Развитие индивидуального стиля деятельности как условие инновационной подготовки учителя 7 глава
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Принцип обцц1нности - основа взаимоотношений детей, родителей, учителей в свободной школе, творческая свобода учителя. Антропософия Р.Штейнсра как основа вальдорфской педагогики. Организация педагогического процесса в вальдорфской школе: гармония умственной, эстетической и трудовой деятельности детей. Идея погружения в процесс обучения, воспитание ремеслом, ежедневные эстетические циклы, вальдорфский учитель, демократизм самоуправляющейся вальдорфской школы. Дом свободного ребенка Марии Монтессори. Обш;ечеловеческие и религиозные ценности как основа нравственного воспитания. Своеобразие взглядов М.Монтессори на основные факторы развития личности. Индивидуальность ребенка и его интересы как исходные позиции Монтессори-метода. Создание благоприятной педагогической среды на основе единства действий семьи и школы. Новая дидактика М.Монтессори. Чувственное восприятие как основа умственного развития детей. «Дидактический материал» как средство развития сенсорной культуры ребенка. Спонтанное обучение письму. Ступени урока. «Школа без принулодения» Селестена Френе. Гуманистические основы педагогики С.Френе. Индивидуализированное обучение как ядро педагогической модели. Особенности планирования учебного процесса. Новые подходы к проблемам нравственного и трудового воспитания. Роль школьного кооператива в воспитательном процессе. Новые материальные средства обучения (школьная типография, дидактические картотеки, обучающие ленты и др.). Критика традиционной системы обучения и воспитания детей. 5- Авторская ппсола как социально-педагогический фено-мем Авторская школа как отражение объективной потребности общественного развития. Оригинальная интерпретация педагогических идей и авторский почерк как неотъемлемые черты альтернативных школ.
Специфика различных концептуальных подходов к созданию авторских школ: школа- лаборатория-клуб Е.М.Ереминой, школы Н.П.Гу-зика, Д.АЛебедева, АН.Тубельского, социально-педагогический комплекс С.АМарьясина, воспитательная система В.АКараковского и др. Основные принципы альтернативных моделей авторских школ: обращенность к ребенку, признание самостоятельности и самодеятельности, свобода выбора ребенком форм и методов обучения, отказ от оценочного прессинга, конструирование гуманистических отношений и др. 6. Рааличжххе типы альтернативн^сх учебных заведений и Многообразие типов альтернативных школ как отражение многообразия современной социальной ситуации и авторских концепций альтернативного воспитания. Инновационные учебные заведения в России: гимназии, лицеи, колледжи, школы с классами, спрофилированными на вуз, школы-комплексы, частные школы, домашнее воспитание, диаспорные школы. Школы «интеллектуальной элиты». Религиозно-духовное воспитание: обращенность к нормам человеческой морали и национальным традициям. Влияние обрядности, празднеств, религиозной атрибутики на эмоциональную сферу ребенка. 7. Альтернативные технологии обучения и воспитания гуманистическая направленность и развиваюпщй характер: концепция диалога культур, концепции развивающего обучения Л.В.Занкова, В.ВДавыдова и др. Классификация современных технологий обучения и воспитания: интеграционные, игровые, структурно-логические, тре-нинговые, информационно-компьютерные, диалоговые. Нетрадиционные формы обучения школьников. Личностно-ориен-тированное обучение и воспитание. Проблемы дифференцированного обучения.
8. Структура инноващио&Еной деятельносаги учителя деятельности: управленческая модель, модель социального взаимодействия, инновационная деятельность как творческий процесс, рефлек-сивно-деятельностный подход к изучению инновационной деятельности. Структура инновационной деятельности: творческая направленность, креативность, операционные компоненты, рефлексивность. Типология учителей по их отношению к нововведениям. Творческая восприимчивость учителя к нововведениям. Личностные установки, профессиональное сознание, личностная центрация педагога. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя. Виды психологической защиты педагога. Антиинновационные барьеры. Преодоление стереотипов поведения и мышления учителя. Взаимоотношения учителя-инноватора с коллегами, администрацией, стиль его поведения. Конфликты и инновационная деятельность учителя. 9- Техмолотия разработки и освоения новшеств Способы введения новшеств в школу: развитие своего собственного опыта, заимствование кем-то созданного опыта, освоение научных разработок, п^тъ проб и ошибок, эксперимент. Научный эксперимент в структуре инновационной педагогической деятельности: программа эксперимента (обоснование темы и ее формулировка, объект^, предмет, цели и задачи эксперимента, гипотеза исследования), разработка и выбор конкретных методик и методов исследования, сроки эксперимента и его этапы, база, критерии оценки ожидаемых результатов, экспертиза программы эксперимента. Организационно-управленческий аспект процесса разработки и освоения инноваций: диагностический, прогностический, организационный, практический, обобш;аюпц1Й этапы. Методика составления авторской программы и учебного плана. Формирование концепции авторской школы, ее структура и алгоритм действий по ее формированию. Организация коллективной работы по составлению программы (авторский коллектив), основные условия и методы организации коллективной творческой деятельности. Отслеживание процесса и результатов экспериментальной работы: начальная диагностика, фиксация текуш^1х результатов, проведение итоговых срезов. Сравнение полученных результатов с прогнозируемыми. Анализ непредвиденных результатов эксперимента. Корректировка гипотезы, экспериментальной методики (технологии, структуры, алгоритма действий и т.п.).
Оформление результатов эксперимента. 10. Экономическое и нормативно-правовое обеспечение развмтия инновационной школы Нормативное финансирование развития школы, разработка экономического раздела программы развития инноваций. Аккредитация, лицензирование, аттестация школы. Самоанализ и самооценка инновационной деятельности учителя при подготовке к аттестации. Примерный перечень документов, необходимых для получения школой статуса экспериментальной площадки для апробации новых моделей образования детей. В результате прослушивания лекций, участия в семинарах и лабораторных занятиях будуиц1й учитель должен знать: современную стратегию образования, основные идеи и понятия инновационной педагогики, источники идей развития альтернативной школы, основные концепции авторских школ, различные типы альтернативных учебных заведений, инновационные технологии, на- учное толкование понятия «эксперимент», методы опытно-экспериментальной исследовательской работы, этапы подготовки и проведения эксперимента, состав и структуру авторской программы и концепции, пути и средства организации опытно-экспериментальной работы, способы анализа и подведения итогов этой работы, структуру инновационной деятельности, виды психологических барьеров и способы преодоления стереотипов инновационного поведения; должен уметь: осуществлять выбор проблемы и темы исследования, составлять развернутую программу экспериментальной работы в школе, отслеживать ее процесс и результаты, анализировать и оформлять их, владеть методами исследования, осуществлять оптимальное взаимодействие с педагогическим сообществом, рефлексировать все компоненты инновационной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА 1. Ангеловски К Учителя и инновации. - 1991. - 157 с. 2. Бабанский Ю.К Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982. 3. Бердяев Н.А Смысл творчества (Философия творчества, кутгьтуры и искусства). - М,: Искусство. Лига. - 1994. - Т.1. - 356 с 4. Загвяэинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. - Тюмень, 1990. - С.3-9. 5. Загвяэинский В.И. Учитель как исследователь. - М., 1980. 6. Загвязинский В.И., Гильманов СА. Творчество в управлении школой. - М., 1991. 7. Инновации в школе: характер и результаты // Народное образование. - 1993. - № б. - С. 16-27. 8. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе. Проблема, опыт, решения. - Псков, 1992. - 223 с. 9. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.ЯЛияудис. - М., 1994. - 203 с.
10. Инновационные методы обучения в вузе: Сб.научн.трудов. - Мурманск, 1993. 11. Инновационные учебные заведения в России. Информационно-справочное пособие в помощь руководителям школ - М., 1992. - 104 с 12. Караковский В.А Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1992. 13. Караковский В.А Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993. 14. Кан-Калик В.А Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный, 1976. 15. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогически поисках. - М., 1994. - 222 с. 16. Конаржевский Ю.А Внутришкольный менеджмент. - М., 1992. 17. Корнелиус X. Фэйр Ш. Выиграть может каждый Как разрешать конфликты. -М., 1992. 18. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической прак-трпси. - М., 1977. 19. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. - М., 1992. 20. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - М., 1993. -46 с. 21. Ляудис В.Я. Изнновационное обучение и наука. - М., 1992. - 52 с. 22. Менеджмент в управлении школой / Науч.ред. Т.И.Шамова. - М., 1992. 23. Методическая работа в школе: организация и управление / Под ред. М.М.По-ташника. - 2-е изд. - М., 1990. 24. Монтессори М. Дом ребенка. - М., 1915. 25. Монтессори М. Руководство к моему методу. - М., 1916. 26. Некрасова Н.И. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-ис- следовательской работе. - Калининград, 1989. 27. Новикова Л.И., Куракин ЛТ. Путь к творчеству. - М., 1966. 28. Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика. - 1992. - № 3-4. 29. Подымова Л.С Введение в инновационную педагогику: Учебное пособие. -Курск: КГПУ, 1994 - 120 с. 30. Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследований // Советская педагогика. - 1988. - № 11.
31. Поляков СД В поисках педагогической инноватики. - М., 1993. 32. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М., 1987. 33. Поташник М.М. Право на эксперимент // Народное образование. - 1989. - № 9. 34. Поташник М.М., Хомерики О.Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. - 1994. - № 5. 35. Пригожий АИ. Нововведения: стимулы и препятствия: Социальные проблемы инноватики - М., 1989. - 270 с. 36. Пригожий А.И. Управленческое консультирование нововведений (индивид в организации). - М., 1990. f 37. Риттельмайер Ф. Жизненные встречи с Рудольфом Штайнером. - М., 1991. 38. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - М., 1990. 39. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. - М., 1989. 40. Структура инновационного процесса. - М., 1981. - 158 с. 41. 'Цеория и практика педагогического эксперимента. - М., 1979 42. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М.Поташника и В.СЛазарева. - М., 1995. - 464 с. 43. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М., 1992. 44. Франка В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. 45. Харрис Т. Я - хороший, ты - хороший - М., 1993. 46. Хекхаузен X. Мотивация деятельности - М., 1992. 47. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994. - 62 с 48. Хомерики О.Г. Иновации в практике обучения / Педагогика. - 1993. - № 2. -с.41-44. 49. Центр вальдорфской педагогржи. - М., 1991. 50. Цирульников А.М. Педагогические основы вариативной организации сельской школы. - М., 1992. 51. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления; руководитель и педагогический коллектив. - М., 1990. 52. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой - М., 19^92. 53. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992. 54. Шукшунов В.Е. Инновационное образование; парадигма,принципы реализации, структура научного обеспечения // Высшее образование в России. - 1994. - № 2. - с.13-18. 55. Штульман Э.А. Методический аппарат исследований // Советская педагогика. - 1988.-№ 11. 56. Эксперимент в школе организация и управление / Под ред. М.М.Поташника. - М,, 1991. 57. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М., 1991. - 92 с. 58. Ямбург ЕА. Эта «скучная» наука управления. - М., 1992. тематический план Тематические блоки Содержание Распределение часов пекц. сем. лаб.
1. Социальные и 2. Основные поня 3. Эксперимен 4. Источнтси идей 5. Авторская школа как соц.-педаго-гический феномен 6. Различные типы альтернативных учебных заведений 7. Альтернативные технологии обучения и воспитания 8. Структура инновационной деятельности учителя 9. Технология раз-работки и освоения новшества 10. Нормативно-правовое обеспечение инноваций Всего Инновационная педагогика как наука, ее предмет и область исследования Основные источники педагогической инноватики Инновационные процессы в образовании, классификация педагогических новшеств Экспериментальный поиск новой школы. Альтернативные подходы к выбору целей воспитания: Анализ нестандартных способов организации педагогического процесса Русская философская мысль - основа развития альтернативной педагогшш Влияние социально-психологических теорий личности на развитие альтернативной педагогики Гуманистические традиции в отечественной педагогике КД Ушинского, Л.Н.Толстого, КН.Вентцеля, СТ.Шацкого и др. Организация педагогического гфоцесса в вальдорфской школе Дом свободного ребенка Марии Монтес-сори «Школа без принуждения» Селесгена Френе Основные принципы альтернативных моделей авторских школы Характеристика инновационных типов учебных заведений за рубежом Инновационные учебные заведения в России Современные концепции обучения и воспитания школьников Личностно-ориентированное обучение Многообразие подходов к сущносттн инновационной деятельности Типология учителей по отношению к новшествам Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя Понятие о педагогическом эксперименте Методы опытно-экспериментальной работы Этапы подготовки и проведения эксперимента Методика составления авторской программы Отслеживание процесса и результатов экспериментальной работы Оформление резутгьтатов эксперимента Разработка экономического и правового разделов программы Приложение 3 ПОЛОЖЕНИЕ об экспериментальной школе раннего развития Общее положение Данная школа представляет собой тип учебного заведения, который можно определить как школа-комплекс «Детский сад - начальная школа». Экспериментальная школа функционирует на базе детского сада №9 и средней школы №27 г.Курска. Она является единым звеном в системе образования. Школа осуш;ествляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и настоящего положения. Школа работает в режиме шестилетней начальной школы и имеет две ступени обучения; дошкольная ступень — 4,5,6 лет и школьная ступень 7, 8, 9 лет. 2. Основные цели и задачи 1. Органическое взаимодействие начальной ступени школы с дошкольным звеном с целью постепенного переноса на дошкольный период определенных этапов обучения, не допуская дублирования в содержании обучения и воспитания детей. Одновременное насыщение дошкольной ступени занятиями эстетического характера (музыка, ИЗО и художественный труд, рассказы и драматизация, ритмика, фольклор и др.). 2. Создание основ русской национальной школы: изучение национальной культуры, сохранение и развитие национальных традиций, воспитание уважения к языку и культуре других народов. 3. Создание прогрессивной системы обучения, позволяющей дать глубокие знания основ наук и обеспечивающей развитие творческих способностей детей. 4. Создание на ранних ступенях обучения развивающей среды, в которой более эффективно формируются навыки учебного сотрудничества, приемы организации учебной деятельности, более интенсивно развиваются познавательные способности. 5. Снятие барьеров школьной дезадаптации и утомляемости детей. 6. Организация внутришкольной инфраструктуры клубов по интересам, кружков, секций для обеспечения разностороннего развития личности. 7. Вовлечение учащихся в активную социальную деятельность как необходимое условие развития свободной личности. 8. Создание учебной базы для совершенствования подготовки бу-дуищх учителей. 3. Организация образовательного процесса и комплектование классов Экспериментальная школа раннего развития работает на основе экспериментального учебного плана и усовершенствованных авторских и государственных программ. Главная функция обучения в школе состоит в обеспечении общего развития. Отбор предметов и включение их в образовательную область базисного учебного плана осуш,ествляется с учетом возможностей детей и сензитивных периодов развития психики, С этой целью для детей 4-7 лет введены интегрированные курсы: Мир и человек, ИЗО и художественный труд, математика и конструирование, рассказы и драматизация и др. На этом же этапе введены элементарные занятия по чтению, письму и счету, есгествознанию, музыке, иностранному языку, развивающим играм, ритмике и физвоспитанию, организуются^факультативы. Экспериментальная школа работает по индивидуальному штатному расписанию, утвержденному заведуюиц1м детским садом и директором школы. Учебный год в школе начинается 1 сентября, у детей 4-летнего возраста - с 1-го октября (один месяц дается на адаптационный период). Продолжительность учебного года у детей 4, 5, б-летнего возраста -30 недель, вводятся дополнительные недельные каникулы в феврале, в мае (последняя неделя) вводятся творческие формы проведения занятий (уроки-путешествия, экскурсии и др.); у детей 7, 8, 9 лет продолжительность учебного года - 32 недели. Продолжительность урока у детей 4-5 лет - 25 минут, у детей 6 лет - 35 минут, 7-9 лет - 45 минут. Весь учебный день в экспериментальной школе раннего развития делится на два блока: утренний учебный блок (элементарные занятия по чтению, письму, счету, иностранному языку и др.) и дневной развивающий блок: предметы эстетического цикла и развиваюпще дисциплины по выбору (свободный блок: шахматы, народные промыслы, развиваюпще игры, моделирование и конструирование и др.). Факультативные занятия проводятся по желанию учашцхся и родителей с учетом индивидуальных способностей и интересов детей. Школа работает в режиме пятидневной недели полного дня. Процесс обучения в экспериментальной школе строится на основе использования гибких форм организации учебной деятельности, отдается предпочтение игровым, эвристичес1сим и проблемно-поисковым методам. Основой умственного развития детей на ранних этапах обучения является их эмоциональный опыт, расширению и обогащению которого способствуют занятия эстетического блока, расширение сфер социального общения детей, удовлетворение потребности детей в игре. Умственное развитие детей обеспечивается целенаправленным овладением ребенком соответствующими компонентами познавательной деятельности. Раннее целенаправленное обучение анализу, синтезу, сравнению особенно важно, поскольку в этом случае появляется реальная возможность более глубокого познания связей и отношений на всех последуюшцх ступенях непрерывного образования. Школе предоставлено право вносить изменения в изучение отдельных дисциплин и распределение часов. Количество детей в классах 20 человек. Классы делятся на две подгруппы при проведении всех занятий у детей 4-6-летнего возраста, а также при организации занятий с детьми 7-9-летнего возраста по следующим дисциплинам: иностранный язык, ритмика, речь и этикет. С целью обеспечения индивидуального подхода при обучении в условиях опережающего обучения и организации щадящего режима на занятиях у детей шестилетнего возраста вводится новая форма организации занятий с двумя педагогами, учителем и воспитателем (основной учитель и ассистент) для работы малыми группами и подготовки домашних заданий с детьми этого возраста, что определяет необходимость введения двух ставок воспитателя. Комплектование классов осуществляется специальной комиссией по данным психологического и медицинского обследования детей независимо от места жительства. Порядок приема, а также зачисление и отчисление учащихся осуществляется на основании заявления родителей и определяется Уставом образовательного учреждения. За учащимися сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|