешняя положительная оценка способствуют творческой самоактуализации школьника, формированию желания и способности учиться. Традиционные методы обучения содержат лишь недифференцированные, усредненные средства воздействия на личностные установки, мотивационную сферу, хотя очевидно, что личностная вовлеченность в процесс обучения является необходимым условием его эффективности. Поэтому традиционные методы обучения срабатывают в основном лишь тогда, когда у учапщхся уже сложилась до начала обучения выраженная мотивация на приобретение определенных знаний. В противном случае обучение превращается в механическое усвоение суммы знаний, которые, не будучи включен-
ными в систему личностных смыслов человека, так и остаются мертвым багажом. Френе описывает средства личностного вовлечения учеников в учебный процесс, воздействия на их мотивационную сферу. Одним из таких средств являются групповые формы работы, коллективная деятельность, которая важна для умственного развития и нравственного воспитания учащегося. Френе описывает эти формы - это и ежедневная работа, и «кооператив», и газета, и переписка, - но на них свое внимание не акцентирует. Из трех важнейших сфер, в которых развивается ребенок, Френе наиболее подробно описывает познание и действие, лишь косвенно - сферу общения, не менее психологически значимую для развития. У него нет игры, а это ведущая деятельность, ведущая сила развития ребенка от 3 до 7 лет, деятельность общения лишь иногда выходит на первый план; он не конструирует социальной среды, хотя пишет о ее необходимости в целях создания гармонического общества. Общественное социальное развитие детей в его концепции отходит на второй план, хотя на практике Френе его широко использует. Основное отличие взрослого of ребенка, если рассматривать в социальном плане, - это наличие ответственности за принятое решение и результаты деятельности. Френе воспитывает чувство ответственности через предлагаемый разнообразный выбор видов и способов труда, через доверие по отношению к ребенку и выполняемой им деятельности, через обучение самостоятельности, через индивидуализацию процесса обучения, самопланирование и самоконтроль и через участие в производительном труде. Несмотря на ряд интересных находок, целостное осуществление концепции идеальной начальной школы Френе проблематично. Рассмотрим подробно взгляды С.Френе. По его мнению, главное - верно сформулировать цель воспитания: максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить. С технической точки зрения традиционная школа была ориентирована на учебные предметы и программы, которые раскрывали, уточняли, систематизировали содержание этих предметов. Школьная организация, учителя и ученики вынуждены были подчиняться требованиям программ. Школа завтрашнего дня сориентирована на ребенка - члена общества. Его основные потребности, зaвиcяш^^e от потребностей общества, определяют и физический, и умственный труд детей, а та1сже учебные предметы, которые они должны изучить. Во главу угла ставится не заучивание материала, а здоровье ребенка, его стремление к знаниям, развитие его творческих возможностей, полная самореализация потребностей и создание благоприятной среды, оборудования и технических средств, обеспечивающих живой воспитательный процесс.
Школа будущего, по мнению Френе - школа труда. Это не означает ни использование физического труда как иллюстративного дополнения к умственной работе в школе, ни преждевременную ориентацию на производительный труд, ни вытеснение умственной деятельности и художественного творчества профессионально-техническим обучением. Труд является основополагаюпщм принципом, движущей силой и философией школы Френе. Школа завтрашнего дня должна быть более дисциплинированной. Дисциплина должна быть естественной. Нельзя мириться со школой, которая отстала от своего времени, с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, с зубрежкой и отга-рабаниванием уроков. Перемены должны быть уравновешенными и гармоничными. Речь вовсе не идет о том, чтобы уничтожить все, что было в прошлом. Воспитание должно опираться на семейные традиции, на достижения предшествуюпщх поколений. Школа всегда несколько отстает от общественного развития. Задача воспитателя - сократить этот разрыв. Френе выделяет следующие этапы воспитания: 1. Воспитание в семье - от рождения примерно до двух лет. 2. «Детский заповедник» - от 2- х до 4-х лет. 3. Детский сад - от 4-х до 7-ми лет. 4. Начальная школа - от семи до четырнадцати лет. Школа не должна прекратить свою воспитательную деятельность в четырнадцать лет. Френе рассматривает принципы детских дошкольных учреждений: «Заповедника» и детского сада. «Детский заповедник» - не просто классная комната или парк, это целый комплекс природных условий развития: сад и огород для детей, парк, помещение для домашних животных, уголок живой природы, «познавательная» комната, комната отдыха. Природная среда должна быть наиболее богатой. Необходимо оставить «дикие» участки.
В детском саду следует организовать постепенное освоение детьми окружающего мира с помощью работы. Дети в детском саду могут сажать растения, ухаживать за домашними животными, строить домики, шалаши, водяные мельницы и т.п. Необходимы также механическая работа, умственная деятельность и художественное творчество. Под механической работой понимается применение орудий труда, которые ускорят познание на ощупь. Умственная деятельность связана с общением со сверстниками, формулированием и выражением своих потребностей, развитием и углублением своих знаний об окружающем мире. Имеется в виду речь, рисунок, письмо, чтение и типографский набор. Процесс художественного творчества имеет свое своеобразие. Рисование не теряет своей значимости и после того, как дети научились писать. Они иллюстрируют тексты, рисуют карандашом и красками, делают гравюры. Важную роль играет драматизация, кукольный театр. Важны пение и ритмика. Френе предлагает также вводить своеобразные картотеки. Все знают, что дети любят картинки, что им нравится вырезать их, наклеивать и классифицировать по темам. Френе предлагает устраивать в группах постоянный поиск интересных картинок (фотографий, открыток и др.). Автор считает также, что специальных уроков в детском саду проводить не следует, обучение должно быть естественным. В начальной школе должны изучаться следующие дисциплины: нравственное воспитание - 1 час в неделю, т.е. 12 минут в день. Должна быть непрерывная цепь уроков нравственности; французский язык - 10-11 часов, т.е. примерно 2 часа в день. Сюда входит составление свободных текстов, подготовка текста для набора, набор текста, чтение отпечатанного текста про себя и вслух, работа с карточками самоконтроля; письмо - свободные тексты, их переписывание для на- бора, отчеты об опытах, доклады, письма; история, география, естественные науки - обсуждение текста для набора, темы докладов, углубленное изучение; арифметика - практическое освоение в процессе труда, работа с карточками самоконтроля; рисование, физический труд в мастерских и на свежем воздухе, физическое воспитание, пение, гигиена - практическое освоение. В школах, работающих по системе Френе, оценки за успеваемость не выставляются. Систему оценок Френе считал одной из наиболее отрицательных сторон практики. Он считал, что контроль нужен, но в других формах: самоконтроль при помощи плана работы, который проверяется в субботу. Оценивается каждая работа, оценка вносится в диаграмму, начерченную над планом. На этой диаграмме ребенок сразу видит оценку своей работы и поведения за неделю.
Исключительно важные функции выполняет школьное самоуправление учащихся. В школе Френе создается «школьный кооператив», членами которого состоят все учащиеся. Во главе кооператива стоит совет, куда входят несколько учащихся и учитель. Под контролем совета находится хозяйственная деятельность школы, На уроках труда изготавливают разные предметы для нужд школы, а также для продажи. Вырученные деньги идут на покупку пособий и оборудования, на организацию экскурсий и т.п. Совет кооператива руководит также и самообслуживанием детей, он же является и дисциплинарным органом. Б совете кооператива обеспечивается полная свобода слова, решения принимаются путем голосования. Учитель имеет право «вето», но рекомендуется, чтобы он пользовался им как можно реже. По мысли Френе, школьный кооператив «социализирует» учащих-ся, прививает им общественные навыки, готовит к будущей самостоятельной жизни. Деятельность кооператива соответствует возрастным особенностям детей. Большое значение в школе имеет газета, в которой помещены 4 колонки: «Я критикую», «Я хвалю», «Я хотел бы», «Я сделал». Рядом с листком подвязан карандаш, и учащийся в любой момент может сделать ту надпись, какую хотел бы. Увлекательно строится работа по составлению планов. В школе предусматриваются следуюш^1е виды планов: 1) об1Цие планы на год, которые в основном отвечают требованиям учебных программ для четырех классов начальной школы - подготовительного, начального, среднего и старшего; 2) обище планы на месяц для каждого класса. Эти планы составляют учителя; 3) индивидуальные планы на неделю, которые составляются в понедельник утром в соответствии с годовыми и месячными планами. Дети с помощью учителя составляют свои планы работы: а) грамматика. Кроме выполнения коллективных работ дети могут б) арифметика (счет). Каждый ученик записывает в свой план, в) сочинение. Рекомендуется в среднем составлять в неделю по три г) история, география, физика и естествознание. Учитель пишет на д) ученик указывает в своем плане тему доклада, который он гото е) базовый физический труд. Ученик записывает в соответствую- Самое главное, по мнению Френе, тщательно подготовить учебные планы и необходимые материальна карточки для самоконтроля по арифметике и грамматике, информационную картотеку, каталог, рабочую библиотечку, перфоленты для программированного обучения. Такова предложенная Френе идеальная схема организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, которая во многом перекликается с идеями АСМакаренко. Создание Вальдорфской школы связано с именем Рудольфа Штей-нера. Рудольф Штейнер (1861-1926) - немецкий философ, основатель антропософии. Первая Свободная вальдорфская школа была создана в 1919 году в Штутгарте как противовес трехчленной школьной системе, принятой тогда в Германии, которая уже не могла решать задач социального и индивидуального развития. Фундаментом новой школы, должны были стать внутренние законы и условия развития человека, которые у всех детей при всех индивидуальных различиях одинаковы. Так была создана первая вальдорфская школа с единым 12-летним образовательным процессом для всех детей (первая общеобразовательная единая школа). Будуш^1Й рабочий получал здесь то же основное образование, что и будущий ученый. Было устранено разделение обучения девочек и мальчиков, исключено деление по социальным слоям, степени одаренности, принадлежности к определенному вероисповеданию. Процесс обучения в вальдорфской школе строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизни ребенка ко второму и от второго - к третьему. Учебный план учитывает возрастные особенности детей. Поэтому учеников никогда не оставляют на второй год; считается, что низкие успехи - это часто не проблема одаренности, а проблема мотивации и зачастую вызванного самой школой нарушения мотивации. Здесь вальдорфская школа видит необходимость индивидуализации преподавания. Но она заключается не в разделении учеников согласно их одаренности по различным потокам. Индивидуализация реализуется учителем при его подготовке к уроку. Учитель должен стремиться продвинуть вперед в первую очередь именно более слабых учеников. При этом часто могут помочь занятия искусством и трудом. Способности, которые ученик развивает в искусстве или при исполнении практической работы, благотворно влияют и на остальную учебу. Каждый успех должен быть замечен учителем. В балльной системе отметок вальдорфские школы видят унижение достоинства ребенка. Она создает видимость объективной оценки. Вместо оценок в вальдорфской школе приняты свидетельства - характеристики, в которых по возможности наиболее подробно описываются успехи, достигнутый прогресс, особые способности и прилежание, слабости ребенка. Только одно не должно следовать из такого свидетельства - отречение от ученика. Учебный план вальдорфской школы включает 12 лет обучения. Часть учеников получают после 12-го или 13-го года обучения либо аттестат зрелости, либо так называемый «абитур», даюищй право на поступление в высшую школу. Вальдорфская педагогика не считает, что развитие человека происходит по заранее заданной, генетически детерминированной пра-грамме. На каждой ступени необходимо стимулировать и направлять процесс развития через воспитание и преподавание. Первая большая эпоха воспитания ребенка примерно до семилетнего возраста определяется тем, что в ребенке, по мнению Р.Штейне-ра, душа и дух еш;е не пришли к внутреннему самосознанию; они гораздо теснее, чем в дальнейшем, связаны с процессом телесного развития. Сознание ребенка и его переживания зависят от того, какие впечатления из физического окружения он воспринимает своими чувствами. Основная форма научения в этот период жизни - сначала непосредственное, затем косвенное подражание. Побуждением к подражанию служит то, что ребенок видит и слышит. Воспринимаемое в ошуш,ениях или образах действует непосредственно, нерефлектиро-ванно и ведет к соответствуюш^1м движениям и актам. Таким образом, отдача ребенка своему окружению ведет к деятельности. Эта подражательная деятельность сильно влияет на характерное для раннего детства формирование органов. Игровой материал, предлагаемый детям, подчеркнуто прост. Это способствует пробуждению фантазии. На игру ребенка не оказывается никакого давления. Ежедневные рассказывания и образные игры проводятся так, что они через сопереживание и соучастие ребенка одновременно стимулируют развитие речи. Дети знакомятся с различными видами деятельности (часто в связи с временами года). Через то, как детям преподносятся эти виды деятельности, и как они участвуют в них (сеяние семян, сбор урожая, молотьба, выпечка хлеба), происходит наглядное проникновение в жизненные взаимосвязи. Так стимулируется развитие интеллекта и мышления. Сюда относятся и многочисленные занятия искусством — от рисования до хороводов, игр и эвритмии, соответствуюш,ей возрасту ребенка. По мнению авторов концепции, силы, которые в раннем детстве участвовали в формировании тела, с 7 лет больше не действуют в нем. Приложение 2 ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ (программа курса) ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа, ее содержание и структура ориентированы на новую отрасль педагогической науки - педагогическую инновати-ку, на углубленное ознакомление студентов с новейшими достижениями современной науки и прогрессивными идеями зарубежных ученых. Программа рассчитана на студентов педагогических вузов, обуча-юпщхся на 3, 4, 5 курсах (второй и третий уровни педагогического образования). Предполагается, что к моменту изучения курса «Основы инновационной педагогики» студентами усвоены программы по теории воспитания и обучения, истории педагогики, частным методикам, психологии. В программе учитывается тот факт, что с предметом инновационной педагогики студенты встречаются впервые, поэтому в ней в самом общем виде предусматривается ознакомление с основными понятиями и областями исследования данного предмета. На первый план в программе выдвигается проблема становления творческой индивидуальности учителя, развивающейся и формирующейся в условиях альтернативного образования, содержания и технологии обучения и воспитания. Важнейшая задача этого курса - не только раскрытие основных факторов, причин, барьеров осуществления инновационной деятельности учителя, но и формирование психологической готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. Изучение психологических закономерностей ттворческой деятельности, механизма поиска выбора решения осуществляется в условиях тренингового обучения, что позволяет создать модель лич-носгао-ориентированного обучения. Стержнем программы является принцип творческой самореализации личности, когда субъект в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но и созидается и определяется. Направлением его деятельности можно определять и формировать его самого (СЛ.Рубинштейн). Основные разделы программы по основам инновационной педагогики ориентированы на раскрытие понятий «инновация», «новшество», «инновационные процессы в образовании», «структура инновационной деятельности учителя», «технология введения новшеств». Предусматривается также изучение наиболее типичных моделей альтернативного образования, отличаюхцихся качественным своеобразием, ярко выраженным авторским подходом в трактовке педагогических идей. Подробно рассматриваются прежде всего те концеп- ции и образовательные проекты, которые стали основой массовых педагогических движений, дали импульсы развитию гуманистической педагогики. Предполагается ознакомление студентов с различными типами альтернативных учебных заведений в России и за рубежом, с их целевыми установками, особенностями организационной структуры, содержанием образования и воспитания, описанием практического опыта их работы. Особое внимание в программе уделено технике разработки и проведения педагогического эксперимента на уровне создания авторских программ, концепций обучения и воспитания. Программа нацелена на формирование у студентов творческого мышления на основе расширения общего научного кругозора в области инновационной педагогики и непосредственного включения в инновационный процесс альтернативных школ. Предполагается, что практическая деятельность студентов сопровождается изучением концепций, по/йэжений, нормативно-правовых документов, реально существующих альтернативных учебных заведений. На этапе бакалавриата и особенно магистратуры планируется включение студентов в творческие коллективу по разработке таких концепций. Планируемые виды деятельности в комплексе должны обеспечить разностороннюю подготовку в различных типах альтернативных школ и подготовить более глубокий фундамент для будущей педагогической деятельности в целом. Программа рассчитана на 70 часов, включает 10 теоретических блоков и предусматривает проведение лекционных, семинарских и лабораторных занятий, а также организацию самостоятельной исследовательской работы студентов. На лекционные занятия выносятся наиболее обище теоретические вопросы, обеспечиваюш^1е целостное понимание ключевых проблем инновационной педагогики, заклады- ваюище методологические и научные основы для дальнейшей самостоятельной работы. Семинарские занятия предусматривают теоретические дискуссии, способствующие осмыслению ведущих идей инновационной педагогики, формированию аналитических умений и концептуальных подходов на основе изучения различных типов альтернативных моделей обучения и воспитания детей. На семинарских занятиях предполагается также развитие аргументированной позиции в оценке отдельных моделей альтернативного образования на основе анализа разных концепций. Лабораторные занятия предполагают формирование готовности студентов к работе в инновационных типах школ, знакомство с технологией разработки и освоения новшества, с методикой организации педагогического эксперимента, составления авторской программы. На лабораторных занятиях предусматривается проведение социально-психологического тренинга по снятию, разблокированию барьеров творческой деятельности. Практика в школе предполагает активное включение студентов в учебный процесс и его организацию на принципах инновационной педагогики (опора на индивидуальные запросы и потребности студентов, предоставление им свободы выбора содержания и форм обучения, наиболее адекватных интересам и склонностям обучающихся и особенностям второго и третьего этапов педагогического образова- ния, решение учебных проблем на основе актуализирующего диалога, организация групп коммуникативного воздействия на основе анализа различных вариантов педагогических ситуаций). Предусмотренная программой самостоятельная работа студентов на этапах бакалавриата и магистратуры имеет свои особенности: на втором этапе она в большей степени связана с осмыслением и самостоятельной интерпретацией имеющихся образовательных проектов, на третьем этапе она предполагает создание собственного творческого продукта, разработку концепции альтернативной школы индивидуально или в творческом коллективе. Программа содержит два варианта реализации тематического плана с учетом различных условий, существуюпщх в педагогических вузах, и особенностей этапов педагогического образования в них. Первый вариант ориентирован на систематизированное прочтение курса по основным тематическим блокам для всех студентов и предполагает» выбор тематики самостоятельной исследовательской работы и индивидуальное консультирование. Второй вариант предполагает проведение установочных лекций и семинаров по узловым проблемам ин-новациоь^ной педагогики. Изучение отдельных альтернативных моделей обучения и воспитания и соответствующих им типов школ осуществляется по выбору студентов, исходя из интересов и склонностей. Первый вариант программы более приемлем для бакалавриата, второй — для магистратуры. В целом же окончательный выбор варианта зависит от желания студента и преподавателя. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Соц1гальнБ1е и научные предпосылки вознихсповения Теория инноваций в экономике и технике. Рождение альтернатив в различных сферах социальной жизни как основа общественного прогресса. Зарождение инновационной педагогики, история ее возникновения. Массовое движение учителей-новаторов. Сущность основных противоречий в образовании на современном этапе развития обществ. Взрыв единообразной, унифицированной школы и высвобождение путей для альтернативного развития. Основные разделы педагогической инноватики: неология, аксиология, праксиология. Взаимосвязь педагогической инноватики с другими науками. 2. Основные понятия педагогической инноватики ры, инновационная среда, инновационный потенциал. Разработка понятия «инновация» в культурологии и технике. Особенности нововведений в образовании. Жизненный цикл инноваций. Инновационные процессы в системе образования, классификация педагогических HOBHiecTB. Традиции и новаторство. Педагогическое сообщество. Использование и применение нового, разновидности внедрения. Понятие новизны в педагогике. Соотношение инновации и нормы, Новизна абсолютная и относительная, псевдоновизна. 3- Экспериментальнкгй характер русской инжоващионной ппсоды Экспериментальный поиск как основа возникновения альтернативных идей в педагогике. Альтернативные подходы к выбору целей воспитания и способов их реализации. Диагностика различных сторон жизнедеятельности школы и личностная психодиагностика детей как условие развития альтернативного учебного заведения. Анализ нестандартных способов организации педагогического процесса как предпосылка движения к перспективным целям. Дифференциация, полифония, многовариантность как педагогическая альтернатива унифицированной системе образования. 4- Источжики идей развития альтернативной школы Теоретические концепции: философские, философско-психологи-ческис, педагогические. Педагогическая практика. Массовый педагогический опыт. Печатные издания. Технико-информационные системы. Фонд инновационных идей, разработок, технологий. Русская философская мысль - основа развития идей альтернативной педагогики. Преемственность в развитии идей отечественной инновационной педагогики. Обш,ее и особенное в развитии альтернативных моделей образования в России и за рубежом. Философские взгляды Н.А.Бердяева, М.М.Бахтина, Б.Б.Розанова, В.Соловьева и др. Осмысление человеческой суйцюсти и человеческого бытия в философских теориях XX века и место педагогических альтернатив в этих концепциях. Отражение различных философских подходов к проблеме познания и самопознания. Влияние социально-психологических теорий личности и индивидуальности на развитие инновационной педагогики. Гуманистические традиции в отечественной педагогике КДУшин-ского, К.Н.Вентцеля, В.Я.Стоюнина, АН.Острогорского, С.Т.Шацкого. Идеи свободного воспитания в России. Теория свободного воспитания Л.Н.Толстого, ее религиозно-философское обоснование. Дом свободного ребенка К.Н.Вентцеля. Практика создания разных типов свободных детских учреждений: Яснополянская школа ДТолстого, детские учреждения А.У.Зеленко и С.Т.Шацкого. Педагогический процесс в свободной школе, се экспериментальный характер, направленность на поиск путей саморазвития личности ребенка, отказ от классно-урочной системы, обязательных учебных программ, учебных пособий, учебников. Собственный опыт детей как источник знаний. Интерес как основа свободного выбора занятий детьми. Индивидуализация методов обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|