Обсуждение результатов обследования ребенка
Наиболее важным в проведении комиссии является коллегиальное обсуждение. По результатам обследования ребенка проводится краткое совещание всех специалистов ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют. Каждый специалист кратко докладывает свое заключение, высказывает мнение о возможном прогнозе развития ре' бенка в различных ситуациях (как благоприятных, так и негативных), предлагает собственный вариант образовательного маршрута. Представленные заключения обсуждаются, оставляется коллегиальное заключение ПМПК, систематизируются рекомендации. Особые мнения фиксируются в заключениях специалистов в общем протоколе обследования. Коллегиальное заключение, являясь составной частью про-тОкола ПМПК, представлено на отдельном бланке. Оно состо-йх из двух частей: собственно заключения и рекомендаций как по дальнейшему образовательному маршруту, так и по созданию дополнительных специализированных условий вне-учебного характера (медикаментозная поддержка, помощь специалистов вспомогательного плана, необходимое изменение социальных условий и т.п.). Алгоритм формирования коллегиального заключения Поскольку психолог как полноправный член ПМПК участвует в формировании коллегиального заключения, необходимо привести общий план его обсуждения и написания. Необходимо обсудить и описать в заключении следующее: 1. Имеются ли у ребенка признаки психического дизонтогенеза (от
2. Отмечается тип дизонтогенеза: недоразвитие, асинхрония раз » боты, виде коррекционного образовательного учреждения, программе обучения (развития). При отсутствии признаков дизонтогенеза на этом этапе уточняются и квалифицируются причины дизадаптации, послужившие причиной обращения на ПМПК. 3. Варианты отклоняющегося развития внутри данного типа дизонтогенеза' и их выраженность. В основу деятельности системы ПМПК Орловской области как основной илотной площадки проекта ТАСИС положена психологическая типология клоняющегося развития, предложенная авторами (ел. Приложение 1). Писание типологических вариантов и особенности их оценки приведены в °оответствующих работах [108; 109; 110].
Указание вариантов психического развития в рамках определе ного типа дизонтогенеза (например, при недостаточном развитии выраженная парциальная несформированность регуляторнОг~ компонента деятельности, при асинхронном развитии — искаже ние преимущественно эмоционально-аффективной сферы — 4-группа РДА по О. С. Никольской и т.п.) позволяет более точно выбирать (индивидуализировать) программы коррекционно-развиваю-щего обучения, их уровень и сложность. 4. Индивидуальные особенности развития ребенка — поведен
На основании этих данных разрабатываются рекомендации по индивидуальной коррекционно-развивающей работе (в условиях реабилитационного центра, лечебного учреждения, учреждения дополнительного образования, ППМС-центра, других учреждений системы образования, здравоохранения, социальной защиты). 5. Основные рекомендации по условиям образования (образова 5.1. Нуждается ли ребенок в специальных образовательных ус 5.2. Квалификация необходимых образовательных условий (тип и 5.3. Рекомендуемые программы обучения, формы его органи 5.4. Необходимы ли (и какие именно) дополнительные формы 5.5. Сроки контроля состояния и развития ребенка в рекомендо 5.6. Та часть специализированных рекомендаций, которые оп енки состояни р р азвитию и обучению принимаются компромиссные решения, направленные на более благоприятные (в социальном плане) для ребенка условия. В этих случаях могут быть оекомендованы диагностические периоды обучения, психологического и социально-правового сопровождения, динамическое наблюдение специалистами ПМПК в процессе повторных обследований. В любом случае на этом этапе ребенку всегда рекомендуются условия обучения и развития, соответствующие более легкому и перспективному из дифференцируемых психолого-педагогических диагнозов. Таким образом, у ребенка всегда остается шанс использовать свои ресурсные, не учтенные в процессе экспертизы, возможности «оправдать» более легкий диагноз, сделать тот «рывок» в развитии, возможность которого интуитивно предполагают специалисты.
Однако следует всегда помнить, что в этом случае именно специалисты, решающие вопрос о помещении ребенка (пусть даже на диагностический период) в более легкие и перспективные, на их взгляд, условия, берут на себя груз ответственности за возможно потерянное время ребенка (в случае, если их предположения не оправдаются). После завершения коллегиального обсуждения представитель ПМПК (им может быть как психолог, так и любой другой член ПМПК)1 знакомит родителей (законных представителей) с коллегиальным заключением и рекомендациями в форме, доступной для их понимания, но в то же время профессионально обоснованной. Часто возникает необходимость (для разъяснения или убеждения родителей в адекватности сделанных выводов и предлагаемых рекомендаций) представить коллегиальное заключение всех специалистов с предполагаемым прогнозом дальнейшего развития и обучения ребенка. Подобное заключение может быть представлено как в орга-Ны управления образования (в качестве основания для на- Вопрос о том, кто будет сообщать родителям (законным представителям) ксщендации комиссии, должен решаться каждый раз индивидуально. Выбор РеДставителя ПМПК в этом трудном и, в общем, неблагодарном деле зависит Многих факторов. В первую очередь от состояния родителей, других чле- семьи, их социокультурного или профессионального статуса, степени Детва с ребенком и многого другого. В каждом случае необходимо исходить
соблюдения прав ребенка на адекватное его возможностям образование.
правления ребенка в образовательное учреждение), к учреждение, в которое направлен ребенок (как основание зачисления и руководство для организации коррекцион Л* работы), а также инициатору направления на ПМПК. и * циатору обращения на ПМПК полное заключение может п редаваться только с согласия родителей. В ином случае ин циатор направления ребенка на ПМПК может получить толк ко рекомендации по специальному запросу. По требованию родителей им может быть выдана справка произвольной формы о том, что ребенок прошел обследование на ПМПК. Выписка из протокола ПМПК с коллегиальным заключением и рекомендациями передается всем иным адресатам через родителей (законных представителей) ребенка. Во всех мероприятиях, связанных с оглашением результатов и документами, большую роль играет психолог ПМПК. Именно он, в соответствии с психологическими особенностями родителей, должен определить форму и содержание как коллегиального заключения, так и (желательно) процедуру этой части проведения комиссионного обследования. В первую очередь это важно для соблюдения прав ребенка на адекватное его возможностям образование. Особенно важны здесь психотерапевтические способности психолога. Следует учитывать, что психоэмоциональное состояние родителей в этой ситуации часто бывает очень сложным. Именно на ПМПК в полной степени включаются все защитные и, как правило, неадекватные психологические механизмы. Основная задача психолога в этом случае, помимо проведения обследования ребенка, — правильно и адекватно провести консультирование родителей, так чтобы они поняли и приняли новые условия существования ребенка в образовательной среде, его новый образовательный маршрут. Это бывает очень трудно как для самих родителей, так и для всех специалистов ПМПК, в первую очередь для психолога как основной фигуры в этой зачастую трагической для самооценки и самопринятия родителей ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|