Программы, основанные на нейропсихологическом подходе
Комплексная методика психомоторной коррекции Нейропсихологический подход, базирующийся на современных представлениях о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психических функций, дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы. Одной из таких технологий является комплексная методика психомоторной коррекции [54]1. В рамках этой программы два традиционных направления коррекционной работы — двигательная (моторная) коррекция и собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ, — используются в едином комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. 1 Описание системы, основанной на нейропсихологическом подходе, проводится по руководству «Комплексная методика психомоторной коррекции» / Под ред. А.В. Семенович. — М.: МГПУ, 1998 Методика комплексной психомоторной коррекции исхо-иТ из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с уче-оМ общих закономерностей онтогенеза вызывает активацию развитии всех ВПФ. Поскольку сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале к0ррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, не только создающим потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и развивающим взаимодействия между различными уровнями я аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Таким образом, по мнению авторов, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями1.
Привлечение методов когнитивной коррекции с последующим включением их в коррекционный процесс должно проходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы. Методика используется в адаптированном для детского возраста варианте, основана на использовании базовых телесно-ориентированных техник и представляет собой трехуровневую систему. Основанием для выделения уровней коррекции является представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности. Уровень 1 — уровень активации, энергоснабжения и статокинети- ческого баланса психических процессов; уровень 2 — уровень операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром; уровень 3 — уровень произвольной регуляции и смыслообразую- щей функции психомоторных процессов. Каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую мишень воздействия. Методы 1-го уровня направлены прежде всего на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного Мозга; 2-го уровня — задних и премоторных отделов правого 1 В данном аспекте методика психомоторной коррекции А.В. Семенович тесно смыкается с авторской программой Н.Я. Семаго по формированию произвольной регуляции психической активности. и левого полушарий мозга и их взаимодействие, а 3-го урОв ня — на формирование оптимального функционального ста туса передних (префронтальных) отделов мозга. Требования к применению данной программы подразуаде_ вают включение в коррекционный процесс упражнений 1-Го 2-го и 3-го уровней. Однако удельный вес и время применения тех или иных методов будут варьироваться в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему. В то же время коррекционные занятия не могут проходить без привлечения групповых и игровых факторов, что означает включение методов третьего уровня (своего рода коррекция по принципу «сверху вниз»). В идеале, как отмечают авторы, даже в относительно простых случаях должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Кроме того, автоматизмы, например, первого уровня с успехом могут ассимилироваться в программы 2-го и 3-го уровней в качестве составляющих любого из упражнений. Таким образом, основные принципы и стратегии данной программы хорошо согласуются, а в некоторых случаях — практически полностью смыкаются с другими направлениями интегратив-ной коррекционной работы.
Использование данной программы требует продуманной стратегии и тактики, основанной на дифференциально-диагностической нейропсихологической квалификации имеющейся у ребенка недостаточности, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к уровню профессионализма специалистов, проводящих коррекционную работу. Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пыла-евой и Т.В. Ахутиной)1. Программа представляет собой комплекс учебно-игровых занятий, направленных на развитие у детей способности планировать и контролировать свои действия. Программа может осу- 1 Основы программы приводятся по методическому пособию Н.М. Пыла вой, Т.В. Ахутиной «Школа внимания» [100]. ществляться педагогами и психологами, работающими в классах коррекционно-развивающего обучения (классах VII вида), а также в подготовительных группах детских садов. Основные задачи программы: «становление избирательной активации; • формирование навыков программирования и регуляции и контроля деятельности (3-й функциональный блок организации деятельности человека по А.Р. Лурия). Данная программа очень хорошо технологизирована, психолог может использовать ее в своей работе, в первую очередь во внешкольном компоненте.
Методика формирования навыков программирования и контроля основана на работе с числовым рядом. Во-первых, овладение числовым рядом является фундаментом начального учебного процесса. Умение упорядочить объекты по количеству, абстрагировать их число и соотнести с цифрой (т.е. найти их место в числовом ряду) составляет один из рано осваиваемых, необходимых в практической жизни культурных навыков человека. Во-вторых, числовой ряд, как никакой другой материал, позволяет вынести программу действия вовне, организовать совместные действия педагога (психолога) и ученика, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоятельности ребенка. Упражнения с числовым рядом дают широкие возможности постепенно усложнять требования к программированию и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повышения организованности и работоспособности ребенка, учитывая его индивидуальные особенности. В ходе обучения работа с числовым рядом имеет целью сформировать и упрочить представления о количестве, порядке, закрепить соответствие числа и цифры, добиться возможности произвольного оперирования числом, отвлекаясь от реальных объектов. Программа, способствуя решению этих задач в целом, преимущественно направлена на другое — на Формирование (коррекцию) навыков программирования и контроля. Принципиальная основа выполнения разработанных нами заданий — совместная деятельность психолога (педагога) и Ребенка. Ее организация должна последовательно изменяться таким образом, чтобы программа действия, которой вна- чале владеет взрослый, стала внутренним достоянием ребенка. Для этого необходимо обеспечить условия, позволяющИе ребенку освоить программу, а взрослому — контролировать насколько ребенку это удается. Этими условиями являются: • вынесение вовне (материализация, наглядное представление) • особая организация совместной деятельности педагога и ребен
Предлагаемая схема совместной деятельности ребенка и взрослого по усвоению программы действий с числовым рядом включает следующие этапы: 1) совместное пошаговое выполнение действия по речевой инст 2) совместное пошаговое выполнение действия по наглядной про 3) совместное выполнение действия по наглядной программе с 4) самостоятельное выполнение действия по интериоризованной 5) самостоятельное выполнение действия по внутренней програм Предлагаемые в программе задания объединяются в пять циклов (последовательных этапов): 1) числовой ряд в упроченных ситуациях (сюжеты сказок, нумера 2) числовой ряд в прямом порядке (актуализация последователь чайном порядке в таблице или копирование и самостоятельное составление таких таблиц, рисование предметов по пронумерованным точкам); 3) количественный ряд в прямом порядке (отрабатывается способ 4) обратный ряд (отрабатывается на материале полного, неполного 5) параллельные ряды (этап предполагает одновременное выпол На одном занятии могут быть использованы задания как одного этапа, так и двух соседних. На каждом этапе первые задания более просты и развернуты, чем последующие, при этом в целом сложность программирования увеличивается от
этапа к этапу. Наиболее эффективно программа будет работать тогда, когда подобрана индивидуализированная в соответствии с возможностями ребенка адекватная система заданий с исходным уровнем сложности и, желательно, индивидуальным темпом продвижения. 3.3. Программы формирования и гармонизации базовых составляющих психического развития Программа формирования произвольного компонента (произвольной регуляции) деятельности (ФПР) Показания к использованию программы Контингент детей, нуждающихся в работе по формированию произвольной регуляции деятельности (программа ФПР), включает в себя достаточно широкий спектр типов отклоняющегося развития. Однако в рамках работы с каждой подгруппой детей этот вид работы может иметь как основное, так и вспомогательное значение. В качестве основной коррекционной программы ФПР выступает при работе с детьми с парциальной несформиро-
ванностъю преимущественно регуляторного и когнитивного компонентов деятельности (как правило, это дети, нахо. дящиеся в логопедических группах ДОУ, коррекционных образовательных учреждениях V, VII и VIII видов)1. У детей с нарушениями речи (несформированность преимущественно когнитивного компонента деятельности, его вербально-логи-ческой составляющей) трудности произвольной регуляции собственной деятельности наблюдаются не всегда, но часто за счет проблем собственно речевой регуляции поведения. Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|