Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акцентирование положительного




Акцентируются те области деятельности семьи, где дела идут хоро­шо (например, акцентирование чувства собственного достоинства). Когда самооценка занижена, люди обычно проявляют тенденции увеличения неуверенности в своей способности к принятию правиль­ного решения и адекватному поведению. Консультант должен посто­янно поощрять родителей, подчеркивая, какие они хорошие люди, как умно могут находить решение своих проблем и т. п.

Одно из общепринятых в таких ситуациях средств психо­коррекции - использование так называемых парадоксальных вмешательств [79; 135; 136]. Например, если консультант имеет дело с семьей, которая ограничивает не только свои социальные контакты, но и контакты своего ребенка со сверстниками, так­тика вмешательства может принимать такой вид: «Мне ка-


-нсегпся, что вы делаете все, что можете, и хотите, есте­ственно, добра, но ваш ребенок нуждается в... для своего раз­вития. Давайте выясним, как мы сможем найти способы удовлетворения потребностей вашего ребенка».

Подчеркивая, что родители делают все, что могут (хотя ре­ально их деятельность может быть неэффективной и непро­дуктивной), консультант достигает, по крайней мере, двух целей. Во-первых, выражает эмпатию по отношению к ситуа­ции и проблемам семьи. Во-вторых, то, что говорит консуль­тант, укрепляет самооценку родителей, так как признается, что их усилия более положительны, чем отрицательны. Не говоря, что их усилия бесполезны и не заслуживают внима­ния (а следовательно, не заслуживают внимания и они сами), консультант указывает на возможность альтернативных и бо­лее эффективных способов взаимодействия с ребенком. Рас­крытие спектра возможностей семьи может привести к усиле­нию чувства собственного достоинства, позволит родителям укрепиться во мнении, что можно сделать что-то еще.

В связи с проблемами, которые поднимаются в этом разде­ле, возрастает значимость личностных, профессиональных, этических качеств специалиста, вступающего в контакт с се­мьей. Зачастую именно установки, способность консультанта как личности к осуществлению эмпатийного диалогического общения, утверждению «другого Я» при сохранении собствен­ного, обеспечивает эффективность консультирования, дает ро­дителям нечто гораздо большее, чем просто профессионально адекватное владение различными техниками и процедурами коррекции, которые являются не более чем «надстройками» к существующим качествам консультанта как личности.

Выслушивая родителей, особенно если их слова откровен­ны и выстраданны, психолог по-человечески сопереживает им, проникаясь симпатией или антипатией к кому-то из них, к их окружению. Иногда подобная идентификация с одним из родителей может стать очень сильной. Однако действия психолога (или какого-либо другого специалиста, ведущего прием) будут более эффективны в том случае, если он будет Мотивирован не только эмоциональной идентификацией и со­чувствием, а стремлением выполнить свою задачу как можно более профессионально. Недостаточный профессионализм в практике консультирования приводит к тому, что консуль­тант может оказаться не столько союзником, сколько соучаст­ником родителей, «эмоциональным донором», подменяющим


           
 
 
     
 


профессиональную деятельность растратой чувств и эмоций нередко в ущерб собственной жизни и семейным отноще! ниям1.

Подобные соображения присущи и психологическому кон­сультированию в целом. В то же время необходимо отметить что консультирование семьи с ребенком с особыми образова­тельными потребностями является наиболее профессиональ­но сложным и в то же время наиболее благородным. Такой вид консультирования особенно сложен для начинающих пси­хологов.

Поведение консультанта должно носить как можно более гибкий характер. На основании мультифакторной оценки раз­личных сторон жизнедеятельности, статуса и прогноза дина­мики семьи, получаемых в процессе диагностического обсле­дования ребенка, консультант должен сам принять решение, какую тактику избрать в каждом конкретном случае. Он дол­жен уметь творчески совмещать директивность прямых, кон­кретных рекомендаций и уклончивость советов. В любом слу­чае необходимо таким образом организовать взаимодействие родителей со специалистами, чтобы семья впоследствии могла вполне осознанно принять решение, в той или иной форме подсказанное консультантом.

Психолог-консультант, проводящий консультирование се­мьи с проблемным ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи консультирования, реально оценивать огром­ную тяжесть подобной работы и ответственность за свою дея­тельность. Консультант должен осознавать, что психологи­чески правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприят­ных реакций, повысить эффективность самого консультиро­вания, а психотерапевтически ориентированный процесс консультирования — предотвратить большое количество не­нужных страданий людей. В то же время консультант обязан понимать, что его собственная позиция, используемые им так­тики консультирования не должны нарушать права родителей (и права ребенка) на определение судьбы ребенка, а в конеч­ном итоге — и судьбы семьи.

1 Следует отметить, что в определенных ситуациях (в отдельные фазы пси­ходинамики семьи — в особенности на первой или второй фазе, в момент шокового состояния или выраженного негативизма, в некоторых случаях и на третьей фазе) подобное «эмоциональное донорство» следует считать данным и психотерапевтичным.


РАЗДЕЛ V

ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ГЛАВА 1. Организация и содержание деятельности психолога в составе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

В рамках понятия экспертизы может рассматриваться прак­тически вся диагностическая составляющая профессиональ­ной психологической деятельности. Такое чрезмерно расши­ренное толкование экспертных работ, конечно, не имеет под собой достаточных оснований. Необходимо выделение наибо­лее общих признаков (специфика задач, критериальные ха­рактеристики, организация, процедура проведения и т.п.), объединяющих различные психологические процедуры и технологии, которые позволят назвать их истинно эксперт­ными работами. Безусловно, это приобретает первостепен­ное значение, когда речь идет о деятельности психолога в системе специального образования, психолога классов VII вида на базе общеобразовательных школ, дошкольных учрежде­ний компенсирующего типа, специализированных групп дет­ского сада и т.п.

Конечной целью любой экспертизы в самом общем виде является ответ на поставленный заказчиком вопрос (или воп-Р°сы), который оформляется в виде экспертного заключе­ния. Вопросы, решаемые экспертным исследованием, опре­деляются на основе реальных потребностей образовательной практики [71].


Важной особенностью любой экспертизы следует считат требования к уровню подготовленности эксперта. Статус эк сперта предполагает высокий уровень профессионализма. дв торитет и добросовестность его не могут подлежать сомне нию и должны быть изначально высоки. В этой связи воз никает важная задача аттестации и повышения квалификации психологов, работающих в системе специального образова­ния, в том числе в психолого-медико-педагогических комис­сиях (ПМПК). Требования к их профессионализму и опыту несомненно, должны быть выше, чем требования к педагогам-психологам общеобразовательных учреждений. Высокий про­фессионализм экспертов является необходимым условием и основанием объективности экспертного заключения незави­симо от его характера.

Что касается непосредственно самой процедуры эксперти­зы, ее внутреннего строения, то она приближается (а в ряде случаев практически совпадает) с диагностической деятель­ностью, предполагающей стандартные процедуры, использо­вание известных методик и методов оценки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...