Основные принципы и методологические основания деятельности психолога специального образования
Стр 1 из 19Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Анализ деятельности практических психологов показывает, что основные трудности чаще всего связаны с организационными, «технологическими» аспектами их работы, такими, как общая организация труда, пути и способы взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, владение конкретными методическими средствами. Все это характерно как для психологии образования в целом, так и для специальной психологии как отдельной практической дисциплины. Отчасти подобное положение вещей обусловлено огромным разрывом между теоретическими положениями, академическими представлениями о психическом развитии ребенка и реалиями современной жизни. За последние годы разработаны новые теоретические и методологические подходы к организации и содержанию специализированной психологической помощи, предложены методические средства и способы организации деятельности психолога. В то же время многие запросы практики остаются без ответа. В первую очередь следует говорить об отсутствии реальных практикоориентированных методик как в психологии образования в целом, так и в отдельных ее отраслях, в том числе специальной психологии. Классические представления об иерархической структуре дефекта, общих и специфических закономерностях развития, используемая терминология и классификация состояния детей остаются практически неизменными на протяжении последних 30 лет, хотя и не теряют, в целом, своей актуальности. В то же время они все меньше отражают современное состояние детской популяции — тех конкретных детей, с которыми ежедневно работает обычный психолог-практик в школе, психологическом центре, на психолого-медико-педагогической комиссии.
В настоящее время появляется все больше исследований, новых данных, представляющих иной взгляд на проблемы развития. Системный подход к анализу развития ребенка, в том числе к развитию отклоняющемуся, позволяет конкретизировать, а в некоторых случаях и изменить представления об общих и специфических закономерностях развития, иначе подойти к вопросам организации диагностической и коррек-ционно-развивающей деятельности, выделить определенные «системообразующие» понятия, лежащие в основе деятельности психолога. Однако в основе данной работы находятся исследования наших учителей и предшественников (Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, К.С. и В.В. Лебединских, В.И. Лубовского, Г.Е. Сухаревой, С.Я. Рубинштейн, С.Д. Заб-рамной и др.) — тех, кто создавал отечественную специальную психологию. Материалы пособия базируются также на программе переподготовки специалистов образования по направлению «Кор-рекционная педагогика и специальная психология». Эта программа разработана и апробирована на кафедре коррекцион-ной педагогики и специальной психологии (зав. кафедрой — к.п.н. О.Е. Грибова) Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации в рамках программы переподготовки «Специальная психология и основы дефектологии», лицензированной Министерством образования РФ. Представленные в пособии технологии деятельности психолога описаны с точки зрения разрабатываемой авторами трехкомпонентной модели анализа психического развития, которая апробировалась на протяжении более чем десятилетней работы с детьми с различными вариантами отклоняющегося развития. В основе предлагаемой модели лежит понятие базовых составляющих психического развития, которые служат одним из основных критериев в выделении различных вариантов отклоняющегося развития.
Четкие и систематизированные, подобные технологии дают специалисту не только представление о том, что делать, но и о том, как делать. Это относится и к ведению документации, составлению отчетности, то есть к практически не разработанным применительно к деятельности психолога в структуре специальных (коррекционных) образовательных учреждений вопросам. Следует также отметить, что в пособии не конкретизированы технологические подходы к каждому из вариантов психического дизонтогенеза, огромное разнообразие которых можно видеть в различных учреждениях специального образования. В данном случае мы можем говорить скорее об общих принципах работы специального психолога, общих положениях и практических технологиях, на которых эта работа базируется, но не о конкретном ее содержании. Последнее неоднократно и детально описывалось в многочисленных работах, основная часть которых представлена в списке литературы в конце пособия.
Совершенно очевидно, что, с какими бы категориями детей ни работал психолог, принципы и основное содержание его деятельности остаются неизменными. Действительно, во всех видах и типах специальных образовательных учреждений: • должны существовать и оценка состояния ребенка, и оцен • остается необходимость в организации специализированной • необходимы — консультативная работа с родителями и пе Вне зависимости от того, работает ли психолог с детьми с нарушениями зрения или слуха, с эмоциональными нарушениями или особенностями познавательной деятельности и интеллектуального развития, — он должен планировать свою деятельность и составлять текущую и годовую отчетность. В то же время многое из представленного в этом пособии (в том числе, такие организационные технологии, как перспективное планирование, документирование собственной деятельности, составление отчетности) может быть распространено на деятельность психолога абсолютно во всех типах и видах образовательных учреждений.
Предлагаемая в пособии организация деятельности психолога базируется на имеющихся нормативно-правовых документах Министерства образования РФ [75], на подготовленном отделом практической психологии и охраны здоровья Министерства образования РФ проекте распределения рабочего времени педагога-психолога и форм учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения. К сожалению, данный проект еще находится в стадии разработки, поэтому можно говорить только о рекомендуемых нормативах и документации, ориентируясь на приказ Министерства образования и науки РФ № 945 от 01.03.2004 (п. 8.1). Применительно к деятельности педагога-психолога (специального психолога) в системе специального образования ориентировочное распределение времени, нормативы и формы учета деятельности, технологии диагностической и коррекционной работы были разработаны в рамках проекта «Организация и содержание деятельности педагога-психолога (специального психолога) службы практической психологии в структуре психолого-медико-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Этот проект был выполнен в 2001 году в рамках программы Министерства образования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования». В реализации данного проекта были задействованы различные дошкольные и школьные общеобразовательные и специальные (коррекци-онные) образовательные учреждения II, VI, VII видов, ДОУ компенсирующего вида, ППМС-центры и психолого-медико-педагогические комиссии различных административных округов г. Москвы, г. Одинцово, Республики Башкортостан. В связи с невозможностью поименно перечислить всех специалистов, участвовавших в данном проекте, хотелось бы выразить признательность и благодарность его руководителям: доктору психологических наук И.Ю. Левченко, кандидатам психологических наук Л.В. Кузнецовой, В.В. Ткачевой, Т.Г. Богдановой, Н.П. Слободяник, О.В. Кардашиной, которые курировали отдельные направления проекта, а также всем, кто принимал участие в реализации проекта. Отдельно хотелось бы выразить благодарность за консультативную поддержку в реализации проекта отделу практической психологии и охраны здоровья Минобразования РФ и лично И.М. Каманову.
Разработанные в рамках этого проекта нормативы выполнения отдельных видов работ педагога-психолога в различных видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений приведены в Приложении 2. РАЗДЕЛ I ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАВА 1. Общие положения организации деятельности психолога в специальном образовании 1.1. Цели, задачи и специфика деятельности специального психолога Любой психолог, сталкиваясь в своей работе с детьми с нарушениями социально-психологической адаптации (неважно, что это: трудности обучения, поведенческие девиации, нарушения процесса социализации или иное) и с необходимостью оказания им психологической помощи, выходящей, как правило, за пределы обычного «доразвития» детей, начинает, по сути дела, становиться специальным психологом. При этом абсолютно неважно, проходит ли его деятельность в массовом общеобразовательном учреждении, в психолого-медико-социальном образовательном центре, учреждении дополнительного образования или в системе специального образования. Выделение специальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки и практики относят к 60-м годам прошлого (XX) столетия. Но это лишь формальное юридическое закрепление того, что многие десятилетия развивалось в рамках дефектологии — комплексной отрасли педагогики, занимающейся разработкой психолого-медико-педагогических коррекционных воздействий (в первую очередь — коррекцион-ного обучения) в отношении детей с отклонениями в развитии. В настоящее время можно говорить о реальном выделении специальной психологии как отдельной части психологической науки на стыке психологии развития и коррекционной педагогики. Одним из основоположников специальной психологии (то есть одним из первых специальных психологов) можно назвать Л.С. Выготского. Поэтому включение специальной психологии как отдельной специальности в разделе «Психология» перечня научных специальностей учебных вузов — всего лишь формальное вычленение этого вполне самостоятельного раздела психологии. Точно также и появление профессии специальный психолог — лишь формальное подтверждение того, чем занимались целые поколения отечественных психологов и дефектологов в рамках медико-педагогических (отборочных) комиссий и вспомогательных детских учреждений (вспомогательных школ) начиная с середины 20-х годов прошлого века1.
Мы понимаем деятельность психолога по отношению к проблемным детям или детям с трудностями и отклонениями в развитии (терминологическая проблема освещается ниже) как оказание специальной психологической помощи, поскольку такая работа не укладывается в рамки стандартных психолого-педагогических технологий, рассчитанных, прежде всего, на некую усредненную по многим показателям, в том числе и психологическим, «массу» детей. Хорошо известно, что, как только ребенок перестает удовлетворять определенным стандартам (пусть даже на короткое время) и выходит, таким образом, за пределы социально-психологического норматива2, он и его окружение начинают нуждаться именно в специализированной помощи, которая должна опираться на положения и принципы именно специальной психологии как науки о «нестандартности» и «ненормативности»3. А психолог при этом подходе, реализуя «специально психологические» технологии и тактики, выполняет функции (пусть даже и на короткое время) специального психолога. В связи с этим для любого психолога образования становится важным осознание профессиональных задач и проблем непосредственно с позиций специальной психологии. Для 1 Интересный исторический экскурс деятельности МПК и ПМПК, начиная 2 Понятие СПН, по К.М. Гуревичу [90], приводится в следующих разделах. 3 Это нисколько не означает, что любой психолог образования, как специа психологов коррекционных учреждений, ППМС-центров, которые в первую очередь решают задачи непосредственно в рамках специальной психологии, это принципиально необходимо. Цели и задачи деятельности такого психолога, исходящие из целей и задач специальной психологии как одной из отраслей и дефектологии, и психологии развития, достаточно ясны. Цель может быть сформулирована следующим образом: на основе понимания причин, механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития разработать адекватные им коррекци-онные (в широком смысле слова) мероприятия с целью обеспечения максимальной социально-психологичской адаптации ребенка в образовательной среде. Задачи психологического сопровождения ребенка специальным психологом состоят в следующем: • определение наиболее адекватных путей и средств развивающе- • прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на • реализация собственно психологической развивающе-коррекци- Исходя из этих целей и задач, можно сформулировать и ряд принципов, лежащих в основе деятельности психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|