Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Cписок использованной литературы




Cписок использованной литературы

1. Ананьин В. И., Зимин К. В., Лугачев М. И., Гимранов Р. Д., Скрипкин К. Г. Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность // Бизнес-информатика, 2018. № 2 (44). - 45–54 с.;

2. Гришкина Ю. Э. Маркетинг в социальных сетях (smm) как основной инструмент ведения бизнеса на on-line платформе // Хроноэкономика, 2018. № 5 (13). - 71-76 с.;

3. Кузнецова Т. И., Иванов Г. М., Опарин О. И. Цифровое предприятие в концепции «Индустрия 4. 0» // Гуманитарный вестник, 2017. № 12. - 1-13 с.;

4. Устинова Н. Г. Цифровая экономика и предпринимательство: вопросы взаимодействия // Вестник СГСЭУ, 2019. № 3 (77). - 32-37 с.;

5.  Шапсугова М. Д. Реализация принципов цифровой экономики и технологии смарт-контракта в правовом регулировании предпринимательской деятельности // Северо-Кавказский юридический вестник, 2018. № 2. - 76-82 с.

Matveeva Sofya Vladislavovna

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod - National Research University (UNN)

Nizhny Novgorod, Russian Federation

e-mail: mnavysonya@inbox. ru

Tsarev Evgeniy Alexandrovich

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod - National Research University (UNN)

Nizhny Novgorod, Russian Federation

e-mail: z. czar@mail. ru

LEGALASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIALACTIVITY

IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Abstract: this article is devoted to the legal aspects of the impact of digitalization on entrepreneurial activity. The paper highlights the regulatory framework created for the development of digital technologies. The definitions of a digital enterprise by various authors are given and the key features are derived. The authors also consider the use of modern marketing tools and smart contracts in contractual relations in the field of online sales.

Keywords: digital economy, social media marketing (SMM), smart contracts, information technology, digital rights, digital enterprise

УДК 342

Мачинский Михаил Владиславович

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет

(национальный исследовательский университет)»

г. Челябинск, Россия

e-mail: mihamach@bk. ru

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация: в статье автор определяет субъектов договора оказания образовательных услуг, а также исследует их правовой статус. Конструкция договора возмездного оказания образовательных услуг может быть как двусторонней, так и трехсторонней, что находит отражение в объеме прав и обязанностей сторон договора. Определено, что договор оказания образовательных услуг характеризуется признаком возмездности вне зависимости от того, осуществляет ли обучающийся оплату.

Ключевые слова: договор возмездного оказания услуг, субъекты, правовой статус, имущественные договоры, юридическое равенство сторон.

Согласно юридической доктрине, правовой статус представляет собой комплексный феномен, который складывается из таких элементов, как права, обязанности, ответственность, свободы, интересы, гарантии. Правовой статус субъектов представляет собой основу, на которой строятся правоотношения, осуществляется взаимодействие субъектов, определяются границы и возможности поведения субъектов.

По общему правилу, закрепленному в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), сторонами договора возмездного оказания услуг являются заказчик и исполнитель (п. 1 ст. 779 ГК РФ)[71]. В отношении договора об оказании платных образовательных услуг, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании)[72] предусмотрено, что исполнитель, которым по договору об оказании платных образовательных услуг выступает образовательная организация, вправе заключить договор:

– с лицом, зачисляемым на обучение (родителями, законными представителями несовершеннолетнего лица) (п. 1 ч. 1 ст. 54);

– с лицом, зачисляемым на обучение, физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение (п. 2 ч. 1 ст. 54).

Как можно увидеть из Закона об образовании, договор на оказание платных образовательных услуг может быть как двусторонним, так и трехсторонним. Присутствие в договоре трех сторон указывает на то, что в данном договоре помимо получателя услуги (студент, ученик, т. е. лица, находящиеся в процессе получения образования) появляется сторона договора, выполняющая роль инвестора (В. В. Чеха, 2010: 136) т. е. субъекта, финансирующего получение образовательной услуги обучающимся.

Двусторонний договор предполагает, что на стороне заказчика выступает гражданин, который обладает необходимым объемом дееспособности и может самостоятельно заключить данный договор. К таким заказчикам относятся совершеннолетние граждане, которые достигли возраста 18 лет и обладают полным объемом дееспособности. К данной категории заказчиков также можно отнести несовершеннолетних граждан, которые получили полную дееспособность до достижения возраста 18 лет в результате процедуры эмансипации (ст. 27 ГК РФ). Двусторонний договор имеет место быть и тогда, когда на стороне заказчика выступают родители (законные представители) обучающегося, обладающие соответствующим объемом дееспособности и наделенные правомочиями представлять интересы несовершеннолетних обучающихся, в том числе, путем подписания договора на оказание платных образовательных услуг в интересах несовершеннолетних обучающихся. Трехсторонний договор возмездного оказания образовательных услуг используется в тех случаях, когда обучающийся обладает полным объемом дееспособности, который позволяет ему самостоятельно заключить договор с образовательной организацией, однако в силу отсутствия самостоятельного источника дохода обучающийся не способен выполнять одну из основных обязанностей по договору возмездного оказания образовательных услуг – осуществлять оплату оказанных услуг. С этой целью обязанность по оплате оказываемых образовательной организацией услуг возлагается на третье лицо, которое добровольно принимает на себя обязанность по оплате образовательных услуг, оказываемых в интересах обучающегося.

Представленные конструкции договора возмездного оказания образовательных услуг дают представление о таких элементах правового статуса субъектов договора возмездного оказания образовательных услуг, как права и обязанности. Основной обязанностью образовательной организации, выступающей на стороне исполнителя по договору возмездного оказания образовательных услуг, является оказание образовательных услуг в интересах обучающихся. Данные услуги должны быть оказаны с надлежащим качеством (должны соответствовать программе обучения, образовательным стандартам и т. д. ), оказаны в срок. Оказание образовательных услуг не может быть перепоручено иной образовательной организации. Образовательные услуги оказываются непосредственно той организацией, с которой у заказчика заключен договор. Ключевым правом образовательной организации является требовать оплаты за оказанные образовательные услуги, исполнения другой стороной договора всех согласованных сторонами договора условий. Обязанностью заказчика по договору возмездного оказания образовательных услуг является оплата оказанных исполнителем образовательных услуг. При этом обязанность по оплате может быть возложена как на получателя услуги (в двустороннем договоре), так и на лицо, принимающее на себя обязанность по оплате оказываемых образовательной организацией услуг в интересах получателя услуги (в трехстороннем договоре). Правом заказчика является право требовать от исполнителя оказания услуг надлежащего качества в согласованный сторонами договора срок оказания услуг.

Особенностью договора об оказании возмездных образовательных услуг, в отличие от оказания иных видов услуг, как отмечает Л. М. Волчанская, является невозможность гарантирования исполнителем достижения высокого результата своей деятельности, поскольку результат оказания услуги зависит не только от исполнителя, но и от обучающегося, от его возможности, внимания, старания, трудолюбия (Л. М. Волчанская, 2002: 4).

В юридической литературе можно встретить мнение, согласно которому договор возмездного оказания образовательных услуг квалифицируется в качестве публичного договора, а вытекающие из данного договора правоотношения характеризуются как отношения власти-подчинения, влекущие за собой неравенство субъектов (Т. В. Штепа, 2020: 227). Подобная позиция основывается на том, что договор оказания образовательных услуг отождествляют с офертой, при помощи которой образовательная организация заранее сообщает потенциальным контрагентам сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности, об аккредитации и аттестации, информирует о перечне, правилах, процедурах, сроках и форме вступительных экзаменов и т. п. Акцептом данной оферты считается предоставление абитуриентом заявления о приеме и соответствующих документов, письменное подтверждение ознакомления с условиями поступления и обучения (С. А. Загородний, 2007: 14).

На наш взгляд, договор возмездного оказания образовательных услуг, в силу наличия у договора признака возмездности, может быть приравнен к имущественным договорам. Исходя из этого, представляется возможным квалифицировать отношения между исполнителем и обучающимся по поводу предоставления образовательных услуг как имущественные, которые регулируются нормами соответствующего договора на оказание платных образовательных услуг, а в части, не урегулированной договорными положениями – нормами гражданского законодательства.

Гражданско-правовые договоры характеризуются юридических равенством сторон. Образовательная организация и обучающийся, состоящие в правоотношениях по поводу оказания/получения образовательных услуг, являются свободными, не подчиненными друг другу субъектами, обладающими автономией воли и равными правами в части изменения и расторжения договора, возможности применения к стороне, нарушающей условия договора гражданско-правовых мер ответственности.

Одним из дискуссионных моментов выступает вопрос разграничения правового статуса субъектов договора образовательных услуг по критерию возмездности. Как отмечает в своих научных трудах В. В. Кванина, договор оказания образовательных услуг является возмездным в любой ситуации: когда обучающиеся (их законные представители или третьи лица) самостоятельно оплачивают оказываемые образовательные услуги, а также в тех случаях, когда обучающийся получает образовательные услуги на бюджетной основе (В. В. Кванина, 2011: 148). Во втором случае возмездность договора оказания образовательных услуг неоспорима – для потребителя услуг (обучающегося) образовательные услуги предоставляются бесплатно, однако для самой образовательной организации оплата услуг осуществляется из иного источника: средств государственного или муниципального бюджета. Возмездный характер договора образовательных услуг дополнительно подтверждает тезис о том, что договор оказания образовательных услуг является имущественным и попадает в сферу гражданско-правового регулирования.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное следует отметить, что правовой статус субъектов договора возмездного оказания услуг определяется положениями ГК РФ, а также Закона об образовании. Основными правами и обязанностями субъектов договора возмездного оказания услуг являются: оказание образовательных услуг, оплата оказываемых услуг, возможность требования правомерного поведения от иной стороны договора. Диспозитивный характер гражданско-правовой сферы позволяет сторонам включать в договор возмездного оказания услуг иные требования и условия, определяющие правовой статус сторон договора. Так, образовательная организация при заключении договора на оказание образовательных услуг принимает на себя обязательство соблюдать права и свободы обучающихся, обеспечивать материально-технические условия обучения. Одновременно с этим, обучающиеся при заключении договора принимают на себя обязательства соблюдать правила внутреннего распорядка, принимать оказываемые образовательные услуги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...