II. Гигиена тела в отношении к гигиене духа
Стр 1 из 11Следующая ⇒ I. Воспитание тела
Странным может казаться такая глава в статьях о путях спасения. Но бесспорно, что тело вовсе не безразличная в деле спасения часть человека. И телом, и духом должны мы служить Господу. "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою? Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божий" (1 Кор., 6:19 и 20). Если тело есть храм Святого Духа, то очевидно, что чистота его и забота о нем есть одна из обязанностей христианина.
"Одной из наиболее хитрых проделок сатаны, - говорит один богослов, - является раздвоение человека в его отношении к Богу: на душу и тело". И душа, и тело - Божий. "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм вы" (1 Кор., 3:17).
В наши дни начинают сознавать ту истину, что без здорового тела не может быть здорового духа, что для гармонии духа необходима гармония физической природы человека. Недавно Мечников после сорока лет исканий нашел (как ему кажется) средство против того разложения, в каком лежит мир, средство победить смерть. Это средство его - "ортобиоз": наука о выпрямлении жизни.
Человек в теперешнем его состоянии, по Мечникову, существо нездоровое, ненормальное, подлежащее лечению. Главная причина его нездоровья - хроническое отравление организма фенолами - кишечными ядами. Человек, приспособленный к питанию сырой пищей, употребляет ее в более удобоваримом виде, но вследствие этого большая часть его пищеварительного тракта излишня. Она является складочным местом, где переваренная пища задерживается, подвергается гниению и где поселяется огромное количество бактерий и микробов, вырабатывающих массу фенолов. Отсюда брожение, вредное для здоровья, преждевременная старость, дряблость и бессилие, дряблость тела. Для борьбы с "злом в теле" Мечников и предлагает "ортобиоз" - гигиену тела, нормы трудолюбивой, здоровой, умеренной жизни, чуждой роскоши и излишества; целомудренной и чистой.
Эта гигиена удлинит жизнь, уничтожит пессимизм, рождающийся всегда на почве больного тела, даст блаженную старость и блаженную смерть; люди будут желать смерти, как настоящей жизненной цели.
Мечников понимает жизнь чисто физически. Иначе смотрит на жизнь недавно ставшая модной другая теория здорового тела и духа - учение йогистов (индусских аскетов-мистиков).
Йога, ее часть хатха-йога, есть учение о здоровом человеке. Йогисты не материалисты.
Йоги верят, что сущность человека не в теле. Они признают, что его бессмертное "я", которое всякое человеческое существо более или менее сознает, не есть его тело, которое оно только занимает и которым пользуется. Они признают, что тело только одежда, в которую облекается дух. Они знают, что такое тело, и не обманываются мыслью, что оно является сущностью человека. Но, зная это, они знают также, что тело есть инструмент, которым дух пользуется для своего проявления и работы. Они знают, что телесная оболочка необходима для проявления и роста человека в настоящей стадии его развития. Они знают, что тело является храмом духа. И соответственно этому они верят, что заботы о развитии тела заслуживают такого же внимания, как и развитие некоторых высших сторон человека, потому что, имея нездоровое и недостаточно развитое материальное тело, мысль не может функционировать как следует, и весь этот инструмент не может быть наивыгоднейше использован его хозяином - духом.
Они верят, что дух - руководитель наш и в физической жизни, что он проявляется и через жизнь тела. В присутствии духа с духом можно и есть, и пить, и думать. Все может быть и должно быть духовно. И, не входя в обсуждение религиозных основ учения йогов, можно сказать, что их учение о теле носит черты истиннорелигиозного мировоззрения. Заслуживает глубокого внимания их учение о целомудрии. Они истинно по-христиански указывают, что в хранении целомудрия, силы производительной, одна из тайн развития духа. Сила производительная, свято хранимая, может переходить в энергию духа. Чистота в этом отношении дает особую жизненность воле и чувству, переводится в великие деяния и родит великие мысли. Растрата тела (половая) есть растрата духа - обкрадывание его. Мы, ценя все доброе в чужих взглядах, не можем не отметить этих светлых мыслей.
Но... странно искать у далеких и чужих колодцев того, что в изобилии дано дома, в учении Церкви.
В каком отношении стоит к вопросу о теле христианско-церковное мировоззрение?
Говорят, что аскетическое христианство ненавидит тело, как темницу духа, пренебрегает им, отрицает его. Великая ложь. Наоборот, христианство в догмате воскресшего Тела Господня вознесло его на необычную высоту. Для апостола Павла, как мы видели, тело - храм духа. Могли ли ученики Христа и апостолов отвергнуть их правду о теле? Не Церковь, не подвижники Церкви, а мир - люди, исказившие тело, относятся к нему брезгливо и пренебрежительно. Тот, кто назвал тело "грязным мешком" (Л.Н. Толстой), разве не относился к "полу" с брезгливой гадливостью? Разве в нас нет стыда и брезгливости к самым обычным функциям тела, даже еде. И это понятно, потому что в самом деле функции нашего, тела стыдны: стыдна "любовь" "Крейцеровой сонаты", стыдна и голая физиологическая животная функция еды. Иное отношение к телу и его функциям у христианского отеческого миросозерцания.
"Начни же любить плоть, - увещевает Тертуллиан, - когда она имеет Творцом своим столь Превосходного Художника любви, т.е. ищи чистоту плоти, непорочности сего образа Божия, сего сосуда Духа Его. Персть(*) славна тем, что руки Божий к ней прикасались, а плоть еще от дыхания Божия, посредством которого она уступила грубые элементы персти и восприяла достоинство души. Ты не искуснее Бога. Если ты в чугун, в медь, в железо, ни даже в серебро, не вставляешь драгоценных камней Скифии и Индии и блестящих жемчужин Черного моря, если, напротив того, украшаешь их чистейшим золотом самой отличной работы, если для лучших вин и благоуханий готовишь сосуды, качеству их соответствующие, если хорошие мечи одеваешь в превосходные ножны: то можешь ли ты себе представить, чтобы Бог вложил в какой-либо презрительный сосуд тень души Своей, дыхание Своего Духа, деятельный образ Слова Своего. Люби даже внешнюю красоту его".
"Некто поведал мне, - говорит Иоанн Лествичник, - о необычайном и высшем пределе непорочности, именно: "некто, воззрев но красоту Kallos (женщины), весьма прославил за нее Творца; и от единого взора погрузился в любовь Божию и в источник слез; и изумительно было видеть, что ров гибели для другого лица, для иного сверхъестества стал венцом". "Если всегда таковой, - добавляет Лествичник от себя, - в таких чувствованиях усвоил себе такой образ действий, то он воскрес нетленным до общего воскресения".
Иоанн говорит о свв. Нонне и блуднице Пелагии.
По св. Григорию Нисскому, жизнь (и вечная жизнь) есть не жизнь только души, но и тела. Не только душа, но и тело "причастно Божественного естества". Человек соединяется, по Симеону Новому Богослову, с Богом духовно и телесно. Святой душе сопряжено и святое тело. Столпы церковного жизнепонимания: св. Ириней Лионский, Мефодий Патарский, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст выражают особенно твердо и ясно идею святого тела. Не ненавидит, а любит плоть христианин. Отсюда и канон св. Андрея Критского бичует преступления против тела:
О како поревновах Ламеху Первому убийце Я брата же моего - тело убив Яко Каин убийца - любострастными стремлениями. Тело - наш брат и ты его убийца.
И в погребальном чине мы оплакиваем "по образу Божию созданную нашу красоту".
Тело есть красота, образ славы Божией. Таков отеческий взгляд. Но в нашем теле, по учению Церкви, есть врожденные, созданные волей человеческой, яды, пережитки животной природы, проявление животности, нажитой веками. Это "плоть", в отличие от тела (хотя различие слов плохо установлено). "Не с телом борется христианство, - рассуждает B.C. Соловьев, - а с наносными, вторичными, навязанными человеку, элементами "упадка". Тело и с аскетической точки зрения есть "храм духа", телн могут быть "духовными", "православными", "небесными", тогда как "плоть и кровь Царства Божия не наследуют". Плоть есть животность, возбужденная, выходящая из своих продолов, перестающая служить материей или скрытую (потенциальною) основой духовной жизни, чем по существу своему должна быть жизнь животная, как с физической так и с психической своей стороны. На первоначальных ступенях своего развития человек есть духовное существо более в возможности, чем в действительности; но именно эта возможность высшего бытия, выражающаяся в самосознании и самообладании, в противоположность слепой и не владеющей собою природе, - именно эта самостоятельная и самообладающая духовная потенция и подвергается опасности со стороны плотской похоти. Плоть, т.е. материя, выходящая из своего страдательного положения, психически стремящаяся к самостоятельности и безмерности, тем самым пытается привлечь к себе духовную силу, вовлечь ее в свой процесс, чтобы разрешить ее в себя и усилиться на ее счет. Плоть сильна только слабостью духа, живет только его смертью. А потому и дух для своего сохранения и усиления требует ослабления плоти, переведения ее из действующего состояния в потенциальное. Иначе говоря, по отношению к телу у человека задача - бороться с ядом плоти. Эти яды разных видов: яды физиологические и духовные яды жизни. Такие яды все наркотики: табак, морфий, даже чай и кофе в превышающих меру количествах. Такой яд, как мы видели, есть мясо в больших количествах, постольку экстрактивные вещества мяса имеют такой же возбуждающий характер, как эфир, вино или кофе.
Еще более яд - алкоголь и пр., и пр. (о всех них особо).
Такой яд, наконец, психическое отравление грехом, поскольку оно физиологически отражается на теле.
Когда речь идет, например, о разрушении чистоты тела, о грехах плоти, то дело не ограничивается только разрушением гармонии духа. Йоги правы, когда видят здесь преступление против всего тела - ослабление творческой силы духа, растрату жизнетворящей, в широком смысле, силы.
Когда дело идет о грехах вообще, то и здесь дело не только о преступлении, о духовном самоубийстве, но и о физическом разрушении храма Божия, тела в смысле внесения в него болезнетворных, расслабляющих начал, в смысле усиления духовного бессилия тела.
Мы указывали, что, по наблюдениям одного ученого, страсть гнева оставляет в теле особый токсин - отравляющее начало. Азарт, опьянение страстью плоти, вообще всякая страсть вызывает болезненное перерождение нервной ткани, т.е. разрушение тела.
Повторим слова доктора Гаддарта о душевных состояниях, как причине болезни. "Есть два класса душевных состояний - одни могут повышать энергию здоровья, жизнеспособность человека, и другие, которые эту жизнеспособность понижают и убивают. Мы имеем достаточно данных, чтобы убедиться, что сознательное изменение своего душевного состояния могло бы избавить многих от тех болезней, пред которыми бессильны обыкновенные врачи; могло бы даже оттянуть приближение смерти для тех ее жертв, которым уж никакое лечение не в состоянии помочь. Исполнение веры, принятие какой-нибудь возвышенной философии жизни могло бы принести облегчение больному".
Гигиена тела, таким образом, связана с гигиеной духа.
К каким же выводам ведут эти посылки? В чем может заключаться христианское хранение тела?
II. Гигиена тела в отношении к гигиене духа
Говоря о гигиене тела в интересах духа, мы не думаем, конечно, излагать правила общей гигиены. Не намерены также предлагать какую-нибудь систему гигиенических упражнений, будто бы содействующих духовному развитию.
Йога в той части, которая называется "хатха-йога", предлагает целый курс технически-морального воспитания тела и этики питания и дыхания. Кто желает, может обратиться к их теориям, сомнительным в их философской части, но не бесполезным в практической. Может быть, и не лишни их советы о дыхании, может быть, в самом деле можно научиться приказывать клеточкам тола, можно управлять кровообращением, давать отдых уставшим частям тела. Все это за пределами наших задач.
Святые отцы-подвижники, особенно поздние афонцы, дают ряд упражнений относительно дыхания, содействующих так называемому "умному дыханию" мистическому созерцанию Бога. Не будем касаться и этой стороны дела. В области гигиены тела устанавливаем только общие тезисы: 1. Необходимо общее внимание к своему здоровью, потому что небрежное его хранение есть грех самоубийства. 2. Необходимо воздержание - пост. Что такое пост со своей духовной стороны, вопрос особый. Мы говорим о посте со стороны физической. Как мы указывали, воздержание есть требование любви к ближнему: съедая лишний кусок, мы едим чужой кусок; стараясь сделать стол чрезмерно вкусным, "чтобы съесть даже тогда, когда не хочется есть", мы обкрадываем голодных. Но сейчас пост занимает нас только в отношении к интересам нашего духа непосредственно. В этом смысле пост - голое воздержание от излишеств в пище.
Прежде всего, догмат о воздержании от мяса (в слишком больших количествах) - необходимейший догмат моральной гигиены. Тот, кто много ест, более, чем требуется организмом (а кроме рабочих, трудящихся физически, все едят больше, чем нужно), бессильны прежде всего физически, бессильны и духовно. Не нужно забывать, что всякая пища, доставляемая желудку и органам пищеварения в большем количестве, чем требуется для развития и роста, "вызывает целый ряд сложных химических процессов, причиняющих органам и жизненным силам ущерб, так как благодаря этому пропадает часть энергии, необходимой для действительно полезной работы и развития организма. Химические превращения, или метаболизм, могут протекать не до конца, и продукты их могут поэтому оказаться ядовитыми настолько, чтобы вызвать самоотравление всего организма. Надо думать, что последний в общем производит больший запас энергии, чем то количество ее, которое тратится ежедневно здоровыми органами; но он может быть чересчур обременен. Такое чрезмерное обременение, если оно уже имеет место, отнюдь не должно превращаться в постоянную привычку, так как человеческий организм не в состоянии вынести этого слишком продолжительное время" (Проф. Клестон: "Гигиена духа").
Пресыщение необходимо ведет к органической вялости высших функций мозга. Никто не в состоянии правильно вести работу мысли, когда необходимые на то силы тратятся на чрезмерную работу пищеварительных органов или когда мозг отравлен ядами не вполне переваренных или неусвоенных организмом пищевых веществ. У лиц с тонкой нервной организацией это вызывает известного вида нервные расстройства. В юношеские годы, когда задерживающие центры еще не окрепли, это вызывает преждевременное обострение полового инстинкта. К этому присоединяется вредное влияние пищи, средств возбуждающих, горечей, приправ и пр. Так называемое состояние расслабления, "рамолистента", свойственное некоторым кругам, преждевременная старость (а также болезни рамоликов: подагра, хирагра, ревматизм) имеют корень опять-таки в пресыщении. И это наследство невоздержания передается потомкам с процентами: сын подагрика может стать меланхоликом, сын просто уставшего от обедов человека вырастает неврастеником или человеком "без задерживающих центров", больным дегенератом (вырожденцем). Поэтому-то учреждение поста есть учреждение не только религиозно-возвышающее, но и глубоко гигиеническое, морально-гигиеническое. Пост - умеренность, уменьшение пищи, влечет за собой прирост мускульной и нервной ткани, белков в ткани.
Это не все. Вполне очевидно, что вялое тело, расслабленное, в состоянии систематического пресыщения и до окончательного его ослабления есть, с одной стороны, совершенно неудобная среда для деятельной работы духа. Всякая духовная работа требует и трезвого мозга, и способных к энергичной работе нервов.
С другой стороны, нездоровой тело - удобная почва для работы искусителя: при ослаблении общей жизненной энергии мозг, отравленный ядами, предрасположен к движениям животного характера. Пресыщенное тело - "животное тело".
Опасность от отравы невоздержания становится для большинства особенно ясной, когда дело идет об отравлении такими продуктами, как алкоголь или табак. Снова - не наше дело говорить о том разрушительном влиянии, которое и тот, и другой яд оказывают на общее состояние здоровья. Давно доказано, что оба они вызывают многие опасные заболевания и внутренние, и даже наружные (рак от курения), что пьянство - причина разорения и семейной разладицы и пр., и пр. Мы должны отметить только прямое воздействие того и другого на душу. И алкоголь, и никотин (табак) в неодинаковой, конечно, мере понижают работоспособность человека и физическую, и душевную. Большой предрассудок, будто возбуждение от малых количеств алкоголя или от папиросы - способ поднимать энергию мысли, воли и т.д. В самых малых дозах "одурманивание" при кажущемся минутном подъеме душевной энергии влечет понижение деятельности мозга и затем ведет к постепенному уменьшению вообще духовно-творческой силы.
Что опьяневший человек не повинуется своей совести, делает то, что не сделал бы трезвым - всем известно; все, что делает человека образом и подобием Божиим, умирает в пьяном человеке или спит. Вспомним, какую картину изменения человека рисует нам житие св. Нифонта.
Он был прекрасен, как ангел Божий, его мысль была светлая, его воля чиста и свята. Проходит несколько лет, и лицо его изменилось в "лицо эфиопа", потому что изменилась его душа. Причиной было - вино. И только долгий подвиг восстановил в теле его храм Божий.
Не только у пьяного, но и у пьяницы в трезвом состоянии, даже у человека, медленно отравляющегося рюмочкой в день, нет своей воли: она подорвана, ослаблена, убита.
"Пришел к человеку бес, - рассказывает арабская легенда, - и говорит: - Я за душой пришел! - Человек стал просить: - Не тронь меня! - Бес говорит: - Выбирай из трех дел любое: либо сестру бей, либо отца убей, либо вино пей. Тогда я не трону.
Задумался человек: "Сестру бить - жаль; отца убить - невозможно. Буду вино пить". И стал пить вино, а во хмелю начал бить сестру. Потом остервенился от пьянства и отца убил..." (Это сказание есть и в церковных преданиях, почти в такой же форме).
Но это, повторяем, всем известно. Менее известно разрушительное действие никотина.
Что табак - причина тяжелых заболеваний и, следовательно, грех самоубийства - грех против тела, против Бога - знают. Но о том, что вся работа духа ослабляется и понижается под влиянием табачного яда, - знают мало. Никотин убийственно и разрушительно действует на нервную систему, на головной и спинной мозг, изменяет, ослабляет и расстраивает их, вызывает понижение, растрату разума - духовного капитала, который дан человеку Богом. Курение обостряет позыв к алкоголю, оно родит раздражительность, вспыльчивость - недовольство окружающим. Таким образом, воздержание от наркотиков - прямой и явный нравственный долг. Особым своеобразным ядом, отравляющим тело, является яд половой страсти.
Один ученый остроумно доказывал, что вообще так называемая "любовь" есть форма отравления, и диагнозом проявлений любви доказывал, что здесь налицо все признаки душевного заболевания. Если иметь в виду любовь "Крейцеровой сонаты" - любовь-страсть, ту любовь, какую создал многовековый опыт преобразования любви из святого содружества двух в "игры Киприды" в голое желание обостренного наслаждения - это верно. Грех внес разложение, начала похоти даже в самый брак; в брачную жизнь не в смысле нарушения верности только, а в смысле искажения психологии любви жены и мужа. Еще страшнее - развитие беспорядочной похоти, полное подчинение прихоти тела искусственно развращенного грязной книжкой, картинкой, песенкой, беседой. Нельзя ждать никакого истинного добра, никакого действительно христианского подвига от человека, отравленного ядом похоти. Вся жизнетворческая сила такого человека или огромная ее часть уходит и грех плоти, тратится в лихорадке нездорового растления мысли. И он - нищий. Его душа - оскудевший колодец, высохший источник, в котором нет воды - живой, для живого делания.
В одной повести акробат, летающий по трапециям в воздухе, пошел на свое опасное дело, ослабивши свои мускулы мыслью, только мыслью, навеянной грешным желанием. Он упал в пропасть. Тем более толкает в пропасть наш дух ослабление его ядами страсти. Недаром и индусы, и йоги, и наши подвижники, и просто врачи всегда считали хранение целомудрия (полное - девственность или в браке) необходимейшим условием сбережения духовных сил, охранение в духе чувств долга и альтруизма (любви к ближнему).
Нет общения Духа в храмине тела, в какой поселилась нечистая мысль, где отравлена кровь.
Наконец, моральной гигиене подчинен и сон.
Сон - время отдыха, успокоения в физической работе тела и время остановки его страстной земной жизни. Но сон - отдых, когда он мирен, когда мозг перед сном не отравлен мятежом мыслей и просто ядами (те же алкоголь и пр.). Иначе он будет необходимо тревожным, не успокаивающим, злым. Сон, кроме того, есть и время работы, когда душа мирно укладывается, спокойно разбирается в впечатлениях дня. Нужно давать тон сну, линию этой бессознательной работе - молитвой и размышлением направить деятельность мысли, настроения дня, чтобы душа, работая над добрым материалом, в бессознательной работе ночи отложила доброе в тканях духа.
Указанным не ограничивается, конечно, вся область попечения о теле как храме духа. Это - область отрицательная, область защиты духа от врагов, действующих через тело. Нужно и воспитание тела положительное: приготовление его к общей борьбе за дело Божие, какое ведется человеком, пока он в теле. Кроме общих правил попечения о здоровье тела, какие указывает обычная гигиена и гигиена полурелигиозная (йоги) и мистическая - гигиена аскетов, средство для укрепления тела и его жизненной годности есть труд. Труд, несомый с сознанием его религиозной святости, труд, осмысленный идеей служения ближнему и Богу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|