Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура консультирования




1. Всегда следует начинать беседу с педагогом с того, каким он ви­
дит ребенка. Имеет смысл уточнить: «Насколько вам кажется по­
ведение ребенка естественным в той ситуации, о которой идет
речь?»

2. Далее необходимо спокойно и заинтересованно выслушать не
только жалобы и претензии педагога, но и его мнение о том, в
чем заключаются причины подобных явлений. Прежде чем при­
ступить к следующему этапу консультирования, психолог дол­
жен для самого себя определить, до какой степени мнение пе­
дагога является совпадающим с его собственным мнением о
ребенке и его проблемах и может ли он немедленно приступить
к обсуждению детских проблем или же ему понадобится какое-
то время для обдумывания ситуации.

Столь же утилитарный подход педагоги часто проявляют и по отношению Деятельности школьного консилиума (см. раздел V).


       
   
 
 

Достаточно часто последовательность двух первых этапо консультирования может быть и обратной: вначале педаг0 предъявляет те или иные жалобы, описывает те или иные пр0 блемы ребенка, а после этого целесообразно поговорить о том каким в целом видит педагог ребенка безотносительно предъяв' ляемых претензий.

3. Этап собственно консультирования педагога в отношении тех или
иных проблем конкретного ребенка, группы детей (класса в це­
лом). Не следует употреблять собственно психологическую тер­
минологию, а по возможности выбирать понятные для непсихо­
лога понятия и определения. Эффективность этого этапа будет
в первую очередь зависеть от толерантности психолога, его зна­
ния детей, обсуждаемого ребенка, от умения обосновывать и
убеждать другого человека. Достаточно часто педагогу требу­
ется определенное время для того, чтобы обдумать полученную
информацию. Поэтому вся информация должна быть разумно до­
зирована, а не «выдана» за один прием.

Благоприятным можно считать тот случай, когда педагог повторно обращается к психологу через некоторое время с аналогичным вопросом и это может, в свою очередь, являть­ся поводом для более углубленного объяснения состояния ребенка по отношению к предъявленным проблемам.

4. Активное проявление интереса психолога к тому, насколько по­
лезными оказались его рекомендации и какие из них действитель­
но работают. Это окажется полезно не только с психотерапевти­
ческой стороны, но и чрезвычайно важно для самого психолога.

• Таким образом, можно говорить о том, что речь может идти не о единичном факте консультирования педагога, но о про­цессе психологического сопровождения педагога как важней­шего участника образовательного процесса.

ГЛАВА 4. Консультирование семьи проблемного ребенка

4.1. Общие сведения

Необходимо с самого начала обратить внимание на пробле­мы ребенка, родители которого нуждаются в консультации психолога. Совершенно очевидно, что все дети прошли про-160


едУРУ психолого-медико-педагогического консультирования1. ^ едОвательно, родители уже столкнулись и с разного рода диагнозами, и со своими противоречивыми чувствами по по-оду того, что их ребенок не такой, как все. Следовательно, консультационная деятельность психолога разворачивается v?Ke после того, как процесс психологических изменений се­мьи уже запущен. Это делает специфичным консультацион­ный процесс и определяет своеобразие подходов и техноло­гий, основных принципов консультирования семьи.

Следует отметить, что общие принципы взаимоотношений психолога-консультанта с родителями, другими родственника­ми, обратившимися по поводу каких-либо психологических про­блем ребенка, достаточно хорошо и подробно приведены в уже ставшей классической работе В.В. Столина [113]. Из последних работ, посвященных этой проблеме, можно отметить учебное по­собие Г.В. Бурменской с соавторами [27].

Однако большинство работ (как подчеркивают и сами их авторы) ориентировано на ребенка и его семью, имеющих исключительно психологические проблемы. То есть рассмат­ривается ситуация, когда все члены семьи (включая и ребен­ка) не имеют отклонений физического, а тем более психичес­кого характера. Более того, возрастно-психологическое кон­сультирование рассматривается только по отношению к детской проблематике «...в рамках нормативного русла раз­вития, за пределы которого, по определению, вынесены все многообразные расстройства, нарушения и отклонения от нормативного хода развития» [27, 8]. Если учесть современ­ные медицинские данные, а также практический опыт рабо­ты с детьми, то оказывается, что подобных здоровых детей (с точки зрения неврологической, не говоря уже о соматопси-хической норме) практически не существует (по современным Данным менее 5% от всей детской популяции). Тем более ока­зывается невысоким процент семей, замотивированных на по­сещение психологической консультации, которая, к сожале­нию, еще пока ассоциируется с чем-то подобным психиатри­ческой помощи. Хотя следует отметить, что определенный

В данном случае следует разграничивать саму процедуру психолого-меди-Ко-педагогического консультирования, которая определяет рекомендации ро-Дителям по тому, какой образовательный маршрут наиболее адекватен их ре­бенку, и комиссионное решение о направлении ребенка в специальное (кор-Рекционное) образовательное учреждение того или иного вида. Последнее может "Меть место только в результате согласия родителей с рекомендацией ПМПК.

 

" Семаго


процент семей, посещающих психолога, действительно в г> альности имеет лишь психологические проблемы с ребенком К процессу консультирования таких семей в полном объем относятся принципы и технологии проведения приведенных ранее пособий, к которым мы и отсылаем заинтересованных читателей.

Большинство родителей (тем более родителей детей, нахо­дящихся в системе специального образования) обращается к психологу в той ситуации, когда существует значительное количество проблем, связанных с отклоняющимся развитием их ребенка, в том числе нарушений психофизического разви­тия, наличия знаков неврологического неблагополучия. Это и определяет подход к организации консультационного про­цесса со стороны «ненормы».

В то же время в большинстве руководств работа с родите­лями ребенка с особыми образовательными потребностями сводится лишь к выявлению факта отклонения и направле­нию ребенка к специалистам нужного профиля (педиатру, не­врологу, дефектологу, логопеду и др.). Вся собственно психо­терапевтическая работа с семьей в этот момент сводится лишь к информированию родителей и в крайнем случае к снятию чувства стыда и тревоги, эмпатии к родителям [27; 40; 79; 113]. Связь с семьей уже на уровне первичного приема (од­ного из самых важных этапов консультирования) рассмат­ривается лишь в плане выявления «дефекта» у ребенка (де­виации развития и т. п.), в то время как работа в рамках семейной психотерапии перепоручается специалистам дру­гого профиля (тем же дефектологам, врачам, учителям-ло­гопедам, иногда классным руководителям). Но большинство педагогических работников в такой ситуации тем более не настроены на системную работу с родителями. В то же вре­мя необходимая здесь психотерапевтическая составляющая консультирования является исключительной прерогативой психолога.

Существуют, на наш взгляд, принципиальные отличия кон­сультирования семьи с ребенка с различными видами откло­няющегося развития от системы возрастно-психологического консультирования.

Во-первых, консультирование в рамках стандартного возра­стно-психологического подхода предполагает полную доброволь­ность обращения к специалисту [27; 79; 113]. Это означает достаточную мотивацию, эмоциональную готовность к встре-


лселание изложить все, что кажется важным. В ситуации Нсультирования ребенка с уже выявленными особенностя-или даже отклонениями в развитии картина принципиаль-иная: как правило, семья вынуждена обратиться к психо­логу в связи с серьезными проблемами в обучении или особен­ностями поведения ребенка в школе, многие направлены на консультацию педагогами или воспитателями (как правило, родителям «настойчиво советуют» обратиться к психологу или психиатру). В большинстве случаев это означает отсутствие добровольности и, как следствие, недостаточность собственной мотивации. Более того, направление к психологу, необходи­мость дополнительного обследования или, по крайней мере, дополнительной консультации после уже испытанной «бури чувств» на ПМПК вызывает возникновение дополнительных осознаваемых или неосознаваемых опасений родителей по типу: «А не будет ли еще хуже?»

Все это проявляется и в отсутствии эмоциональной готов­ности к консультированию, и в некоторых случаях прямого эмоционального неприятия консультирования. В ряде случа­ев специалисты сталкиваются с тем, что родители продолжа­ют попытки скрыть неблагоприятные особенности в разви­тии ребенка, что представляет дополнительные сложности объективной оценки состояния ребенка.

Во-вторых, стандартное консультирование предполагает возможность для семьи в любой момент прекратить обще­ние со специалистами. Практика консультирования детей с особыми образовательными потребностями показывает, что во многих случаях семья не доводит до конца консультиро­вание или, неудовлетворенная результатами обследования, начинает искать другого, «более удобного» специалиста, ко­торый дал бы более благоприятную информацию, отвечаю­щую потребностям и состоянию родителей. Родители наде­ются, что такую «хорошую» информацию, в свою очередь, они могли бы представить в школу и тем самым умень­шить опасения и жалобы педагогов. Подобное поведение семьи получило название «хождение по кругу врачей» [66]. В результате могут быть потеряны значительные силы, сред­ства и, что более важно, время, так необходимое для рабо­ты с ребенком. Такое поведение семьи говорит о недоста­точности организации консультационного процесса и, в Частности, о необходимости более тщательной и длитель­ной психокоррекционной работы с семьей. Поэтому, исхо-


дя из принципа соблюдения интересов ребенка, необходл ма такая организация процесса консультирования, кото рая позволяет:

• удержать родителей от преждевременного его прерывания;

• получить возможность проведения психокоррекционной рабо­
ты с семьей в полном объеме;

• постараться свести до минимума количества посещений других
учреждений и специалистов в целях снятия или смягчения диаг­
ноза, сохранить время на работу с ребенком;

• достичь максимально возможного адекватного осознания про­
блемы;

• получить согласие родителей на применение адекватных состо­
янию ребенка мер по его воспитанию и обучению.

Основой эффективности такого рода консультирования яв­ляется психологическая готовность родителей воспринимать и усваивать передаваемую информацию. Попытки дать родите­лям нужные сведения, доказать необходимость тех или иных шагов в развитии и воспитании ребенка могут иметь факти­чески нулевой результат из-за того, что семья в это время про­должает переживать свои проблемы на аффективном уровне.

Практика консультативной работы показывает, что часто именно психологу приходится сообщать родителям информа­цию об уровне актуального развития и имеющихся особенно­стях психического развития ребенка, давать подробный про­гноз возможностей его дальнейшего развития и обучения, поскольку, как уже говорилось, другими специалистами это­го часто не делается1. В то же время психолог имеет право пользоваться лишь собственно психологической терминоло­гией и не имеет юридических прав на постановку какого-либо другого диагноза, помимо психологического.

Крайне редко учитывается, что не только сообщение про­гноза развития и обучения ребенка, но и сам приход на та­кую консультацию означает для родителей вступление в но­вый этап существования, характеризуемый специфичными изменениями Я-концепции, особой динамикой развития, ха­рактерной структурой взаимодействия семьи со специалиста­ми, с социальным окружением в целом [126; 138].

1 Как ни странно, но правдивое информирование родителей часто не осуЩе' ствляется и врачами (психиатрами и неврологами), что должно являться их непосредственной задачей. Последнее время, правда, ситуация стала изменять­ся, и родителям стали сообщать неблагоприятную информацию об их ребенке.


цЛожно сформулировать две группы задач, которые долж-ь1 решаться всеми специалистами при консультировании етей с проблемами в развитии.

Первая группа задач — создание психологических усло­вий Для адекватного восприятия родителями информации, сВязанной с проблемами в развитии их ребенка, создание у них готовности к длительной работе по развитию, коррек­ции и воспитанию [126].

Ко второй группе задач относятся вопросы, связанные с освобождением родителей от чувства вины, преодоления стрес­сового состояния семьи (в первую очередь угнетенного, часто депрессивного состояния матери), созданием и поддержани­ем по возможности нормального климата в семье (хотя бы непосредственно во время консультирования). Решение этих задач напрямую связано с определением психодинамическо­го этапа, на котором находится семья в момент прихода на консультацию [104].

4.2. Психодинамика семьи в процессе консультирования

Одним из первых понятие реабилитации в отношении та­ких семей вводит С. Дэвис (1960). Целью такой реабилитации, по его мнению, является освобождение родителей от психи­ческого стресса, обеспечение их эмоциональной стабильности.

Некоторые исследователи разделяют родителей таких детей на группы. Для одних родителей проблема постепенно разре­шается ориентацией семьи непосредственно на вопросы лечения, воспитания, обучения больного ребенка, для других — пробле­мы с таким ребенком создают неразрешимую эмоциональную ситуацию в их дальнейшей жизни. По мнению С. Махони, ро­дители, обладающие исходно высокими показателями соци­альной адаптации, способны быстро преодолевать психогенную ситуацию без выраженной личностной декомпенсации. Для них отклоняющееся развитие ребенка представляет временное яв­ление в качестве угрозы их психическому здоровью. В таких семьях возникают различной степени выраженности защит­ные механизмы, которые оказываются эффективными в пре­одолении травмирующей ситуации. Консультативная помощь в этом случае эффективна, если в центре работы окажутся интересы ребенка при небольшой психологической поддержке непосредственно родителей.


У родителей с исходно низкими показателями социально психологической адаптации ребенок с отклонениями, дазкР незначительными, часто обуславливает хроническую личност ную декомпенсацию. Такие семьи, помимо консультирования нуждаются в проведении интенсивной психотерапевтической работы.

К наиболее важному показателю состояния родителей при консультировании (что требует постоянного внимания кон­сультанта и пролонгированной оценки на всем протяжении консультации) относится их эмоциональное состояние: те чув­ства, которые они испытывают в данный момент и степень их выраженности. Необходимость подобной оценки влечет за собой необходимость определения этапа психодинамического процесса, на котором в данный момент находится семья [98; 104; 126]. Правильная оценка этапа позволяет наиболее эф­фективно построить консультационную работу с семьей путем подбора адекватных техник и приемов коррекции, достичь планируемых целей в целом [135; 136].

Эмоциональное состояние семьи в процессе консультиро­вания может быть в наиболее общем виде представлено в виде четырех сменяющих друг друга фаз, которые выражаются в нарастании и затем спаде напряжения, что сопровождается различными по виду и выраженности субъективными симп­томами (чувством тревоги, растерянности, беспомощности и т.п.) и поисками разных способов адаптации (методом проб и ошибок, формированием защитных «семейных ми­фов», переосмыслением ценностей и т.п.). Каждой фазе присущи свои специфические признаки. Длительность от­дельных фаз может варьировать, причем в значительном временном диапазоне.

Первая фаза характеризуется растерянностью, доходящей порой до страха. Состояние родителей определяется чувством собственной неполноценности, ответственностью за судьбу ребенка, ощущением беспомощности и многими другими чув­ствами, которые полностью овладевают родителями и, есте­ственно, влияют на их поведение. Эта сложная гамма чувств и отрицательных эмоций может выбивать людей из привыч­ных рамок жизни, приводить к нарушениям сна, измене­нию взаимоотношений между родителями и окружающими их людьми. В основном эта фаза достаточно кратковременна (в определенных ситуациях эта фаза может вообще отсутство­вать или длиться буквально мгновения). Рассматривая себя


аК ответственных за произошедшее, родители испытывают увство вины, если полагают, что сами сделали что-то, обо­стрившее положение.

Нередко такое шоковое состояние трансформируется в не­гативизм, отрицание реальности выявленных специалистом проблем ребенка. Период негативизма и отрицания рассмат­ривается как вторая фаза состояния семьи и является важ­ной психологической составляющей поведения семьи в целом, функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить опре­деленный уровень стабильности семьи в возникшей ситуации. Таким образом, отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги.

Крайней формой негативизма становится отказ от обследо­вания ребенка другими специалистами, отказ от проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Некоторые роди­тели, выражая недоверие к консультантам, какими бы ква­лифицированными они ни были, многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью отменить, устра­нить «неверный диагноз». Именно на этом этапе (фазе) фор­мируется так называемый синдром «хождения по кругу вра­чей» [66]. Порой для достижения этой цели могут тратиться огромные силы и средства, что приносит в дальнейшем лишь еще большее разочарование.

Описанная фаза — негативизм и отрицание — как правило, явление временное, и по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они по­гружаются в глубокую печаль. Это состояние подавленности, связанное с постепенным осознанием проблем, характеризу­ет третью фазу. Именно здесь происходит большинство нега­тивных событий в семье: семья прерывает контакты с окру­жающими, мать ребенка может постоянно находиться в по­давленном состоянии, что зачастую влечет за собой ослабление и внутрисемейных связей. Именно в этот период семью чаще всего покидает мужчина. Причем, подчеркнем, глубина и выраженность эмоционального состояния каждого родителя в отдельности и семьи в целом зависит не только от реально­сти проблем ребенка, но и от субъективной оценки этих про­блем самими родителями.

Самостоятельное повторное обращение родителей за по­мощью к специалисту, особенно к тому, кто выявил и пер­вым рассказал об имеющихся у ребенка проблемах, знамену­ет собой четвертую фазу, называемую иногда «реконвалес-


ценцией». Этот этап характеризуется выходом семьи из бокого эмоционального кризиса, началом социально-психо логической адаптации семьи. В это время родители уже в состоянии достаточно адекватно оценить ситуацию, начать руководствоваться непосредственно интересами ребенка, ус_ танавливать адекватные эмоциональные контакты со специа­листами и достаточно разумно следовать их советам.

Анализ того, на какой фазе психоэмоционального состоя­ния находится семья, обязательно должен быть проведен при консультировании. Подобная задача может быть частично решена путем тщательной, выверенной организации самого процесса консультирования семьи на всех этапах, включая первый контакт с семьей (например, по телефону).

4.3. Этапы работы с семьей

На каждом этапе консультационного процесса (подготов­ки к консультации, первого сеанса, диагностики развития ребенка, заключительной беседы с семьей - выдачи инфор­мации, этапе принятия семьей решений) психолог должен руководствоваться специфичной для данного этапа струк­турой психологической коррекции, присущими этому эта­пу методами и приемами психологической работы с семьей [68; 126].

Рассмотрим этапы и особенности работы психолога-кон­сультанта на каждом их них.

Первый этап

(Подготовка к консультации. Первый контакт с семьей)

Независимо от того, вызваны ли были родители к специ­алисту или пришли сами, характер первого контакта имеет особое значение. Запись на прием осуществляется либо по телефону, либо при личной встрече одного из членов семьи с психологом. Родителю (родителям) сообщают, какая инфор­мация или документы необходимы, а также согласуют с ним дату и время консультации. Желательно, чтобы уже в этот момент родители могли задать интересующие их вопросы и получить комментарии в отношении предполагаемой консуль­тации. Это позволяет внести некоторую ясность в их ожида­ния. Доверительным отношениям могут также способствовать


екоторые справочные сведения о специалистах, фамилия и егалии консультанта, к которому они записаны, и т.п.

Психолог, со своей стороны, сможет при первом контакте узнать о социально-бытовой ситуации в семье, ее составе и сТруктуре, именах и отчествах ее членов. Подобная информа­ция в значительной степени вызывает уважение родителей, повышает эффективность консультирования начиная уже с первых его этапов1.

Второй этап

(Сеанс консультации)

Сеанс консультации является центральным моментом, на котором происходит непрерывный встречный поток инфор­мации от родителей и консультанта.

Эффективность проведения этого сеанса во многом зави­сит от возможностей и навыков специалистов, ведущих при­ем. В основном это те способности, которые создают доверие и облегчают общение с консультируемыми, — эмпатическое сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность и конкретность. В одном ряду с вышеперечис­ленными стоят выявление и понимание переживаний роди­телей, а также, что в данном случае немаловажно, способ­ность донести до членов семьи понимание их переживаний. Позитивное отношение — это способность консультанта вы­разить уважение и признание права на наличие выражае­мых чувств, право самим принимать решение.

Особенностью консультационной работы психолога обра­зования в такой ситуации является то, что практически од­новременно с консультированием родителей он должен оце­нивать характер проблем и уровень актуального развития Ребенка. Ведь родители пришли на консультацию в первую очередь, чтобы узнать, что с их ребенком. И отсрочить ни консультацию, ни, тем более, диагностику и анализ состоя­ния ребенка невозможно. Оба эти процесса накладываются °дин на другой и порой работу с родителями, видя их состо­яние, приходится начинать задолго до того, как проведена

В связи с этим в некоторых консультациях, ППМС-центрах подобная Работа ведется не только в регистратуре, но и сам психолог как бы случайно °казывается рядом во время записи семьи на прием, тем самым лично осу­ществляя первичный контакт.


углубленная диагностика и можно что-либо определенно сказать о состоянии ребенка1.

Одним из важных компонентов психотерапевтической ра боты на этом этапе является способность к конфронтации Консультант должен указывать родителям на непоследова­тельность в их восприятии, системе ценностей и т.п. В то время как способность к эмпатийному сочувствию связана с первоначальными шагами консультирования, конфронтация идет дальше — она показывает консультирующимся то, что консультант отметил и осознал противоречивость. Здесь не­обходимо ввести такое важное для консультирования поня­тие, как фазы коммуникации.

Консультант должен взаимодействовать с семьей в опреде­ленной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждой фазы (этапа), причем на каждом этапе об­щения родители должны сами определять свои страхи и опа­сения, осознавать свой взгляд на сложившуюся ситуацию.

а) Первоначально необходимо выявить уровень понима­
ния родителями характера трудностей ребенка и уровень адап­
тации семьи к этому. Это должно быть выявлено до того, как
родители начнут задавать консультанту вопросы. В том слу­
чае, если родители не могут высказываться четко, консуль­
танту необходимо самому задавать вопросы, демонстрируя
уверенность, что он понимает и разделяет их опасения.

б) Внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родите­
ли освещают факты семейной жизни и развития ребенка (пусть
даже в виде семейного «мифотворчества» [136]). Эти факты
анализируются консультантом и как бы накапливаются, для
того чтобы потом убедить родителей. Важным моментом этого
этапа является также разъяснение родителям необходимости
подобной работы (такого рассказа), что заставляет их тщательно
обдумывать то, что они говорят о ребенке.

в) Информирование семьи консультантом. На этом этапе
происходит не только передача информации семье, но и про­
верка того, что и как осознали родители на предыдущих фа­
зах (встречный поток информации). Нельзя подавать инфор­
мацию, не убедившись в том, что родители поняли позицию
консультанта, его взгляд на проблемы семьи.

1 К счастью, такие ситуации достаточно редки. В основном родители, как правило, ждут окончания работы с их ребенком, чтобы выслушать мнение

профессионала.


Обратная связь от консультанта семье включает наблюде­те за вербальными и невербальными реакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций.

Следует отметить, что вся структура процесса консультиро­вания — этапы и связанные с ними фазы коммуникации — находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состоя­ния родителей, социально-психологической адаптации семьи

в целом.

В зависимости от выраженности и продолжительности той или иной фазы эмоционального состояния родителей должна изменяться и длительность этапов и фаз коммуникации. Так, фаза информирования семьи, как правило, проходит перед этапом принятия решения, но тесно связана с состоянием ро­дителей. Все это, как правило, приходится на четвертую фазу состояния — реконвалесценцию, когда родители в состоянии наиболее адекватно воспринимать эту информацию, хотя в некоторых случаях передача полной информации возможна уже на третьей фазе психодинамики семьи, по крайней мере, в ее конце. Это является более действенной стимуляцией для выхода матери из депрессивного состояния. В данной ситуа­ции многое зависит от квалификации специалиста, его спо­собности оценить и правильно построить процесс консульти­рования1.

Третий этап

(Этап принятия решения)

Это основной этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано семьей и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, определяет эффективность консультирования в целом. Не­обходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлия­ет на их жизнь, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение. Их точка зрения (пока лишь деклари­руемая) должна быть интегрирована в концепцию чувства

ответственности.

Консультант часто оказывается одним из немногих людей, которому родители могут открыться, и единственным, кто мо-

1 Более подробно особенности консультативной и психокоррекционной работы с семьей проблемного ребенка будут рассмотрены в отдельном пособии.


жет повлиять в этот момент на их нереалистические фантазии Обычная практика поведения специалиста, заключающаяся том, что родителям просто сообщается, что они ничего не сдела ли такого, что должно вызывать чувство вины, отсутствие ком ментария о переживаемых ими чувствах, либо беседа о том, что люди, подобные им, часто ощущают вину при наличии про­блемного ребенка, часто оказывается неконструктивной.

Эффективное вмешательство должно быть основано в пер­вую очередь на точной оценке преобладания у родителей чув­ства вины или стыда. Необходимо идентифицировать преоб­ладающее состояние, его качество и уровень, готовность се­мьи к различным реакциям, а также потребность семьи в том или ином виде поддержки.

Таким образом, первоначальная стратегия консультанта, приводящая к уменьшению чувства вины или стыда, — это помощь родителям в свободном выражении своего мнения по поводу той проблемы, которая привела их на консульта­цию.

Вмешательство консультанта в этот этап признания или во­обще пропуск его в работе приводит к снижению эффективнос­ти последующих вмешательств. Часто так случается, что кон­сультант, используя одну из имеющихся в его арсенале тактик (например, тактику нормализации, о которой речь пойдет ниже), опережает консультирующегося, говоря: «...Многие люди в ва­шем положении чувствуют вину в том, что у них такие про­блемы... вам нужно знать, что вы ничего не сделали, чтобы быть причиной этого...» В случае, когда такое заявление пред­шествует высказываниям родителей, эффективность консуль­тирования может значительно снизиться.

Вина включает в себя важные когнитивные элементы, в то время как стыд является аффективным состоянием. Таким об­разом, когнитивно ориентированные вмешательства могут быть более эффективны при облегчении вины, чем стратегии, разра­ботанные для обеспечения аффективного облегчения. В то же время комментарии консультанта, направленные на аффектив­ную систему людей, могут быть более пригодны для снятия чув­ства стыда.

Приведем некоторые тактики коррекционной работы, кото­рые могут считаться основными методами, используемыми на протяжении всего процесса консультирования независимо от этапов и периодизации, и которые хорошо зарекомендовали себя в работе с родителями. Практика консультативной дея-


ельности в различных учреждениях образования показала, что добные методы и приемы коррекционной работы с родителя­ми применимы к самым различным ситуациям консультиро­вания родителей с детьми с различными видами отклоняюще­гося развития. При этом полнота использования данных под­ходов определяется лишь особенностями субъективного восприятия родителями своего ребенка, а также описанными выше феноменами.

Приемы работы с чувствами вины и стыда

Для работы с чувством вины показали свою эффектив­ность следующие приемы.

1. Использование авторитета

Консультант в полной мере использует свой профессиональный авторитет, говоря о том, что вины родителей нет. Такие вмешатель­ства выглядят более эффективно, когда они используются во вре­мя сообщения родителям психологического диагноза, но не по­зднее. Заявление консультанта служит основой, которая может быть использована в тот момент, когда у родителей возникнут мысли о собственной вине.

Нормализация

Консультант указывает на то, что и другие в подобной ситуации бу­дут чувствовать себя точно так же. Его цель — уменьшить чувство изоляции,связанное с признанием вины.

Новая когнитивная основа

Консультант помогает приобрести новую когнитивную основу, в которой действия родителей приобретают другое, менее стрессо-генное значение. Например, для людей, выражающих собственную ответственность (то есть вину) за проблемы ребенка, изменение когнитивной основы содержится в следующей формулировке: «Вы очень ответственный человек, и если бы не являлись таковым, то не ощущали бы чувство вины. Но это вовсе не означает, что вы ви­новаты в конкретных нарушениях своего ребенка».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...