Характеристика вагонного парка
Особенностями вагонного парка являются различие вагонов по конструкции, времени эксплуатации и техническому ресурсу, а для грузовых вагонов — повсеместное их обращение по сети дорог без приписки к определенным пунктам. Это требует создания развитой базы технического обслуживания и ремонта, обеспечивающей безопасность движения поездов и сохранность перевозимых грузов. Вагоны в зависимости от их назначения относят к пассажирскому или грузовому парку. Грузовой парк состоит из крытых вагонов, полувагонов, платформ, цистерн, изотермических (включая автономные рефрижераторные вагоны, рефрижераторные поезда и секции) и вагонов специального назначения (для перевозки зерна, цемента, автомобилей и т. д.). Пассажирский парк состоит из вагонов, используемых для перевозки пассажиров, вагонов-ресторанов, багажных, почтовых, вагонов специального назначения. • Для транспортировки мелкими отправками различных грузов, в том числе и скоропортящихся, широко применяют контейнеры и контрейлеры (отличающиеся от контейнеров большей грузоподъемностью и наличием под рамой автомобильных колес). Грузовые вагоны общего назначения обращаются по всей сети дорог по принципу прямого бесперегрузочного сообщения и могут быть поданы под погрузку или выгрузку в любой пункт на любой дороге. Различают инвентарный и наличный парки грузовых вагонов. Инвентарный парк образуют грузовые вагоны, приписанные к данной дороге. Количественно этот парк изменяется после приписки новых вагонов, исключения старых из инвентаря по техническому состоянию или вследствие их передачи другим организациям или дорогам. В наличии парк дороги включают все вагоны, фактически находящиеся в ее границах на конец отчетных суток, независимо от того, к какой дороге они приписаны. Наличный парк делится на рабочий и нерабочий. В рабочий парк включают вагоны, находящиеся в поездах, под грузовыми операциями или в ожидании их, а также на путях сортировочных парков, т. е. занятые под грузовыми перевозками. К нерабочему парку относятся вагоны, непос-
редственно не занятые в перевозках грузов: исправные, находящиеся в резерве МПС (которые могут быть использованы только по указанию министерства); неисправные (в ремонте и ожидании подачи в ремонт); выделенные для хозяйственных перевозок и других целей. На железнодорожном транспорте введена единая восьмизначная сиетема нумерации подвижного состава. По номеру грузовых вагонов можно определить их техническую характеристику, расчетную длину, массу тары и др. Первый знак номера характеризует тип вагона (2 — крытый; 4 — платформа; 6 — полувагон; 7 — цистерна; 8 — изотермический; 9 — прочие). Второй знак указывает осность и основную характеристику вагонов. Так, для крытых: 0 — с объемом кузова менее 120 м3; 2— 3 — с объемом кузова 120 м3 и более; 4—7 — с уширенными дверными проемами. Для платформ: 0 — с длиной рамы 13,4 м; 2—6 с длиной рамы 13,4 м и более. Для полувагонов: 0—2 — с люками в полу и торцовыми дверями; 3—6 — с моками в полу без торцовых дверей; 7 — с глухим кузовом; 8 — восьмиосный полувагон. Для цистерны: 0 — для нефтебитума и вязких нефтепродуктов; 1 — для нефти и темных нефтепродуктов с объемом котла 50—63 м3; 2 — для нефти, темных и светлых нефтепродуктов с объемом котла 50—63 м3 (сезонная специализация устанавливается МПС); 3—4 — для светлых нефтепродуктов; 6 — для химических грузов; 7 — для пищевых грузов; 9 — восьмиосная нефте-бензиновая. Для изотермических вагонов: 3 — автономный рефрижераторный вагон; 4 — грузовой вагон в составе рефрижераторных поездов и 3-вагонных секций; 7 — вагон в составе 5-вагонных рефрижераторных секций; 9 — восьмиосный вагон в составе рефрижераторной секции:
Третий знак служит для отражения дополнительной характеристики вагона. Четвертый, пятый и шестой знаки обозначают порядковый номер вагона. Седьмой знак служит для обозначения номера вагона. При этом цифрьг 0—8 используются для нумерации вагонов без пере- ■ ходной площадки, а 9 — с переходной площадкой. Восьмой знак — контрольный, по которому проверяется достоверность считывания номера вагона при обработке информации на ЭВМ. Новая система нумерации грузовых вагонов повышает достоверность информации, учитывает перспективу развития подвижного состава, дает возможность вследствие более точного определения массы и длины поезда полнее реализовать провозную способность участков, сократить порожний пробег и повысить статическую нагрузку вагонов. Номер пассажирского вагона также восьмизначный. Приняты следующие обозначения: первый знак — род вагона (для всех пассажирских вагонов — 0); второй и третий знаки — код дороги приписки вагона; четвертый знак — тип вагона (0 — мягкий и мягко-жесткий; 1 — купейный; 2 — жесткий открытый; 3 — с креслами и местами для сидения; 4 — почтовый и банковский; 5 — багажный и багажно-почтовый; 6 — ресторан; 7 — служебно-технический; 8 — специальный вагон других министерств и ведомств; 9 — резерв); пятый, шестой, седьмой знаки — порядковый номер вагона; восьмой знак — контрольный. Пассажирские вагоны предназначены для обслуживания определенных направлений и поэтому приписываются не только к дороге, но и к конкретному вагонному депо. Инвентарный парк пассажирских вагонов также делится на рабочий и нерабочий. Рабочий парк пассажирских вагонов состоит из вагонов для перевозки пассажиров, почтовых, багажных и вагонов-ресторанов. В его число включают также все исправные вагоны, находящиеся в резерве, который создается для пополнения пассажирских поездов в случаях изъятия вагонов из состава в ремонт или по другим причинам. Резерв составляет 7—10 % численности вагонов рабочего парка, приписанных к данному депо. Нерабочий парк составляют пассажирские вагоны, находящиеся в ремонте или ожидании его, а также вагоны, используемые для различных служебно-технических нужд.
Вагонный парк дорог учитывается в физических единицах. Для уточнения количества вагонов грузового и пассажирского парков ежегодно по указанию МПС проводится их перепись одновременно на всей сети дорог. Кроме того, на всех дорогах установлен ежесуточный оперативный учет грузовых вагонов по состоянию на 18 ч по московскому времени, за исключением дорог Западной Сибири и дорог Дальневосточного направления, где отчетные сутки заканчиваются соответственно' в 14 и 12 ч по московскому времени. В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР каждый вагон должен иметь следующие отличительные знаки и надписи: на грузовых вагонах — знак МПС, номер, табличку завода-изготовителя с указанием даты и места постройки, дату и место выполнения последних установленных видов ремонта, массу тары и грузоподъемность, полезный объем и условный знак оборудования роликовыми подшипниками; на пассажирских — Государственный герб и инициалы дороги приписки, номер, табличку завода-изготовителя, дату и место выполнения последних установленных видов ремонта, массу тары, число мест. На части вагонов, используемых в международном сообщении, ставится знак транзитности: буксы МПС в круге, означающие при- годность для международного сообщения на условиях ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог), буквы РИЦ в круге — на условиях МСЖД (Международный союз железных дорог).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|