Акцентирование положительного
Акцентируются те области деятельности семьи, где дела идут хорошо (например, акцентирование чувства собственного достоинства). Когда самооценка занижена, люди обычно проявляют тенденции увеличения неуверенности в своей способности к принятию правильного решения и адекватному поведению. Консультант должен постоянно поощрять родителей, подчеркивая, какие они хорошие люди, как умно могут находить решение своих проблем и т. п. Одно из общепринятых в таких ситуациях средств психокоррекции - использование так называемых парадоксальных вмешательств [79; 135; 136]. Например, если консультант имеет дело с семьей, которая ограничивает не только свои социальные контакты, но и контакты своего ребенка со сверстниками, тактика вмешательства может принимать такой вид: «Мне ка- -нсегпся, что вы делаете все, что можете, и хотите, естественно, добра, но ваш ребенок нуждается в... для своего развития. Давайте выясним, как мы сможем найти способы удовлетворения потребностей вашего ребенка». Подчеркивая, что родители делают все, что могут (хотя реально их деятельность может быть неэффективной и непродуктивной), консультант достигает, по крайней мере, двух целей. Во-первых, выражает эмпатию по отношению к ситуации и проблемам семьи. Во-вторых, то, что говорит консультант, укрепляет самооценку родителей, так как признается, что их усилия более положительны, чем отрицательны. Не говоря, что их усилия бесполезны и не заслуживают внимания (а следовательно, не заслуживают внимания и они сами), консультант указывает на возможность альтернативных и более эффективных способов взаимодействия с ребенком. Раскрытие спектра возможностей семьи может привести к усилению чувства собственного достоинства, позволит родителям укрепиться во мнении, что можно сделать что-то еще.
В связи с проблемами, которые поднимаются в этом разделе, возрастает значимость личностных, профессиональных, этических качеств специалиста, вступающего в контакт с семьей. Зачастую именно установки, способность консультанта как личности к осуществлению эмпатийного диалогического общения, утверждению «другого Я» при сохранении собственного, обеспечивает эффективность консультирования, дает родителям нечто гораздо большее, чем просто профессионально адекватное владение различными техниками и процедурами коррекции, которые являются не более чем «надстройками» к существующим качествам консультанта как личности. Выслушивая родителей, особенно если их слова откровенны и выстраданны, психолог по-человечески сопереживает им, проникаясь симпатией или антипатией к кому-то из них, к их окружению. Иногда подобная идентификация с одним из родителей может стать очень сильной. Однако действия психолога (или какого-либо другого специалиста, ведущего прием) будут более эффективны в том случае, если он будет Мотивирован не только эмоциональной идентификацией и сочувствием, а стремлением выполнить свою задачу как можно более профессионально. Недостаточный профессионализм в практике консультирования приводит к тому, что консультант может оказаться не столько союзником, сколько соучастником родителей, «эмоциональным донором», подменяющим профессиональную деятельность растратой чувств и эмоций нередко в ущерб собственной жизни и семейным отноще! ниям1. Подобные соображения присущи и психологическому консультированию в целом. В то же время необходимо отметить что консультирование семьи с ребенком с особыми образовательными потребностями является наиболее профессионально сложным и в то же время наиболее благородным. Такой вид консультирования особенно сложен для начинающих психологов.
Поведение консультанта должно носить как можно более гибкий характер. На основании мультифакторной оценки различных сторон жизнедеятельности, статуса и прогноза динамики семьи, получаемых в процессе диагностического обследования ребенка, консультант должен сам принять решение, какую тактику избрать в каждом конкретном случае. Он должен уметь творчески совмещать директивность прямых, конкретных рекомендаций и уклончивость советов. В любом случае необходимо таким образом организовать взаимодействие родителей со специалистами, чтобы семья впоследствии могла вполне осознанно принять решение, в той или иной форме подсказанное консультантом. Психолог-консультант, проводящий консультирование семьи с проблемным ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность. Консультант должен осознавать, что психологически правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприятных реакций, повысить эффективность самого консультирования, а психотерапевтически ориентированный процесс консультирования — предотвратить большое количество ненужных страданий людей. В то же время консультант обязан понимать, что его собственная позиция, используемые им тактики консультирования не должны нарушать права родителей (и права ребенка) на определение судьбы ребенка, а в конечном итоге — и судьбы семьи. 1 Следует отметить, что в определенных ситуациях (в отдельные фазы психодинамики семьи — в особенности на первой или второй фазе, в момент шокового состояния или выраженного негативизма, в некоторых случаях и на третьей фазе) подобное «эмоциональное донорство» следует считать данным и психотерапевтичным. РАЗДЕЛ V ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВА 1. Организация и содержание деятельности психолога в составе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
В рамках понятия экспертизы может рассматриваться практически вся диагностическая составляющая профессиональной психологической деятельности. Такое чрезмерно расширенное толкование экспертных работ, конечно, не имеет под собой достаточных оснований. Необходимо выделение наиболее общих признаков (специфика задач, критериальные характеристики, организация, процедура проведения и т.п.), объединяющих различные психологические процедуры и технологии, которые позволят назвать их истинно экспертными работами. Безусловно, это приобретает первостепенное значение, когда речь идет о деятельности психолога в системе специального образования, психолога классов VII вида на базе общеобразовательных школ, дошкольных учреждений компенсирующего типа, специализированных групп детского сада и т.п. Конечной целью любой экспертизы в самом общем виде является ответ на поставленный заказчиком вопрос (или воп-Р°сы), который оформляется в виде экспертного заключения. Вопросы, решаемые экспертным исследованием, определяются на основе реальных потребностей образовательной практики [71]. Важной особенностью любой экспертизы следует считат требования к уровню подготовленности эксперта. Статус эк сперта предполагает высокий уровень профессионализма. дв торитет и добросовестность его не могут подлежать сомне нию и должны быть изначально высоки. В этой связи воз никает важная задача аттестации и повышения квалификации психологов, работающих в системе специального образования, в том числе в психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК). Требования к их профессионализму и опыту несомненно, должны быть выше, чем требования к педагогам-психологам общеобразовательных учреждений. Высокий профессионализм экспертов является необходимым условием и основанием объективности экспертного заключения независимо от его характера. Что касается непосредственно самой процедуры экспертизы, ее внутреннего строения, то она приближается (а в ряде случаев практически совпадает) с диагностической деятельностью, предполагающей стандартные процедуры, использование известных методик и методов оценки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|