Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к проведению обследования и первичный прием




Совершенно естественно, что углубленная диагностика как задача возникает перед психологом не внезапно. Существу­ет, по крайней мере, две ситуации, когда она становится не­обходима. Первая — когда сам психолог в результате наблю­дения в естественной ситуации (на перемене, в группе про­дленного дня, на школьном празднике, общешкольном мероприятии и т.п.), анализа группового обследования (в том числе специально организованного наблюдения на уроке), в какой-либо другой ситуации обнаружит выделяющиеся пове­денческие особенности ребенка, особенности его взаимоотно­шения со сверстниками или взрослыми. Вторая — когда воз­никает запрос от педагогов или родителей. Естественно, что подобный запрос точно также будет определяться какими-либо особенностями ребенка, которые не устраивают родите­лей или педагогов, не соответствуют их требованиям к обуче­нию или поведению ребенка в классе, дома и пр.

Прежде чем начинать проводить углубленную диагностику, необходимо детально познакомиться со всеми материалами, которые есть относительно данного ребенка. В первую очередь к ним относятся контрольные работы, дневниковые записи классного руководителя или воспитателя, личное дело ребен­ка и т.п.

Независимо от того, были ли вызваны родители педаго­гом или это была их личная инициатива, характер первого контакта с психологом имеет особое значение в связи со слож­ностью чувств, которые родители испытывают во время пер­вого посещения или первого телефонного контакта со спе­циалистом. Если психолог во время первого контакта с ро­дителями не ведет себя нужным образом, доверие к нему Может не сформироваться. Особенно это важно, если ребе­нок обучается в системе специального образования — ка­ком-либо виде специального (коррекционного) образователь­ного учреждения.

Первую встречу или первый телефонный разговор с ро­дителями или другими членами семьи, лицами, заменяю­щими родителей, можно рассматривать как первичный пРием.

° начале разговора психолог должен убедить родителей в ом, что он хорошо знает ребенка, его успехи и неудачи, и пока-


 
 


зать, что вся эта информация, часто не очень приятная дЛя семьи, никогда ни при каких условиях не станет известной широкому кругу людей. Более того, то, что расскажут родите­ли, никогда не будет передано (по крайней мере, в том лее виде) педагогам и администрации школы. Таким образом, с самого начала выстраиваются доверительные отношения пси­холога с семьей на условиях конфиденциальности. Совершен­но естественно, что полной анонимности в ситуации обучения ребенка в школе быть не может, педагоги и администрация, другие специалисты, работающие с ребенком, должны знать о нем то, что поможет им более эффективно строить свою рабо­ту. И об этом родители также должны быть уведомлены пси­хологом. Специалист должен дать понять родителям, что боль­шая часть того, что станет известно психологу, не дойдет до педагогов, будет «закрытой» информацией и в то же время часть информации может быть доведена до сведения других специалистов.

Тогда же семью уведомляют о том, какие документы не­обходимы для обследования, что из работ ребенка, его ри­сунков, каких-либо изделий (если они есть) хотелось бы ви­деть психологу. Возможно, именно в этот и только в этот момент родители могут заполнить какой-либо опросник или структурированное интервью о своей семье, ее истории, ис­тории развития ребенка. Желательно, чтобы эти опросники родители заполнили здесь же, не унося с собой домой. Прак­тика показывает, что потом их будет трудно получить об­ратно.

После этого родителям можно предложить задать интере­сующие их вопросы, получить разъяснения психолога, его комментарии в отношении предполагаемого обследования, консультации. Это также формирует у семьи доверительное отношение, вносит определенную ясность в их ожидания. Доверительным отношениям могут также способствовать пись­менная инструкция с детальным описанием времени и места обследования, некоторые справочные сведения о специалисте (его фамилия, регалии и т.п.).

Психолог должен осознать и учесть предварительную ин­формированность родителей о состоянии или заболеваниях ребенка, понимание ими хотя бы декларируемого уровня его актуального развития. Желательно разобраться в социально-бытовой ситуации в семье, ее составе и структуре, именах и отчествах ее членов, особенно родителей и других ближай-


иХ родственников. Это вызывает уважение родителей, по-цпает эффективность дальнейшего консультирования. На первичном приеме очень важно соблюсти меру как в бъеме информации, получаемой родителями от психолога, к и в длительности встречи — важно не создать у родите­лей увства завершенности и полноты полученной информа­ции после этого предварительного контакта.

Все это помогает психологу эффективно подготовиться к об­следованию, сформировать еще до встречи с ребенком первич­ную диагностическую гипотезу, включить в нее те анамнести­ческие данные, которые были получены им в ходе первичной беседы. Эти первичные данные позволят ему эффективно и гра­мотно, с минимизацией временных затрат построить оценку истории развития ребенка — сбора психологического анамнеза. В то же время, если родители по каким-либо причинам не могут присутствовать на обследовании вместе с ребенком или психолог видит, что они никак не замотивированы на свое присутствие на обследовании и, скорее всего, пришлют вмес­то себя бабушку или еще кого-нибудь, то психологу необхо­димо именно во время этой первой встречи буквально заста­вить их (в первую очередь мать ребенка) рассказать историю развития ребенка, его психологический анамнез. Практика показывает, что эта, крайне важная для оценки всего разви­тия ребенка, в том числе оценки уровня его актуального раз­вития и тем более постановки психологического диагноза и прогноза дальнейшего развития, информация может не дой­ти до психолога, что в значительной степени усложнит его работу, снизит ее эффективность.

3.3. Психологический анамнез. Его основные разделы

В соответствии с общими принципами психологической ди­агностики история развития ребенка, или анамнез, является источником построения психологической диагностической ги­потезы.

Под анамнезом понимаются не только психологические дан-нЫе, но и данные, которые психолог может почерпнуть из иных Источников: медицинских, социальных, педагогических и проч. " этом, в определенной степени, заключается смысл комп-Лексности (междисциплинарности) как одного из основных принципов деятельности специального психолога.


Сбор психологического анамнеза, безусловно, может опи­раться на уже известные факты из истории развития ребенка (например, факты, описанные врачом, то есть медицинский анамнез). Однако сбор психологического анамнеза имеет своц цели и задачи и представляет собой достаточно специфичес­кий набор тем, по поводу которых ведется беседа. В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, ранее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития. В любом случае умение оценить и проанализиро­вать информацию, считавшуюся до сих пор исключительно медицинской, является показателем профессионализма спе­циалиста, в особенности тогда, когда мы говорим о психоло­гах, работающих с детьми с отклоняющимся развитием.

Важным для анализа развития ребенка является состояние матери как во время беременности, так и в первые годы жизни ребенка. Это позволяет выдвинуть гипотезу об особенностях родительско-детских отношений в этот период, о гипо- или гипераффективных взаимодействиях в диаде «мать — дитя». Общий анализ развития ребенка, отдельные его факты по­зволяют уже до получения объективных данных сделать пред­положения о характере развития ребенка, о тех точках, зо­нах, где происходили сбои или девиации этого развития. Это позволяет более эффективно и технологично строить само обследование уже на уровне диагностической гипотезы.

С самого начала работы с семьей необходимо учитывать исходный социокультурный уровень родителей, а часто и специфику их эмоционального состояния, общую мотивацию консультирования. Именно этим будет определяться и про­цесс опроса родителей, и тактика консультирования в це­лом.

Важно, чтобы разговор с родителями происходил конфи­денциально, то есть без присутствия посторонних лиц, в том числе и самого ребенка. Это время может быть эффективно использовано для того, чтобы ребенок сделал какие-либо про­ективные рисунки или, если психолог предполагает наличие выраженных отклонений в развитии, просто порисовал или поиграл в другом помещении.

В случае, когда ребенок очень хочет присутствовать при обсуждении своих проблем, необходимо тщательным образом отслеживать все его реакции на ту информацию, которую сообщают о нем родители. В такой ситуации об отдельных 88


приятных моментах можно расспрашивать родителей инос-зательно, в максимально завуалированной форме.

]3полне очевидно, что в психологическом анамнезе должна й ггь представлена семейная и социальная ситуация, на фоне оторой протекало развитие ребенка в различные возраст­ные периоды.

Как правило, беседа с родителями начинается с предъяв­ления жалоб. В начале обследования психолог должен отме­тить, с чьих слов (мамы, папы, бабушки, опекуна и т.п.) описывается история развития ребенка. В то же время мы должны отдавать себе отчет в том, что все сведения, особен­но если они подаются с точки зрения только одного из роди­телей, достаточно субъективны и во многом определяются особенностями состояния семьи, семейным мифотворчеством.

При невозможности сбора анамнеза (в ситуации отсутствия родителей во время обследования при наличии их согласия на обследование и т.п.) более подробно описываются жалобы лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдения за ребенком. Точно так же обязательно должно быть зафиксиро­вано, с чьих слов производится запись.

Следует отметить, что для каждого варианта отклоняюще­гося развития, особенно для вариантов дефицитарного разви­тия (нарушения анализаторных систем, опорно-двигательного аппарата, сложного комплексного дефекта) существуют свои специфические особенности психологического анамнеза. Со­ответственно, специальный психолог, работающий в коррек-ционном учреждении определенного вида, должен знать та­кие особенности и уметь отразить их в диагностической ги­потезе и собрать соответствующие анамнестические данные.

Имеет смысл проводить опрос родителей (лиц, их заменя­ющих) в соответствии с предлагаемой схемой (последователь­ностью тем).

Условия и особенности протекания беременности и родов

В первую очередь выясняются особенности протекания бере­менности в физиологическом плане: угроза выкидыша, повы­шенное артериальное давление, нефропатия, вирусные или ин­фекционные заболевания и т.п. Эти факторы часто определяют попадание ребенка в группу риска по неврологическим особен­ностям, а, следовательно, по темпу и особенностям раннего пси­хомоторного развития, выяснение которого является непосред-


 
 


ственной сферой интересов психолога. Интересны и психологи, ческие аспекты этого периода жизни ребенка и его семьи: нали­чие тревоги в период беременности, конфликтные отношения g семье, нежелательность беременности, социально неблагопри­ятные факторы, на фоне которых она протекала. Отмечается также наличие хронических заболеваний родителей, генетичес­ких предрасположенностей или наследственных заболеваний с обеих сторон, а также множественные пороки развития у других членов семьи, предшествующие выкидыши, мертворождение, какие-либо зависимости: табакокурение, алкоголизм, наркоти­ческая или токсикоманическая зависимость и т.п.

Отмечаются характер и особенности родов: сроки наступле­ния родов (недоношенность или переношенность), наличие ос­ложнений в процессе родов, своевременность первого крика ре­бенка. Чрезвычайно важным, с нашей точки зрения, является показатель времени первого прикладывания ребенка к груди, поскольку это является одним из немногих косвенных показа­телей состояния новорожденного. Также выясняются сроки выписки ребенка и его матери из родильного дома — как объек­тивная оценка благополучия протекания первых дней жизни новорожденного (исключением является задержка сроков выписки в связи с осложнениями у матери новорожденного).

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

Данный раздел психологического анамнеза имеет решаю­щее значение для оценки характера формирования базовых составляющих психической деятельности. К важным особен­ностям периода новорожденности и младенчества следует от­нести последовательность и особенности моторного развития (как основную предпосылку формирования произвольного компонента деятельности и пространственных представлений) и раннее психоэмоциональное развитие (как основу становле­ния базальных уровней аффективной регуляции).

Необходимо проанализировать поведение ребенка на пер­вом году жизни в целом: спокойным или беспокойным был ребенок, были ли проблемы питания, сна в этот период, ка­кие-либо другие проблемы. Отмечается наличие страхов ран­него возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей, трудности привыкания к твердой пище, болезненная реакция на изменение режима, наличие симбио-тической связи с матерью (непереносимость ее отсутствия). В 90


 

этой

части анамнеза очень важно отметить характер реакции

ребенка на другого человека.

Не менее важным является ретроспективная оценка эмо­ционального состояния матери в этот период.

Одним из важных косвенных показателей состояния ре­бенка являются сроки проведения вакцинации (прививок).

Также должны быть отмечены знаки, имеющие отноше­ние к неврологическому состоянию на первом году жизни, такие, как наличие мышечной гипо- или гипертонии, частые срыгивания, тремор ручек, подбородка, слишком ранние сро­ки вставания на ножки (до 7 месяцев), беспричинные прон­зительные крики, судороги на фоне высокой температуры (феб-рильные судороги).

Выявляются сроки моторного развития (сроки возникно­вения новых моторных навыков) и их последовательность. Особое внимание должно быть уделено наличию или отсут­ствию периода ползания и срокам его возникновения.

Сходным образом (сроки возникновения и последователь­ность) анализируется и психоэмоциональное развитие: эмо­циональные реакции (первые улыбки, комплекс оживления, появление страха чужого лица), характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровождение игровых действий вокализацией и соответствующей мими­кой). Важным показателем собственно эмоционального раз­вития ребенка в этом возрастном периоде является измене­ние характера игровой активности в присутствии значимых лиц. Как важная характеристика отмечается общий эмоцио­нальный фон и преобладающие типы поведенческих реакций.

Оценивается понимание интонационной стороны речи взрос­лых, собственно обращенной речи и ее интонации, сроки и особенности собственно речевого развития (гуление, лепет, пер­вые слова, указывание частей тела). При оценке речевого раз­вития также отмечаются речевые реакции ребенка и измене­ния их интенсивности и качества в присутствии взрослых.

Отдельно отмечаются заболевания и/или травмы первого года жизни, какие-либо хирургические вмешательства, осо­бенно с применением общего наркоза.

Оценка развития ребенка от 1 года до 3 лет

Выявляется в первую очередь, где находился ребенок в этот период (в домашних условиях с матерью, с другими родствен-


 

никами, например с бабушкой, с няней или чужими людьмц в дошкольном учреждении, доме ребенка и т.п.)- В случае, если ребенок проходил этап социализации в ясельной группе детско­го сада, должны быть отмечены характер и протекание период^ адаптации к детскому учреждению и детскому коллективу.

Также отмечаются значимые изменения в семейном и со­циальном статусе родителей, произошедшие в этот период, и их влияние на общее состояние обследуемого ребенка (раз­вод, смерть одного из родителей, рождение младшего ребен­ка, переезд на новое место жительства и т.п.).

Анализируются темпы, сроки и особенности речевого раз­вития, в том числе возраст, в котором ребенок начинает ис­пользовать местоимение «я», сроки появления простой фра­зы, развернутой фразы, качество звукопроизношения, эле­менты словотворчества, знание элементарных детских стихов, потешек и т.п. В случаях ненормативного (слишком раннего или слишком позднего) речевого развития анализируются способы привлечения внимания взрослых ребенком, адекват­ное использование при этом мимики и жестов.

Далее можно выяснить особенности эмоционального раз­вития и развития коммуникативных навыков: характер при­вязанности и отношений с близкими (в том числе степень независимости от них), особенности игровой деятельности. Например, ребенок охотно играл в кубики и складывал ана­логичные конструкции только в присутствии взрослого; пред­почитал неигровые предметы (шуршание газетами, пересы­пание круп и т.п.).

В этом же разделе необходимо оценить такой важный по­казатель психоэмоционального состояния, как сон: его осо­бенности в этот период (скрип зубами во сне, психомоторное возбуждение, наличие или отсутствие периодичности подоб­ных проявлений), а также характер засыпания ребенка.

Анализируются сроки и характер развития различных сложных видов моторики (в первую очередь — общей): сфор-мированность бега, возможности произведения реципрокных движений: марширования, лазания вверх и вниз по лестни­це, катания на велосипеде, а также других элементарных бытовых навыков, указывающих на уровень развития диф­ференцированной моторики (самостоятельная еда, застеги­вание молний, попытки самостоятельного одевания-разде­вания и т.п.). Отмечаются сроки формирования навыков опрятности.


Выясняются (со слов близких или из медицинской кар-л особенности состояния здоровья ребенка, на фоне которо-протекало его развитие: частота заболеваний, их тяжесть, аличие травм и госпитализаций в этом возрастном периоде, использование общего наркоза при операциях. Здесь же от­мечаются признаки неврологического неблагополучия: невро-генные или просто частые рвоты, аффективно-респираторные приступы, беспричинный подъем температуры и др. Подоб­ные проявления, несомненно, не могут быть адекватно оцене­ны психологом, но отмечаются им как факторы, осложняю­щие психическое развитие ребенка.

История развития ребенка от 3 до 5-5,5-летнего возраста

Основные разделы и показатели психологического анам­неза этого периода тождественны предыдущим. Также отме­чаются семейные и социальные условия, основные характе­ристики познавательного (в том числе речевого), эмоциональ­ного и моторного развития ребенка, состояние его здоровья на этом этапе в целом.

Необходимо отметить ведущие показатели развития ребенка в этот период, которые должны быть описаны и, в случае выраженных особенностей, детализированы. В любой после­довательности должно быть освещено следующее:

• длительность, тяжесть и особенности протекания периода око­
ло 3 лет;

• адаптированность в детском учреждении: умение ладить со
сверстниками, возможность адаптации в детском коллективе,
адаптация к требованиям социального окружения, наличие спе­
цифических реакций на посещение детского учреждения;

• особенности игры в целом как ведущей деятельности этого возраста;

• общий уровень активности ребенка (вялый, заторможенный или,
наоборот, излишне шустрый и неугомонный).

Для этого периода являются характерными прогрессирую­щая латерализация функций и начало становления ведущих органов чувств и конечностей. Имеет смысл расспросить, от­мечалось ли ранее и имело ли место в этот возрастной период стойкое предпочтение ребенком той или иной руки. Должно быть выяснено также наличие неправосторонних латеральных Предпочтений в действиях ребенка (или отсутствие стойкого предпочтения какой-либо руки или ноги), а также наличие левшества или амбидекстрии у родственников.


"


История развития ребенка от 5,5 до 7-летнего возраста

Психолога в первую очередь должны интересовать пробле­мы, возникшие в этот период, или усугубление ранее намечен, ных трудностей с точки зрения поведения и познавательного развития. Также важно отметить уровень готовности к школь­ному обучению (знал ли буквы, умел ли читать слоги, был ли прямой счет до 10 и т.п.).

Безусловно, необходимо оценить особенности наиболее важ­ной деятельности ребенка в это время — игровой (насколько в этом возрастном периоде присутствует сюжетно-ролевая игра, игры по правилам и пр.).

Также психологу необходимо выяснить такие неспецифи­ческие особенности, как повышенная истощаемость и сни­женная работоспособность, темповые особенности ребенка («то-ропыжка» или медлительный, пунктуальный или несобран­ный), повышенная возбудимость и трудности регуляции поведения на фоне или без явных признаков истощения, эмоциональная лабильность (неустойчивость настроения, лег­кость перехода от смеха к слезам и наоборот).

Точно так же, как и для предыдущих периодов, важно отметить в предшкольном возрасте наличие частых респира­торных заболеваний или обострение хронических, тяжелых инфекционных заболеваний, травм, хирургических операций, наркоза, возможно в той или иной степени повлиявших на психическое развитие ребенка.

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7 до 10-11 лет)

Отмечается характер протекания процесса адаптации к регулярному обучению (трудности адаптации, трудности по­ведения, непереносимость нагрузок) и собственно трудности овладения программным материалом по отдельным предме­там базовой школьной программы. Необходимо отметить сроки и условия возникновения отмечаемых трудностей. Например» невозможность работать в условиях обучения в классе, в си­туации увеличения объема нагрузки и темпа прохождения материала к концу 2-й четверти, концу 1-го класса. Отмеча­ется возникновение сопутствующих проблем (энуреза, тиков, заикания, выраженной двигательной расторможенности и 94


 

пра

Вляемости) как наряду с вышеописанными, так и изо-

pun""-----

gee эти проблемы могут возникнуть, безусловно, не только в

чале обучения в школе, но и появиться на любом этапе обуче-ия. Необходимо попытаться выяснить у родителей, какие, с ,х точки зрения, социальные или семейные события предше­ствовали или сопровождали возникновение такого рода проблем.

Психологу также следует приблизительно оценить влияние частоты пропусков занятий по болезни и общего состояния здоровья ребенка на нарастание проблем обучения и поведе­ния, а также обратить внимание на наличие травм, госпитали­заций и т.п. как возможных причин школьной дизадаптации.

С нашей точки зрения, история развития ребенка при воз­никновении проблем в подростковом возрасте, с одной сторо­ны, может иметь определенную специфику, исходить из про­блем развития в предшествующих возрастах и, таким обра­зом, может быть отражена в предлагаемом психологическом анамнезе. С другой стороны, большая часть проблем подрост­кового возраста неотвратимо определяется спецификой соци­альной и семейной ситуации пред- и непосредственно подрост­кового периода, что выходит за рамки нашей компетенции и, соответственно, в данном пособии не рассматривается.

3.4. Тактика углубленного психологического обследования

Вне зависимости от возраста и особенностей ребенка, прежде чем приступить непосредственно к его обследованию, психо­лог должен ознакомиться с имеющимися заключениями спе­циалистов на ребенка (педагогическим, логопедическим, ме­дицинским). Следует обратить особое внимание на описание поведения ребенка при необходимости соблюдения режима, характеристики его работоспособности, отношения со сверст­никами, педагогами, воспитателями и родителями. По воз­можности необходимо выяснить у педагога (воспитателя ГПД) Или родителей какую-либо дополнительную информацию о семье и специфике внутрисемейных отношений.

Необходимо также отметить, что углубленное психологи­ческое обследование (первичное обследование) желательно Провести со всеми детьми, направляемыми в дошкольное уч­реждение компенсирующего типа или школу соответствую­щего вида. В тех случаях, когда психолог по тем или иным


причинам не в состоянии провести такое обследование всех детей данного учреждения, имеет смысл ориентироваться ца следующие показания:

• запрос педагогов или воспитателей, в том числе воспитателей
ГПД;

• запрос родителей относительно особенностей не только обуче­
ния, но и поведения ребенка;

• анализ результатов наблюдения психологом, выявляющих наи-
более проблемных по различным критериям детей.

С опорой на все имеющиеся данные (в том числе выявлен­ные и другими специалистами) строится исходная диагнос­тическая гипотеза психологического обследования.

В соответствии с этой гипотезой психолог предварительно определяет необходимый диагностический инструментарий. В дальнейшем, в зависимости от результатов выполнения тех или иных диагностических процедур, гипотеза может изме­няться, точно так же будет изменяться и дальнейший выбор методик и тестов (правило Байеса). Психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь воз­можность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество используемых психологических методик.

Точно так же вовсе не обязательно жестко следовать кон­кретному порядку предъявления тех или иных диагности­ческих методов. Важно сохранение общей структуры обсле­дования. Например, исследование особенностей запоминания (как важный ключевой момент диагностики ребенка с про­блемами обучения) в обязательном порядке должно предше­ствовать исследованию мыслительной деятельности, а важ­ные для выявления уровня интеллектуального развития ре­бенка методики (Прогрессивные матрицы Дж. Равена, Интеллектуальный тест Кеттела, Корректурные пробы, методика В.М. Когана, другие трудоемкие методы исследо­вания), как правило, используются до наступления выражен­ного утомления ребенка.

Необходимыми условиями для проведения психологического обследования являются:

• присутствие (или письменное согласие) родителей на проведе­
ние обследования;

• помещение, оборудованное для индивидуальной работы;

• ознакомление ребенка с помещением, где проводится обследо­
вание;

 


, установление достаточного контакта ребенка с психологом пе­ред проведением обследования;

. адекватность поощрения и адекватность стимуляции ребенка;

• относительность оценочных характеристик в процессе самой ра­боты.

Перед обследованием желательно выяснить, как ребенок хочет, чтобы его называл психолог, как его зовут дома, как он привык. Это дополнительно создает атмосферу доверия и теп­лоты. Ни в коем случае нельзя называть ребенка по фамилии.

В некоторых случаях, когда ребенок особенно непоседлив, гипердинамичен, отказывается от обследования, не входит в контакт, не следует заставлять его делать что-либо, объяснив матери, что он негативно настроен, испуган и т.п. Имеет смысл отвлечься от ребенка, оставить его одного на 10-15 минут для свободной игры. С некоторыми детьми, особенно трудно входя­щими в контакт, может помочь совместная игра (в мяч, какие-либо другие подвижные игры). В особенно сложных случаях имеет смысл приостановить обследование на этапе ознакомле­ния, предложив родителям прийти в следующий раз.

При проведении обследования лучше, если ребенок нахо­дится не через стол от психолога (принцип избегания пози­ции «глаза в глаза»), а рядом или сбоку1. В этом случае кон­такт устанавливается быстрее, а общение становится более продуктивным.

В процессе работы с ребенком не допускаются какие-либо ком­ментарии или оценки со стороны психолога, обращенные не только к родителям, но и к коллегам, присутствующим на обследова­нии. Более того, психолог должен корректно пресекать все оце­ночные высказывания родителей, обращенные к ребенку.

В процессе обследования необходимо поддерживать поло­жительный контакт с ребенком. В случае любого выполнения задания нужно давать подкрепления короткими фразами: «Молодец», «У тебя получается». Также допускаются подоб­ные поощрения со стороны родителей. В случае расторможен­ного, гипердинамичного поведения ребенка нельзя резко и прямо одергивать его, лучше убрать со стола посторонние вещи, Методики, которые в данный момент не используются, чтобы

Однако нейропсихологическое обследование, по мнению ведущих специ-истов этого профиля, должно проходить в строгом соответствии позиции япротив друг друга». Это определяется особенностями предъявляемых ней-Р°психологических проб.

4 Семаго 97


они не отвлекали ребенка, сказав при этом (в качестве допол. нительной мотивации): «А этим мы займемся позже».

Не следует пресекать попытки обращения ребенка к взрос, лому. Следует помнить, что все выделяющиеся особенности внешнего вида и поведения, выполнения заданий, взаимоот­ношений с родителями или другими взрослыми в процессе обследования являются сами по себе диагностичными и отме­чаются в протоколе обследования. Позже они должны быть проанализированы и отмечены психологом в соответствующих разделах заключения. Также диагностичным, непосредствен­но влияющим на результаты обследования и их анализ, явля­ется поведение родителей. Психологу необходимо критично относиться к любым заявлениям родителей, в особенности к высказываниям типа: «Это он все знает, дома все получалось, это только здесь не получается». Желательно зафиксировать все вышеуказанные особенности, учесть их при постановке психологического диагноза и для выработки рекомендаций по дальнейшему развитию ребенка и помощи ему.

Особенности проведения обследования детей разного возраста

Следует иметь в виду, что для организации продуктивной деятельности ребенка в процессе диагностики, определенным категориям детей (а таких детей, как уже отмечалось, нема­ло в коррекционных учреждениях, даже в среднем звене шко­лы) нужен постоянный внешний контроль и программирова­ние деятельности со стороны специалиста.

В возрасте 7 лет (и старше) нормативно развивающиеся дети, как правило, принимают ситуацию экспертизы и при правильном проведении обследования не нуждаются в каких-либо дополнительных приемах работы. Как уже говорилось, дети, которых направляют в систему специального образова­ния, часто нуждаются в использовании при обследовании до­полнительных организационных приемов.

Ребенку, начиная с 8—9-летнего возраста, можно предло­жить самостоятельно выбрать стиль и меру сложности зада­ний (с более трудного или, наоборот, легкого задания хотел бы он начать работу, будет ли он доделывать задание до кон­ца или прервется на трудном этапе и т.п.), а также учесть его желание работать наедине со специалистом или, наоборот, в присутствии родителей.

 

 


Такая демонстрация доверия со стороны специалиста по-воляет быстрее и надежнее сформировать те необходимые до­верительные отношения, без которых результаты выполнения тех или иных заданий (в особенности при исследовании аф­фективно-эмоциональной сферы) нельзя считать полностью достоверными и надежными. Помимо этого такой доверитель­ный стиль отношений, лишенный неискренности, позволяет преодолеть, а часто и предупредить нарастающий негативизм «препубертата».

3.5. Технология проведения углубленного психологического обследования

Даже при соблюдении всех условий проведения психоло­гического обследования начинать совместную работу с ребен­ком лучше всего с эмоционально нейтральной, малозначащей беседы, во время которой можно не только установить кон­такт с ребенком, но и выявить знания ребенка о себе, составе семьи, уровень общих представлений об окружающем мире. Можно просто попросить ребенка нарисовать рисунок. Ри­сунки позволяют выявить не только особенности эмоциональ­ности, специфику внутрисемейных и эмоциональных взаи­моотношений, но и уровень сформированности самой графичес­кой деятельности, соответствие его возрастным параметрам, характер зрительных образов, а также наличие специфических особенностей графики, в том числе таких, как инертность рисунка, макро- или микрография и т.п. (еж. следующий раздел).

Если есть возможность, рекомендуется непосредственно наблюдать за рисованием, для того чтобы видеть порядок рисования изображений, направление рисования, «застре­вание» на тех или иных деталях. Если нет возможности на­блюдать за этим процессом, то целесообразно использовать этот отрезок времени для сбора психологического анамнеза, выявления и уточнения жалоб родителей (удобно также па-Раллельно просматривать домашние рисунки или школьные тетради).

После того как рисунки выполнены, психолог по очереди берет каждый из них, задавая конкретные вопросы. Беседа Должна носить непринужденный характер. Психолог как бы любопытствует по поводу того, что нарисовал ребенок. Та-


кая беседа является логическим продолжением установле­ния нормального рабочего контакта с ребенком. Кроме того она очень информативна для анализа характеристик рече­вой деятельности.

На следующем этапе обследования наиболее целесообразно оценить объем слухоречевой памяти, темп и другие характе­ристики слухоречевого запоминания, мнестическую деятель­ность в целом. Как уже говорилось, этот этап обследования особенно важен, поскольку все инструкции к заданиям пода­ются ребенку в основном в речевой форме и очень часто быва­ет трудно определить, в чем причины трудностей ребенка при выполнении других заданий: он не понял инструкцию или не сумел запомнить1. Подобные этапы, единицы обследования названы нами ключевыми моментами.

В случае суженного объема слухоречевой памяти, наличия интерферирующих влияний делаются соответствующие по­правки в использовании вербального стимульного материала и подачи инструкций. Последние, в этом случае, подаются в дробном виде, упрощаются, выносятся на наглядный пред­метный уровень. Такая тактика позволяет оценить вклад мнестических особенностей (нарушений) в наблюдаемые фе­номены развития познавательной сферы.

Возможно также использование сенсибилизированных проб для исследования специфики слухоречевого запоминания (вли­яние гомогенной или гетерогенной интерференции на про­цесс запоминания, возможность и объем удержания корот­ких текстов). При задаче более подробного исследования мне-стической деятельности нужно использовать методики, направленные на определение объема и особенностей зритель­ного и других видов запоминания.

Выявив особенности запоминания, на следующем этапе работы целесообразно оценить уровень развития понятийно­го мышления. Такое исследование проводится с использова­нием различных методик, ориентированных как на младший, так и на средний школьный возраст. К таким методикам от­носятся в первую очередь методики Предметная классифи-





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.